Мигранты и интересы олигархии

Предприниматели пугают граждан ростом цен в случае полного выдворения нелегалов

Российское издание под англоязычным названием Esquire (как говорится, уже интересно) опубликовало материал, который развеивает последние «смутные сомнения», терзавшие наше общество, по поводу того, кто же еще наряду с продажными «отдельными представителями» чиновничьего класса является главным лоббистом сохранения существующего в России статус-кво в миграционной сфере (который в последние годы трудно охарактеризовать иначе как полный беспредел). Авторы статьи под достаточно странным  заголовком «Производительность туда» (этот лапидарный каламбур, видимо, претендует на некую оригинальность) знакомят читателей своего информационного ресурса с результатами журналистского блиц-опроса московских коммерсантов «средней руки».

Респондентов попросили пофантазировать на тему «каков будет экономический эффект от высылки всех нелегальных иммигрантов из России». Их вполне предсказуемая реакция в духе «шеф, все пропало!» еще раз заставила вспомнить полузабытых ныне «отцов-основателей» истмата, утверждавших, что классовый интерес — это, как говорится, «вещь сильная», которую ни в коем случае нельзя игнорировать, если хочешь по-настоящему разобраться в процессах, происходящих в обществе.

Если коротко резюмировать прозвучавший в Esquire коллективный «плач Ярославны» (местами «плавно переходящий» в заунывные «причитания Каромата», с учетом, что в числе опрошенных оказался еще и председатель общероссийского движения трудовых мигрантов Таджикистана), то главным аргументом сторонников сохранения прежних масштабов присутствия нелегальных мигрантов на российском рынке труда является трогательная (до полного неправдоподобия) обеспокоенность бизнесменов-благодетелей по поводу возможного роста цен на их товары и услуги, в случае если власти лишат наших предпринимателей дешевой рабсилы. Это, согласитесь, уже само по себе настолько противоестественно для «зашкаливающе» социально-ответственного российского бизнес-сообщества, что напоминает пресловутую мифическую акцию «пчелы против меда».

«Двухкомнатная квартира в типовой новостройке вблизи МКАД подорожает на 42 000 долларов», — «на голубом глазу» кошмарит потенциальных приобретателей «квадратных метров» президент девелоперской компании. Складывается такое впечатление, что российские застройщики, не желая хотя бы сколько-нибудь умерить свои финансовые аппетиты, даже не хотят заикаться о возможности отказа от традиционных сверхприбылей (известно, что до кризиса рентабельность строительства жилья в России редко опускалась ниже 30% годовых при 15% в «цивилизованном мире», на который у нас теперь стало так модно ссылаться), предпочитая говорить о негативных последствиях роста себестоимости свой продукции в виде якобы неизбежного повышения роста цен.

«Делая скидку на известную приблизительность подсчетов, можно сказать, что в стоимости одного квадратного метра жилья примерно 20% — это стоимость работы», — начинает подводить издалека «научную базу» (точнее сказать,  наукообразную) один из апологетов существования Москвы в режиме «миграционного пылесоса». Цитируем дальше и, как говорится, «внимательно следите за его руками» — «из них примерно 5% — низкоквалифицированная работа, которую, как правило, выполняют нелегалы. Разница в зарплате — в 4 раза: 250 долларов для нелегала и 1000 долларов для человека с российским паспортом и пропиской. Если 5% умножить на 4, получается 20%. Вычитаем 5% (те, которые уже и так были) и видим, что удорожание составит 15%. Если брать минимальную стоимость метра — 4 000 долларов, то получается 600 долларов на каждый метр. Если возьмем двухкомнатную в 70 метров на окраине Москвы, у МКАДа, то переплата на ней в таком случае будет 42 000 долларов. Для среднестатистической семьи это сумасшедшая разница», — публично «убивается» сердобольный девелопер за российскую «среднестатистическую семью», которая к первичному рынку недвижимости в новостройках уже давно и «на расстояние пушечного выстрела» подобраться не может.

Собственно говоря, «сеанс магии» завершен, теперь «разоблачение». Как утверждает сам г-н девелопер, стоимость труда в общей цене квадратного метра составляет 20% . Соответственно, даже если согласиться с тем тезисом, что нелегал на стройке получает в 4 раза меньше российского гражданина, получается, что стоимость квадратного метра повысится лишь на 3%, а никак не на 15%. Поскольку если стоимость труда в квадратном метре составляет лишь одну пятую часть — всего 20%, то прежде чем умножать полученные +15% на общую цену мІ, нужно не забыть предварительно разделить 15 на 5). Иначе может получиться как в поговорке про «легкость рук и никакого мошенничества».

Подобными «передергиваниями» (причем, уже отнюдь не математического свойства) изобилуют комментарии и остальных заинтересованных участников соцопроса. В частности, нельзя не отметить пассаж гендиректора одной московской транспортной компании, который, видимо, перепутав безработных граждан с отечественными фигурантами рейтинга Форбс, безапелляционно заявил (хотя, наверное, точнее было бы сказать «сморозил») в интервью Esquire, что «граждане России меньше чем за 100 тысяч рублей на такую работу (водителями маршрутных такси в столице. — Прим. KM.RU ) никогда не согласятся». Интересно, а много г-н Маргарян видел жителей депрессивных регионов, которые, выживая на 4000-5000 р. в месяц и при этом имея водительские права соответствующей категории, все равно непреклонно «посылают» работодателей, предлагающих им «побомбить» в столице за оклад в 99 000 р.?

Или вот, например, откровения о «национальных особенностях малого и среднего бизнеса» от владелицы текстильной лавки Наталии Карташовой: «Большую часть товара мы привозим из Турции, но шторы шьем сами. Сами — это у узбеков. Раньше нам шили узбеки, работавшие на Черкизовском рынке — там был огромный подпольный цех. Это стоило 150 рублей за занавеску. Когда цех вместе с рынком закрылся, мы вынуждены были искать новых швей. Оказалось, что цена на пошив в ателье, где работают москвичи, составляет минимум 100 рублей за погонный метр. Самые раскупаемые у нас занавески шьются из десяти погонных метров. Мы их продавали по 2 500 рублей. Если бы пришлось шить в ателье, цена бы взлетела до 3 500 рублей — на 40%. Но мы, слава богу, нашли новых узбеков». Действительно, какой ужас — если бы бизнесвумен не отыскала в Первопрестольной новых невзыскательных «гостей с юга», то вместо 1500 рублей она «выжимала» бы из каждой шторы «всего лишь» 500. Либо пришлось бы «от безысходности» повышать конечную цену изделия, перекладывая проблему «отсутствия узбеков» на плечи потребителя.

По сути дела, эти и многие другие подобные комментарии алармистского свойства призваны ненавязчиво «помочь» читателю прийти к более чем сомнительному выводу — только полурабский труд мигрантов-нелегалов может обеспечить низкую стоимость товаров и услуг, а также экономическое развитие России в целом. При этом ревнители «миграционной вольницы» в РФ предпочитают «скромно умалчивать» о том колоссальном ущербе, который наносит оккупированный неквалифицированными мигрантами рынок труда экономике и материальному благосостоянию граждан нашей страны. А именно, сознательно или нет, упускается из виду то обстоятельство, что нелегальный рынок труда означает хроническое бюджетное недофинансирование социальной сферы (вследствие непоступления налогов и взносов в различные социальные фонды со стороны мигрантов).

Как известно, неприхотливых мигрантов сложно назвать активными потребителями. Кроме того, многие из них переводят деньги на родину, чтобы прокормить оставшиеся там семьи. Если же сюда добавить еще неизбежный демпинг на рынке труда со стороны гастарбайтеров, которые вольно или невольно сбивают стоимость рабочей силы (а то и вовсе лишают рабочего места) местных жителей, то нетрудно догадаться, что все это не может не оказывать отрицательное воздействие  на платежеспособный спрос. Что в свою очередь является объективным тормозом для экономического развития и преодоления последствий глобальной рецессии, и так больно ударивших по реальному сектору российской экономики. Не говоря уже о том, что безработным гражданам государство вынуждено выплачивать пособия, что означает дополнительную нагрузку на бюджет. А вместо увеличения объема оказываемых гражданам социальных услуг наше государство вынуждено нести дополнительные расходы по лечению мигрантов (бесплатную медпомощь неожиданно «загремевшим» в наши учреждения здравоохранения нелегалам ведь никто не отменял).

В «пассив» миграционному режиму по принципу «все флаги в гости к нам» также следует занести то обстоятельство, что бюджет РФ и общество в целом вынуждены «расхлебывать» многочисленные «подарки», которые нам привозят с собой незаконные мигранты. Такие как всякого рода «экзотические заболевания» (о существовании которых мы уже успели забыть еще во времена СССР), а также вполне традиционные «хвори» (вроде СПИДа, гепатитов и прочих «прелестей жизни»). Наконец, нельзя не отметить рост социальной напряженности в обществе, который провоцируется упорным нежеланием замкнутых мигрантских общин адаптироваться к культурно-нравственным, а зачастую даже официально правовым реалиям нашей жизни, этнической преступностью и коррупционной составляющей пребывания на территории РФ нелегальных «трудовых наймитов» из-за рубежа.

Пагубные последствия, к которым приводит засилье мигрантов-нелегалов на российском рынке труда и упорное нежелание российского бизнес сообщества их замечать, в интервью KM.RU прокомментировал известный общественный деятель и политолог Андрей Савельев:

— Прогнозы, которые дают наши работодатели, рассматривая сложившуюся в нашей стране ситуацию с точки зрения своих частных интересов, не являются состоятельными. Конечно, личный бизнес этих людей в случае подобного развития событий (выдворения из РФ мигрантов-нелегалов. — Прим. KM.RU), вполне возможно, пострадает. Потому что они уже привыкли к прибылям за счет привлечвения рабов и «отвлечения» граждан.

Впрочем, дело не только в этом. В России созданы такие условия, в которых малому и среднему бизнесу нормально работать практически невозможно, а крупный — это крупномасштабное воровтсво с участием высших чиновников. У нас создана экономическая система, при которой честное предпринимательство вообще невозможно. На уровне малого и среднего бизнеса отношения между работником и работодателем в присутствии государственного чиновника означает, что все без исключения предприятия этого уровня должны быть закрыты. В этой системе работать открыто, честно платить налоги и зарплаты, нанимать только тех, кто имеет право работать в России, нельзя.

Фактически легальная производящая экономика уже погибла. Предприятия существуют по большей части только в теневом состоянии. В такой ситуации только теневые отношения между работниками и работодателем позволяют предприятию существовать и выпускать продукцию. Главная проблема связана с чудовищным уровнем коррупции, которая пронизывает всю систему от высокопоставленных чиновников до самых мелких. Проблема не только в том, что деньги передаются из рук в руки тайно от государства. За последние десятилетия коррупционные отношения легализованы. Многие аспекты экономических отношений, которые раньше считались криминальными, теперь стали допустимыми. В результате стоимость жизни в России резко подскочила. В том числе потому, что предприниматели вынуждены нанимать за гроши полурабов, а не приглашать высокооплачиваемых квалифицированных специалистов и работников из числа коренных жителей РФ.

Есть еще один аспект, на который следует обратить внимание. Если мысленно удалить всех нелегалов (а это не меньше половины от общего числа гастарбайтеров), то в условиях аховой безработицы их места по идее должны занять местные жители. А этим людям уже придется нормально платить, учитывая выплаты в  социальные фонды, оплату больничных и т.д. Если предприниматель при этом оказывается в состоянии продолжать вести свой бизнес, значит произойдет перераспределение — часть его прибыли пойдет на зарплату наемным работникам. То есть с одной стороны, он будет поднимать цены на свою продукцию, а с другой — ему придется поднять и зарплаты. Таким образом, увеличится покупательная способность и люди смогут приобретать подорожавшие товары. В результате в системе спроса и предложения возникнет новый баланс. Единственная проблема состоит в том, чтобы предприятия не закрылись, для чего необходимо, чтобы уровень их рентабельности оставался достаточным. Этого нынешний режим обеспечить не может и не хочет.

Но здесь опять же все упирается в условия предпринимательства. Если наши условия перенести в другую страну, она «загнется» за пару месяцев. А мы еще живем. Это вообще какое-то чудо, что мы еще можем что-то производить!

Предприниматели должны подумать, что для них важнее — возможность продолжать «нанимать рабов», завозя их из-за рубежа или добиваться изменения условий ведения бизнеса в нашей стране в целом. В этом смысле представители бизнес-сословия пока не спешат сказать своего слова. В политике малый и средний бизнес предпочитает частный сговор с чиновниками, узурпирующими власть, а не формирование собственной политической силы с целью изменить общую ситуацию.

Пока существует сговор между предпринимателем и чиновником,  никакой нормальной экономической системы мы построить не сможем. Тогда действительно только за счет «рабов» мы и будем жить. Если же пересматривать эту систему, то нужно вводить совсем другие отношения — прописывать новый статус чиновника, ответственность предпринимателя перед работником (и наоборот). И приоритетом должно быть производство, а не отчетность, не финансовые потоки, не продажа сырья, не налоги.

У нас же бизнес выдавливается в теневой сектор благодаря чисто олигархическому законодательству, которое создавалось на протяжении 20 лет.

Если не будет олигархов, то не будет и никаких гастарбайтеров. Те и другие России абсолютно не нужны. Совокупные общественные затраты и всякого рода издержки на содержание гастарбайтеров значительно выше, чем то, что они сюда приносят со своим трудом. Их наличие на нашем рынке труда лишь поддерживает существование сложившейся безобразной экономической системы. Что угнетает всю страну и весь наш народ. Мигранты являются винтиками этой системы, вне зависимости от их воли. Просто изначально созданы такие отношения, которые используют их в таком качестве.

Так может быть, это и стало бы выходом: если выдворить ненужных мигрантов, властям пришлось бы перестроить экономическую систему (в томи числе в сфере трудовых отношений) на гораздо более разумных основаниях.

КМ.РУ

Оставьте комментарий