О партийной гордости великороссов

Именно «Родина» распечатала некогда табуированные или отданные на откуп безопасным для власти демагогам темы. Поэтому именно борьба за политическое наследство «Родины» стала лейтмотивом конкуренции на патриотическом фланге

13 сентября в Москве было подписано Генеральное соглашение о создании избирательной коалиции «Родина — Патриоты России».
Это первое политическое объединение, тактично обошедшее запрет на создание предвыборных блоков, а само подписание — первое публичное мероприятие субъекта парламентской кампании-2007. Заметим, что съезд партии «Патриоты России», ставшей базой для предвыборного списка коалиции, пройдет 24 сентября, и это будет последняя (не считая съезда «Единой России» 2 октября) акция претендентов на места в Госдуме пятого созыва — в начале октября заканчивается приём списков. Пока что можно только предполагать, что из себя будет представлять избирательная коалиция, какова будет ее кадровая и идеологическая наполненность и, главное, политические перспективы.

Съезд «Патриотов» утвердит предвыборные списки, и это даст понять многое. В частности — какую роль на этих выборах сыграет партия «Великая Россия», так и не получившая государственной регистрации, а потому решившаяся на участие в борьбе за думские мандаты в альянсе с семигинцами.

Прежде, чем принять решение об участии в избирательной кампании и слиянии с семигинцами, «великороссы» провели заседание своего руководящего органа — Центрального совета. Лидер «Великой России» Дмитрий Рогозин рассказал, что вел переговоры и с Жириновским, и с Зюгановым, но в итоге счел оптимальным вариантом договариваться именно с Семигиным, тем более, что создание коалиции было инициативой последнего. «Его предложение является для нас наиболее приемлемым… Консультации с партнерами по создающейся коалиции по поводу составления предвыборных списков продолжаются… и будут вестись до съезда «Патриотов», — заверил собравшихся Рогозин — и, уехавши на заседание думской фракции, предоставил соратникам принимать решение самостоятельно. В итоге председателю партии Андрею Савельеву было поручено подписать соглашение с «Патриотами России».

В тот же день по СМИ и Интернету прокатилась волна скептических сообщений, ставящих под сомнение политическое будущее как предвыборной коалиции, так и самой партии «Великая Россия». Дескать, Селезнев и Семигин, в отличие от бабуринцев, не имеют ничего общего с русским национализмом, союз с ними принесет великороссам больше вреда, чем пользы. Семигинцы, мол, «повеликороссят и бросят», да и официальная эмблема партии — радуга — позаимствована у международного движения секс-меньшинств. В своем блоге Андрей Савельев прокомментировал все опасения на счет своей партии, пообещав усилить правый, национально-государственнический крен в идеологии коалиции, защитить интересы активистов партии, готовых участвовать в выборах, и разобраться с двусмысленной символикой партнеров.

Что можно к этому добавить? Партии «Великая Россия» сопутствует удача и невезение одновременно. К проявлениям первой следует отнести безусловно успешное партстроительство в предельно сжатые сроки. Сторонники партии с воодушевлением следили за тем, как еженедельно партия прирастает тысячами новых членов; противники следили за этим процессом с плохо скрываемой завистью. Сотрудники Росрегистрации позволили себе высказывания в духе того, что не положено так быстро создавать партию, а руководитель «Справедливой России», переживавшей исход бывших «родинцев», бурчал о том, что цифры потерь его партии в разы преувеличены. Последнего не смогли доказать даже сотрудники Федеральной регистрационной службы, у которых не было претензий к недостаточному количеству членов «Великой России». Однако они нашли другие способы отказать партии в регистрации, сославшись на некоторые ошибки в документах. Сопротивление бюрократов в борьбе за легальный статус можно назвать признаком невезения: должностные подлоги, недостаточность оснований для отказа в регистрации, прессинг региональных отделений, волна клеветы в СМИ — все эти атрибуты административного беспредела, по утверждению лидеров молодой партии, активно практиковались против нее.

В итоге «великороссы» были лишены возможности самостоятельного участия в выборах, однако отказываться от борьбы они не стали. В интервью радиостанции «Свобода» лидер «ВР» Рогозин заявил: «Для любой политической организации крайне важно участвовать в выборах, даже если они не очень-то прозрачные, не очень-то конкурентные, поскольку это мобилизует актив, и мы приобретаем опыт борьбы».

Андрей Савельев в свою очередь написал: «Что мы получим в случае победы? Очень немного. В лучшем случае — некий аналог „Родины“, где национал-патриоты представлены едва десятком-полутора человек. Но в противном случае — вообще ничего. Что сделают эти полтора десятка? При естественной смене политических элит они смогут гораздо больше, чем теперь. Не обязательно в виде законодательных инициатив. Коли вес „русского вопроса“ в обществе нарастает, власть будет вынуждена откликаться на этот процесс. Отсюда и вес носителей соответствующей идеологии станет более заметным, а их идеи — востребованными».

Похоже, незарегистрированная партия согласна на маленькую, но не лишенную политического достоинства фракцию в Госдуме, политический вес которой будет расти по мере усиления «русской партии» в коридорах исполнительной власти и силовых органов и общего «правения» российской политики. А его динамика за последние годы не оставляет сомнений в необратимости «обрусения» политического пространства. В этом процессе далеко не последнюю роль играл парламентский статус «Родины», попадание которой в Госдуму зафиксировало рост «низового» национализма в народе. Все последующие манипуляции властей с этой идеологией — антигрузинская и антимигрантская кампания, «русский проект» партии власти, новая концепция государственной национальной политики — имели характер либо профанации и выпускания пара в свисток, либо попыток «отобрать дискурс» у кого надо. Однако именно «Родина» распечатала некогда табуированные или отданные на откуп безопасным для власти демагогам темы. Поэтому именно борьба за политическое наследство «Родины» стала лейтмотивом конкуренции на патриотическом фланге, равно как и сведение счетов бывших «родинцев» с их «розовой мачехой» — «Справедливой Россией».

На сегодняшний день очевидно только то, что претензия новой коалиции на наследство блока «Родина» обоснованна. Отсюда и название: «Родина — Патриоты России», и слухи о включении в тройку списка Дмитрия Рогозина и Сергея Глазьева, и уверенность экспертов в цельности электората «Родины», что означает, в случае честного подсчета голосов, гарантированное преодоление семипроцентного барьера.

Но, так или иначе, предвыборная гонка начались, и значение «Великой России» в ней — в том или ином качестве — уже не вызывает сомнений.

Оставьте комментарий