Экологический консерватизм

Защита природы имеет полное и глубокое обоснование только в консервативной идеологии.

В наше время стало распространённым ошибочное мнение, что экологическая направленность идеологии  является важной и неотъемлемой частью идеологий либералов и «левых». Идеология «левых» имеет целью борьбу за упразднение государства и уравнивание всех людей, а либеральная идеология сводится к идее защиты интересов олигархии  при свободном рынке – организованной для них искусственной среде обитания.

Ни либералы, ни «левые» никогда раньше не заботились систематически  об окружающей среде. В тоталитарном СССР была в моде идеология покорения природы, получения максимального эффекта в течение короткого  срока  на промышленном предприятии или на объекте сельского хозяйства. Господствовал  абсурдный принцип  «покорим  Природу», человек считался главной силой на планете, что должна активно регулировать в своих интересах экосистемы и биосферу, пользоваться ресурсами литосферы, гидросферы, атмосферы по своему разумению и для построения светлого будущего. В 1950-1970-е годы высокая токсичность современных продуктов химических производств в принципе не допускала низкой технической культуры, хотя случалось: ради удешевления и увеличения объемов продукции ее оставляли токсичной —  за счет здоровья людей и природы.

Только в конце 80-х – начале 90-х годов общество перешло от  принципа «Покорим Природу» к принципу «сохраним Природу». Но либеральная экономика не способствует сохранению экосистем, а законодательство не наказывает большими штрафами тех, кто наносит ущерб окружающей среде.

Либералы, объявившие себя вдруг экологами, надеются обмануть человека, который не понимает сущности политических идеологий и их отношения к традиции.

Либеральным эколог не может быть никогда, потому что речь идёт об окружающей среде нации и её здоровье в условиях сохранения природы. Полезшие в экологию либералы  занимаются популистской демагогией,  приобщая экологию к идеологии, что ставит во главу всего интересы обогащения любым путём. Безудержное обогащение наносит ущерб окружающей среде, который  несет невосполнимые потери, за которые будут расплачиваться будущие поколения жителей Земли.

Отношение к  природе – показатель  нравственного состояния общества. Не может живодёр и уничтожитель окружающей среды быть олицетворением консервативного отношения  к природе! Сакральный смысл природы, согласно консервативному взгляду на мир, — это воплощение принципа иерархии.

Наши арийские предки, как и многие другие древние народы, верили в сотворение мира из тела Прабога и были пантеистами, почитавшими силы и стихии природы, в особенности – Солнце. Почитание природы нашими предками было традицией, что способствовала пониманию места в мире, сохранению равновесия с окружающей средой и способствовало продолжению Рода. Природа – это то что находилось около племени-рода и Рода.

Летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».

Таким «Богом богов» у западных славян именовали Свентовита — скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода. Природа и Род шли рука об руку в представлениях наших предков.

Отношение к природе как к чему-то сакральному сохранялось в течение долгого времени у славянских народов и русских. Священные рощи у славян заменяли храмы. Константин Багрянородный свидетельствовал, что славяне-язычники поклонялись в основном дуплистым деревьям, обвивая их лентами. Он писал о богослужении русских язычников: «Приходя на остров св. Георгия, русины совершали жертвоприношения под великим дубом». Также и во времена христианства на Руси великокняжеская и княжеская власть принимала природооохранные законы.  Патриот Русской Земли Ярослав Мудрый писал в «Русской Правде»: «За бобра, украденного из норы, определяется 12 гривен пени» и «Если в чьем владении будет изрыта земля, найдутся сети или другие признаки воровской ловли, то Вервь должна сыскать виновного или заплатить пеню».

Уважительное  отношение к природе всегда было на Руси как со стороны верховной власти, так и со стороны простого народа. Династия Романовых продолжила традицию Рюриковичей в отношении охраны природы. Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные леса, запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 — от малых, в этих лесах нельзя было даже пасти скот. Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Петербурга, в Поволжье и на Южном Урале. Для охраны лесов Петр I создал специальную лесную стражу и установил за нарушения весьма суровые наказания (вплоть до смертной казни). Он также начал регулировать рыболовство и охоту.  Консервативная власть великих князей, царей, императоров всегда была обращена к охране природных богатств и сохранению экосистем нашей страны.

Космополитизм — безразличное и пренебрежительное отношение к отечеству. Идеология космополитизма враждебна и коренным образом противоречит русскому патриотизму — основной черте, характеризующей русского человека. Ценностный ориентир, регулирующий отношение людей к природе, должен распространяться на обширный круг проблем и базироваться на патриотических чувствах граждан. Основным препятствием для его реализации является идеология временщиков, космополитизме, как антиподе патриотизма. Пренебрежительное отношение космополитов к Отечеству также касается защиты природных богатств Отечества. Космополит не может быть искренним  защитником окружающей среды родного края.

По мнению Юлиуса Эволы, «низкие ступени действительности отличаются от более высоких тем, что на низшем уровне целое может распадаться на множество частей, сохраняющих одинаковое качество, тогда, как на более высоких уровнях  это становится невозможным, поскольку им присуще высшее органическое единство, для которого разделение равнозначно повреждению, поскольку оно приводит к полной утрате частями  того качества, значения и функции; которыми они обладали, пребывая в этом единстве».

Данная мысль касается как социума так и природы.  Природные экосистемы иерархичны, как и традиционный социум. Традиция означает неравенство в иерархии. Именно по аналогии с охранением социальной иерархии консерватор также охраняет естественную иерархию видов животных и сортов растений, общий баланс биосферы.

Биосфера сакральным образом формирует иерархию живых организмов, которая до конца нами не может быть понята никогда. Стратификация в обществе  и иерархия в природе одинаково проистекают из естественных причин, которые мы можем изучать, но полностью никогда не постигнем и не сможем заменить рациональными принципами.

В природе и социуме царит неравенство. «Равенство возможно между равными», — верно подметил итальянский мыслитель, а до него – древние греки.

Социум, по логике консерватора, является частью Природы, который стоит защищать как иерархию и уважать в ней естество, как и в Природе, породившей социум. Общество является местом приложения охранительных усилий, потому что разнообразие в нем является иерархичным, взаимосвязанным с иерархиями биосферы.

Совершенствование человека как верного гражданина невозможно без мыслей об охране окружающей среды, без желания сохранить красоту природы. Экологическое направление мысли и деятельности – один из важных элементов подлинного консерватизма, направленного на Традицию и совершенствование в ней человеческих добродетелей.

Оставьте комментарий