Примечания [88]


[ — Фенoмeнология дyxa Гегeль]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]

1

Защитниками оспариваемого здесь взгляда являются Якоби и романтики Шлегель и Шлейермахер.

2

Шеллинг и его последователи.

3

Имеется в виду философия Спинозы.

4

Речь идет о философии Канта.

5

Речь идет о философии Шеллинга.

6

Левкипп и Демокрит.

7

Лессинг, Натан мудрый, III, 6: «Будто истина была бы монетой!» и т. д.

8

Так называемый браунианизм. John Brown, Elementa mеdicinae, 1780.

9

Намек на слова Эвклида: «Нет царского пути к геометрии».

10

Матв. 8, 22.

11

Деяния, 5, 9.

12

Критика метода Фихте и Шеллинга.

13

Представления господствовавшей тогда физики.

14

Вольтов гальванический столб.

15

Христу.

16

Крестовые походы.

17

Аскетизм.

18

Священник и духовный отец.

19

Например, молитвы на латинском языке.

20

Отпущение грехов.

21

Церковь.

22

Имеется в виду учение Канта о категориях.

23

Следует скрытая полемика против немецкого естествоиспытателя Кильмейера и опиравшегося на него Шеллинга, стремившихся определить основной закон органического мира, отыскав количественное отношение между чувствительностью, раздражительностью и воспроизведением.

24

Lichtenberg, Über Physiognomik, 2. Aufl., Göttingen, 1778, S. 35.

25

Лихтенберг, цит. соч., S. 6.

26

Платон, Тимей, III.

27

Перефразировка слов Мефистофеля из «Фауста» Гёте.

28

Речь идет о категорическом императиве у Канта.

29

Софокл, Антигона, IV, 926.

30

Этеокл и Полиник.

31

Из «Племянника Рамо» Дидро.

32

Обе цитаты из «Племянника Рамо» Дидро.

33

Дидро, «Племянник Рамо»: Постепенно устанавливается царство природы и царство той троицы, которой вовек не одолеют врата адовы, — царство правды, порождающей сына: добро, от которого берет начало красота — дух святой. Пришлый бог смиренно становится на алтаре рядом с туземным идолом; он понемногу укрепляется; в один прекрасный день он толкает локтем своего соседа, и — бац! — идол оказывается на земле. (ГИХЛ, М., 1956, стр. 70–71).

34

Известная французская поговорка: «Il n’y a pas de héros pour le valet de chambre» (нет героя для камердинера).

35

Эдип.

36

Орест.

37

Гамлет.

38

«Всадники» Аристофана.

39

«Облака» Аристофана.

40

Люцифер.

41

Сонмы ангелов.

42

Имеются в виду рассуждения Бёме о чувстве горечи в боге.

43

Декарт.

44

Спиноза.

45

Лейбниц.

46

Теология просвещения.

47

Принцип суверенности рассудка у Канта.

48

Фихте.

49

Шеллинг.

50

Видоизмененная цитата из стихотворения Шиллера «Дружба».

51

Гегель. Феноменология духа. Соч. М.: Изд. АН СССР. 1959. Т. IV. С. 41. Здесь и далее цит. по этому изданию в тексте, с указанием в скобках.

52

Шеллинг Ф.В.И. Соч.: В 2 т. М.: «Мысль», 1989. Т. 2. С. 101.

53

Шеллинг Ф.В.И. Соч.: В 2 т. М.: «Мысль», 1989. Т. 2. С. 101.

54

Шеллинг Ф.В.И. Соч.: В 2 т. М.: «Мысль», 1989. Т. 2. С. 102.

55

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. М. 1989. № 9. С. 155.

56

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. М. 1989. № 9. С. 155.

57

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. М. 1989. № 9. С. 155.

58

Гегель. Лекции по истории философии // Соч. М., Л.: Соцэкгиз, 1935. Т. XI. С. 252.

59

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник, 86. М.: «Наука», 1986. С. 261.

60

Гегель. Наука логики. М.: «Мысль», 1970. Т. 1. С. 103.

61

Гегель. Наука логики. М.: «Мысль», 1970. Т. 1. С. 102–103.

62

Мы не имеем возможности подробно рассматривать здесь указанное различие в понимании науки. Отметим лишь, что оно нами излагалось в кн.: Сергеев К.Л., Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени) / Под ред. Г.В.Глушенковой. Л., 1987. Гл. II.

63

Не таковой ли, хотя бы отчасти, была интенция марксизма, особенно на русской почве, в понимании исторического процесса?

64

Ренессансная идея человека как микрокосмоса всей Вселенной преобразуется в идею субъекта как сознания в новоевропейской философии.

65

Гегель. Соч. Т. XI. С. 169.

66

Гегель. Соч. Т. XI. С. 206.

67

Гегель. Соч. Т. XI. С. 197.

68

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. С. 130.

69

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. С. 156.

70

Гегель. Соч. Т. XI. С. 197.

71

Гегель. Работы разных лет. В двух томах. М.: «Мысль», 1970. Т. 1. С. 270.

72

Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 450.

73

Лейбниц Г.В. Соч. В 4 Т. М. Т. 1. С. 305.

74

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1. С. 322–323.

75

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: «Мысль». 1990. С. 67–68.

76

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: «Мысль». 1990. С. 53.

77

Здесь и далее мы в значительной мере опираемся на работу: Heidegger M. Hegels Begriff der Erfahrung Holzwege. Frankfurt a. М., 1980.

78

Гегель говорит об этом «Феноменологии духа» в первых трех абзацах своего введения к «Феноменологии духа».

79

На это обстоятельство обращает внимание М.Хайдеггер в своей работе «Hegels bergriff der Erfahrung». См.: Heidegger M. Holzwege S. 148–159.

80

Ср.: Heidegger M. Hegels Begriff der Erfahrung. S. 169.

81

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988. С. 417.

82

Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: «Мысль», 1977. С. 218.

83

Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: «Мысль», 1977. С. 219.

84

Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: «Мысль», 1977. С. 311.

85

Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: «Мысль», 1977. С. 312.

86

Гегель. Наука логики. М., 1970. Т. 1. С. 101.

87

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. М., 1986. С. 86.

88

Данные примечания носят справочный характер. Они составлены на основе примечаний, помещенных в юбилейном немецком издании «Феноменологии духа» (под редакцией Г.Лассона), Лейпциг, 1907 г.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]