Клавдий.10 г. до н.э. – 54 г., римский император 41-54 гг


[ — Первые импeрaтоpы Рима. (Антиcветoний)]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]


Отец Клавдия Друз Германик был известным полководцем, а мать, Антония Младшая, была дочерью Марка Антония и племянницей Августа. Клавдий приходился родным племянником императора Тиберию и дядей сменившему его императору Гаю Калигуле. Таким образом, Клавдий принадлежал к высшим слоям римского общества.

С детства Клавдий проявил себя замкнутым, необщительным, что позволило некоторым его близким родственником считать его туповатым и даже сумасшедшим. В действительности Клавдий, возможно пережив какие-то детские потрясения, сторонился людей и предпочитал проводить время за чтением и сочинением собственных трудов. Со временем он свободно овладел греческим языком, что открыло для него возможности изучения культурного, и философского и исторического наследия Эллады. Клавдий создал труд по римской истории в сорока трех книгах на латинском языке (продолжив труд Ливии, жены императора Августа), написал историю этрусков в двадцати книгах, историю карфагенян в восьми книгах на греческом языке, мемуары, а также ученое сочинение «В защиту Цицерона».

Современники, внимавшие слухам о тупоумии Клавдия, с удивлением обнаруживали в его речах, произносимых в сенате, широкую образованность и здравомыслие. Тем не менее, шлейф слуха о тугодумии и тупости Клавдия закрепился в истории. Немало тому способствовали сочинения литераторов, стремившихся принизить императорскую власть, осмеять потомков и наследников Августа, усилить сенат, где можно было дать волю своим интриганским наклонностям и потягаться с себе подобными в борьбе за власть и богатство.

Клавдий много лет жил в императорском дворце, погруженный в ученые занятия. Его почти не замечали, считая человеком не от мира сего. В нем не наблюдалось страсти к борьбе за власть, и все, кто такой страстью обладал (например, его бабка Ливия), презирали смирного Клавдия и предпочитали с ним не общаться. Злые языки, не зная, чем занимается Клавдий в своем ученом уединении, говорили, что он предается пьянству.Привычка к насмешничеству над нелюдимым Клавдием укоренилась в правление Калигулы. Тем не менее, Калигула ценил знания своего дяди и несколько раз способствовал его консульству.

Клавдий, не вникая в смысл интриг, помимо своей воли был втянут в заговор против Калигулы и оказался близ места преступления в момент, когда убийцы наносили императору удары кинжалами. В поднявшейся суматохе он спрятался, вовсе не предполагая своего участия в схватке за власть. Вероятно, его ждала участь Калигулы, поскольку сенаторы стремились вернуть себе былое могущество и даже восстановить республиканское правление. Как очевидный наследник, Клавдий мог быть убит в любую минуту.

Империю и будущего императора спасли солдаты преторианской гвардии, которые усадили Клавдия на носилки и бегом отнесли его в преторианский лагерь, где он укрылся от потенциальных убийц. Тем временам сенаторы и солдаты городских когорт заняли Форум и Капитолий, намереваясь провозгласить республику. Но в разноголосице мнений сенат не мог прийти к единому мнению, а римские толпы требовали объявления правителя. Клавдий, сам того не желая, стал исполнителем воли римлян и сильнейшей вооруженной корпорации –преторианцев. Приняв присягу, он был провозглашен императором в 50-летнем возрасте.

Скромность и незлобливость Клавдия сделали его компромиссной фигурой. Он отверг почести, во всем советовался с сенатом, участвовал в работе судов как простой советник, склоняя их к мягким приговорам. Скорее всего, даже казнь убийц Калигулы произошла не по его воле. Клавдий вел себя, как простой гражданин – первый среди равных, чем злил знать, все еще мечтавшую изничтожить династию Августа. Но смирный император устраивал многих, и немногочисленные попытки заговоров и мятежей были подавлены в зародыше.

Правление Клавдия считается бедным на значимые события. Действительно, расширение влияния Рима происходило в основном мирным путем. Римскими провинциями стали Мавритания, Британия, Фракия (современная Болгария), а в Малой Азии — Ликия и Памфилия.

Завоевание Британии в 43 году было связано с драматическим эпизодом, когда римские корабли попали в сильный шторм, и император чуть не утонул. Тем не менее, римские легионы (вместе со вспомогательными частями около 40 тыс. человек) смогли переправиться,разбили войска царя Картака и в несколько дней подчинили себя значительную часть острова. В честь этой победы сын императора получил прозвище Британик.

В римских провинциях при Клавдии продолжалась политика романизации и постепенного предоставления гражданских их населению. Римляне строили города и тесно сотрудничали с местной знатью. При Клавдии в римский сенат были допущены неиталийцы — представители галльского племени эдуев. Такая новация многим пришлась не по вкусу. За этот шаг враги императорской власти, не зная, в чем еще упрекнуть Клавдия, ругали его на чем свет стоит. Философ и политик Сенека (наставник будущего императора Нерона) дошел до того, что кончину Клавдия отметил глумливой поэмой, в которой особенно гневно порицал покойного императора за предоставление гражданства грекам и варварам, а самого императора сравнивал с тыквой – символом глупости.

При Клавдии был осуществлен масштабный проект строительства нового водопровода длиной 59 км, по которому в Рим доставлялось191,2 тыс. кубометров воды от свежих источников. По каменным аркам Клавдий приказал отвести воды из реки Апиена и распределить ее по множеству водоемов, а также осушить с помощью подземного канала Фусцинское озеро.

При Клавдии был построен порт Портус, гавань в Остии с молами и волноломами и высоким маяком. Были взяты под охрану государства все строения. Нельзя было сломать ни одного дома без особого письменного разрешения сената.

При Клавдии продолжилось размывание системы рабовладения. Рим населяло огромное число вольноотпущенников. Императорским эдиктом получали свободу старые и больные рабы, оставленные своими хозяевами без помощи. В то же время, сожительство свободной женщины с рабом без ведома рабовладельца означало переход ее в статус рабыни, а с ведома рабовладельца – в статус вольноотпущенной. Вероятно, такие случаи не были редкими.

При Клавдии была серьезно укреплена система управления и централизация власти. Началось создание императорской канцелярии с разветвленной специализацией и иерархией должностей. Высокие должности в канцелярии получали вольноотпущенники, не связанные с интригами знати. В то же время в имперских учреждениях началась борьба за власть – как с прочими политическими корпорациями, так и за стенами императорского дворца. Вольноотпущенники и домашние императора, пользуясь его простодушием, присваивали себе полномочия и от имени императора подавляли своих противников. Партия императорского дворца стремилась к власти через организацию репрессий против партии сенаторов. По доносам были казнены 35 сенаторов и более 300 всадников. Репрессии затронули и императорскую династию — среди казненных оказался Аппий Силан, тесть императора, две племянницы императора Юлии, дочери Друза и Германика, Гней Помпей, муж старшей дочери императора.

В результате интриг и доносов была казнена также жена императора Мессалина, которую обвинили в прелюбодеяниях и самом отвратительном разврате. Сплетня, как всегда, была оружием в борьбе за власть и оправданием пролитой крови. Сплетники и доносчики не могли простить Мессалине вмешательства в государственные дела и влияния на решения императора. Престарелый и нерешительный Клавдий не имел сил разбирать дворцовые интриги и доносы и возможности сопротивляться склокам между приближенными и родственниками.

Вряд ли Клавдий по доброй воле женился вновь – на Агриппине, вдове Луция Домиция. Также не по своей воле он усыновил Нерона, сына Агриппины от первого брака. Ведь для этого ему пришлось отстранить от наследования власти родного сына Британика. С помощью Агриппины «партия дворца» взяла верх над династией. Ею был расстроен брак дочери Клавдия Октавии и Луция Силана. Октавия была отдана в жены Нерону. По уверениям Светония, Агриппина отравила своего мужа ради того, чтобы он не передумал и не отменил прав Нерона на наследования императорского титула. В действительности, Клавдий, скорее всего, умер свой смертью – столь же мирно, как старался прожить свою жизнь.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]