[ — Руccкaя pелигиозность]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.]
81
Чижевский Д. Предисловие //Житие св. Стефана, епископа Пермского. Изд. В. Г. Дружинин. Гаага, 1959.
82
Соболевский А. И. Переводная литература… С. 283–289.
83
Там же. С. 24, 26–31.
84
Соболевский упоминает о наличии нескольких таких «словарей» в списках XIV и XV веков. Там же. С. 288
85
Там же. С. 285.
86
Там же. С. 14.
87
Там же. С. VI.
88
Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Москва,1855. II, 2.
89
Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло–Белозерского монастыря, составленное в конце XV века //Издания Общества любителей древней письменности. Т. 113. СПб., 1897.
90
Данный каталог не совсем полный. См.: Там же. С. XVI.
91
Там же. С. XI, VI.
92
К этому следует добавить, что большая часть сборников в библиотеке принадлежит к типу «торжественников», то есть антологий проповедей на церковные праздники.
93
Славянские наименования богослужебных книг этого рода — «Изборник» и «Торжественник». Впервые они были напечатаны, в их окончательно сформировавшемся виде, в XVII в. и с тех пор перепечатывались в неизменном виде. В настоящее время они не входят более в литургическое употребление, разве что в некоторых монастырях.
94
Из «Пандектов» Никона Черногорского, гл.1. Греческий оригинал никогда не был опубликован. Цит. по: Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Раздел 55 // СОРЯиС. Т. 12. СПб., 1875. С. 224.
95
Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности // ТОДРЛ. Л., 1934. Т. 1, С. 28.
96
Это издание «Измарагда» появилось в старообрядческом журнале «Златоструй». Москва, 1911.
97
Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских «Сборников» — опыт исследования «Измарагда» // ЗНУ. Т. 60. Одесса, 1893. В дальнейшем мы будем различать две главные редакции «Измарагда» ссылками на «Измарагд I» и «Измарагд II» соответственно.
98
Особенно в: Архангельский А. С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности: Извлечения из рукописей и опыты историко–литературных изучений. 4 тома. Казань, 1889–1890. А также в: Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно–учительной литературы. 4 тома. СПб., 1894–1898; Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // СОРЯиС. Т. 82. СПб., 1907. 54. С. 1–168; Срезневский И. И. Сведения и заметки…
99
Измарагд I. Гл. 3. Опубликовано в: Архангельский А. С. Творения… Т. 3. С. 114.
100
Измарагд I. Гл. 71 // Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 228.
101
Измарагд I. Гл. 24.
102
Измарагд I. Гл. 27. Опубликовано в другой редакции в: Православный собеседник. Казань, 1858. С. 512.
103
Измарагд I. Гл. 4.
104
Измарагд I. Гл. 3.
105
Измарагд I. Гл. 7.
106
Измарагд I. Гл. 36 (из Ефрема Сирина) // Архангельский А. С. Творения… Т. 3. С. 18.
107
Измарагд I. Гл. 3 // Архангельский А. С. Творения… T.3. С. 114. Ср.: Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. Предисловие к покаянию // РИБ. Т. 6. СПб., 1880. См. также: Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Т. X. С. 157.
108
Измарагд II. Гл. 3. Опубликована в сочинениях св. Кирилла Туровского, которые могут быть найдены в: Сухомлинов М. И., изд. Рукописи графа А. С. Уварова // ПДП. Т. 2. СПб., 1858. См. также: Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 94.
109
Измарагд I. Гл. 2 (перевод с греческого) // Православный собеседник. Казань, 1858. С. 179. Опубликовано также в: Шимановский В., изд. Сборник Святослава 1076. 2–е издание. Варшава, 1894. С. 12.
110
Измарагд I. Гл. 62 (из св. Иоанна Златоуста). Опубликована в: Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка X — XIV вв.: общее повременное обозрение. 2–е изд., СПб., 1882. С. 195; Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 120.
111
Измарагд I. Гл. 31. Ср.: Гл. 42.
112
Измарагд II. Гл. 67.
113
Измарагд I. Гл. 42.
114
Тихонравов Н. С. Отреченные книги Древней Руси // Тихонравов Н. С. Сочинения. Т. 1. Москва, 1898. С. 144–146.
115
Эта статья опубликована в: Никольский Η. К. Материалы… С. 81–82.
116
Ср. аналогичное перечисление в современной рукописи: «Паремьи, псалтырь, евангелие, и составныя книги св. отец и апостол». Цит. по: Никольский Н. К. Материалы… С. 134.
117
Никольский Н. К. Материалы… С. 82.
118
а Измарагд II. Гл. 56. Опубликовано в: Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 195; Шимановский В. Сборник Святослава 1076. С. 15.
119
Измарагд I. Гл. 72. Частично опубликована в: Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 67; Павлов А. С. Памятники… // РИБ. Т. 6. № 7.
120
Измарагд I. Гл. 16.
121
Измарагд I. Гл. 71 (из св. Иоанна Златоуста) // Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 228.
122
Измарагд I.. Гл. 71 // Blasphemia (греческое сочинение, переведенное в XIV в.). Ср.: Седельников А. Д. Следы… // ТОДРЛ. Т. 1. С. 134.
123
Ср. взгляды Кирилла Туровского в: Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12-ти томах. Τ. X. С. 130
124
Измарагд I. Гл. 46 // Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 52. Ср.: Измарагд I. Гл. 43.
125
Измарагд II. Гл. 32. См. также: Vita Nephontis. Гл. 64 // Рыстенко А. В. Materialen zur Geschichte des Byzantinisch Slavischen Literatur und Schprache. Одесса, 1928. С. 36.
126
Измарагд II. Гл. 69. Ср. главы 71 и 138.
127
Измарагд I. Гл. 26.
128
Измарагд I. ГЛ. 27 // Православный собеседник. Казань, 1858. С. 512.
129
Измарагд II. Гл. 76. Ср. аналогичную мысль, хотя и без символической формы, в проповеди «О славе мира сего» в: Пономарев А. И. Памятники… Вып. 3. СПб., 1894. № 39.
130
Измарагд I. Гл. 10. Эта притча заимствована из легендарного жития свв. Варлаама и Иоасафа, но составителем «Измарагда» она приписывается «болгарским книгам» — возможно, слабый отголосок богомильской литературы без всякого намека на ересь.
131
О двойном значении русского слова «правда» см.: Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 200.
132
Измарагд II. Гл. 135 // Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 40.
133
Ср.: «Песнь голубиной книги», перепечатанной в: Федотов Г. П. Стихи духовные. Париж, 1935. С. 142–144 из: Бессонов П. А. Калики перехожие. Москва, 1861–1864. № 77.
134
Измарагд II. Гл. 135.
135
Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 188 и далее.
136
О центральном положении смирения в шкале христианских ценностей см.: Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 190–192.
137
Ср. анализ в: Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 187197. В списках «Измарагда» имя псевдо–Геннадия появляется впервые в названии этого труда.
138
Измарагд I. Гл. 16.
139
Измарагд I. Гл. 19.
140
Измарагд I. Гл. 20.
141
В тексте, опубликованном В. Я. Яковлевым, стоит слово «еретики». Мы приводим прочтение Никольского Н. К. (Материалы… № 14. С. 110), предположившего описку в греческом оригинале: hairetikoi вместо heteroi.
142
Менее обширный список врагов Божьих предлагается в гл. 24 того же «Измарагда»: «Жидове и еретицы и держащии кривую веру, совращающиеся на иноверие и прящеся по чужой вере и хвалящии чужую веру и двоеверие любящие, — с теми не достоит мира держати».
143
Ср.: Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 361.
144
Никольский Н. К. Материалы… С. 109–110. № 14.
145
а Измарагд I. Гл. 46. Ср. выше гл. 16.
146
Измарагд I. Гл. 33 и II. Гл. 37. Напечатано среди сочинений св. Кирилла Туровского // Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 33.
147
Измарагд I. Гл. 63.
148
Измарагд I. Гл. 15.
149
Измарагд I. Гл. 72. Эта глава — «Поучение епископа Новгородского Иоанна Илиаса» (XII век). Опубликовано в: Павлов А. С. Памятники… Приложение. С. 347.
150
Измарагд I. Гл. 7 и 47.
151
Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. 1 № 35.
152
Измарагд I. Гл. 7.
153
Ср.: Johannes Cassianus. De coenobitorium institutionibus. Lib. VIII. Cap. 6, 7, 8 // PL. Vol. 49. Cols. 333–339; Index 3. Cols. 825–827. См. также: Dictionnaire de theologie catholique. Paris, 1930. Vol. 3. Cols. 357–358
154
Измарагд I. Гл. 48. Ср.: Anastasius Sinaite // PG. Vol. 89. Col. 845A.
155
Измарагд I. Гл. 16 и 71.
156
Измарагд I. Гл. 46. Опубликовано в: Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 13; Архангельский А. С. Творения… Т. 4. С. 52.
157
Измарагд I. Гл. 66. Частично опубликовано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 11.
158
Измарагд I. Гл. 47. Частично опубликовано в: там же. С. 59.
159
Измарагд II. Гл. 132.
160
Измарагд II. Гл. 158.
161
Измарагд I. Гл. 72.
162
Измарагд I. Гл. 39. Опубликовано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 199; частично заимствовано у подлинного Иоанна Златоуста.
163
а Измарагд II. Гл. 34 (заимствовано из «Пандектов» Никона).
164
Измарагд П. Гл. 40 (заимствовано из Исидора Пелусиота). Частично опубликовано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 57.
165
«Сказание о Щиле» было опубликовано в: Костомаров Н. И. Памятники старинной русской литературы. 4 тома. СПб., 1860–1862. Оно было также темой интересного исследования: Еремин И. П. Из истории русской повести: Повесть о посаднике Щиле // Труды комиссии по древнерусской литературе АН СССР. Ленинград, 1932. Т. 1. С. 59–151.
166
Измарагд I. Гл. 38 (заимствована из Иоанна Златоуста). Опубликована в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 199.
167
Измарагд I. Гл. 64. Опубликовано в: Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 29.
168
Измарагд II. Гл. 35. Опубликовано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 149.
169
Измарагд I. Гл. 65.
170
Измарагд I. Гл. 44. Частично опубликовано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 153.
171
Федотов Г. П. Стихи духовные. С. 79. Вполне вероятно влияние апокрифического видения св. апостола Павла. Ср.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. 2 тома. Москва, 1863. Т. 2. С. 40–41.
172
Измарагд I. Гл. 44. Частично опубликовано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 149.
173
Измарагд II. Гл. 157.
174
Измарагд И. Гл. 35. Опубликовано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4.С. 149.
175
Измарагд I. Гл. 39.
176
Измарагд I. Гл. 38.
177
Измарагд I. Гл. 65. Заимствовано из Екклезиаста. Гл. 13.
178
а Измарагд II. Гл. 44.
179
Измарагд П. Гл. 64. Опубликовано в: Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 29.
180
Измарагд I. Гл. 16.
181
О значении рода см. Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 27.
182
Измарагд II. Гл. 126 // Православный собеседник. Казань, 1859. С. 132.
183
Яковлев В. А. К литературной истории…// ЗНУ. Т. 60. С. 218.
184
Измарагд II. Гл. 44.
185
Яковлев В. А. К литературной истории… // ЗНУ. Т. 60. С. 217–218.
186
Средневековые русские женские монастыри были приютом для вдов и незамужних женщин, которые принимались туда при уплате определенного взноса.
187
Яковлев В. Α. К литературной истории… // ЗНУ. Т. 60. С. 225–226. Опубликовано в: Православный собеседник. Казань, 1858. С. 509.
188
Ср.: Екклезиаст 33, 26–28.
189
Автор имеет в виду Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
190
Измарагд II. Гл. 58. Опубликовано в: Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 65; Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 18.
191
Яковлев В. А. К литературной истории… // ЗНУ. Т. 60. С. 217–218.
192
Измарагд II. Гл. 47. (Из жития Варлаама и Иоасафа.)
193
Измарагд I. Гл. 55. Опубликовано в: Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 63. См. также: Лавровский Н. Памятники старинного русского воспитания // ОИДРМУ. Т. 3. Москва, 1861. С. 3.
194
Измарагд II. Гл. 51 // Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 179.
195
Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 205.
196
Измарагд II. Гл. 55 // Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 64; Лавровский Н. Памятники… С. 5–6.
197
Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 238.
198
Измарагд I. Гл. 53 и Измарагд II. Гл. 52. Данная глава — буквальный перевод греческой проповеди, принадлежащей либо Иоанну Златоусту, либо Ефрему Сирину и напечатанной в: Spuria Иоанна Златоуста // PG. Vol. 59. Cols. 485 — 490.
199
По поводу «Пчелы» ср.: Сперанский Μ. Н. Переводный сборник изречений в славяно–русской письменности // ОИДРМУ. 1901–1905.
200
Измарагд I. Гл. 52. Напечатано в: Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 175; Некрасов И. С. Опыт историко–литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя // ОИДРМУ. Т. 3. Москва, 1872. С. 110.
201
Измарагд II. Гл. 158 (см. прим. с на с. 53). Ср.: гл. 43. «Житие св. Нифонта», один из источников «Измарагда».
202
Измарагд II. Гл. 48 // Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 44.
203
Эта легенда взята из «Жития св. Нифонта», гл. 76. Славянское слово «мурин» (мавр или эфиоп), обозначающее национальность героя, в «Измарагде» превратилось в название русского города (Муром). Как уже указывалось в прим. d на с. 35, «Житие св. Нифонта» было опубликовано Рыстенко в 1928 г. В варианте, опубликованном Костомаровым, мы еще читаем правильное значение: «В Мурьстей области» (в муринской местности).
204
Измарагд II. Гл. 102 //Костомаров Н. И. Памятники… Т. 1. С. 78.
205
Измарагд II. Гл. 127 //Православный собеседник. Казань, 1859. С. 132.
206
Ср.: Срезневский И. И. Сведения… // СОРЯиС. Т. 12. СПб., 1875. Раздел 57. С. 307–308, где нормой считается 7 резан (7 процентов).
207
В «Прологе» тринадцатого века имеется проповедь против ростовщичества // Там же. Раздел 41. С. 25–26.
208
Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12–ти томах. Τ. X. С. 191.
209
Измарагд I. Гл. 17. Опубликовано в: Петухов Д. В. Древние поучения на воскресные дни великого поста // СОРЯиС. Т. 10. СПб., 1886.
210
Измарагд I. Гл. 14 // Пономарев А. И. Памятники… Т. 3. № 34.
211
Измарагд I. Гл. 9 (из Иоанна Златоуста) // Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 134.
212
Греческий текст жития Никона не был опубликован до сих пор.
213
Измарагд II. Гл. 27.
214
Измарагд I. Гл. 36 // Архангельский А. С. Памятники… Т. 3. С. 107.
215
Измарагд I. Гл. 28 // Там же. С. 89.
216
Измарагд II. Гл. 142 // Православный собеседник. Казань, 1858. С. 475; Архангельский А. С. Памятники… Т. 3. С. 116.
217
Измарагд II. Гл. 162. Опубликовано в: Порфирьев И. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописи соловецкой библиотеки / / СОРЯиС. Т. 48. СПб., 1890. Раздел 2. С. 4.
218
Измарагд I. Гл. 12. Напечатано среди сочинений св. Кирилла Туровского. Подробный анализ см. в: Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 157 и далее.
219
Измарагд I. Гл. 58 (и II. Гл. 11) // Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 111.
220
Измарагд II. Гл. 96 // Там же. С. 50.
221
Измарагд II. Гл. 99. Этот отрывок напоминает Екклезиаст, 12.
222
Измарагд II. Гл. 83.
223
Измарагд I. Гл. 13.
224
Измарагд II. Гл. 70.
225
Ср.: Барсов Ε. В. Причитания северного края. Т. 1. Москва, 1872.
226
Измарагд I. Гл. 13 (и II. Гл. 83).
227
Там же.
228
Голубинский Ε. Е. История русской церкви. 4 тома. Москва, 1880–1917. Т. 1.С. 459.
229
Измарагд II. Гл. 82. Ср.: PG. Vol.86. Col. 349.
230
Измарагд II. Гл. 113.
231
Федотов Г. П. Собрание… Т. X. С. 95–108.
232
Св. Артемий Веркольский. Ср.: Федотов Г. П. Святые Древней Руси: X‑XVII вв. Париж: ИМКА–ПРЕСС, 1931. С. 221; Голубинский Ε. Е. История канонизации святых в русской церкви. Москва, 1894.
233
Измарагд I. Гл. 30 // Яковлев В. А. К литературной истории…// ЗНУ. Т. 60. С. 70.
234
Измарагд II. Гл. 82.
235
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 189.
236
Измарагд I. Гл. 2 (и II. Гл. 28). Ср.: PG. Vol.86. Col. 332.
237
Там же.
238
Измарагд II. Гл. 74. Ср.: гл. 71 и 75.
239
Измарагд II. Гл. 75.
240
Измарагд II. Гл. 77 (из псевдо–Афанасия) // Архангельский А. С. Памятники. Т. 4. С. 71. с
241
Измарагд I. Гл. 73.
242
Измарагд II. Гл. 78 (из псевдо–Афанасия) // Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 71.
243
Измарагд II. Гл. 136.
244
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 218–220.
245
Измарагд I. Di. 31 (и II. Гл. 6 и 117).
246
Измарагд I. Гл. 32 (и II. Гл. 115 и 116).
247
α Измарагд II. Гл. 107.
248
Измарагд II. Гл. 124. Отсутствие четвертого постового периода в Православной Церкви, предшествующего празднику Успения Пресвятой Богородицы и длящегося с 1 по 15 августа ст. ст., помогает датировать вторую редакцию «Измарагда». Введение четвертого поста совпало с принятием митрополитом Киприаном (1390–1406) нового богослужебного чина (Иерусалимского). Следовательно, «Измарагд II» может быть отнесен примерно к 1400 г., вопреки оценкам Яковлева и других, относящих его появление к концу XV века. — Прим. И. Мейендорфа.
249
Измарагд II. Гл. 154.
250
Измарагд I. Гл. 77 (и II. Гл. 154) // Православный собеседник. Казань, 1859. С. 141.
251
Первой известной версией этой легенды является история из Синайского патерика. В печатном греческом оригинале отсутствует гл. 303 древнеславянского перевода. Славянский текст опубликовал Срезневский И. И. (Сведения… // СОРЯиС. Т. 20. СПб., 1800. С. 81. № 4). Ср.: Карнеев А. Д. Вероятный источник «Слова о Среде и Пятке» // ЖМНП. Сентябрь 1891. С. 160–175.
252
Измарагд II. Гл. 120 //Православный собеседник. Казань, 1859. С. 183.
253
Измарагд I. Гл. 70.
254
Яковлев В. А. К литературной истории… // ЗНУ. Т. 60. С. 124–125; Карнеев А. Д. Вероятный источник…С. 160 и далее. Ср.: Порфирьев И. Почитание среды и пятницы в древнем русском народе // Православный собеседник. Февраль 1855. С. 183.
255
Порфирьев И. Почитание… // Православный собеседник. Февраль 1855. С. 181–198; Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды //ЖМНП. Февраль 1877. С. 186–252.
256
Измарагд II. Гл. 151 (из 1 Кор. 7, 10) // Православный собеседник. Казань, 1859. С. 453.
257
Измарагд II. Гл. 57. Опубликовано частично в: Дубакин Д. Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления Домостроя // Христианское чтение. 1880. № 1. С. 311–361; 627–676.
258
Измарагд II. Гл. 87.
259
Измарагд I. Гл. 64.
260
Измарагд I. Гл. 60.
261
Измарагд II. Гл. 71.
262
Измарагд I. Гл. 34 (и II. Гл. 109).
263
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 349.
264
Измарагд I. Гл. 49 (и П. Гл. 139) // Православный собеседник. Казань, 1859. С. 465.
265
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 213–214.
266
Измарагд I. Гл. 49.
267
Измарагд I. Гл. 127–128.
268
Это имя пишется по–разному в различных греческих и славянских рукописях: Лазий, Алазий, Лаксий, Лазарий. Лазиос является предположительно эпитетом Дионисия. Ср.: Roscher W. Η. Ausfuhrliches Lexikon der Griechischen und Romischen Mythologie. 6 vols, in 9. Leipzig, 1884–1937; Pauly A. und Wissowa G., eds. Real‑Encyclopadie der Klassischen Altertumswissenschaft. 24 vols. Stuttgart, 1894–1963. S. v. Lasios.
269
Измарагд I. Гл. 23 // Костомаров Η. И. Памятники… Т. 1. С. 207.
270
Измарагд I. Гл. 25 (и II. Гл. 12).
271
Примечательно, что в «Измарагде» опущена деталь, приведенная в «Житии св. Нифонта», о том, что песня содержала «слово срамно», внушенное бесом.
272
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 227.
273
Измарагд I. Гл. 4 // (из Иоанна Златоуста). См.: PG. Vol. 58. Col. 458.
274
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 227; Fedotov G. P. A Treasure of Russian Spirituality. New York and London, 1950; Harper Torchbook (TB 303), New York, 1965.
275
Измарагд I. Гл.45 (и П. Гл.31) // Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 137.
276
Измарагд II. Гл. 38 // Костомаров Н. И. Памятники… Т. 1. С. 82.
277
Измарагд II. Гл. 134 // Там же. С. 87.
278
Измарагд I. Гл. 71.
279
Измарагд I. Гл. 50 (из «Жития св. Нифонта»).
280
Измарагд I. Гл. 51 // Яковлев В. А. К литературной истории…// ЗНУ. Т. 60. С. 90.
281
Измарагд I. Гл. 50 // Яковлев В. А. К литературной истории…// ЗНУ. Т. 60. С. 89 (из «Жития св. Нифонта»).
282
Измарагд I. Гл. 49 // Яковлев В. А. К литературной истории…// ЗНУ. Т. 60. С. 88.
283
Измарагд II. Гл. 39. Напечатано среди трудов св. Кирилла Туровского.
284
Измарагд II. Гл. 100 // Архангельский А. С. Памятники… Т. 4. С. 65.
285
Измарагд I. Гл. 36.
286
Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности // ТОДРЛ. Ленинград, 1934. Т. 1. С. 128.
287
В недавнем прошлом появились две основные работы, в которых рассматриваются сектантские движения XIV и XV веков: Казакова Η. Α., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XTV — начала XVI века. Москва, Ленинград, 1955; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв. Москва, 1960. Первая из этих работ содержит критическое издание основных текстов, цитируемых Федотовым. В обеих работах предпринята попытка объяснить русские сектантские движения исключительно социальными условиями «феодального» мира. В них имеются ссылки на многочисленные вспомогательные библиографии, недавно опубликованные в России. — Прим. И. Мейендорфа.
288
Третья Новгородская летопись (1376). Ср.: Голубинский Ε. Е. История Русской Церкви. 4 тома. М., 1880–1907.
289
В противоположность толкованию Боцяновского В. Ф.: Богоискатели. Петербург, 1911.
290
Павлов А. С. Памятники древнерусского права // РИБ. Т. 6. Петербург, 1880. № 22, 25, 42, 51, 55, 56. Хронология была исправлена Голубинским Ε. Е.: История Русской Церкви. Т. 1. С. 406.
291
Епископ Стефан говорит, что Карп «писание книжное… списа на помощь ереси своей». По–видимому, имеется в виду сборник неких древних текстов, а не его оригинальный труд. См. Павлов А. С. Памятники… // РИБ. Т. 6. С. 214. Позднее А. Д. Седельников обнаружил следы стригольнической письменности или, вернее, стригольнических тенденций в некоторых древних православных рукописях. См.: Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности // ТОДРЛ АН СССР. Ленинград, 1934. Т. 1. С. 121–136.
292
Павлов А. С. Памятники… // РИБ. Т. 6. № 22; Приложение. № 31 (греческий текст).
293
Там же. С. 220–221. №25.
294
Мф. 10, 9–10. (Цитируется неточно.) Там же. С. 222223.
295
Мф. 10, 9–10. (Цитируется неточно.) Там же. С. 218, 222, 226, 227.
296
Там же. С. 217.
297
Мф. 10, 9–10. (Цитируется неточно.) Там же. С. 214, 224.
298
Ин. 6, 54. Там же. С. 214.
299
Там же. С. 227.
300
Ин. 6, 54. Там же. С. 223.
301
Там же. С. 484. № 56.
302
Там же. №25.
303
См. Успенский Ф. И. Философское и богословское движение в XIV веке // ЖМНП. 1892 (и в отдельном издании). См. также: Тихомиров Н. С. Отреченные книги Древней Руси // Тихомиров Н. С. Сочинения. Т. 1. М., 1898. С. 214 и след.
304
Этот подход уже использовался Голубинским и в более позднее время Седельниковым, которому мы обязаны основной структурой данной главы.
305
Павлов А. С. Памятники… С. 86–87.
306
Там же. С. 92.
307
Голубинский Ε. Е. История Русской Церкви. Т. 2. С. 69. Греческую гиперпиру заменила русская гривна.
308
Павлов А. С. Памятники… С. 149. № 16.
309
Там же. С. 195. № 22.
310
Канон Первого Владимирского Собора. Там же. С. 88. № 6.
311
Канон Первого Владимирского Собора. Там же. С. 151, 153. № 16.
312
Канон Первого Владимирского Собора. Там же. С. 155–157.
313
Канон Первого Владимирского Собора. Там же. С. 157.
314
Там же. С. 161.
315
Касательно нижеследующего см.: Седельников А. Д. Следы… С. 124–126.
316
Голубинский Ε. Е. История Русской Церкви. Т. 2. С. 306–318.
317
Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви во Пскове //ЖМНП. 1871. Т. 5. С. 1–70; 1873. Т. 2. С. 188–251.
318
Мы снова цитируем «Измарагд» по: Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских «Сборников»: опыт исследования «Измарагда» // ЗНУ. Т. 60. Одесса, 1893.
319
Измарагд I. Гл. 24.
320
«Слово святых отец о праздновании духовнем» было частью проповеди, ошибочно приписывавшейся св. Феодосию Киевскому. Ср.: Яковлев В. А. К литературной истории… С. 15.
321
Седельников А. Д. Следы… С. 134. Однако В. М. Изергин относит ее к XII веку. Она обнаружена в рукописи новгородско–софийского собрания (№ 1285) XV века, которая является копией рукописи XII века. Вопрос требует палеографической переоценки. См.: Изергин В. М. Предисловие к покаянию // ЖМНП. 1891. Т. 2. С. 158–159, 176.
322
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 218–220.
323
Павлов А. С. Памятники… С. 838–839.
324
Там же. С. 835–837.
325
Гальков ский Η. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913. Т. 2. С. 53–69.
326
PG. V. 59. Р. 553–563.
327
Срезневский И. И. Сведения… //СОРЯС. Т. 12. Гл. 56; и в отдельном издании.
328
Смирнов С. И. Древнерусский духовник: исследование по истории церковного быта. M., 1913. С. 266.
329
Голубинский Ε. Е. История Русской Церкви. Т. 2. С. 399–400.
330
Смирнов С. И. Древнерусский… С. 280; Варенцов В. г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. С. 16. Ср.: Федотов Г. П. Стихи духовные. Париж, 1935. С. 67–84. «Крестное братство» устанавливалось специальным обрядом; оно предполагало вечную духовную дружбу и взаимную верность.
331
Марков А. В. Определение хронологии русских духовных стихов // Богословский вестник. 1910, июнь. С. 363.
332
О пережитках язычества, о которых здесь говорится, см.: Аничков Ε. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914; Гальковский Н. Борьба христианства… 2 тома. М., 1913. Ср. также: Вернадский Г. Origins of Russia. Oxford: Clarendon Press, 1959. P. 108–173.
333
Павлов А. С. Памятники… С. 223–224. № 25.
334
Редакция Н. К. Никольского. См.: Материалы по истории древнерусской духовной письменности //СООРЯС. Т. 82. СПб., 1907. С. 135–140. Раздел 4.
335
Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: тексты и заметки //ОИДРМУ. М., 1912, Т. 2. С. 29–30; VIII, 52.
336
Измарагд I. Глава 49.
337
«Наставление святых отцов исповедающимся сыновьям и дочерям» Голубинским ошибочно приписывается митрополиту Георгию (XI век). См.: Смирнов С. И. Материалы…, С. 383–395. № 19. Однако мы не можем согласиться со Смирновым, который предполагает, что среди этих 23 дней выбирались 3 дня для причащения. Мы усматриваем в этом перечне переходной период между еженедельным причащением и причащением три раза в год.
338
Смирнов С. И. Материалы… С. 166–167. № 19.
339
Там же. С. 183. № 28.
340
Там же. С. 225. № 46.
341
Там же. №2, 3, 20, 27.
342
Стоит сравнить с «Вопрошанием Кирика» (XII век) в: Павлов А. С. Памятники… С. 44. №75. Ср. также: Смирнов С. И. Материалы… С. 284, 302, 397.
343
Смирнов С. И. Материалы… С. 193–195.
344
Там же. С. 225. № 46.
345
Там же. С. 227.
346
Важно обратить внимание на поучение, приписываемое митрополиту Петру, в: Костомаров Н. Памятники старинной русской литературы. Т. 4. М., 1862. С. 186: «А котрый у вас похочет имати с году на год святыя дары, то давали бы по собе поруки, что им вас [духовных отцов] слушать».
347
Павлов А. С. Памятники… С. 835. Измарагд I. Гл. 73.
348
Смирнов С. И. Материалы… С. 90. № XIII, 20.
349
Там же С. 160. № XXXI.
350
«Вопрошания Кирика». № 96 //Смирнов С. И. Материалы… № XI, 22; XXXa, строки 20, 21.
351
«Вопрошания Кирика». № 76 // Там же. XI, 38; XXX6.
352
См. жития свв. Димитрия Донского и Михаила Тверского. Князь Михаил Тверской соблюдал эту практику во время своего последнего путешествия к хану, где он ожидал и действительно встретил свою смерть. О Киевском периоде см. Ипатьевскую летопись (1168) о князе Ростиславе Мстиславиче.
353
Профессор М. Д. Приселков восстановил Троицкую летопись, которая была опубликована уже после его смерти: Троицкая летопись. Москва и Ленинград, 1950.
354
Различные сборники летописей сведены в «Полное собрание русских летописей» под ред. Археологической комиссии, Петербург, 1846 — сокращенно ПСРЛ. По отношению к отдельным летописям употребляются следующие сокращения: Сим. (Симоновская), Ник. (Никоновская), Рог. (Рогожская), Воскр. (Воскресенская), Лавр. (Лаврентьевская), Твер. (Тверская), Троиц. (Троицкая), Соф. (Софийская).
356
См. также словесные портреты князей Юрия Владимирского (Лавр. 1239) и Михаила Александровича Тверского (Рог. 1399).
357
Серебрянский Н. И. Древнерусские жития святых // ОИДРМУ. Москва, 1915. Т. 3. Тексты. С. 90–92.
358
Ср. с обсуждением князя Ростислава Смоленского (fll68) в: Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С.248–249.
360
Отметим то же самое утверждение относительно князя Александра Невского в: Серебрянский Н. И. Древнерусские… С. 119.
361
Мансикка Б. Житие Александра Невского, разбор редакций и текст // ПДПИ. т. 180. СПб., 1913.
362
Дигенис Акрит — герой популярного византийского эпоса, история которого была переведена на славянский язык. См.: Серебрянский Н. И. Древнерусские… С. 111.
365
Там же. С. 111.
367
Там же. С. 113–114.
368
Там же. С. 138–143.
369
Там же. С. 141.
370
ПСРЛ. Т. 15. С. 476.
377
Троицкая летопись. Ред. Приселков М. Д. С. 393.
378
ПСРЛ. т. 15. С. 469.
379
См.: Послание св. Кирилла Белозерского // Акты исторические: 1334–1700 гг. СПб., 1841–1842. № 16.
383
Там же.
384
В Киевской Руси соотвествующим злом было изгойство.
386
Это тот самый Симеон, о котором летописец замечает: «Сий бяше учителен и силен книгами; князя не стыдяся пряся, ни велмож» (Сим. 1288). Его поучение было включено в так называемое «Мерило праведное»: Мерило праведное по рукописи XIV века. Ред. Тихомиров Μ. Н. Москва, 1961. С. 128 и след. — Прим. переводчика.
390
Серебрянский Н. И. Древнерусские… С. 112.
392
Воскр. 1265: «Тогда же бе приспел день великаго мученика Леонтия; и рече князь Домант (Довмонт): „Святаа Троица и святый великий воевода Леонтий Помозите нам в час сей…»»
396
а Ср. московскую интерпретацию победы над Рязанью.
397
Попов Α. Α., ред. Слово на латынян и о извержении Исидора // Историколитературный обзор древнерусских полемических сочинений против латынян. Москва, 1875. С. 368.
398
Там же. С. 378–379.
400
Данную главу Г. П. Федотов не успел завершить.
401
Глава о Новгороде была частью оригинального плана Г. Федотова для данного тома, но не была написана. Настоящий краткий очерк взят из малоизвестного периодического издания «Народная правда», № 11–12, Нью–Йорк, 1950, с. 2133. Он содержит общее направление концепции Федотова в отношении Новгорода — одного из наиболее своеобразных и творческих центров средневековой русской цивилизации. Отсутствие капитального исследования по данной теме у Федотова весьма прискорбно. Оно отражает трудности, с которыми он, несомненно, столкнулся, приступая к написанию задуманной им главы, и причину, по которой он ее отложил. Эти трудности вызваны тем, что не существует сколько‑нибудь полного обзора или монографии о средневековом Новгороде. К настоящему времени этот пробел заполнен, хотя лишь частично, следующим трудом: Вернадский В. Н. Новгород и новгородская земля в XV веке. Москва и Ленинград, 1961. Отдельные аспекты новгородской культуры описаны в: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. Петербург, 1879; Лазарев В. Н. Искусство Новгрода. Москва и Ленинград, 1947. О более поздних археологических исследованиях в Новгороде см.: Арциховский А. В. Раскопки 1952 года в Новгороде // Вопросы истории. 1953. № 1. С. 113–124. — Прим. И. Мейендорфа.
402
Miklosich F., MOller G., eds. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. 6 vols. Vienna, 1860–1890; vol. II: Acta Patriarchatus Constantinipolitani 1314–1402.
403
Недавние исследования не подтверждают точки зрения Федотова на новгородское представление о Софии. Более вероятным кажется, что до XVI века отождествление Софии с Христом было общепринятым и очевидным. См.: Αμμανν А. М. Darstellung und Deutung der Sophia im Vorpetrinischen Russland // Orientalia Christiana Periodica 4:120–156 (1938); Meyendorf J. L’iconographie de la Sagesse Divine // Cahiers Archeologiques, 10:259–278. Paris, 1959. — Прим. И. Мейендорфа.
404
Неисчерпаемый источник фактической и библиографической информации можно найти в: Smolitsch Igor. Russisches Monchtum, Entstehung, Entwickung und Wesen, 988–1917. Wurzburg, 1953. — Прим. И. Мейендорфа.
405
В центре внимания позднейших критических исследований находилось огромное количество различных редакций жития преподобного Сергия. См.: Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского» // ТОДРЛ. Т. 9. Москва и Ленинград, 1953. С. 115–158. Некоторые из этих редакций были опубликованы в: Тихонравов В. С. Древние жития Сергия Радонежского. Москва, 1892 (1916); Леонид, архимандрит. ПДПИ. Т. 58. Москва, 1885; Великие Минеи Четьи. Т. 1. Сентябрь. Петербург, 1868.
406
Несмотря на то, что собор в Пскове был посвящен Святой Троице (с XII века).
407
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 148 и далее, 337–338.
408
St. Athanasius. Vita S. Antonii. C. 9 // Migne. PG. Vol. 26. Col. 837–976.
409
Литовская одежда на бесах фигурирует в житиях русских святых с XV века как свидетельство растущего обострения в отношениях между Литвой и Москвой. Перед тем как стать литовцами, бесы являлись под видом эфиопов, мавров или египтян в греческой агиографии или поляков в агиографии Киевской Руси.
410
Vita S. Antonii. С. 6.
411
Намек на Μφ. 8, 31.
412
Епифаний говорит: «Сергий был молод и крепок телом… работать мог за двоих»
413
Вот все, что сообщает Епифаний об искушениях преподобного Сергия: «…дьявол стрелами похоти хотел уязвить его. Преподобный же, почувствовав нападение вражеское, подчинил себе тело и поработил его, обуздав постом; и так благодатью Божьей был он избавлен от искушений».
414
Парафраз Лк. 22, 26.
416
Ср.: Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 113–114.
417
Ср.: Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 117.
418
Ср. адресованные ему письма патриарха Константинопольского и митрополита Киприана в: Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права // РИБ. Т. 6. Петербург, 1880. № 20, 21. С. 174–190.
419
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 118–119, 126 и далее.
420
Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. 11. С. 140.
421
Ср.: Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 127.
422
Ср.: Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси 14–17 веков. Петербург, 1903. С. 4, 26–31.
423
Ср.: там же. С. 15–16.
424
Рог., ок. 1367.
425
Сим. и Рог., ок. 1385.
426
Соф., Воскр., Никон, и Рог. летописи (ок. 1363) приводят имена двух посланников митрополита Алексия, но не упоминают имени преподобного Сергия.
427
Этот мотив приводится в Воскресенской и Софийской летописях.
428
Никоновская летопись, 1380.
429
Попов А. А. Историко–литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латынян. Москва, 1875. С. 104, 111 и след. Слово на латынян и о извержении Исидора.
430
Смирнов С. И. Древнерусский духовник: исследование по истории церковного быта. Сергиев Посад, 1899, Москва, 1914. С. 244.
431
О св. Стефане см.: Шестаков П. Д. Св. Стефан, первосвятитель Пермский // Известия и ученые записки Казанского университета. 4. 1. Казань, 1868. См. также: Федотов Г. П. Святые древней Руси. Париж, 1931; Bolshakoff. The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church. London and New York, 1943.
432
Дружинин В. Г. Житие св. Стефана, епископа Пермского. Гаага, 1959 — фоторепринт с издания 1897 года, СПб., с предисловием Д. Чижевского.
433
О Епифании см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Москва, 1871. С. 88–112; Голубинский Ε. Е. Преподобный Сергий Радонежский. Сергиев Посад, 1892. С. 77 и далее. Ср. Чижевский Д. Предисловие. С. IX —XVIII // Дружинин В. Г. Житие св. Стефана…
434
«О сем зело сжалися раб Божий и велми печаловаше… понеже человеци Богом сотворени и Богом почтени суще, но врагу поработишася» (Житие св. Стефана… С. 8–9.)
435
О кенозисе как специфической черте русского благочестия см.: Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 95–125.
436
См.: Некрасов И. С. Пермские письмена в рукописях XV века. Одесса, 1890; Шестаков П. Д. Чтение древнейшей пермской надписи // ЖМНП. СПб., 1871. № 1, январь. См. также: Лыткин В. Пермские письмена. М. — Л., 1953.
437
«В последила дни… во остаточнаа времена, на исход числа седмыя тысяща лет… милосердова о них Господь… воздвиже Бог угодника своего Стефана…» (Житие св. Стефана… С. 13.)
438
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 339–343.
439
Его письмо опубликовано в: Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права // РИБ. Т. 6. С. 211–228. № 25.
440
Обратите внимание на плач святого Бориса в его житии и плачи в «Слове о полку Игореве». См.: Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 98–100, 290–291, 300301, 304.
441
Вилинский С. Г., ред. Сказание черноризца Храбра о письменах славянских. Одесса, 1901.
442
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 361 и далее.
443
Smolitsch I. Das Altrussishe Monchtum 11–16 Jahrhunderts. Wiirzburg, 1940. P. 79ff.
444
Имеется только одна дарственная грамота со времен преп. Сергия, которая сохранилась в архивах Свято–Троицкой лавры.
445
Яблонский В., ред. Пахомий Серб и его агиографические писания. Петербург, 1908.
447
См. с. 153–154 настоящего издания.
448
Герберштейн С. Записки о московитских делах. Петербург, 1908.
449
Ключевский В. О. Курс русской истории. Москва и Петербург, 1904–1922; 2–е изд. 5 т., Москва, 1937. Т. 2. С. 281 и след.
451
Фундаментальным трудом о преподобном Ниле Сорском является книга: Архангельский А. С. Преподобный Нил Сорский // ПДПИ. Т. 16. Спб., 1882. См. также: Гречев Б. Г. Преп. Нил Сорский и заволжские старцы // Богословский вестник. 1908. Т. 2. № 5. С. 57–82; Т. 3. № 9. С. 49–66, № 11. С. 327–343; 1909. Т. 2. № 5. С. 45–56; Lilienfeld, von. F. Nil Sorskij und seine Schriften: Die Krise der Tradition im Russland Ivans III. Berlin, 1963; Maloney G. A. The Spirituality of Nil Sorsky. Westmalle, 1964.
452
Архангельский А. С. Преподобный Нил Сорский. Послания № 7 и 8.
453
Данный «Устав» был опубликован М. С. Боровковой–Майковой // ПДПИ. Т. 179. СПб., 1912.
454
Архангельский А. С. Преподобный Нил Сорский. Письмо № 1.
459
Fedotov G. Treasury of Russian Spirituality. P. 104–105.
460
Кадлубовский А. П., ред. Житие св. Пафнутия // Сборник историкофилологического общества при Нежинском институте кн. Безбородко. Т. 2. Нежин, 1898.
461
Евр. 10, 30. Цит. по: Втор. 32, 35.
462
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 136, 140, 141.
463
Там же. С. 51, 165.
464
Текст опубликован в: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Москва, 1871. С. 439–453. Приложение.
465
Все три жития преподобного Иосифа Волоцкого были опубликованы К. И. Невоструевым в: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. Москва, 1865. Недавно литература об Иосифе Волочком обогатилась критической публикацией его писем и монастырского Устава. О письмах см.: Зимин Α. Α., Лурье Я. С., ред. Послания Иосифа Волоцкого. Москва, 1959. Во введении редакторы анализируют эволюцию политических теорий Иосифа и приводят обширную библиографию. Об «Уставе» см. исследование: Spidlik Thomas. S. J. Joseph de Volokolamsk: un chapitre de la spiritualite Russe // Orientalia Christiana Analecta. V. 146. Rome, 1956. — Прим. И. Мейендорфа.
467
Опубликован Казанской духовной академией. 3–е изд. Казань, 1896.
468
Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1895; 3–е изд., М., 1902.
469
Acta Sanctorum. Maii, VI.
470
PG. Vol. 93. Cols. 1669–1798.
471
Palladius. Historia Lausaica // Robinson J. Α., ed. Texts and Studies; Contributions to Biblical and Patristic Literature. 5 vols. Cambridge, Eng., 1891–1904. V, 98. (На русском языке см.: Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик. СПб., 1873. С. 155–157. — Прим. переводчика).
472
См.: Bulletin de publications hagiographiques // Analecta Bollandiana 16; 91 (1897).
473
Gelzer Η. Ein griechischer Volkschriftsteller des 7 Jahrhunderts // Historische Zeitschrift. 61:1–38 (1889).
474
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 138–139.
477
Там же. С. 149.
478
О житии св. Кирилла см.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.
479
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 277.
482
Там же. С. 281.
483
См.: Повесть о Михаиле Клопском // костомаров Н., ред. Памятники старинной русской литературы. Т. 4. СПб., 1862. С. 36–51.
484
Цит. по: Флетчер Дж. О государстве русском. СПб., 1906. С. 101.
485
Там же. С. 102.
486
Там же. С. 101.
487
Грабарь И. Е. Вопросы реставрации. 2 т. Μ., 1926–1928; Anisimov A. I. Les anciennes icones et leur contribution a l’histoire de la peinture Russe. Paris, 1929.
488
Реставрация памятников средневекового русского искусства была возобновлена в СССР с 1950 года. О современных достижениях см. фундаментальный труд: Грабарь И. Е., Лазарев В. Н., Кеменов В. С., ред. История русского искусства. В 5 т. M., 1953–1954. — Прим. И. Мейендорфа.
489
Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. M., 1947.
490
Хорошим введением о роли и месте религиозного искусства в православном богословии и духовности является следующий труд: Успенский Л., Лосский В. The Meaning of Icons. Boston, 1952. — Прим. И. Мейендорфа.
491
Buxton D. R. Russian Medieval Architeture. Cambridge, 1934; Muratov P. P. Les icones Russes. Paris, 1927; T. Galbot Rice. Russian Art. Harmondsworth, 1949.
492
Новгородская летопись: летописец новгородский. Москва, 1781; СПб., 1879.
493
Подобное развитие с некоторыми отличиями в декоративном оформлении стало обычным в Византии после IX века. Именно на византийской основе развилась оригинальная русская архитектурная школа. — Прим. И. Мейендорфа.
494
Федотов Г. П. Собрание… Τ. X. С. 351.
495
Федотов Г. П. Стихи духовные. Париж, 1936. С. 52, 53, 63, 64.
496
Ср. пророческий эпизод в житии преподобного Сергия. С. 196 настоящего издания.
497
Трубецкой Ε. Н. Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М., 1916.
498
Ср. видения в житии преподобного Сергия. С. 196 настоящего издания.
499
Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. Москва — Ленинград, 1961.
500
Grabar I. Ε. Die Frescomalerei der Dimitrij Kathedrale in Vladimir. Berlin, 1925.
501
Цит. по: Грабарь И. Ε. Вопросы реставрации. Т. 1. С. 12. (Литература об Андрее Рублеве постепенно пополняется. См.: Алпатов. Андрей Рублев. Μ., 1959; Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960. — Прим. И. Мейендорфа.).
502
Muratov P. P. Les icones Russes. P. 189. (См. также: Муратов П. П. Русская живопись до середины XVII века // Грабарь И. Е. История русского искусства. Т. 6. М., 1914. С. 250. — Прим. переводчика.).
503
Савва, епископ Крутицкий. Житие преподобного Иосифа Волоцкого. Цит. по: Георгиевский Б. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.
504
Muratov P. P. L’ancienne peinture Russe. Prague and Rome, 1925. P. 126. (Муратов П. П. Русская живопись… С. 268. — Прим. переводчика.).
505
Георгиевский Б. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. С. 48–50.
506
См.: Федотов Г. П. Собрание… Т. X. С. 347–348.
507
Его можно найти в описи монастырского казначея, относящейся к середине XVI века. См.: Георгиевский Б. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. Приложение.
508
В последнее время советские историки посвятили несколько исследований спору между «стяжателями» и «нестяжателями». В качестве примера см. самую недавнюю общую работу, рассматривающую данную тему: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. Москва, 1960. (Это и последующие примечания к данной главе принадлежат о. Иоанну Мейендорфу).
509
В I960 году опубликована монография о Вассиане: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Москва и Ленинград, 1960.
510
О выдающейся личности Максима см.: Иконников В. С. Максим Грек и его время. 2–е изд. Киев, 1915; Denisoff Ε. Maxim le Grec et l’Occident. Paris, Louvain, 1943. Денисов отождествил Максима Грека с Михаилом Триволисом, бывшим доминиканским монахом и учеником Савонаролы.
511
Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы — жития святых // Русский филологический вестник. Т. 18. Варшава, 1902.
512
Даниилу посвящена следующая значительная монография: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения: исследование. Москва, 1881.
513
Голубинский Ε. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Μ., 1894.