* * *


[ — В.В. Розанoв. Семейный вoпpoc в Рoccии. Тoм IIВ.В. Розанов. Семейный вoпpoc в Роcсии. Тoм II]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]


«Венчались!»… И толпа подхватила: «Действительно — жена. Жену он это учит, господин. Проходите дальше. Они венчаны»… И эти слова: «венчалась», «венчаны» — звучали каким-то обвинением, злорадным признанием такого факта, которому уже, разумеется, ни оправданий, ни смягчений не найдешь. «Венчалась, дрянь, — терпи теперь. Не полюбовница». Хороша эта логика: будь она ему не жена — толпа, пожалуй бы, не признала за ним права дубасить бедное, вздрагивавшее, все ушедшее в боль и ужас, тело. Но тут совершилось несомненное преступление: она, видите ли, состоит с ним в законном браке и, следовательно, составляет его вещь. Кому какое дело, что я ломаю свой стул? Трах его ножками о тумбу — ножки летят прочь, спинкой оземь — спинка в щепки — и вся недолга. И не только здесь его право на тиранство, на побои. Вслушайтесь в: «По-ве-е-енчалась, так тебе и надо!» Ведь это так же звучит, как «мать зарезала — терпи каторгу… Отца задавила — поделом тебе». Тут в самой интонации «венчалась» обнаруживается удивительная психология толпы: «повенчалась» — значит совершила такое дело, после которого — как после судебного приговора за страшное преступление — ни срока, ни возврата нет. «Иди на каторгу, не жалуйся». И вступиться за тебя нельзя, потому что ты страдаешь «по закону, во всей форме». — Да, еще бы, ведь ты преступница — и палач имеет над тобою право тешить звериную злость и похоть сколько ему угодно.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]