5.6. Разброд монархизма

К большому сожалению, ространный сектор националмонархизма заселен очень слабо. Большинство действующих здесь организаций крайне скромны по составу и масштабу деятельности. Множество новых монархических группировок, которые создаются в основном молодыми людьми, явно не имеют перспектив. И нужен немалый опыт бесплодных усилий, чтобы все они пошли на объединение. В том числе и с «Великой Россией», где монархистов немало и монархические позиции отражены в программных документах.
Наиболее заметной на сегодня монархической организацией можно считать Русское Имперское Движение (РИД), которое, правда, предпочитает присутствовать сразу во многих инициативах патриотов и националистов. На московском шествии 12 июня 2012 года члены РИД шли и в нашей колонне, и в колонне (точнее, толпе) ЭПО «Русские». К заслугам РИД следует отнести портал «Правый взгляд», где публикуются различные точки зрения русских националистов и патриотов. Досадовать можно только на пользователей, которые порой оставляют комментарии чудовищно безграмотные, ругливые и даже просто подлые. Это не прибавляет русским консолидации. Впрочем, так всюду, где допущена «свобода слова».
В целом русская публицистика – это какофония. Здравой полемики у нас просто не существует. Я много раз испытал это на себе. Пока «Великая Россия» вела себя скромно, националисты и патриоты мои публикации просто игнорировали. Стоило «Великой России» показать себя – и пошла писать губерния… Какой только заливистой чуши я не прочитал про себя, том числе и на «Правом взгляде». И ни одного действительно профессионального разбора, ни одной публикации хотя бы оставшейся в рамках приличий. Это просто поток грязи. Похоже, что интернет сыграл дурную шутку с мозгами многих людей: они полагают, что полемизируют, когда просто источают зловонные ругательства. Но это к слову.
Как организация непартийная, РИД достаточно свободно от строгости политических нравов, а потому ее лидер Станислав Воробьев присутствует и в руководстве ЭПО «Русские», и в нацдемовской «Новой силе». При этом обе структуры идейно в стороне от линии РИД – монархической, имперской, православной. «Великая Россия» гораздо ближе к этой линии, но наше сотрудничество исчерпывается Москвой, где РИД едва существует. Недоразумением можно считать тот факт, что «Правый взгляд» по недосмотру вовсе прекратил публикацию материалов «Великой России», занимая читателей почти исключительно материалами наших «заклятых друзей». Лишь после неоднократных попыток както разрешить это противоречие, положение изменилось и технический брак в работе интернетпортала был исправлен.
Достаточно широкая и все более расширяющаяся поддержка монархических идей, увы, пока не привела к формированию устойчивых и маломальски заметных монархических организаций, которые могли бы вести политическую работу на современном уровне. Монархизм пока что в основном является вызовом несостоятельным политическим проектам всех оттенков (разумеется, больше всего либеральному и коммунистическому).
Монархия, с одной стороны, идеальная форма правления, с другой – вполне прагматичный политический проект. Но последнее реальный монархизм мало кого интересовал. Тезис «монархия – завтра» ни у кого не вызывал энтузиазма. Попытка вернуть монархистов в политику, оторвав от увлечения банкетами и молебнами, вылилась в 2005 году в визит в Мадрид к Великой Княгине Марии Владимировне, где мной была принесена присяга Империи. До сих пор многие из тех, кому это становится известно, испытывают недоумение, а разного рода интернетпрохвосты рассыпают всюду, где появляется моя фамилия, возмущенные отклики. Такой вот заказной прессинг по всему полю. Столько лет прошло, а отклики все в том же духе. Меж тем, эта присяга была важным звеном в попытке организовать монархистов в какуюто дееспособную силу. Но получилась не организация общей силы, а тестирование, в котором обнаружились скрытые механизмы борьбы с монархическим движением и персоналии, которые этим занимаются. Все согласно китайской стратагеме: «Борись с красным флагом, размахивая красным флагом». Здесь размахивали имперским штандартом, чтобы он так и оставался на веки вечные исторической бутафорией.
Попытка найти среди монархистов точку роста была мной предпринята в Российском Имперском СоюзеОрдене (РИСО). Поначалу контакты с этой организацией породили иллюзию возможной совместной работы. Тем более, что руководитель РИСО прямо призвал монархистов вступать в нашу партию. Это было в 2008 году. Казалось, что еще немного, и монархические воззрения перестанут быть лишь музейным достоянием и исторической реконструкцией. Мы были уверены, что монархисты должны внести в русское движение понимание отечественной истории такой, какой ее нам Бог дал. На поверку организация оказалась разнородной идейно, лишенной орденской дисциплины и пораженной вирусом «власовщины».
В конце концов, все вылилось в предательство. Мы сначала с изумлением обнаружили, что «юбилейный съезд» РИСО – это вечер воспоминаний потомков власовцев, которые со слезами умиления показывали фотографии могил своих предков. За этим последовали бюрократические отчеты региональных групп и большая пьянка – для всех трех десятков человек, которые прибыли на съезд. Потом были откровенные с нашей стороны разговоры о том, что канцелярские крысы фактически увели от монархистов монарха – Великую Княгиню Марию Владимировну, а самих монархистов – из Русского движения. Мы думали, как преодолеть это постыдное состояние. И вместе проводили монархические конференции. В итоге был донос «об оскорблении Ее Императорского Величества», который интерпретировал мое выступление на одной из конференций.
Глава РИСО Г.А.Федоров довольно вяло пытался защитить меня от скандала, организованного «лицами, приближенными к императрице». Написанный мной Рапорт Ее Императорскому Высочеству и переданный Начальнику РИСО, как я понимаю, так и не дошел до адресата. А после принятия решения, которое я назвал «догматом о непогрешимости Великой Княгини», я покинул эту организацию. Можно сказать, что присяга Империи сохранилась, а вот обязательства перед Ее Высочеством закончились. Закончились вместе со служением, в котором Императорский Дом держался хоть както до кончины Великой Княгини Леониды Георгиевны. Теперь победило желание прислониться к власти, давно убивающее в монархистах все живое, а ныне заразившее и Российский Императорский Дом. Фактически глава РИД объявила об отказе от претензий на наследо
Георгий Федоров
211
вание русского престола. Что и подтвердило совершенно верное решение, состоявшееся в 2011 году – дистанцирование от такого имитационного монархизма.
В том же год многие «придворные» монархисты с легкостью приняли кураторство над собой Сергея Бабурина, который не упускал случая, чтобы присягнуть Путину. Одновременно он определился как «левый» патриот, что с точки зрения монархиста, не может быть приемлемым. Однако монархисты предпочли на это внимания не обращать. Всегото в обмен на возможность проводить свои конференции в Торговом университете, где ректорствовал Бабурин. Мне горько, что при Бабурине предпочитали получать политическую пенсию те, кто был моими соратниками в прошлом – Николай Павлов, Ирина Савельева, Валентин Лебедев, а также другие патриоты, которым, вероятно, больше некуда было податься, а самостоятельно действовать они уже разучились. Среди них обнаружился и клан Мироновых, о котором речь впереди.
Один из тех «монархистов», кто публиковал совершенно непристойные комментарии по поводу моей присяги – это Михаил Назаров. Он мнил себя идейным лидером одного из осколков Союза Русского Народа (СРН). Некогда остроумный публицист, с которым я общался и выступал совместно (например, в «Комсомольской правде» в дискуссии с еврейскими общественниками), был автором известного «Письма 500», за подпись под которым мне досталось от еврейской общественности больше, чем комулибо (об этом я написал в книгах «Опыты русского сопротивления» и «Осколки эпохи Путина»). К сожалению, Михаила Назарова «заклинило» на «еврейском вопросе», и с течением времени он превратился в сектанта, возглавляющего группу экзальтированных старух и ругливых публицистов. Примерно то же самое произошло с иркутским Александром Туриком, некогда выпускавшим неплохую газету «Русский Востокъ», возглавлявшим отделение РОНС, а потом объявившим себя лидером СРН (председатель Главного Совета). Турик также стал пробавляться скандалами и публикациями совершенно безумных текстов, переливая из пустого в порожнее давно известное и «освежая» все это разве что ругливыми нападками на оппонентов. В ЭПО «Русские» он получил пост с громким названием Президент Совета Нации. И для подстраховки вошел еще и в состав РОС С.Бабурина. Эти одичалые монархисты, разумеется, никаких перспектив для утверждения монархии в России не имели и иметь не могут.
Во множестве монархических инициатив просто нет жизни. Вряд ли чтото выйдет из Монархической партии, к которой тут же прилепился прежний раскольник ДПНИ и устроитель жалких «альтернативных маршей» Юрий Горский. Возглавивший партию Дмитрий Меркулов отверг предложение «Великой России» создать единую партию. По единственной причине: мы не желали менять название партии и включать туда слово «монархическая». Правда, потом выяснилось, что его также не устраивало чьелибо лидерство в партии, кроме его самого. В общемто, позиция вполне симметричная с нашей. С небольшой разницей: наша партия существует и действует.
Ввиду неспособности тех, кто пытается создавать всероссийские монархические организации, «Великая Россия» постоянно призывает монархистов вливаться в нашу партию, где они найдут своих соратников и смогут принять участие в практической деятельности по спасению и возрождению России и возвращению народу его традиционных ценностей – включая идеал православной монархии.
Сегодня происходит смена поколений в монархическом движении. Старые, карикатурные монархические структуры дискредитировали себя и озабочены только тем, чтобы прислониться к власти. Мы не хотим иметь с ними ничего общего. Новые монархические объединения начинают решать вопросы политического монархизма, зачастую опираясь на интуитивные представления о русской монархии. Молодой задор новых монархистов сочетается с раздробленностью их объединений и попытками быстрого вырастания новых лидеров, которые не имеют ни опыта политической работы, ни достаточных знаний о политическом процессе.
Прежнее размежевание на «легитимистов» и «соборников» изжило себя. Царей не выбирают, а призывают. Из числа тех, кто имеет право на наследование престола. А право призвать Царя, взвесив на весах закона права претендентов на престол, имеет только Земский Собор, представляющий все государствообразующие слои российского общества и обладающий учредительными полномочиями, перекрывающими правоспособность любых других институтов. Это и есть путь восстановления законной власти с согласия народа, принимающего Божью Волю. Возможность этого пути может быть открыта только через национальную диктатуру, о которой писал великий русский философ Иван Ильин. Диктатура должна пресечь все разрушительные процессы и вернуть народу его подлинную историю, его подлинные ценности, а с ними – и представление о власти, ее статусе и ее миссии по обустройству России.
Необходимость национальной диктатуры поддерживается практически всеми политически активными русскими людьми, которые уже поняли, что либеральный эксперимент в России провалился еще быстрее, чем коммунистический. Но только русский национализм дает системную основу для национальной диктатуры. А потому для монархиста путь к его идеалам лежит через русский национализм – в его подлинных формах, увязанных с русской традицией и русским историческим опытом. Национализм соединяет приверженцев монархии с русским освободительным движением, идеал монархии придает национализму определенность в концепции будущего государственного устройства.
В Программе партии «Великая Россия», утвержденной в феврале 2012 года, монархия провозглашена идеалом государственного и общественного устройства. При этом мы прекрасно понимаем, что монархические настроения еще не таковы, чтобы всерьез рассчитывать на их воздействие на политику. Многочисленные группы монархистов, увы, разнородны по идеологии, а зачастую вообще находятся в стороне от политики и не участвуют в общерусском деле — спасении страны от тирании олигархии. Попытки создавать монархические партии выглядят несерьезно, а зачастую инициируются провокаторами, стремящимися дискредитировать монархию, а также всю историю русского самодержавия.
Мы полагаем, что партия «Великая Россия» — лучшее место для тех монархистов, которые хотят не имитаций политической активности, а реального дела: приготовления страны к великому будущему. А это значит – для восстановления в России русской власти. Следовательно, речь идет о русском национализме — русском в самом глубинном смысле, ибо русское есть традиция, преданная нам предками. Традиция – это содержание, а национализм – способ мобилизации. Поэтому в русском национализме монархия становится одним из ключевых идейных символов. А в различных подделках под национализм (националдемократия, националсоциализм) традиция отставляется в сторону, заимствуются без достаточного переосмысления чужие политические символы и доктрины.
Мы призываем в наши ряды русских монархистов, которые понимают, что для монархии нам нужно спасти страну от развала и избавить от антинациональной власти. Мы уверены, что нет другой политической партии, которая предлагала бы монархистам то, что предлагаем мы: определенность идеологии, современность политической доктрины, ясность национальногосударственного идеала.