Как Киев стал окраиной Руси (В.И.Меркулов)


[ — <a href=’/vozvrashhenie-russkoj-istorii’>Возврaщение pyсскoй иcтоpии (2011) — II. Рюpиковичи.Вeликoкняжeская эпоха]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]

После разорения северо-восточной Руси в 1237–1238 гг. монголо-татарские орды, ведомые жаждой наживы и новых завоеваний, устремились к богатым южнорусским землям… Огненный вихрь нашествия снова прошѐлся по Руси, оставляя за собой дымящиеся развалины некогда богатых и процветающих городов. Католический архиепископ Плано Карпини, проезжавший там позднее записал: «Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мѐртвых людей, лежавшие на поле». Русское сопротивление было столь же яростным, не позволив окончательно сломить Русь…
В декабре 1240 г. пал Киев – крупнейший город средневековой Европы, древняя столица Руси. Летопись отмечает: «Подошѐл Батый к Киеву в силе тяжкой, и окружил град, и подступила сила татарская». Битва шла днями и ночами, за одной волной штурмующих накатывала новая волна. На защиту города, охваченного пламенем, вышли все его жители, и стар и млад: «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Татары использовали осадные орудия, и через провалы в стенах бесчисленные орды хлынули на улицы, неся с собой разграбление и разрушение. «И взят был град безбожными на Николин день» – написал летописец.
Вслед за столицей Батый «иных градов много русских взял, им же и числа несть». Археологи обнаружили пепелища тысяч городов, о которых сегодня мы не знаем ничего, даже былых названий. Монголо-татарское разорение нанесло чудовищный удар по культурному и государственному развитию русского народа. Киевская Русь погибла, но еѐ смерть была столь же героической, как и славное существование. О твердыню Киева разбилось азиатское наступление на Европу и на северорусские земли, и этот подвиг самопожертвования не должны забывать ни у нас, ни на Западе.
С истории древнего Киева начинается подлинная русская история. Наравне с Новгородом он был государственным центром Руси, вокруг которого складывалась древнерусская держава. Ещѐ каких-то пару десятилетий назад, в конце ХХ века, это не вызывало сомнений ни у школьников, ни у именитых профессоров. Казалось бы, здесь и не может быть иного мнения – столь существенными представляются исторические факты.
Но сегодня всѐ чаще и чаще слышатся реплики, что древний Киев не принадлежит к русскому прошлому, дескать, он был столицей совсем другого государства – Украины. К сожалению, официальная позиция России в этом вопросе не всегда звучит однозначно, и это вызывает серьѐзные опасения в том, что нынешняя власть словно стремится отречься от Киева, угождая «оранжевой» Украине, которая расторопно претендует на роль преемницы Киевской Руси.
Между тем, любому честному историку известно, что государства под названием «Украина» никогда не существовало (и уж тем более никогда не существовало независимого украинского государства). Для русского языка традиционно поэтому сочетание «на Украине», то есть на приграничной территории, на «окраине», в отличие от претенциозного новшества «в Украине». Отношения окраинной периферии с Российской империей никогда не складывались, да и объективно не могли сложиться, как межгосударственные. Но это не означает, что Украина всегда была верной «окраиной» России, надѐжным порубежным кордоном.
После чудовищного монголо-татарского опустошения, огромная территория Поднепровья, называемая прежде «Русской землѐй», в буквальном смысле превратилась в «дикое поле». Русская цивилизация, издревле наступавшая на юг, вновь откатилась к родному северу, а южные земли, ставшие русскими в IX веке (а скорее, намного раньше!), оказались «окраиной». По ней кочевали разбойничьи орды, окончательно истребляя и вытесняя уцелевшие остатки прежнего населения.
Русские пришли сюда вновь лишь спустя несколько веков, вместе с войсками Московского царства. С XV века, после ослабления Степи, «окраина» стала спорной территорией, на которой столкнулись интересы нескольких соперничавших держав – Руси, Польши и Крымского ханства. Вслед за этим в украинские степи хлынул поток переселенцев со стороны Карпат: одни стремились колонизировать плодородные земли, другие бежали от угнетения польских панов, стремясь начать свободную жизнь. Новое «украинское» население уже не имело преемственности с древним населением Киевской Руси. Не случайно былины о Киевской Руси, князе Владимире и богатырях
записаны на русском Севере, преимущественно в Архангельской и Олонецкой губерниях, а украинский фольклор не помнит древнего Киева и вообще событий до XVI века.
Главным идеологом несуществующего украинского государства был политический деятель начала XX века Михаил Грушевский. Он стремился исторически обосновать самостоятельную значимость территории, называемой сейчас Украина. Для этого Грушевский шѐл даже на подмену фактов, называя Киевскую Русь древним украинским государством и отрицая монголо-татарское разорение (однозначно зафиксированное археологией!), чтобы обеспечить «преемственность» между Киевской Русью и позднейшим территориальным образованием – «козацкой окраиной» – Украиной. Грушевский, конечно, преследовал отнюдь не научные цели. Для него было важно создать антирусскую историческую концепцию, востребованную врагами России на Западе.
Известно, что в начале прошлого века по заданию австрийских властей Грушевский также работал над созданием «научного» украинского языка. Методы были простые и надѐжные: нужно было избавиться от русских слов и заменить их польскими или выдуманными. Он же позднее предложил выбрать в качестве герба самопровозглашенной в 1918 году Украинской Народной Республики «трезубец» Рюриковичей (сохранившийся и на теперешнем украинском гербе), отмечая, что «постоянного герба Украина никогда не имела». Подложный герб должен был подчѐркивать идею мнимой преемственности Украины и Киевской Руси.
Современные украинские политики, почитая прежних «самостийников» вроде Петлюры или Бандеры, в полной мере восприняли и их методы – фальсификацию и преступления против истории. Международные силы, враждебные России, стремятся в очередной раз за счѐт русского прошлого оправдать «историческое право» некоторых новоявленных «держав» на существование. В действительности же, конечно, понятно, что «независимые страны» СНГ станут, и уже становятся, плацдармом антирусского влияния, и Украина здесь не является исключением. Именно для этого сегодня вновь реанимируют исторический миф об «украинской» Киевской Руси.
Главное, чтобы в самой России все чѐтко и ясно продолжали осознавать, что Киевская Русь – это древнее русское государство, существовавшее в IX–XIII вв. на территории Среднего Поднепровья и уничтоженное монголо-татарским нашествием. И что современная Россия обязана своим существованием в том числе и древнему Киеву. Такова наша историческая правда.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]