Славяне и русь (А.Н.Савельев)


[ — Возврaщение pyсскoй иcтоpии (2011)II. Рюpиковичи.Вeликoкняжeская эпоха]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]

В «Повести временных лет» проблема происхождения варяжской руси не отражалась, поскольку широко известные тогда сведения не могли интересовать летописца. Тем не менее локализация варягов определена достаточно точно. В Х в. летописец указал их место по побережью Варяжского (Балтийского) моря, но к востоку – до «предела Симова» и к западу – «до земле Аглянски». Под «Симовым пределом» еще византийский хронисты понимали Каспийское море, «земля Аглянска» – место обитания аглян=англян=англо-саксов до их переселения на острова. В германской земле Шлезвиг-Гольштейн до сих пор сохранилось название одной из провинций – «Ангельн». На востоке от англо-саксов жили племена варинов-вагров, то есть, варягов. Это имя распространилось затем на множество других прибалтийских племен.
Столь широкий географический охват заставил многих сомневаться в том, что русь могла одновременно существовать и на Каспии, и на Балтике. Потому, мол, «Симов предел», скорее, обозначает Волжскую Булгарию. Но в этом случае не может быть никакого смысла в «призвании варягов», которые и без того занимали весь северо-славянский ареал.
О том, что прикаспийское пространство было старой русской вотчиной, говорит поход князя Святослава против хазар. Это был поход явно с политическими целями. И путь Святослава до Хазарии был, скорее всего, хорошо известен русским.
В VI в. южнее антских пространств располагался ареал иной культуры, не оставившей достоверных археологических памятников. Отзвуки в истории остались лишь в угасавших при антах городах Боспора. Но именно там сохранились следы индо-арийского языка – признак происхождения из общеарийской прародины. Тот же язык прослеживается в топонимах и языке тавров Крыма, населения Восточного Приазовья, низовий Днепра и Южного Буга.
В Приазовье и в Крыму присутствует исторически протяженное бытование топонимов и этнонимов с корнем «рос». Этот факт заставляет предполагать в первой половине I тыс. н.э. наличие однородного этноса росов, которым, вероятнее всего, по праву должна принадлежать слава походов на Константинополь. Если верить летописной дате призвания варягов в 862 году, то появление руси под стенами Константинополя в 860 году не может быть отнесено к руси варяжской. Южные росы-руссы должны рассматриваться обособленно от более поздней славянской руси и пространственно отдаленной варяжской руси.
Византийский историк Лев Диакон упоминает о требованиях императора Цимисхия к Святославу «удалиться в свои области и к Киммерийскому Боспору», а также другие обстоятельства, связывающие присутствие руссов (в тогдашнем именовании также «скифов») с областью вблизи Керченского пролива. Договор 945 года Игоря с греками свидетельствует, что интересы руси распространялись восточнее Херсонеса-Корсуня. К этим свидетельствам можно добавить множество достаточно смутных упоминаний – от князя Рос в Библии до сирийских источников, где говорится о народе hros, соседствующем с амазонками (то есть, в западном Предкавказье).
В одном из договоров XII в. императора Византии с генуэзцами называется город «Россия» рядом с Таматархой (Тмутараканью). Другой источник говорит о городе Русия в Крыму (у ал-Идриси). Возможно, Крым в целом обозначался в восточных источниках как «остров Русия» (ар-Русийа). Ибн Русте говорит об острове руссов длиной в три дня пути. Восточные источники также говорят об островах руссов в море Майотис (Меотида, Азовское море). В баварском географическом источнике IX века упоминается народ ruzzi по соседству с хазарами.
Славянское племя северяне размещается на юге восточнославянского ареала. Свое имя северяне, как и название реки Северский Донец, получено, очевидно, от южных соседей. Племя северян также известно между Дунаем и Балканами и относится к южным славянам, отмечая, скорее всего, традиционный миграционный путь на запад. Связь Тмутаракани с Черниговом показывает, что на юге северяне имели свои колонии. Или же, напротив, северяне получили свои колонии при движении к северу. Славянские тиверцы явно происходят от тавро-руссов (тавроскифов), о чем свидетельствуют и географические данные, и лингвистика.
Лингвистика утверждает, что датировка имени «Русь» удревняется именно к югу славянского ареала. Таким образом, Боспор и Таврия как нескифский и неиранский ареал явно претендуют на место пребывания южной (понтийской) руси.
Можно предположить, что русь действительно имела исходный ареал в прикаспийских территориях, а затем прошла хожеными тропами всех кочевников – до Балтики. Согласно летописным источникам, одной из прародин руси являлась «Черная (чермная=красная) Русь» в Понеманье. Сохраняя присутствие в своих древних вотчинах, русь обрела силу на побережье и затем заселила и более восточные территории Прибалтики – вплоть до основания Новгорода, население которого составляли, судя по летописи, именно «людие от рода варяжьска».
Немецкие и русские источники XV–XVI вв. именуют земли в окрестностях Любека «Русской землей». Историкам и летописцам того периода (и русским, и немецким) было ясно, что обитатели Вагрии говорили на русском языке и были одной веры с русскими. Данные о том, что Любек находится «в Руси» встречаются в западноевропейских источниках также в XI и XIV вв.
Вытеснение русских племен из Вагрии постепенно привело к тому, что под «варягами» на Руси стали понимать «немцев» – варяжский этноним не прижился, а русский стал главным на территории государственного образования. Варягами называли иноязычных пришельцев из Вагрии, где русский язык постепенно был вытеснен немецким.
Вопрос о языке варягов, судя по древнерусской летописи, решается однозначно: «славеньский язык и рускый одно есть». Правда, верно, скорее, обратное: славянский язык есть язык русский. Вендский язык по немецким словарям XVII–XVIII вв. воспроизводит множество русских слов, понятных современному русскому человеку. Новгородские берестяные грамоты XI в. написаны на русском языке и в большинстве своем совершенно понятны сегодняшним читателям. Именно русские дали восточным славянам язык, а вовсе не наоборот.
В восточных источниках IX в. (Ибн Хордадбех) имеются свидетельства, что русские купцы есть «вид славян», которых в Багдаде в качестве переводчиков сопровождают «славянские рабы». В Х в. восточные источники (Ибн ал-Факих) отмечали присутствие «славянских купцов». Эти источники явно пользовались более ранними известиями и одновременно смешивали и разделяли славян и руссов. Источники Х в. говорят о трех группах руссов: население вокруг города Куйаба, примыкающее к Булгару (вероятно, Киев или один из «киевов»); отдаленная группа ас-Славия («славянская земля», возможно вокруг Новгорода); группа ал-Арсанийа (с неизвестной локализацией). Варяжское море называлось на Востоке и варяжским, и славянским.
Возникшая путаница в цепи варяги-руссы-славяне связана с тесным переплетением судеб этих племен и смешением этнонимов и топонимов. В то же время смешение означает и близкое родство, которое к Х в. оказалось достаточно глубоким, чтобы иностранцы путались, а летописцы видели неразрывную связь этих племен.
На рубеже I и II тысячелетий многочисленные источники упоминают не только Киевскую Русь, но и Прикарпатскую, Приазовскую (Тмутаракань, Лукоморье), Прикаспискую, Подунайскую (Ругиланд-Русия). Ядро Русского мира к тому моменту располагалось на юге Балтийского моря: окрестности
Ростока-Любека, остров Рюген (Русия, Ругия, Рутения, Руйания), устье Немана, побережье Рижского залива, запад Эстонии (Роталия-Руссия), острова Эзель (Сааремаа) и Даго. Славянскому пространству, порожденному русской миграцией, еще предстояло стать новым ядром Русского мира – за счет переселения варяжских и подунайских руссов на восток, в обход болот Полесья, и слияния этих двух переселенческих потоков.
Самые западные руссы в VIII–IX вв. локализовались на территории от юга Ютландии до р. Рокинтицы и состояли из ободритских племен: вагров, полабов, древлян, глинян, смолян, рарогов-ререгов, варнов. Восточнее и южнее – до р. Одры обитали лютичи (велеты, вильцы-волки): хижане, руяне (руги, русские – о. Рюген), черезпеняне, доленчане, ратаре, моричане, речане, брижане, стодоряне (гаволяне), глиняне, любушане, шпреяне, плоняне и др.; между Одрой, Вислой, Вартой и Нотецею жили поморяне, среди которых – кашубы и словинцы; южнее лютичей проживали объединения полабских славян: сербы-лужичане.
Немецкое именование балтийских руссов исходило из знакомства преимущественно с соседними племенами – венедами или виндами (иначе называемые «вандалы»), а пространство, занятое руссами и их племенными союзами, именовалось Винланд или Виндланд. Жители Вагрии, венды, отличали себя от немцев вплоть до XVIII в. От вендов–венедов – происходят Вена и Венеция – еще один след сопутствующего руссам племени (немцы именовали прибалтийский венедский город Волин как Wenetha). В ряде северо-немецких источников Русь называлась Вандалией, а русские династии возводились к вандальским королям. Вандалами обобщенно называли варягов, герулов, ободритов-ререгов, велетов и др. В Новгороде сохранились фольклорные предания о царе Вандале. Известна роль вандалов в разрушении Рима, а также образование вандальского королевства на севере Африки с областью Рузика.
VIII в. был периодом расцвета варяжской Руси, о чем свидетельствует огромное количество арабского серебра, найденного в кладах. Русская торговля захватила огромные пространства, в крупнейшем святилище Поморья стоял отлитый из золота бог Радегаст. Главные торговые центры Рерик, Штеттин (Щецин), Волин и другие были известны на Западе и в Азии. Волин, раскинувшийся на 50 гектаров и населенный 5–10 тыс. жителей, уступал в торговле только Константинополю. Именно здесь обнаружена треть всех поморских кладов той эпохи. В Волине, как и в других городах варяжских руссов, были деревянные мостовые и 2-3-этажные дома, крепостные валы и частоколы. Здесь не было нищих, а бедняки презирались. Именно у русских мореходов скандинавы научились многим приемам морского дела и переняли множество слов (ладья, торг, безмен, толк, печать и др.). Скандинавский быт той эпохи выглядит бедным и убогим.
Торговля и война были главным делом руссов, а варяжские пираты грабили побережье Дании, лютичи добирались до Англии и даже создавали там свои колонии. Но руссы не раз вступали в союз с датчанами против шведской, норвежской и немецкой экспансии, а также совместно осуществляли морские набеги (VIII в.). Русская и датская знать зачастую роднились, давая начало
княжеским и королевским династиям. Прибалтийские руссы (редари, лютичи и др.) были лидерами в союзе с немцами против польской экспансии (начало XI в.). Датчане с огромным уважением относились к русскому богу Святовиту, храм которому был возведен в Арконе на о. Рюген. Но в XI в. датчане перехватывают военное лидерство – Волин переходит из рук в руки, начинается вытеснение руси из южной Прибалтики. В XIII в., когда крестоносцы захватили южно-балтийские земли и разгромили прусские племена, произошло массовое переселение варяжской руси в Новгород и Псков. Руссы в Пруссии упорно сопротивлялись германизации. След этого сопротивления остался на гербе Пруссии в виде надписи «Arma rutenorum» (оружие руссов).
Помимо восточного переселения, руссы заполнили территории и в Скандинавии, где до XV века сохранилась традиция славянских имен. Западнославянские древности IX–XI вв. обнаруживаются в Южной Швеции, южно-балтийская керамика широко распространена в Средней Швеции.
Еще в XII в. русская летопись свидетельствует о противостоянии новгородцев и датчан. (Напомним, что новгородцы были переселенцами из Вагрии). Затем датская экспансия сменилась немецкой. При этом в католических документах XII–XIII вв. Ливония и Латгалия назывались «Руссией» и «Рутенией». Северорусская антропология указывает на признаки смешения близкородственных племен. Вместе с тем ожидания найти германский антропологический элемент в черниговских и киевских захоронениях знати не оправдались. Скорее всего, русское переселение захватило некоторые народы Скандинавии, но вовсе не привело к внедрению в русскую аристократию немецкого и скандинавского элемента.
Близкое родство русских и германских племен обнаруживается только в более глубокой древности. Для Пшеворской культуры бассейна Вислы и Висло-Одерского междуречья (II в. до н.э. – V в. н.э.) характерен обычай порчи захваченного у врага оружия. Этот обычай приписывается германскому влиянию. Антропологические данные в этом же ареале показывают существование среди населения некоего промежуточного типа, проявлявшего как германские, так и славянские черты более позднего периода. Позднее скандинавский культовый элемент внедряется в германские племена, но полностью отсутствует у русских.
Германская экспансия была своего рода реваншем за вытеснение германцев руссами еще в VI в. Именно тогда часть германского элемента восточнее Эльбы была ассимилирована и позднее соответствующие признаки объявились на севере Руси вместе с русскими переселенцами.
«Повесть временных лет» свидетельствует о завоевании волохами (франками, галлами) придунайских славян. Затем завоеватели были изгнаны уграми (венграми), образовавшими «землю Угорьску». Это говорит о том, что во второй половине I тысячелетия н.э. южнославянская периферия была объектом конкуренции между восточными (кавказоидными) и западными (арийскими) племенами. На южном направлении славян теснила Византия, где sclavus означало «раб». Арийский компонент был уже достаточно ослаблен ближневосточными мигрантами, среди которых было распространено
понимание славян как потомков библейского Хама (так указывали средневековые еврейские хронисты).
Русь в сравнении со sclavus понимается хронистами иначе. Русь как племя было подобно венграм – завоевателям, основавшим «землю». Русь не числится среди рабов. В «Повести временных лет» русь вместе с многими другими народами относится к колену Иафета, а в еврейском хронографе «Иоссипон» (Х в.) — к потомкам Тираса, сына Иафета. При этом русь соседствует с северными германцами, а также размещается «на реке Кива» (Киев?), которая впадает в море Гурган (Каспийское море). О народе ар-рус говорится в арабских хрониках. В 844 году. зафиксировано его нападение на Севилью, затем – поход на Хазарию (969 год) и в земли ар-Рум (Византия, ср. Арзрум или Рум-Рим) и ар-андалус (Испания, Андалусия).
Византия в 860 году неожиданно обнаружила огромную флотилию росов под Константинополем, впервые встретившись с народом, о котором до сих пор среди византийцев ходили слухи и легенды. До этого о руси, вероятно, говорили наряду с легендарными амазонками, псоглавцами и людьми с огромными конечностями, проживавшими где-то на севере. Позднее византийцы связывали регулярные (в течение двух веков) появления этого племени в своих пределаъ с пророчеством Иезекииля, в книге которого поминается князь Рос (Рош).
Таким образом, северный народ русь, соврешавший морские походы вдоль северного и южного побережья Европы сухопутные походы вглубь континента – до Каспия, к концу I тыс. был известен всем европейским племенам, историкам и государям.
Из родовых специализаций руси – войны и торговли – при миграции на восток сохранилась лишь первая. На основе руссов были созданы княжеские дружины, чья миссия на славянских просторах была государствоустроительной. «Откуда есть пошла Русская земля?» – летописный вопрос, отражающий не этническую историю, а историю государства. В летописной традиции русь связывается с призванными в Новгород варяжскими князьями. При этом несомненно родство руси и славян: «А словеньскый язык и рускый одно есть, от варяг бо прозвашася русью, а первое беша словене». Разделение между «своими» и «чужими» в летописи ясно прослеживается по языку: «Се бо токмо словенеск язык в Руси: поляне, древляне,… А се суть инии языци, иже дань дают Руси: чудь, меря, мурома». На родственность руси и славян указывает тот факт, что под этим именем они известны греческим и византийским авторам с VI в., размещавшим русь в Среднем Поднепровье.
Внутренняя распря между славянскими племенами и русью иллюстрируется хорошо известной историей с гибелью Игоря Старого, посмевшего лишний раз взять дань с древлян. Русь признавалась именно как племя устроителей государства – князь с дружиной становились высшим арбитром в споре, преодолевая конфликтный племенной обычай и устанавливая свой «ряд» и «устав». Пример Игоря Старого показывает, что эту функцию отдельные правители пытались узурпировать и гипертрофировать. В дальнейшем аналогичные намерения были заимствованы варягами – уже не русью, а военными наемниками из германизированных территорий. Поздние
призвания варягов в Новгород рассматривались уже не как родственные. Они призывались именно как наемники, которые при невыполнении условий призвания изгонялись новгородцами (862, 1015 гг.).
Имя «русь» в славянском обиходе более древнее, чем «варяги». Русь и варяги продолжают одну и ту же линию на консолидацию славянского мира, но в разные периоды времени. Первоначальное значение слова «варяг» – «наемник, принявший клятву верности». Но на Руси исходное значение слова «варяг» отнесено к родовой общности. В «Повести временных лет» русь – дружина князя Игоря, который в 941 г. призывает с собой варягов в совместный поход на греков. Постепенно слово «варяг» стало означать «чужой» и полностью отделилось от понятия «русь». Варяги остались лишь пришельцами из чужой уже земли – прежней вотчины руссов, варяжской руси.
Определенные трансформации происходили и с понятием «русская земля». В «Повести временных лет» (начало XII в.) «Русская земля» еще обозначает только все русские земли в целом. Затем (не ранее чем со второй четверти XII в.) только Киевское, Черниговское и Переяславское княжества стали именоваться «Русской землей». В Новгородской летописи XIII в. (Новгородская первая летопись младшего извода) понятие «Русская земля» соотносилось с окрестностями Киева, а «русский князь» в Киеве противопоставлялся новгородскому князю. Так исчерпывалось собственно «русьское» влияние и распадался русско-славянский монолит.
Конкуренция Юга и Севера в славяно-русском пространстве объяснялась периодом славянской раздробленности. Северорусской общности предстояло утвердиться в Киеве по-настоящему. Владимир Святой и Ярослав Мудрый как новгородские князья захватывали Киев силой с участием варягов. Киев рассматривался как столица, подверженная чуждым хазарским влияниям. Неприятие южан приводило к размежеванию княжеских династий – потомки Рюрика воздерживались от браков с представителями южан, предпочитая родниться с боярством Новгорода и Суздаля.
Характерно также различие северных и южных славян в отношении к русскому летописному наследию. Тексты ХI–ХIII вв. сохранились только на севере. «Слово о полку Игореве» сохранилось в псковской рукописи XVI в., найденной в Ярославле. Древнейший список «Повести временных лет», Лаврентьевский, создан в Суздале в конце XIV в. Практически вся история Руси известна нам только из северо-русских летописных сводов. История русского государства была для южных славян чужой. Отчасти мы видим отражение этого отчуждения и в современной Украине.
Продвижение руси в хазарские земли (хазарские Белая Вежа и Тмутаракань) включило тюркский фактор во внутреннюю политику Русской земли. Признание князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого «каганами» отражает хазарское влияние. О том же говорят имена иранских богов в языческом пантеоне Владимира. Хазары оказываются на стороне Мстислава в противостоянии с Ярославом Мудрым, опиравшимся на варягов – уже не как государствоустроителей, но опытных воинов родственного племени.
Киев как «мати градом русьским» связан, вероятно, с более древним русским элементом – южного и западного происхождения. Новгородское
первенство определено присутствием более позднего, но и более сильного русского элемента. Давление германцев ослабляло Новгород и возвышало Киев, но позднее Киев сдал свои позиции Москве, укрытой в глубине Руси от тюркского разорения. И все же Киев сохранил свое значение как место пребывания изначальной русской культуры, которая затем распространилась на север. Не варяжская, а киевская русь дала русскую культуру русскому государству. Можно сказать, что русский Север дал России антропологический тип и родословные русской аристократии, а русский Юг – культурное наследие изначальной арийской руси.
Юг упорно сопротивлялся русской доминанте, идущей с севера. Южные славяне одинаково относились как к представителям руси, так и к хазарским ставленникам. Киевским правителям приходится это учитывать. Вероятно, именно этим обусловлено достаточно позднее принятие в название государства слова «Русь» – с XV в. в именовании Московской Руси. До этого Русь – лишь страна, место обитания руси или русьская вотчина.
Север, начиная с «Русской правды» Ярослава Мудрого, быстро утверждал общерусскую идентичность. Если там славяне были собраны дисциплиной руси, то южные и западные славяне, напротив, постоянно воевали между собой и шли от предательства к предательству славянского мира в пользу иных племенных союзов. Поляки издевались над русской Украиной, а ополяченные украинцы все время метались между Польшей, Турцией и Россией; болгары предавали русских в обеих мировых войнах. К концу ХIХ в. славяне представляли нечто единое только в рамках Российской Империи, а к концу ХХ в. многократно раздробились и обособились – разошлись политически и культурно. Наследниками древнеславянской цивилизации остались только русские, великороссы.
Русь сделала восточных славян особым племенем, создав государство, уравнявшее антропологический тип на значительных пространствах. Поэтому прародину русских следует искать не в географическом, а в историческом пространстве. Русская миссия создала единство «своих» против «чужих», чтобы потом это единство было восстановлено после тяжких испытаний и измен – на Куликовом поле, где русичи защищали уже не каждый свой род, а Отечество и веру Христову.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]