Думская монархия – компромисс на закате эпохи (Э.М.Ковригин)


[ — Возврaщение pyсскoй иcтоpии (2011)III. Пoд cкипeтрoм Рoмaнoвыx. Импеpcкая эпoxа]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.] [СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]

Николай II пришел к власти после скоропостижной смерти своего родителя, императора Александра III. На нового императора с первых же дней его царствования либерально настроенная интеллигенция пыталась оказывать давление воздействие, требуя проведения реформы политического устройства государства. Влияние западноевропейских стран на общественную мысль России было очевидно. В Европе парламенты получали все больший политический вес. Только Россия, Турция и Черногория парламентов не имели.
В Европе развитие парламентаризма было связано с тем, что к концу ХIХ века практически в каждом европейском государстве произошло формирование нового имущего слоя, который достаточно окреп, чтобы выдвинуться на лидирующие позиции в обществе. Средством выражения политических интересов этого слоя стали парламенты. В России и некоторых других европейских странах этот процесс не был завершен, и торопливый переход к парламентаризму был чреват непредвиденными последствиями.
Тем не мерее, социальные изменения требовали политических реформ. Дворянство все больше уступало свои главенствующие позиции. Конкуренцию ему составили деловые люди (промышленники, финансисты, купечество и др.) и новая интеллигенция, пополнявшаяся из неимущих сословий и находящая себе опору в стенах университетов.
Николай II, несмотря на свою молодость, уже при вступлении на престол ясно понимал преждевременность политических изменений европейского типа, и в известной речи от 17 января 1895 года указал на невозможность участия представителей земств в управлении государством. Позиция Верховной власти расколола общество. Одни втягивались в борьбу с государством, требовали прав и свобод, ратовали за приоритет личности, считали необходимым следовать путем европейского прогресса. Другие продолжили трудиться, укрепляя государство, его экономическую мощь и политический суверенитет.
Задача, которая стояла перед Россией, была не из простых. Государственное строительство требовало укрепления русского присутствия на Дальнем Востоке и в Сибири и создания для этого необходимых коммуникаций, связывавших эти регионы с Центральной Россией. Сохранение естественно возникшей монополии Империи в обладании богатствами зауральских просторов требовало прочного закрепления на Тихом океане. Иначе сибирские просторы становились своеобразным геополитическим тупиком.
Укрепление Империи по двум противоположным векторам не могло быть обеспечено в равной мере. Тем более, что в Европе России противостояли мощные силы, ограничившие ее влияние. Поэтому константинопольское направление имперской экспансии перестало быть приоритетным. Николай II принял стратегическое решение об усилении влияния России на тихоокеанском побережье. Это должно было укрепить двуединое начало России, объединяющее в себе Запад и Восток.
Соответствующие сделанному геополитическому выбору действия государственных лиц того времени хорошо прослеживаются документально. 3
января 1897 года указом Николая II вводится золотое денежное обращение, послужившее укреплению независимости страны и ее экономики. Проводится перепись населения и организуется массовое переселение в Сибирь жителей центральных регионов (в 1894–1901 годы переселилось свыше 1200 тысяч крестьян). Учреждаются новые государственные производства, начинается строительство современных военных кораблей.
Лавируя между требованиями по либерализации трудового законодательства и интересами промышленников, государство с 1896 года вводит законодательное ограничение продолжительности рабочего дня до 11 часов. Хотя в большей части Европейских стран действовал 12 часовой рабочий день.
Во внешней политике для предотвращения возможной войны Николай II пытается укрепить мир как в Европе, так и в Азии. Заключен договор с Австрией о сохранении статус-кво на Балканах. Выпускается меморандум императора России с предложением правительствам Европы ограничить гонку вооружений и выработать меры по сохранению мира, и, как следствие, проводится Гаагская мирная конференция 1899 года. Продлен военный союз между Россией и Францией. Заключен договор с Китаем об оборонительном союзе в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Заключен договор об аренде Россией Ляодунского полуострова с городами Порт-Артур и Дальний сроком на 25 лет, получена концессия на строительство железной дороги через Харбин в Порт-Артур. Также заключен и договор с Японией о признании Россией интересов Японии в Корее.
А что же делали в то время сторонники либерального прогресса? Большая часть образованного общества России, притихшая в период правления Александра III, превратилась в непримиримую оппозицию к правительству Николая II. Большинство газет и журналов были заведомо враждебны к Государю и его политике. Публицисты постоянно искали повод «покрепче насолить» власти, отыскивая ее истинные и мнимые ошибки. Газетные и журнальные издания все больше отходили от задач просвещения населения, превращаясь в орудие борьбы политических группировок, растравливая нездоровые страсти и наживаясь на подогретом интересе публики к борьбе самых причудливых мнений. Интеллигентская среда, будучи большей частью неимущей, предпочитала перенимать у Запада крайние радикальные политические учения и враждебно относилась к отечественной промышленности, всячески провоцируя конфликты между работниками и работодателями. Политической мишенью этой публики стало самодержавие.
Началось структурирование оппозиционных сил: 1897 год – учреждение Всеобщего еврейского рабочего союза Бунд, 1898 год – учреждение Российской социал-демократической рабочей партии РСДРП, 1901 год – создание партии социалистов-революционеров (эсеров), 1903 год – создание Союза земцев-конституционалистов. Появляются нелегальные печатные издания, содержащие открытые призывы против существующего строя. Возникает броский лозунг, который объединяет оппозицию всех оттенков: «Долой самодержавие!».
Тем временем надвигалась война за Дальний Восток, полным ходом шли военные приготовления. Япония стала лидером военно-политической
коалиции, которую не устраивало величие России, растущее с упрочением ее позиций на Дальнем востоке. Японские вооруженные силы к 1903 году уже имели современный флот, отстроенный на верфях в Англии, и этот флот имел преимущество перед российским как по быстроходности, так и по вооружению. Россия отставала в подготовке к войне на 2–3 года. Современные корабли были заложены на балтийских верфях, но были еще не достроены. Транссибирская железнодорожная магистраль могла пропускать только ограниченное количество составов из-за узкого места на паромной переправе через Байкал. Из миллионной армии Россия на Дальнем Востоке имела менее ста тысяч штыков (рост дальневосточной группировки сдерживался договором России и Франции, по которому в случае нападения Германии на Францию Россия в поддержку союзника должна была выставить 800 тысяч солдат).
В подготовке к войне с Японией сказался и бюрократический фактор. Председатель Кабинета министров С.Ю.Витте крайне скептически относился к проекту Николая II о закреплении России на Тихом океане и всячески тормозил связанные с этим проектом начинания. Но его скептическое отношение, к сожалению, не было само по себе способно отодвинуть войну, а вело только к ослаблению государства перед лицом предстоящих испытаний.
27 января 1904 года атакой на корабли, базировавшиеся в Порт-Артуре, началась Русско-японская война. Героическая оборона Порт-Артура вошла в славную историю русского воинства. Подвиги солдат и матросов подробно описаны в очерках того времени. Но неудачный подбор руководящих кадров для ведения военных операций, сочетавшийся с фатальной гибелью талантливых офицеров, сводил «на нет» успех кампании.
Известие о начале войны объединило большую часть российского общества, и противники самодержавия временно стушевались. Но военные неудачи вновь пробудили противогосударственные настроения. Они поддерживались зарубежными финансами, брошенными тайными и явными врагами Росси на ее ослабление, на создание внутренней нестабильности. Оппозиционные партии расширяли свое влияние на американские и японские деньги.
Война закончилась 23 августа 1905 года подписанием в Портсмуте мирного договора между Россией и Японией. Оппозиционеры утверждали, что Россия проиграла войну, но объективные данные говорят о другом. Россия вышла из войны, не одержав военной победы. После поражений в морских сражениях и сдачи Порта Артура русская армия вовсе не была разбита. Она сохранила боеспособность и вела позиционные бои на суше. Более того, железнодорожное сообщение наладилось, и в сторону фронта пошли эшелоны с войсками. Япония наоборот была истощена войной. Для финансирования военных действий была вынуждена увеличить налоговое бремя на 85%, в то время как Россия увеличила налоги только на 5%. Япония так и не рискнула перейти к генеральному наступлению на русские позиции в течение пяти последних месяцев войны. Поэтому Россия категорически отказалась от выплаты контрибуции, осознавая свое бесспорное военное превосходство. Надежды Японии на успех русских революционных выступлений не
оправдывались, и она вынужденно заключила мирный договор и вернула России часть захваченных территорий.
Когда условия мирного договора были опубликованы, волнения охватили Японию. Появились траурные флаги в городах, возникали беспорядки. Россия же, выйдя из войны, сохранила свои основные позиции в Азии и возможность дальнейшего развития в этом регионе.
Революционеры на успехи правительства ответили объединением своих усилий. Все партии антиправительственного блока (от конституционалистов до террористов) стали координировать свои действия, встречаясь на различных мероприятиях, в том числе – на межпартийной конференции в Париже, где была принята резолюция об уничтожении самодержавия и праве наций на самоопределение. Расхождения во взглядах наблюдались только в тактических вопросах. Одни ратовали за выборы, другие – за террор и вооруженное восстание. В апреле 1905 года большевики решили, что их задачей является вооруженное восстание. Для зарубежных врагов России это была самая привлекательная программа. Европейские державы, готовящиеся к войне, увидели в большевиках ту силу, в которую стоит вкладывать средства. Они пойдут на разлагающую пропаганду и приобретение оружия, в дальнейшем – на войну против собственного правительства.
Считается, что началом революционного переворота в сознании масс стало «кровавое воскресенье» 9 января 1905 года, которое было спровоцировано действиями священника Георгия Гапона. Его призывы идти с петицией к царю нашли живой отклик в среде столичных рабочих, которых уверили, что шествие разрешено и петиция будет принята. Правительство из-за забастовки работников типографий оказалось в очень сложном положении, но, несмотря на это, листовки с призывом не поддаваться на провокацию и о запрете шествия были изготовлены и развешаны в городе. К сожалению, они не достигли цели. Шествие состоялось. Войска преградили дорогу толпе и дали залп холостыми. Но толпа двинулась дальше, появились жертвы… По официальной сводке в результате хаотических действий властей было убито 130 человек, по неофициальной версии – до 1000. После этого беспорядки охватили страну. Забастовки в Варшаве, крестьянские погромы помещичьих имений в Центральной России, на Украине и Грузии, столкновения армян и азербайджанцев в Баку, мятеж на броненосце «Князь Потемкин Таврический», восстание в Лодзи, еврейские погромы в Одессе, восстание в Финляндии, мятеж в Кронштадте, и Севастополе. Завершился 1905 год Московским вооруженным восстанием.
Действия власти по подавлению смуты были решительными, и везде правительственные войска достигали успеха в подавлении бунтов. Так генерал Меллер-Закомельский с отрядом в 200 человек, проявив жесткость, навел порядок на всем протяжении всего Великого сибирского пути, а противостояли ему многотысячные распропагандированные войска.
Агрессивные формы борьбы с режимом сочетались с легальными политическими требованиями земства по введению политических свобод и усовершенствованию существующего порядка управления государством. При
этом любые политические требования рано или поздно сводились все к тому же: «долой Самодержавие!».
Лозунг «Долой Самодержавие!» по своей сути был лозунгом «Долой Государство!». Ведь само понятие «самодержавие» означало не произвол власти, а только независимость мнения государя от мнения иногосударств. Но власть российская начала ХХ века, не имея в своем распоряжении ни идеологического аппарата, ни средств массовой информации, стала упускать инициативу в борьбе за умы населения страны, и самодержавие как традиционный государственный институт России подверглось дискредитации.
Николай II уступил требованиям либералов и 17 октября 1905 года для предотвращения дальнейших волнений подписал манифест о гражданских свободах и вступлении в силу законов с одобрения Государственной Думы. На пост председателя Совета министров вновь был назначен С.Ю. Витте, который теперь связывал свою судьбу с либеральными преобразованиями. Николай, соглашаясь на созыв Государственной Думы, прекрасно осознавал, что создает себе не помощника, а врага. Его надежды, что в лице Думы он сможет со временем увидеть государственную силу, полезную для страны, оказались напрасными.
Выборы в I Государственную Думу прошли при определяющей роли крестьян. Предположение, что патриархальность крестьянства охладит пыл интеллигенции (как это произошло во время «хождения в народ»), не оправдалось. Крестьянство, которому император по избирательному закону предоставил наибольшие права, оказалось не способно принимать взвешенные политические решения, и легко поддалось на выборах агитаторам левых партий, обещавшим раздать крестьянам помещичьи земли. Мало кто знал, что к тому времени дворяне имели только около 26 млн. десятин пашни, а крестьяне – 120 млн. десятин. Большинство крестьян не смогло правильно оценить ситуацию и понять, что конфискация помещичьей земли не решает их проблем в долгосрочной перспективе. В результате в Думе неожиданно возникло оппозиционное большинство, создавшее для власти и государства в целом огромные проблемы. Оппозиция, получив мандат доверия народа, получила и моральное преимущество в долгосрочной перспективе.
Избранная I Дума сразу потребовала амнистии. А что такое была амнистия в то время? Проиграв открытую вооруженную борьбу, оппозиционеры продолжили свою тактику террора. Убивали не из чувства мести. Планомерно уничтожали всех энергичных представителей власти, создавая кадровый голод. Так было до 1905 года, так было и после 1905 года. Например, за 1906 год было убито 768 и ранено 820 представителей власти. Убивали и популярных в народе людей, и тех, до кого было легче добраться. Поэтому думская защита «кадров революции» от возмездия в условиях невиданного для России политического бандитизма была для власти неприемлемым компромиссом. I Государственная Дума была распущена 9 июля 1906 года.
1 июня 1907 года на закрытом заседании II Государственной Думы Петр Аркадьевич Столыпин предъявил обвинение 55 депутатам в военном заговоре против правительства и особо подчеркнул невозможность силами
правительства обеспечить спокойствие и порядок в государстве, если парламентская неприкосновенность не будет снята с 16 из них. Дума уклонилась от немедленного выполнения требования Председателя правительства и передала данное дело на проработку в специально созданную комиссию, хотя доказательства о связи социал-демократов, входящих в Думу, с военными заговорщиками были представлены. Преднамеренная бездеятельность Думы и стремление правительства не допустить повтора 1905 года предопределили дальнейший ход событий. 3 июня был издан манифест о роспуске Государственной Думы и введении нового избирательного закона, по которому крестьяне потеряли влияние на формирование российского парламента, получив вместо 42% выборщиков только 22,5%. Перераспределение произошло в пользу землевладельцев, которые вместо 31% получили 50,5%.
Выборы в первую и вторую думы подтвердили, что сторонники самодержавия (К.Победоносцев, Л.Тихомиров и др.) были правы в своих предупреждениях против парламентаризма. Выборы обеспечили не отбор лучших по профессиональной пригодности и государственным делам, а людей, владеющих риторикой и «сладко излагающих». Сформировавшаяся «коллективная безответственность» парламента стала основой для разложения государственности – дискредитации институтов Империи, девальвации русской общественной традиции, процветания сепаратизма.
Несмотря на возникшие трудности, Николай II принял решение продолжить парламентский эксперимент, изменив избирательный закон в пользу охранительных сил. Так в условиях напряжения сил государства, направленных на закрепление своего статуса великой евроазиатской державы, возник строй думской монархии, задуманный властью как временный компромисс между империей и радикально настроенной интеллигенцией. Истории суждено было распорядиться этим компромиссом не в пользу самодержавия, которому не удалось противостоять одновременно внешней агрессии и внутренней измене, сломавшим русскую историческую традицию в 1917 году.


[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА.]