Об ограничении абортов

Реализация мер Манифеста национального возрождения. Законопроект 3

Мы продолжаем публикацию серии законопроектов, подготовленных в рамках Манифеста национального возрождения.

Приглашаем читателей к активному обсуждению поднимаемых законопроектами проблем. Обращаемся с просьбой к тем, кто планирует присылать свои предложения. Их надо формулировать с конкретным указанием статей законопроекта и предлагаемых изменений в четких юридических формулировках. Адрес авторов для связи shtabvozrozjdeniya@yandex.ru

    

        Законопроект №3 «О внесении изменений в статью 36 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

     Пояснительная записка к законопроекту

Манифест национального возрождения предполагает принятие опережающих мер по стимулированию демографического роста и продолжительности жизни населения, восстановлению численности русского народа («русский крест» — превышение смертности над рождаемостью — за 22 года привел к потере примерно 25 млн. человек). Однако задача обеспечения демографического роста представляется трудно выполнимой при сохраняющемся высоком количестве абортов, число которых по данным Росстата в 2008 году составило 1 385 600,  в 2009 году — 1 292 400. На 100 родов в 2008 году приходился 81,1 аборт, в 2009 – 73,7.  При этом не все роды закончились живорождением, не все младенцы пережили первую неделю жизни, а число абортов приведено только по государственным учреждениям родовспоможения.

Российская Федерация входит в число государств (их 21%) с самой либеральной политикой в отношении абортов, где аборты разрешены без ограничений. Более того, искусственное прерывание беременности в стремительно вымирающей России входит в перечень услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования, что предполагает государственное финансирование каждого аборта, сделанного в стенах учреждений Министерства здравоохранения и социального развития.

В силу статьи 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.

Предлагается два варианта соответствующего законопроекта. Первый –«либеральный», ограничивает возможность проведения искусственного прерывания беременности по желанию женщины сроком беременности до 8 недель, она может быть реализована только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения вне рамок обязательного медицинского страхования через систему предоставления платных медицинских услуг (ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Это обеспечит право большинства налогоплательщиков, закрепленное в ст. 28 Конституции РФ, не финансировать действия, противоречащие их совести, нравственным чувствам и религиозным убеждениям, предотвратит колоссальную трату бюджетных средств.

  Второй вариант может быть назван «нелиберальным», он отражает реалии государства, терпящего катастрофическую убыль населения, устанавливает строгий перечень оснований к производству аборта и усиливает уголовную ответственность за криминальный аборт.

  Авторы законопроекта вполне представляют себе возможную критику жесткого варианта. Критика мер, направленных на ограничение аборта, как правило, сводится к двум основным доводам: 1) такие меры влекут увеличение числа нелегальных абортов и связанных с ними демографических потерь; 2) эффект от их введения является кратковременным, и обеспечивая подъем рождаемости на несколько последующих лет, не гарантирует сохранение его повышенного уровня в перспективе. Первый из этих доводов убедительно опровергается статистическими данными.  Они свидетельствуют о том, что потери населения от незаконных абортов и их последствий не представляют собой значимых статистических величин (например: В. И. Сакевич. Что было после запрета аборта в 1936 году. Демоскоп № 221-222. http://demoscope.ru/weekly/2005/0221/reprod01.php).

 Второй довод заслуживает внимания. Так, в Румынии после принятия в 1966 г. декрета об ограничении права на аборт уровень рождаемости резко повысился — с 14,3% в 1966 г. до 27,4% в 1967 г., что еще раз подтверждает некоторую зависимость уровня рождаемости от распространения абортов. Однако уже к 1973 г. общий коэффициент рождаемости опустился до 18,2 %. В то же время для России, терпящей катастрофическую убыль населения, даже такие цифры и такая динамика была бы огромным благом.

Кроме того, представляется, решение об ограничении абортов не всегда нуждается в строгой обеспеченности демографическими и статистическими данными, ведь речь идет о защите ценности высшего порядка – человеческой жизни. В то же время, если беременная женщина не намерена становиться матерью – необходимо, выбирая меньшее из двух зол, стараться мотивировать ее на оставление ребенка в соответствующих органах государственного призрения, но не на убийство.

 

А) Либеральный вариант:

            Федеральный закон

«О внесении изменений в статью 36 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

(об ограничении абортов)

Статья 1. Статью 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Искусственное прерывание беременности (аборт)

Материнство является почетным правом и обязанностью женщины. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 8 недель, а в случае, если беременность наступила в результате изнасилования — при сроке беременности до 12 недель; при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности.

Искусственное прерывание беременности по желанию женщины осуществляется в рамках системы предоставления платных медицинских услуг.

Искусственное прерывание беременности в случаях, если таковая наступила в результате изнасилования, либо при наличии медицинских показаний осуществляется в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Процедура искусственного прерывания беременности проводится в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

 

Б) Нелиберальный вариант:

     Федеральный закон

«О внесении изменений в статью 36 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации»

(об ограничении абортов)

Статья 1. Статью 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Искусственное прерывание беременности (аборт)

Материнство является почетным правом и обязанностью женщины. Российская Федерация исходит из необходимости обеспечить право на жизнь как рожденному, так и еще не рожденному, но зачатому человеческому существу. Отступления от этого требования допускаются в исключительных случаях, установленных в настоящей статье.

Искусственное прерывание беременности может проводиться в случае, если беременность наступила в результате изнасилования, либо при наличии соответствующих медицинских показаний, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Искусственное прерывание беременности проводится в случае, если беременность наступила в результате изнасилования — при сроке беременности до 12 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности.

Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.»

Статья 2. Часть первую статьи 123 Уголовного кодекса Российской Федерации после слов «медицинского образования соответствующего профиля,» дополнить словами«а равно вне оснований, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан,»

 

Предлагаем читателям высказать мнение по вариантам и предложить изменения по законопроекту. Законопроект будет передан в Государственную Думу. Наш адрес для связи :shtabvozrozjdeniya@yandex.ru.

Оставьте комментарий