На пути к возрождению

Из нас пытаются выбить русскую душу

Русский народ… Когда произносишь эти слова уже чувствуется душа, культура, самобытность. И как же неприятно, что последние лет двадцать пять эту особую душу, великую культуру, ни с чем не сравнимую самобытность выбивают «цивилизованными западно-либеральными ценностями».

И здесь речь даже не о прозападном векторе политики наших «реформаторов» — Горбачёва, Ельцина, Гайдара, Чубайса, Немцова – сколько о том уроне, который они нанесли русской культуре. В советскую эпоху, при всём том, что люди жили при тоталитарном строе, и то был нанесен меньший вред нашей культуре, традициям и устоям. «Когда мы едины – мы непобедимы»!» А тот либеральный строй, строй крайне коррумпированный и несправедливый поверг Россию в неописуемый хаос – 90-е годы.

Именно при либерально-демократическом  строе Горбачёва-Ельцина (что вылилось в олигархию) Россия встала на колени перед Западом. С нами перестали считаться. И нельзя такого допустить в будущем. Нужно, наконец, осознать: либо Россию боятся, а, следовательно, выстраивают уважительные партнерские отношения, либо «дружат» с Россией – просто используют в своих целях. С приходом в Кремль В. Путина, внешняя политика стала намного жестче, но при президенте Д. Медведеве Россия снова идет на уступки Западу, «перезагружает отношения». Здесь я говорю именно о странах Западной Европы и США. А точнее об их правительствах.

После ельцинского периода феодализма («берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»), в 2000-х годах наступила некая стабильность, обусловленная сначала подавлением сепаратизма (в Чечне и отчасти в других национальных республиках), а потом – удачной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Путин довольно целенаправленно начал централизацию, консолидируя финансовые потоки в пользу своего окружения. Чем были затронуты не только интересы региональных олигархий, но и интересы западных партнеров, привыкших видеть в России «зону свободной охоты». Отношения с Западом стали ухудшаться, так как Путин не поддавался манипуляции как Ельцин, который в последние годы своего правления утратил связь с реальность. Россию стали обвинять в отсутствии демократии, в подавлении прав человека…Собственно, до сих пор западная журналистика активно занимается антироссийской пропагандой.

А что же народ, граждане России? Они выбрали сначала «мочить в сортире», а потом – стабильность и «дело ЮКОСа». К концу десятилетия выяснилось, что расправа с этническими бандами и олигархами так и не состоялась. Зато образовалась огромная бюрократическая машина под названием «Единая Россия», проявился слой высшей олигархии (сто миллиардеров), госбюрократия вышла на новый уровень коррумпированности, которая стала тотальной и защищенной множеством формально законных процедур.

И всё-таки, этот период большинство граждан воспринимают как передышку после анархических 90-х, когда вроде и партий много, и демократия есть, а вот только порядка нет. Граждане, голосуя за Путина в 2000 и 2004 годах, не сильно задумывались о том, что скоро отменят выборы глав регионов и запретят регистрацию оппозиционных партий. И не очень обо всем этом печалились. Когда у людей 40-50 лет спрашиваешь, почему вы голосовали в 2000-х годах за Путина и «Единую Россию», то ответ можно свести к короткой фразе: «Мы хотели стабильности, спокойной жизни». Но 2000-е прошли, и пора бы двигаться вперед, не допуская застоя.

Где же либералы были с начала 2000-х? Где все те, кто навязывал в 90-е годы столь чуждые для нас «демократические ценности»? Они не востребованы больше. Можно долго говорить о том, честные ли выборы в России, но даже по имеющимся результатам выборов, которые проходили в 2000-е, по данным социологических опросов можно с уверенностью сказать, что «властелины 90-х» больше не могут завлечь россиян в авантюру под названием «российская демократия». Да и само слово «демократия» уже не первый год ругательное.

Посмотрите на результаты выборов и данные соцопросов: «Единая Россия» и КПРФ уже 10 лет лидируют. Обе партии, несмотря на идеологическое различие и прочие нюансы, явно антилиберальны. И люди за них голосуют. Где-то слепо, но имея в виду своё согласие на стабильность, некий консерватизм в политике (хотя назвать «Единую Россию» консервативной партией язык не поворачивается – как сказал однажды В.Сурков, «мы, безусловно, консерваторы, но пока не знаем что это такое»). Других (настоящих) консерваторов до выборов не допускают наряду с либералами. Поэтому мы и имеем условный консерватизм власти, который сам себя плохо осознают, а потому постоянно ходит путями либералов, изредка – «левых», и совсем редко – консерваторов-традиционалистов.

Граждане голосуют за «Единую Россию», потому что она ассоциируется с Путиным, т.е. с некоторым ощущением стабильности. Граждане голосуют за КПРФ – здесь ассоциация снова с нелиберальным СССР, с жёсткой рукой, со «Сталина на вас не хватает». В итоге мы получаем, что примерно 70-80 % граждан выступают за сильную, единую Россию. Либералы же, по последним данным, со своим лозунгом «демократия, свобода, честные выборы», имеют поддержку у 3-7 % россиян. Меньше 1/10 населения страны.

По данным соц. опроса, проведённого Левада-Центром, большинство наших соотечественников хотят видеть Россию империей. А значит, хотят, чтобы государство Российское было единым, великим и независимым. Другое дело, что большинство настолько аполитично, что не спешит способствовать как духовно-нравственному, так и политическому возрождению России. И вот здесь у нас большие проблемы.

Да, либералы не смогли в 2000-е годы предложить такой политический проект, за который бы голосовали в массовом порядке. Но очевидно, что моральное разложение российского общества продолжается высокими темпами. Сегодняшние либералы продолжают способствовать деградации, заложив основы этого процесса ещё в конце 80- годов — своими проповедями о западных ценностях, о мультикультурности, о демократии и свободе. Пожалуй, для этого им даже выборы выигрывать не нужно. Мы можем хоть сколько голосовать за так называемые «консервативные силы», обещающие стабильность, но либералы со своим электорально ничтожным процентом гораздо сильнее консерваторов в плане пропаганды, отрицающей традицию. Им дано нести свои идеи в массы, а консерваторам предлагают только один путь – через «Единую Россию» и безусловную лояльность режиму. Этот путь для подавляющего большинства дееспособных консерваторов является неприемлемым.

Необходимо, как однажды было правильно сказано Д. Рогозиным, «любить своё и уважать чужое». Мы же пока активно забыли про своё – про традиции, русскую культуру, нравственные ориентиры – и восхваляем «цивилизованное» чужое, западное. Поэтому консервативная пропаганда востребована лишь в узком слое. Мысль уходит все дальше и дальше, теория становится все полнее и глубже, а массовое сознание застыло на рубеже веков.

Трагедия в том, что происходит невидимая ломка сознания – русским навязывают самое плохое, что есть в западной культуре. И пока иммунитет не выработан. Да и та «стабильная власть», что вроде бы обеспечила порядок в 2000-е годы, тоже не способствует смене ценностных ориентиров, возвращению к традициям. И это главный упрек режиму Путина-Медведева: область культуры, образования – всё заброшено. И так получается, что и стабильность потихоньку переходит в застой, да и нравственные ориентиры не сильно поменялись – общество насквозь потребительское.

Хочется привести высказывание писателя Валентина Непомнящего (которое приводится в книге А. Архангельского):  «Мы въехали сейчас в систему, которая всемирная, исключая, может быть, Восток, ислам, Китай… Это система ценностей, которая абсолютно чужда нашей русской традиции. В нашей русской традиции всегда, перечитаем Островского, всегда деньги, деньги, деньги, деньги, но в русской традиции деньги не были высшей ценностью. Никогда. Высшей ценностью было нечто другое. Совесть, долг, любовь… Но деньги были только орудием».

И, правда, у нас деньги никогда не были высшей ценностью. Сейчас же всё наоборот: все ценности приобрели денежное выражение.

Когда мы сможем возродиться в культурном плане, в плане нравственности и морали, то и в политическом плане у нас будет власть не псевдоконсерваторов, и не либералов-западников, а настоящих консерваторов и патриотов, знающих, что такое русская традиция и понимающих, что у России свой путь – такой же самобытный и интересный, как и сама русская душа.

Михаил Головин

Оставьте комментарий