Приметы осени: на страстях… (окончание)

4. Мнений много, Отечество — одно. Что оставим внукам?

Итак, размежевание состоялось. Но ведь без тех 20% оппозиционных людей у России может не перейти к модернизации и инновационному развитию, а без других 80% не будет самой России. Что ждет нас: движение к расколу или объединению? С расколом все понятно, обсуждать эту перспективу бессмысленно. Для объединения же нужен общенациональный проект.

Отвлекусь от темы, напомню, что в 2001-м году нами был подготовлен проект постановления Правительства России об Исследовательских Университетах. Отклоненный тогда, он был принят в форме закона семь лет спустя.

В 2005 году во время депутатства мною был внесен в Госдуму закон, запрещающий иметь счета и собственность за границей чиновникам и депутатам. Тогда он был дружно провален единороссами. Спустя семь лет они так же дружно призывают проголосовать за него.

В России надо уметь терпеть и долго жить, тогда сможешь увидеть реализацию своих проектов и идей, хотя бы в чужом исполнении.

Именно поэтому расскажу о третьем, самом важном, пока еще нереализованном проекте, которому тоже вскоре исполнится семь лет. В 2005 году мною была написана и в январе 2006 года издана книга «России нужен сгусток воль», на которую был получен благодарственный отзыв ряда известных в стране людей, в том числе, тогдашнего митрополита, ныне Патриарха Кирилла. В ней рассказано о становлении и развитии России, выдающейся роли Православия в формировании русской нации и государства, проблемах независимости церкви от светской власти.

Было высказано предложение о необходимости переноса административной столицы России. Безусловно, подобные мнения были и ранее, но в книге подробно рассмотрены пути развития страны, предложены конкретные меры и механизмы. Подчеркнуто, что с переносом административной столицы надо оставить в Москве старую бюрократию и создать молодую управленческую элиту страны, были сформулированы требования к этой элите. Реализация проекта приведет к тому, что новая столица даст мощный импульс развития и будет жить одной жизнью со всей страной.

Было предложено передать комплекс Кремля Русской Православной Церкви для расширения вселенского влияния православия, историческую ответственность за это несет Москва как Третий Рим.

Но мы продолжаем расширять Москву до безумия. Наше либерально-олигархическое двадцатилетие вроде бы уже всем показало, что «только тупой ум восходит к истине через материальное». У нас закончился лимит времени на тупость и запаздывание. Нам нужно решить триединую задачу русской сущности: создать гражданам России достойные условия жизни, выполнить функцию духовного лидерства и предотвратить трагический разворот событий в мире.

Ведь если принять, что месторасположение столицы должно быть связано с покровительницей и защитницей Святой Руси-России — Пресвятой Богородицей, то не следует расширять Москву, надо выстроить новую административную столицу России во Владимире. Почему? Как сказал мне уважаемый православный человек, располагая схематично важнейшие иконы Божьей матери, мы получим в Центре — Владимирскую икону. На Востоке от Центра будет Казанская икона; на Западе – Смоленская икона; на Севере – Тихвинская икона, на Юге – Иверская икона. Конечно, можно сказать, что это всего лишь схема, но…

Тогда логично завершится исторический цикл Владимир – Москва – Санкт-Петербург – Москва – Владимир. Все вернется на круги своя. Ведь именно территория Великого княжества Владимирского составила ядро современного Российского государства. Может быть, историческое значение города Владимира и его роль для России до сих пор сильно недооценены и пора исправить эту ошибку? Может быть, чтобы познать истину, нам надо вернуться к истокам? Ведь заблудились мы, копируя чужеземные нравы. Еще раз повторю, я убежден, что молодая динамичная столица придаст энергию всей стране и будет любима народом. Так же, как будут любимы Москва – православная столица России и центр делового мира, и Санкт-Петербург – наша культурная столица. Переосмысливая бритву Оккама, сформулируем, что главное – не преумножать без необходимости сущности, множественность функций одного города приводит к потере перспективы всю страну.

В последние недели я побывал в Северо-Восточной Руси: во Владимире и Суздале, Ярославле и Костроме, Ростове и Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде. Посещал музеи, храмы и монастыри, разговаривал с людьми, ненавязчиво говорил о смысле переноса столицы, спрашивал их мнение. Везде встречал понимание, поддержку и неверие в то, что что-то может измениться. Старушка, с которой я встретился как-то утром в церкви А. Невского в Переславле-Залесском сказала просто и ясно: «Молюсь каждое утро за нашего Благоверного князя, чувствую, как он не дает пропасть нам, его землякам, много думаю об этом. А Русь погибает. Надо переносить столицу во Владимир, там был похоронен Александр Ярославич Невский, наш Благоверный князь».

В начале прошлого века мы пережили цивилизационную катастрофу, отбросили весь опыт прошлых веков, и скопировали западные модели: сначала либеральную (февраль 1917 года), а затем коммунистическую (октябрь 1917 года), Копирование чуждой либерально-рыночной модели в 1991 году, привели нас к власти олигархии и системному кризису. Отсутствие собственной национальной модели развития лишь подчеркивает зависимое состояние нынешней России, сколько бы мы не говорили о суверенитете.

Почему так произошло – отдельная тема, но пока мы потерпели поражение. В итоге проиграла страна, проиграли ее граждане,те, кто своим трудом, умом и талантом создавал ее национальное богатство, творил культуру и передовую науку, создал одну из лучших систем образования, защищал величие нашей Родины. Выиграли мародеры, которые провели приватизацию, дефолт, ограбили страну, спрятали в зарубежных офшорах и банках украденные богатства, обеспечили своим действиям правовую, политическую, силовую и финансовую защиту. Таковы реальности нынешней страны, где каждый живет и умирает в одиночку.

Нашей цивилизации более 1000 лет, были в нашей истории и более тяжкие времена, но срабатывал инстинкт самосохранения нации. Конечно, мы понесли страшные потери в прошлом веке: революции, войны, репрессии и конфликты содрали русскую наследственную элиту, эмигранты не вернулись, а советская элита не успела сформироваться, не хватило времени. У элиты понятие чести и долга были в крови, а если род существовал века, то у потомков формировались лидерские качества. Иначе было не выжить, и род прекращался. Эта семейная устойчивость в России носила многовековую историю. Духовная элита, служители культа тоже устойчиво воспроизводилась, и качества повторялись в потомстве. Тогда не успела устойчиво сформироваться и национальная предпринимательская элита.

Сегодня надо решить важнейшую задачу – вопрос власти и элиты. Опыт последнего столетия, публикуемые данные о жизни в дореволюционной России говорят о том, что мы не переболели монархией и не выросли из нее. Наши деды и прадеды разорвали времен связующую нить. Нам надо возвращаться и проходить невыученные уроки. Тогда все у нас получится. Другое дело, какие формы будет принимать монархия и как пойдет наследование. Вариантов в истории много, важно, чтобы наследование не проходило, как нынче — по «польскому выборному принципу», который в свое время привел к упадку и разделу это государство.

Мне представляется маловероятным сценарий А.А. Зиновьева о том, что нынешний век будет веком ожесточенной борьбы внутри страны, одних — за национальные интересы России, других – за закабаление ее западным сверхобществом. Об этом хорошо сказал уроженец Владимирского края: «Россия всегда есть Россия, независимо от того, что в ней делается, и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство», — К.Д. Бальмонт.

Оставьте комментарий