Дмитрий Рогозин: Операция в Ливии не соответствует резолюции Совбеза ООН

Мнение Дмитрия Рогозина в сообщении «Интерфакса» и в интервью «Вести ФМ» (выдержка и ссылка на аудиофайл)

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил 21 марта, что действия членов НАТО, развернувших военную операцию против ливийского лидера Муамара Каддафи, выходят за рамки резолюции Совета безопасности ООН.

«Считаю, что нанесение ударов по целям, не имеющим отношения к авиации, включая средства ПВО, аэродромы, воздушные цели, – все это выходит за рамки обозначенных целей и не соответствует резолюции Совета безопасности ООН по Ливии», – сказал Рогозин.

Он также добавил, что альянс очень скупо делится информацией о силовой операции. По мнению Рогозина, это объясняется тем, что среди союзников нет единства, как именно следует исполнять резолюцию Совбеза.

Постпред отметил, что в штаб-квартире НАТО обсуждаются вопросы об обеспечении бесполетной зоны, запрете на поставку оружия в область конфликта и оказание гуманитарной помощи. Ни по одному из этих вопросов у членов НАТО нет единой позиции, подчеркнул Рогозин.

Германия по-прежнему относится к военной операции с неодобрением, передает слова Рогозина «Интерфакс».

омандование операцией в Ливии должен взять на себя блок НАТО, поскольку только у Альянса есть возможности обеспечить планирование, координацию и наличие последовательности в действиях коалиции. Об этом заявил глава МИД Италии Франко Фраттини по прибытии на встречу министров иностранных дел ЕС. Возьмет ли НАТО на себя командование операцией в Ливии? Об этом «Вести ФМ» поговорили с постоянным представителем России при НАТО Дмитрием Рогозиным.

«Вести ФМ»: Пока вопрос о роли и месте в НАТО в операции в Ливии остается открытым. Альянс принял участие в разработке документов, поддерживает, но, тем не менее, не руководит операцией. Сегодня Министерство иностранных дел Италии официально обратилось к блоку НАТО с просьбой взять-таки на себя командование операцией. Каков вероятный ответ?

Рогозин: Сложно сказать. Я думаю, что никто его не знает, даже в НАТО, потому что они и в субботу заседали на уровне послов, и вчера в 22.30 было воскресное заседание, и сегодня идет заседание с утра. Никак не могут они определиться по трем вопросам: первый вопрос – это объявление запрета на полеты над Ливией для ливийских ВВС; второй вопрос – это поставки оружия в регион. Два вопроса соответствуют резолюции Совета безопасности ООН. И третий вопрос – это гуманитарная помощь населению, которое страдает от гражданского конфликта. Проблема в том, что НАТО как организация, как альянс до сих пор в этой операции не участвует, а участвует некая коалиция «желающих», инициатором которой стала Франция. Позиция других государств (прежде всего Германии) очень осторожная. Они действительно считают, что с помощью бомбардировок аэродромов, с помощью запрета полетов и уничтожения объектов ПВО все равно добиться поставленной цели без проведения наземной операции невозможно. А наземная операция – это значит увязнуть в большой войне, поскольку Каддафи уже распорядился, что его войска находятся в городах. То есть это городские бои со всеми вытекающими для натовцев последствиями.

«Вести ФМ»: Расскажите поподробнее, что говорят американцы в НАТО? Пентагон вчера усиленно распространял информацию, что никакие бомбардировки с американских самолетов не производились. Они, в общем-то, дистанцируются от всей этой истории. Что они говорят в Альянсе?

Рогозин: В Альянсе то же самое и говорят: скепсис по поводу проведения именно боевой операции в отношении Каддафи присутствует. И он был всегда. Сейчас есть резолюция Совбеза, которая формально позволяет такую информацию производить, но проблема в том, что чисто военно-технически это маловероятно, если вообще возможно. Допустим, можно поразить объекты авиации на аэродромах, можно с помощью крылатых ракет поразить противовоздушную оборону Ливии. Но все равно до тех пор, пока сапог иностранного солдата не ступит на чужую землю, говорить об уверенности проведения военной операции против чужого государства невозможно. Поэтому ливийская история может втянуть НАТО в очередную очень неприятную для европейского общественного мнения войну. Поэтому все смотрят на Францию и не всегда понимают действия господина Саркози.

«Вести ФМ»: Италия в своем призыве к НАТО возглавить операцию в Ливии говорит, что у Альянса есть координация, последовательность в действиях. А что, действительно эта западная коалиция, сформированная на добровольных началах, не может справиться с военными задачами, с тактикой без помощи НАТО? Или они блефуют?

Рогозин: Понимаете, в чем тут дело: у них не принято влезать в подобного рода операции в одиночку. Это Советский Союз мог себе позволить в Афганистан войти даже без Варшавского договора. НАТО на то и существует, чтобы добиться узаконивания, то есть легитимизации любых военных действий. То есть вместе вошли — вместе и выйдем. А когда кто-то один входит, допустим, в Ирак, то остальные умывают руки. Поэтому принцип круговой поруки присутствует всегда, нужно называть вещи своими именами. Если такой круговой поруки нет, то это вносит огромные разногласия и среди союзников. Не стоит преувеличивать монолитность Альянса. Он сейчас 28 государств представляет, при этом у каждого есть свое мнение.

Полностью интервью с Дмитрием Рогозиным слушайте в аудиофайле.

Оставьте комментарий