Юрий Бубенцов
Памяти тридцати шести погибших шахтеров в Воркуте.
Я родился и вырос в шахтерском крае, в Кузбассе. Насколько помню, никто из моих сверстников не мечтал стать шахтером. Космонавтом, моряком..на худой конец механизатором, но только не шахтером. Наверное потому, что у многих родители и родственники работали на шахтах, и дети воочию с детства видели без прикрас «романтику» этой профессии. В те годы, когда до коммунизма, казалось бы, было рукой достать, вся страна была на печном отоплении, то есть отапливалась углем. Стране нужен был уголь любой ценой.
Для героизации шахтерской профессии коммунистическая власть не жалела средств, даже выпускала папиросы под маркой «Шахтерские». Десятки творческих коллективов, в том числе из Москвы, колесили по Кузбассу.Что неплохо оплачивалось, да и «Народного» можно было быстрей получить. Труд шахтера относительно работников других отраслей неплохо оплачивался, например: шахтер получал 500-600руб, при средних заработках в других отраслях 120-150руб.. Тем не менее, желающие устроиться в шахту очередей не создавали. Характерным было интервью журналиста, взятого у цыгана: «Почему не идете работать в шахту на большие деньги?» На что получил исчерпывающий ответ: «Пойду работать, когда в шахтах поставят окна». Выбросы взрывоопасного метана, засыпка в забоях шахтеров, аварии, часто с человеческим жертвами, стали фатальными в угледобыче. Со временем совершенствуются техника и технологии безопасности. В 90-х годах прошлого столетия удалось сократить количество погибших шахтеров до одного на один млн.тн. угля. Тем не менее, это была трагическая цифра. Так считали многие. Если бы они знали, что когда все угольные предприятия будут приватизированы и перейдут в руки «эффективных менеджеров», количество погибших на один млн.т. увеличится в десятки раз. По данным английской консалтинговой кампании «GAN» количество погибших в России в 2014г. на один млн.т. добытого угля составляет двадцать человек.
Российские статистические данные о погибших засекречены, как и данные о профзаболеваниях в угольной промышленности. Фактически разогнан, остался без финансирования единственный институт профзаболеваний в Кузбассе. Российские статистические данные о погибших засекречены, как и данные о профзаболеваниях в угольной промышленности.
Совершенствуются и внедряются технологии безопасности, все больше угля добывается открытым, сравнительно безопасным способом. «Откуда тогда диспропорции в увеличении трагических случаев?» — спросите вы. Ответ очевиден и он лежит в плоскости алчности хозяев угледобывающих предприятий. Прибыль любой ценой.
Когда в 2007г рвануло на шахте «Ульяновской» , что в г.Новокузнецке, погибли более ста человек,все поначалу были в недоумении,как так :на шахте была внедрена новейшая аглицкая система газоанализа и безапасности. Ясно одно — система исправно работала и сигнализировала о превышениях метана, что требовало немедленного аварийного прекращения работ. А простои — дело убыточное. Но, ежели перед руководством хозяин шахты ставит вопрос ребром — «Столько-то бабла я должен получить в этом месяце! Остальное меня не волнует.», директор шахты лезет из шкуры вон, чтобы добыть деньги. И, в первую очередь, это отразится на зарплате шахтеров. Вот и идут во тяжкие шахтеры и администрация, вплоть до отключения газоанализаторов. Примечательно, что директором шахты был господин Фунт. Помните эти слова из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Я сидел при Александре Втором «Освободителе», Александре Третьем «Миротворце» » , так вот, его оправдали на суде вопреки жанру. Также примечательной была авария в 2010г на крупнейшей не только в Кузбассе шахте «Распадской». Более ста жертв. Основным акционером шахты является Р.Абрамович. Также держателями акций являются сионисты из киевской хунты. Конечно же, осуждены были диспетчера, да начальники смен. Люди, недовольные зарплатой и денежной компенсацией, за кормильцев вышли на улицы, чтобы выразить протест. Губернатор области Тулеев А., бросил против безоружных людей ОМОН. Пострадало многих невинных людей, зато в в новостях говорили о пострадавших омоновцах. Мы в Кузбассе привыкаем к цинизму властей, хотя это очень трудно дается. Кстати, о зарплатах российских шахтеров. Средняя зарплата российского шахтера едва составляет 500$ в месяц. Для сравнения, средняя зарплата далеко не самого высокооплачиваемого шахтера в мире, австралийского шахтера — 10 000$ в месяц. NO COMMENT, как говорится. И еще одна подлость хозяев угольных предприятий — инородных олигархов. Когда шахтеры заявляют о низкой заработной плате и требуют ее повышения, те цинично заявляют, что у вас низкая производительность труда.
Вся промышленность области лежит в руинах, она почти полностью уничтожена. Люди вынуждены спускаться в шахты, чтобы прокормит семьи. Сегодня Кузбасс вышел на 220млн.т. рубеж добычи угля.Когда выходили на 180 млн.т. рубеж, ученые-экологи, медики, не только России, в один голос предупреждали, что это станет катастрофой для экологии Кузбасса. И действительно, сегодня больная земля моей малой родины сотрясается искусственными землетрясениями, продолжительность жизни людей катастрофически сократилась. Людей изгоняют с родных земель, богатых полезными ископаемыми. Как поступили с малым коренным народом России — шорцами: их поселения сожгли, людей, как пыль, развеяли по миру. Нашим проклятьем стала наша земля, богатая полезными ископаемыми.