К пятилетию «чёрного вторника»

Владислав Герман

16 декабря 2014 года на Московской межбанковской валютной бирже произошёл резкий обвал курса рубля по отношению к основным валютам. Это событие получило в журналистской публицистике название «черный вторник» (третий в истории РФ). Девальвация рубля нанесла мощный удар по популярности идеологии русского правого консерватизма и национализма в России. Но обо всём по порядку.

Как мы знаем, экономика России, несмотря на все заявления высших лиц о её диверсификации, осталась преимущественно сырьевой: поступление денег в бюджет страны напрямую зависит от цен на нефть. Уже в 2013 году задолго до Майдана на Украине, присоединения Крыма и войны на Донбассе и последовавших за этим экономических санкций, рост ВВП России резко замедлился до 1,3% годовых, что означало начало новой стагнации в экономике – сказались последствия непродуманного вступления России в ВТО, где российский производитель оказался в менее выгодном положении по сравнению с западными конкурентами. Уже поэтому в начале 2014 года начался рост основных валют по отношению к рублю: стоимость доллара доходила до 37, а евро до 50 рублей. Но затем падение рубля в марте остановилось, и это несмотря на присоединение Крыма, и последовавшие за ним первые Западные санкции.

Однако уже в сентябре 2014 года началось падение цен на нефть ниже 100 долларов за баррель: активно запускаются в эксплуатацию сланцевые месторождения в США, что ведёт к увеличению добычи «черного золота» у традиционных производителей в странах Ближнего Востока. Учитывая, что Россия практически со всеми странами ведёт торговлю в американской валюте, то доходы в бюджет от продажи основного экспортного товара начинают значительно сокращаться.

Президент РФ был прав только в том, что ослабленная в стоимости российская валюта действительно выгодна стране, ориентированной на экспорт. Но это утверждение верно в том случае, если страна импортирует товаров по минимуму, а большую часть производит внутри себя, и при этом экспортные товары диверсифицированы как в Китае и Японии, где ослабленный курс национальных валют выгоден производителю и бюджету. Однако для России это утверждение оказывается бесполезно, так как даже несмотря на введение продуктового эмбарго в июле того же года, Россия продолжала закупать основную часть сельскохозяйственных продуктов за рубежом, естественно в долларах.

Соответственно от руководства Центробанка требовалось провести решительные меры по стабилизации курса рубля в это непростое время. Однако глава ЦБ РФ, сторонница либерально-монетаристской экономической теории и политики «вашингтонского консенсуса» Эльвира Набиуллина вместо того чтобы отсечь банки, занимающиеся валютной спекуляцией и продавать валюту кампаниям только под конкретные международные операции, сначала потратила около 30 миллиардов долларов на поддержание курса рубля, а затем, отменив валютный коридор, ввела свободный курс рубля. При этом поднимая ставку по кредитам – с 8% в ноябре до 9,5% в декабре, что как раз добивало остатки отечественного производства и платежеспособный спрос населения.

При этом во второй декаде декабря падение цен на нефть ускорилось с 70 до 60 долларов. В этой ситуации ЦБ одобрил облигации «Роснефти» на 625 млрд. рублей. И уже 15 декабря эти деньги, несмотря на заверения о том, что они не будут потрачены на покупку валюты, оказываются на рынке. Из-за этой непрозрачной сделки вечером происходит резкий рост доллара с 56 до 64 рублей. По этой причине в ночь на 16 декабря на экстренном собрании акционеров ЦБ происходит резкое повышение ставки до 17% годовых. Экономическая теория, которую исповедуют либералы, такие как Набиуллина, говорит, что высокая ставка укрепляет национальную валюту (и убивает всю промышленность). Однако в России западные экономические теории малоприменимы, поэтому уже через несколько часов началось лавинообразное падение рубля, курс доллара доходил до 80 рублей, а евро до 100. И, несмотря на то, что на следующий день рубль отыграл падение до состояния вечера 15 декабря, в стране едва не случился экономический коллапс сродни дефолту 1998 года.

Теперь вернёмся в начало статьи к вопросу о влиянии девальвации рубля на популярность идей русского национализма среди населения. Дело в том, что национализм и правый консерватизм – это идеологии «среднего класса», состоящего из людей которые достигли определённого успеха в жизни и которые не приемлют чужаков и чуждые традиции на своей земле. В результате обесценивания рубля и последующей стагнации экономики, доходы населения стали падать, а «средний класс» — нищать. Всё это привело, в конечном счёте, к тому, что начался расцвет неокоммунизма и идеологии сторонников «СССР 2.0».

 

Источник: https://vk.com/@club_prometheus_rus-k-pyatiletiu-chernogo-vtornika

Оставьте комментарий