О пользе изложения некоторых своих мыслей, на внешних носителях.
Сразу прошу прощения читателя за много букв в десяти абзацах, что не смог объяснить всё в трёх предложениях. Впрочем кратко — это небольшая статья, обосновывающая необходимость развития своего интеллекта, сознания, памяти, как в соответствии с современными нормами и понятиями о человеке разумном, так и о норме иерархии ценностей, в конкретном, а именно русском мировоззрении и обществе.
Что есть дневник? Дневник есть инструмент внешней памяти, такой же как книга, флешка, фотоальбом, и т.д. пределе значимый для вас предмет, символ, образ. Со всеми ними, вы можете работать критически, аналитически, если у вас есть представление, навык, инструкция, как это делать и для чего. Дневник может быть написан для разных целей, даже не для себя, даже чтобы никогда ни вы, ни кто другой, его не читали. Это бывает нужно когда нельзя ни с кем, чем-то поделиться, а держать это только в себе тяжело, и для изгнания из сознания, души, того, чем бы вы не хотели ни с кем делиться и вспоминать, так сказать переместить это во внешнюю память и может даже уничтожить. Конечно полностью мы не можем удалить то, что когда-либо узнали и осознали, но изменить к этому отношения и эмоции можем. Дело в том, что при письме рукой и изложении мысли на бумагу уходит внутреннее напряжение, гармонизируется душевное состояние, даже если вы общаетесь только с собой и однократно.
Но чаще требуется описать ситуацию снова и снова, с разных сторон, найти и разобраться с ключевыми событиями и тревожащими мелочами, сделать неосознаваемое осознанным. Потому что безсознательное и неосознаваемое — это та же память, но с забытыми, потерянными к ней путями, различениями. Как и незнание, часто восполняемое с внешних носителей информации. Дневник — это то же, что и лечение своего тела, оздоровление и развитие его спортивными занятиями. Только здесь мы развиваем мышление и лечим душу. Это и личная жизнь, и право на её тайну, а значит власть над собой, и другими. В Личности, всегда присутствует тайна, сверхзнание, интуиция, свобода воли и власть. Соответственно лишая человека тайны личной жизни, самоосознания, самоуправления, свободы воли — лишаем его власти над собой и другими, делаем объектом управления, не личностью, недоличностью, даже наверное можно сказать недочеловеком с точки зрения недоразумности.
В психологии, дневник обычно для того, чтобы с ним самому работать, как Я-субъект управления собой, и я-в качестве объекта управления. В чём конечно есть элемент расщепления сознания. Но это обосновано тем, что для человека управлять и быть управляемым другими более естественно. Любое наше действие или бездействие, чем-то или кем-то управляет, в т.ч. нами, оказывает определённое воздействие, как и на нас оказывает воздействие всё нас окружающее. Я тоже пишу эти строки потому, что на меня оказала мотивирующее воздействие заметка, о пользе написания дневника. И мои строки окажут на кого-то определённое воздействие. Даже если не окажут, по крайней мере здесь и сейчас, то они уже оказали воздействие на меня самого в момент их написания, определённым образом изменили и структурировали моё сознание. С одной стороны это свобода воли субъекта, с другой несвобода и подчинение объекта. Но в то же время, намеренное разделение общества на людей-объектов и людей-субъектов, как людей разного качества, с неравными возможностями, правами, и даже отрицанием необходимости их развития, действия делающие их развитие невозможным — идея очевидно преступная, и вот почему.
Я написал эти строки и ощутил выброс гормонов счастья, вскочил, заходил взад-вперёд по комнате, испытал озноб, мурашки по коже, вдохнул полной грудью, разбросил в стороны руки, стало легко и свободно. Я Субъект, я Царь своего сознания, весь мир мне подвластен, всё в моей воле. Но не успел я подольше насладится биологическими проявлениями тела — как пошла критика самого себя. Пришло в голову не совсем корректное сравнение, где окружающий человеческий мир, напомнил мне преимущественно животный мир, где субъектов мышления нет, но каждый определённым сценарием запрограммированный объект — норовит продемонстрировать свою доминантность, превосходство, большее право на удовлетворение потребностей, чаще в ущерб другому и даже смерти. Да, все мы по разному устроены, кто-то больше ведомый биологическими реакциями, кто-то больше психическими алгоритмами, к сожалению часто ложными и упорядоченными в произвольную иерархию ценностей. Ложными я называю здесь те, которые применяются некорректно ввиду неосознанности, чуждые национальной культуре, в т.ч. внедрены в сознание намеренно, для разрушения культуры.
Закон людского, во многом биологического общества, заставляет людей с необходимостью участвовать преимущественно в биологизированной конкуренции, в борьбе за жизненные ресурсы, что несколько оскорбительно для человека мышления. Ибо такие преимущества в подавляющем носят животный характер, а как мы понимаем в соревновании на выживание невооружённого человека без технических средств, мощных тренированных всю жизнь мышц, клыков, когтей, животной ярости, стайности, алгоритмизированного обмана и подлости, стремлению к разрушения другого для повышения своей значимости, отсутствия сострадания — победит животное, сумасшедший, сектант, запрограммированный определённым сценарием биообъект. В силу понятных ограничений, зверь, объект с ограниченным или хаотизированным сознанием, с принужденным впечатанным поведением, в своей комфортной среде, не в состоянии понять человека мыслящего, признать если не как Царя, то обладающего равным правом на блага. Поэтому так мало мы видим в современном обществе мыслящих людей, они часто принуждены к борьбе за существование, на биологической ценностной основе, чаще внизу этой пищевой пирамиды. А их мысли на внешних носителях обычно уничтожаются как непонятные и опасные.
Существуют разные виды сознания, по качеству интеллекта, степени осведомлённости, широты образования, субъект-объектным характеристикам, посвящённости и прочее. Существуют разные виды интеллекта, в разных количествах, по разному называемые разными учёными. Одни виды интеллекта диктуются как индивидуально, так и родоплемённо изменчивыми биологическими участками мозга, и незаменимы другими участками мозга, например музыкальный интеллект — если «медведь на ухо наступил», то это навсегда, и то, эмоционально привязанная звуковая память, при прослушивании внешних источников, позволяет как то с этим разобраться. Здесь мы не будем подробно разбирать все, имеющие свои особенности. Другие виды интеллекта отчасти или полностью могут быть развиты с помощью смежных полей, потому что информация в мозге значительно распределена. Факт то, что мы при этом являемся и объектами и субъектами, зависимыми от внешних источников и других людей, как при управлении ими, так и управляемые ими. То есть сознание, интеллект, память, для полноценного развития и деятельности — нуждаются в субъект-объектном взаимодействии с внешними источниками.
Независимость и свобода воли — понятия условные, мы все созданы обществом, на основе опыта и информации предыдущих поколений, в образе какого-то сценария. В этом смысле, выражение выйти из сценария — метафора. Человек без сценария даже не растение, у которого тоже есть предписания и долженствования. Но для человека важен свободный выбор при равных возможностях, насколько конечно это возможно, осознание сценария, его альтернатив, осознанное преображение своего мышления и поведения, осознанное управление собой и другими, сообразность, конгруэнтность, корректность, когерентность, и т.д. Сценарий нормальности, существует как личное отражение иерархии смыслов и ценностей в обществе, а не как аморфное роевое общество человеков-потребителей, всяких разных, пусть даже и непротиворечивых себе в своих личных сценариях, и в современной перспективе, умело управляемых по персональным траекториям алгоритмами ИИ, в чьих-то невидимых целях.
В общем норма — это не общечеловеческое, похожее на общебиологическое, а конкретная иерархия ценностей и смыслов конкретного общества, среди разных, и непротиворечие личного сценария общему в целом. А разные общества, как и люди неравны. И главное неравенство в способе самоутверждения и самооценки. А тут два пути. Либо развиваться самому и развивать других, создавать духовные и материальные блага для себя и других, и поэтому иметь высокую самооценку и оценку других, или разрушать и подчинять других, пользоваться произведёнными ими и отнятыми у них материальными благами, и таким образом повышать свою значимость. Но согласитесь, что это античеловечно, и это нездоровая позиция, потому, что принуждает к насильственному неразвитию потенциала других людей, лишению, садизму, удовлетворению только биологического, и обосновывающего этот шабаш духовного, деструктивной сущности. Надо понимать, что все люди могут ошибаться, в т.ч. правители, учёные, большие социальные группы, и могут быть введены в заблуждение, даже самыми благими намерениями. Это звучит наивно, ибо реальность прозаичнее, меркантильнее, брутальнее. Вы можете оказаться единственным это понимающим, различающим, обращающим на это внимание, и заиметь статус сумасшедшего, экстремиста, террориста, везде баниться, исчезать из поисковиков, быть преследуемым изгоем.
Вы можете попытаться найти единомышленников для совместных усилий, но в любом случае не оставляйте попыток достучаться до сознания людей, чтобы «торкнуло» инсайтом и тех, кто уже хоть как-то самостоятельно мыслит. Это и есть свобода воли, как осмысленное и далеко идущее целеполагание, сценарий взаимозависимого развития человека и общества. А сценарий личной выгоды современного общества, этому противоречит, в смысле иерархии ценностей, где царствует пирамида Маслоу, которая должна быть перевёрнута наоборот. То есть основное для человека — это духовные потребности, а именно идентификация с определёнными людьми и группами, ценностями и смыслами в определённой иерархии. Только тогда он состоится как субъект разумный, осознанный, свободный.
И дневник есть важный инструмент на пути к этому. Он может не сохраниться, как и эта заметка, и как большинство других, может гениальных и прорывных. Но не один человек изменяет вектор развития человечества, а совокупные действия понявших и принявших идею развития людей, в пространстве и времени, пользующимися внешними носителями памяти, идей, самоосознавших, самоидентифицировавших себя субъектами со свободной волей, не отделяющих до противопоставления личную выгоду, развитие, сценарий, от общего. Вы скажете, что мол это насилие — тащить биообъекты потребителей и объектов управления, многим из которых не суждено многое понять, в сценарий полноценного развития, чтобы сделать конкурентов разума. Да насилие, но не безумие. Любая ценность суть насилие над другой. Даже ценность толерантности и равенства «ужа с ежом», где выравнивание идёт всегда на понижение и неразличение, и как показывают последние исследования учёных, даже ведёт к повышению градуса ненависти и розни, внутреннего хаотичного разрушения психики. Но предлагаемое читателю насилие — конструктивное, т.к. нравственное и разумное, разделённое и различаемое, уменьшают преобладающий в настоящем хаос и деструктивность, ведут к человеку преображённому, где он может снова быть стеснён развитым им общечеловеческим естественным интеллектом, ставшим общебиологическим, и найти новую ступень своего духовного развития.