Питерская артель и «зернистая» Россия

Борис Виноградов

Монополизация власти одним из территориальных кланов стала закономерным этапом современной российской истории, воплотив в себе память о неправедном «ленинградском деле» — «пепел Клааса» стучит в сердцах оскорбленных потомков.

Из девиза: «нам нужны не умные, а преданные» во власти родилась нынешняя питерская артель. Она базируется на трех принципах:

а) круговая порука;

б) залог (в политической артели сдают лидеру свои души);

в) субсидиарная ответственность – старшие отвечают за младших, вождь – за всех.

Артельная команда ленинградских большевиков А.А. Жданова и прозападная либеральная команда А.А. Собчака из Санкт-Петербурга кардинально различаются.

Артельный подход требует постановки высоких целей, смелости и деловых качеств ее членов. Ленинградская артель Жданова отвечала всем этим условиям. Она не боялась открыто говорить о русском лидерстве в СССР, обсуждать создание русской компартии и переносе столицы России в Ленинград. Она не спрашивала разрешения из Москвы, изменяя в 1944 году названия 20 улиц на дореволюционные. Ее члены обладали самостоятельностью, высокими деловыми качествами и профессионализмом. Под руководством Жданова они выросли субъектами политики, а не винтиками бюрократии.

Иначе работала питерская артель. Казалось бы, власть, создавшая авторитарный олигархический режим, прикрытый фиговым листком либерализма и демократии, подготовила себе хорошую смену и могла спать спокойно: курс корабля по имени «Россия» не изменился, олигархи размножались и богатели, а народу тоже перепадали крохи от газово-нефтяного пирога. Но «только тупой ум восходит к истине через материальное». Артельный подход в таком варианте ведет к корпоративизму, лжи, коррупции и воровству.

Нам всем долго везло с ценами на нефть и газ. Но при отсутствии стратегических целей развития страны замкнутая корпоративная структура артели стала работать вхолостую. Как пример недавних провалов приведу невыполненные и тихо сданные в утиль Стратегию-2020 и Концепцию-2020.

Не счесть прочих провалов, хотя есть и некоторые достижения. Деревянный туалет под названием «сортир» относительно недавно по историческим меркам был уничтожен в городском парке «Сосновка» в Санкт-Петербурге. Правда, без замены на что-либо функционально сходное. Подобные туалеты в сельских школах еще раз осуждены высоким начальством. Поэтому ждем перемен к лучшему хотя бы в таких масштабах.

Некоторым отзвуком, обозначающим потребность в стратегии, стала в январе 2022 года вроде бы справедливая, но гипертрофированная, реакция власти на унижение Западом русского национального достоинства и гордости (особенно заметная еще в 90-е годы прошлого века, но оставшаяся тогда без внимания). Непродуманный протестный ответ привел к искаженному восприятию соседей. С одними власть долго отделяла «мух от котлет» в Союзном государстве, других много лет вовсе считала случайно созданными из кусков чужой территории. Когда она заметила, что они уже вовсе не «свои», а вроде бы враги, то рванула в «спецоперацию», похоже, не задумываясь о последствиях, либо грубо обманываясь в своих ожиданиях. Постоянное напоминание в СМИ о том, что «все идет по плану», и данные о количестве погибших и раненных заставляют задуматься об управлении и планировании «спецоперации», ее длительности и возможных неутешительных результатах.

Прозвучавшие в ООН обвинения наших военных в убийстве гражданских лиц в Буче требуют немедленного ответа. В том числе – в расследовании трагедии и подаче встречных исков о клевете на Россию. Если же, не приведи Господь, подобные обвинения подтвердятся, то это моральная катастрофа для всех нас — презрение и позор падут на наших детей и внуков, которые забудут, что «русский – это звучит гордо».

Не спаять единство железом и кровью – это основа стратегического мышления, которого мы до сих пор не видим в деяниях «верхов».

В любом случае придется как-то жить дальше – в условиях нарастания рисков ослабления страны санкциями и военными проблемами. И здесь надо заметить, что эта жизнь происходит при несимметричной структуре питерской «вертикали» — власти и управления регионами.

Первый и самый низкий уровень – это постепенно снижающие свою численность дотационные русские регионы. Их немало и проблемы их усиливаются.

Второй уровень – национальные республики, которые обладают большей самостоятельностью и лучшей обеспеченностью, некоторые из них – даже признаками государственности.

Третий уровень – это единственный регион, который живет и управляется иначе, чем все остальные. По всем признакам управления здесь присутствует личная уния российского президента с руководителем региона. Все знают этот прекрасный регион.

Кроме того, безумная миграционная политика, открыто проводимая с 2006 года, добавляет к этой структуре здесь и там разбросанные анклавы инокультурных групп. В то время, когда государствообразующему русскому народу отказывают в реализации сплачивающей страну функции.

У нас с А. Н. Савельевым в течение длительного времени продолжают вызывать отторжение уверенные, с апломбом провозглашаемые рассуждения о мультикультурализме и о «российском народе», как о политической нации. Как будто то и другое существует в статусе аксиом, не требующих доказательств. Мы вместе боролись против образования инородных анклавов в русских городах и недоумевали по поводу бесплодной риторики власти о «российском народе», будто бы пришедшем на смену «советскому народу». В 2011 году мы наконец-то услышали от властей впервые произнесенное слово «русский». Но ожидаемый нами переход «западники → державники» во власти так и не состоялся. В противном случае, в России уже в течение 10 лет выполнялась бы Национальная целевая программа «Сбережение нации» – преодоления демографического «русского креста» и восстановления численности русского народа. Ни для кого не секрет, что представляет собой динамика рождаемости и смертности в русских областях. Но программы нет, а вместо нее власти продолжают стимулировать приток мигрантов в страну, усугубляя ее этническую неоднородность.

Из физики твердого тела известно, что разрушение металлов начинается по границам зерен. То же самое будет происходить при разрушении государства. Чтобы исключить развал России, в какой-то момент придется принимать быстрые решения о новом порядке управления, когда «зернистая» структура государственности даст о себе знать. Лучше бы эти решения были более подготовленными, чем «спецоперация», к уровню проработки которой есть множество вопросов.

В то же время, согласно рекомендациям Никколо Макиавелли, принимающий на себя ответственность лидер должен осознавать риски и последствия своих действий, ибо «нет ничего более сложного для осуществления и более сомнительного с точки зрения достижения успеха, ничего более опасного для правления, чем установление нового порядка вещей».

Нам всем надо задуматься о будущем страны. Чем скорее, тем лучше.

Оставьте комментарий