Стирание суверенитета

Б.А. Виноградов

Не раз критиковавшая международное вмешательство во внутренние дела других стран Россия осудила бомбардировки западной коалицией во главе с США Югославии в 1999 году и операцию в Ираке в 2003 году. Но в отношении Ливии Москва в 2011 году заняла двоякую позицию. Присоединившись к первой резолюции Совбеза ООН – о санкциях к режиму Каддафи, президент Медведев заявил о нежелательности военного вторжения. Но на разрешившую использовать военную силу резолюцию Совбеза № 1973 Москва не наложила вето, показав отсутствие позиции.

Высказавший свою точку зрения о том, что «не в интересах России терять такого партнера, как Ливия», сторонник вотирования резолюции российский посол в Ливии В. Чамов был уволен до голосования по резолюции. Он предсказал, что «вслед за Ливией очень скоро придет черед Сирии, а затем и других государств Азии». Президент М. Каддафи разрешил приезд международной комиссии для независимого расследования в стране. В тот же день западная коалиция начала  бомбардировки Ливии.

Когда МИД РФ призвал к остановке военных действий, уже шло жесткое подавление сопротивления правительственных войск. Председатель российского правительства  Путин назвал действия коалиции «крестовым походом». В своем интервью, президент Медведев заявил, что подобные сравнения недопустимы из-за риска столкновения цивилизаций и выразил надежду на скорое завершение конфликта в Ливии. До сих пор неясно, что сыграло роль в решении Медведева: просьба Обамы или иных противников Каддафи, страх перед «войной цивилизаций» или желание дружбы с Западом.

Прогнозы уволенного посла сбылись. Ливийские события продолжились гражданской войной в Сирии. Серия антиправительственных протестов, восстаний и вооруженных мятежей охватила большую часть арабского мира в начале 2010-х годов. Их назвали «Арабской весной» по аналогии с событиями в Европе в 1848 – 1849 годах, названных тогда «Весной народов».
Прошло почти 12 лет после российской молчаливой поддержки внешней агрессии против Ливии. Слова Медведева о быстром завершении ливийского конфликта не сбылись, он продолжался более 10 лет, привел к разрушению страны, в которой «диктатором» Каддафи был построен реальный социализм для людей. Нестабильность в Ливии сохраняется до сих пор, неоднократно переносятся выборы президента страны. Подобная нестабильность отмечается в Сирии, властям которой Россия помогает.

Не будем бросаться обвинениями в предательстве интересов России, но у нашей страны были многомиллиардные выгодные контракты в Ливии, прекрасные отношения с ее руководством. Но посол был уволен с формулировкой о неадекватности. Как представитель народа – носителя высшей власти в стране я имею право знать «отражал ли отказ от вето президента интересы России при иностранном вторжении в Ливию». У нас в стране не должно быть небожителей, согласно Конституции все подотчетны народу. Если это была ошибка президента, то она может быть хуже преступления, даже при умолчании о ней. Если ошибки не было, то должны быть представлены обоснования его позиции. Молчание недопустимо по отношению к суверену – русскому народу, оно безнравственно по отношению к ливийцам.

Решение президента Медведева об отказе от вето требует рассмотрения в Совете Федерации, пока живы участники этого действия. Считаю необходимым внести поправку в Конституцию о ежегодном отчете Президента страны на Госсовете о реализации внешней и внутренней политики в стране. Не Послание, а именно Отчет повысит участие народа в лице его представителей в Госсовете в решении насущных проблем страны.

Вмешательство извне во внутренние дела страны стало нормой в мире, начиная с ввода в 2001 году войск коалиции во главе с США в Афганистан на основании резолюции Совбеза ООН № 1368. Это был ответ на теракт 11 сентября 2001 года. Он был совершен под руководством Усама бен Ладена, лидера «Аль-Каиды», который был убит 2 мая 2011 года американским спецназом в Пакистане. Ликвидировали его в Пакистане, а иностранные войска более 20 лет участвовали в гражданской войне в Афганистане. В итоге США и союзники еле унесли ноги. Победил их противник — «Талибан», с которым мировое сообщество теперь о чем-то договаривается. Это копия военной интервенции в Россию для победы над большевиками в гражданской войне. История наказывает за вмешательство чужих государств во внутренний конфликт. Не приводит это к добру в стране, охваченной гражданской или религиозной войной.
По логике вещей, если теракт совершила группа лиц, то действовать надо против группы и ее руководителя с согласия страны ее пребывания и решения суда. Для этого существуют силы специальных операций.

За прошедшие 20 лет с начала проведения военных операций в Афганистане и Ираке практически стерлось понятие национального суверенитета. Ялтинская система с ее неприкосновенностью границ и разделом сфер влияния почила в бозе. Под девизом обеспечения безопасности, в том числе и нападающей стороны, с согласия Совбеза ООН, или без него развиваются конфликты и спецоперации. Уже мало чего стоят и превратились в рекомендации решения, принятые ООН. Безнаказанно ведущиеся США многолетние войны лишь подчеркивают неравенство субъектов мировой политики.

Возможно, ООН, Совет Европы, ЕС и НАТО не переходят грань критики влиятельного государства, действуя на основе непубличных договоренностей. Но вместо решения проблем они их затягивают, порождают новые или заводят в тупик, когда проблему создает постоянный член СБ ООН. В результате Совбез ООН поддерживает не государство, чьи права нарушены, а интересы держав-победителей в давно прошедшей мировой войне. Это вряд ли способствует снятию разногласий, но дает основание утверждать о несправедливости существующего миропорядка и неэффективности ООН, как организации мировой системы безопасности и сотрудничества. А ведь прошлые эпохи учат, что у справедливого мира нет проигравших сторон.

Вспомним хотя бы Берлинский конгресс с «честным маклером» Бисмарком после русско-турецкой войны. До сих пор некоторые российские историки считают, что он был несправедливым в отношении победителя – Российской империи. Может быть, его стратегические решения и советская помощь Ататюрку сыграли свою роль в нынешнем партнерстве «вечных врагов» – России и Турции. Ни г-жа Меркель, ни ООН не стали, как Бисмарк, маклерами для предотвращения русско-украинской трагедии. А ведь при мудром модераторе подобный конгресс мог бы решить проблемы войны и мира.

Так не пора ли похоронить бесхребетный механизм мирового порядка в виде ООН?
Настало время перемен в устройстве мира и ООН.

Оставьте комментарий