Примечания


[ — Аксиoмы рeлигиoзногo oпыта]
[ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА.]

1

Князь C. Н. Трубецкой выражает это так: «Логос есть истинный педагог человечества и человека» (Учение о Логосе. 54). Макс Мюллер пишет: «В религии есть нечто, указующее на ведущий Божий перст» – direction divine (La science de la religion. 30).

2

Ср., например, у Фехнера в его глубокомысленной книге «Нанна, или Душевная жизнь растений».

3

Именно поэтому и пантеисты не могут не допустить «инобытия» в пределах всеохватывающего Божества; таков у Спинозы «модуальный» состав человека; такова у Гегеля «эмпирически-конкретная стихия». Напротив, в эзотерическом пантеизме и акосмизме Парменида религия уже невозможна.

4

Бесы. Часть вторая. Глава VII.

5

См. мою книгу «Основы художества. О совершенном в искусстве». Рига, 1937.

6

См. главы четвертую, тринадцатую и четырнадцатую.

7

Поскольку слово «religio» производится от «relegere», оно выражает: совестливость, боязливость, осторожность, боязнь, мучение, беспокойство совести, т. е. чувство ответственности и лишь в дальнейшем – богопочтение, богослужение, религию, веру. См. у Цицерона: De nature deorum. II, 28; ср. там же, 72 и др.

8

См. главу двадцать вторую «О молитве».

9

См. мою книгу «Поющее сердце». Напечатана только по-немецки: «Das verschollene Herz».

10

См. главу пятнадцатую «О религиозном очищении».

11

См. главы: пятую «О приятии сердцем» и одиннадцатую «Отверзающееся око».

12

См. главу тринадцатую «О пошлости».

13

См. главу вторую.

14

Ср. замечательное сообщение Н. С. Лескова «Сибирские картинки VIII века. Из дел сибирской старины».

15

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».

16

Таковы чеховские «герои»: не-герои.

17

См. главу пятую «О религиозной гетерономии».

18

См. главу двенадцатую «О религиозном сомнении».

19

Ср. стихотворение Пушкина «Демон»: «Когда еще мне были новы…»

20

См. главу первую.

21

См. главу пятую «О приятии сердцем».

22

См. мою книгу «Путь духовного обновления», главу первую. А также мою речь «Кризис современного безбожия».

23

См. об этом в дальнейших главах.

24

См. главу шестую «О предметности религиозного опыта».

25

См. главу о свободе в моей книге «Путь духовного обновления».

26

См. главы шестую, седьмую и десятую.

27

См. главу девятую «О непосредственности религиозного опыта».

28

Ибо органическая традиция будет уже свободной и автономной.

29

См. главу четвертую.

30

См. главу восемнадцатую «О религиозной цельности» и главу девятнадцатую «О религиозной искренности».

31

См. мою книгу «Путь духовного обновления», главы первую и вторую; особенно стр. 48–61.

32

См. главу двадцать вторую «О молитве».

33

См. главу «Утраченная тайна» в моей книге «О культуре будущего» («Blick in die Ferne»).

34

См. главу двадцать четвертую «О смирении и трезвении».

35

См. главу тринадцатую «О пошлости», главу четырнадцатую «Вырождение религиозного опыта» и главу пятнадцатую «О религиозном очищении».

36

См. главы третью и четвертую.

37

См. главу восемнадцатую «О религиозной цельности».

38

См. мою книгу «О грядущей культуре» («Blick in die Ferne»).

39

См. главу третью.

40

Слово «интенция» имеет два значения: целевой направленности и напряженной сосредоточенности.

41

См. главы третью и шестую; и в дальнейшем главу пятнадцатую «О религиозном очищении» и главу шестнадцатую «Огни жизни».

42

См. мою книгу «Религиозный смысл философии».

43

Я имею в виду не отвлеченно-мыслящий рассудок, а именно духовно-опытно созерцающий разум.

44

От греческого слова « αὐτός», сам. Аутизм состоит в преобладании субъективно-личного над подлинно-предметным.

45

К сожалению, проникновенная и точная описательная психология, включающая в себя как корни инстинктивности, так и верхи духа, – есть дело будущего. Ученые психологи обладают часто элементарной психикой, малой духовностью и наблюдательным верхоглядством; их обычно интересует экспериментальная психо-физиология, а свое первое и основное дело – дескрипцию и классификацию душевной жизни они предоставляют обычно наблюдательности художников. Само собой разумеется, что самая зоркая и неутомимая дескриптивная психология никогда не будет притязать на исчерпание материала.

46

См. главы четвертую, пятую и шестую.

47

Строго говоря, не «представление», а «представленное в представлении».

48

От слова «проекция», которое означает «ввержение» субъективного в состав объективно-сущих предметов.

49

Т. е. сфантазированное в акте воображения.

50

См. мою книгу «Основы художества. О совершенном в искусстве».

51

См. главу пятнадцатую.

52

Ответу на этот вопрос посвящено все православное «Добротолюбие». См. русский перевод епископа Феофана Затворника. Т. I, II, III, IV, V. Издание Московской синодальной типографии.

53

См. главу о Пошлости.

54

См. главу об автономности религиозного опыта.

55

См. «Средина и Постоянство», русский перевод Конисси.

56

Ср. Брат. Религии Индии. С. 93.

57

См. Паали-Канон и Каммавача (нем. пер. Seidenstücker, München, 1923).

58

См. Ruffini. La liberta religiosa. 32.

59

Ср. Карсавин. Основы средневековой религиозности. 150–151.

60

Die geistlichen Uebungen.

61

Подлинные слова.

62

См. главы седьмую и восьмую.

63

См. главу о любопытстве в моей книге «Ich Schaue ins Leben».

64

См. главу о снобизме в «Ich Schaue ins Leben».

65

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».

66

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».

67

См. в моей книге «Blick in die Ferne», главы 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36 и особенно главу 40 «Das verlorene Geheimnis».

68

Об этом в дальнейших главах.

69

См. об этом в дальнейших главах.

70

См. главу восемнадцатую «О религиозной цельности».

71

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».

72

См. главы «О пошлости» и «Об очищении».

73

См. мою книгу «Путь духовного обновления», главы первая и четвертая.

74

См. мои книги «Поющее сердце», главу о здоровье, и особенно «Blick in die Ferne», главы 16, 37, 38 и 40.

75

См. главу «Der Geist des Instinktes», в моей книге «Blick in die Ferne».

76

См. «Путь духовного обновления», глава первая.

77

Путь к спасению.

78

См. главы двадцать третью и двадцать четвертую «О единении».

79

См. главу десятую «О религиозном методе».

80

См. главу одиннадцатую «Отверзающееся око».

81

См. главу одиннадцатую «Отверзающееся око».

82

У Салтыкова-Щедрина рассказывается, например, как люди вели «благочестивую» и «душеспасительную» беседу о том, какие это такие «жезаны» («яко же за ны»), о которых читается в церкви и как их следует представлять себе.

83

Как это мы видим у Павла Флоренского, «Столп и утверждение истины».

84

См. главу пятую «О приятии сердцем».

85

См. главу одиннадцатую «Отверзающееся око».

86

См. главу пятнадцатую «О религиозном очищении».

87

См. «Буря». Действие II, сцена 2.

88

См. в замечательном исследовании Оскара Пфистера «Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf». С. 50–54.

89

См. выше главы шестую и седьмую.

90

См. об этом в книге Деннерта «Die Religion der Naturforscher».

91

См. у Роберта Виппера.

92

См. об этом в моей книге «Основы художества. О совершенном в искусстве».

93

«Не то, что мните вы, природа».

94

Христос, снятый с Креста.

95

А у философски-невдумчивых писателей, вроде Бунина, можно и в наше время найти это недифференцированное словоупотребление; так, например, Бунин отмечает склонность русского народа к банальным афоризмам, которые он обозначает, как «мудрые пошлости». А между тем мудрость не может быть пошла, а пошлость не может быть мудра!..

96

Например, «Мона Лиза Джоконда» кисти Леонардо да Винчи или «Патетическая соната» Бетховена.

97

См. «Подросток». I, гл. 5, IV.

98

Например, «Военный марш» Шуберта.

99

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».

100

Monologen. Ausg. Reklam. S. 32.

101

В подлиннике у Цицерона: «Qui omnia, quae ad cultum deorum pertinerent, diligenter pertractarent et tanquam relegerent, sunt dicti religiosi ex relegendo».

102

Никто не видел с такой ясностью и не изображал с такой убедительностью пошлость черта, как Достоевский (см., например, «Братья Карамазовы». Книга II, глава IX).

103

Hegel. Natur-Philosophie. S. 74.

104

Смайльс. Характер. 121.

105

См. «Записки из подполья» и другие произведения.

106

Добротолюбие. I, с. 73.

107

Там же, 75.

108

Добротолюбие. I, 588.

109

Там же, 86.

110

Там же, 155, 157.

111

Там же, 260.

112

Там же, 623; ср. 529.

113

Добротолюбие. II, 524.

114

Там же, 598.

115

Добротолюбие. I, 71.

116

Там же, 101.

117

Там же, 206.

118

Добротолюбие. I, 211.

119

Добротолюбие. I, 350; ср. у Евагрия «неистовое вещелюбие», I, 593.

120

Добротолюбие. I, 372.

121

Добротолюбие. II, 24; ср. Исихия II, 165.

122

Добротолюбие. II, 650; ср. 751.

123

«ὅτι οὐδὲν κοινòν δι ἑαυτου̃». Рим 14:14; ср. 14:20.

124

«πάντα καθαρὰ τοι̃ς καθαροι̃ς». Тит 1:15.

125

См. книгу Prof. E. Dennert. Die Religion der Naturforscher. 1925.

126

Деннерт называет еще множество прославленных имен и приводит целую коллекцию цитат, которую мы тут воспроизвести не можем. Назовем еще имена следующих ученых: Галилео Галилея, Парэ, Эрстеда, Ньютона, Халлера, Агассица, Шлейдена, Дарвина, Лейбница, Фехнера, Хеера, Грове, Жоффруа Сент-Илера, Фарадея, Баэра, Кандолля и Брауна. См. подробности у Деннерта.

127

Добротолюбие. I, 215.

128

Там же, 224.

129

Там же, 225; ср. у Исихии Иерусалимского. Там же, II, 202; у Нила Синайского. Там же, II, 214; у Ефрема Сириянина. Там же, II, 375, 433, 464; у Аввы Дорофея. Там же, II, 631; и у других.

130

Добротолюбие. I, 229.

131

Аналогичные описания находим у западноевропейских аскетов и мистиков. См. у Н. Арсеньева. Жажда подлинного бытия.

132

По-гречески строение этого акта передается словами: « καρδιά», « ψυχή», « διάνοια», Мф 22:37; у Марка, прибавлено « ἰοχύς» и « ούνεσις»; « ἰοχύς» упоминается и у Луки 10:27; у Матфея – с предлогом « ἐν», выражающим как бы «местонахождение» любви, «объем» ее: в сердце, в душе, в помышлении; у Марка и у Луки – с предлогом « ἐξ», обозначающим «источник» и «орган» любви – из цельного сердца, из цельной души, из цельного помышления, из всей силы, из всего разумения.

133

Добротолюбие. I, 198. Феофан Затворник переводит не «чуждое», а «странное», что по смыслу одно и то же.

134

Добротолюбие. I, 284.

135

Это различие между «духовной страстью» и «грешной страстью» мы находим не у всех аскетов восточного православия. По-видимому, Исаак Сириянин имел в виду, подобно стоикам, всякую страсть, как подлежащую изгнанию. Добротолюбие. II, 650, 652, 693.

136

Enzyklopädie. § 474.

137

Добротолюбие. I, 27.

138

Там же, 51.

139

Там же, 78.

140

Там же, 90.

141

Там же, 163.

142

Там же, 384, 433.

143

Там же, 529.

144

Там же, 626.

145

Добротолюбие. II, 16.

146

Там же, 370–371.

147

Там же, 612.

148

Добротолюбие. I, 30.

149

Добротолюбие. II, 693.

150

Добротолюбие. I, 530.

151

Выражение И. С. Шмелева.

152

« Πρὸς ἑατόν». Русский перевод в издании Сабашниковых.

153

См. в Libro della Pittura: «la pittura è mentale».

154

См. мою книгу «Основы художества. О совершенном в искусстве».

155

См. мою книгу «Религиозный смысл философии».

156

Попытку дать ряд таких ответов я сделал в трех книгах, постепенно восходящих от простого к сложному: «Ich schaue ins Leben», «Das verschollene Herz», «Blick in die Ferne».

157

См. главу десятую.

158

См. в моей книге «Blick in die Ferne» главу «Утраченная тайна».

159

См. главу двадцать четвертую «О смирении и трезвении».

160

См. мою книгу «Основы художества. О совершенном в искусстве»; а также главу об искусстве в книге «Blick in die Ferne».

161

См. главу восьмую моей книги «О сущности правосознания».

162

См. главы третью, пятую и девятую.

163

Мадрас, Британская Индия. См. у Nawrath. Indien und China. Табл. 85 и 97.

164

См. Heilige Stätten. Atlantis-Verlag. P. 85.

165

Таковы же: храм Цереры в Пэстуме (Италия, VI век), храм Посейдона в Пэстуме (V век), храм в Сегесте (Италия, V век), храм Юноны в Жирженти (Италия, V век), храм Юпитера в Помпее (80 г. до Р. Х.), храм Геркулеса в Кори и другие. Ср. фасад Пантеона в Риме.

166

См. у Nawrath. Построена в 1100 году. Табл. 48 и 54.

167

См. Histoire de l’art dans l’Antiquité. V. Perse. Grav. 396. Nackh-i-Roustem. 406. Firouz-Abade.

168

Храм Св. Мартина в Мюнстермайфельде (Рейн. Р. О. Rave. Romanische Baukunst, № 35); храм в Маурсмюнстере (Эльзас. Deutsche Dome, № 39); храм Св. Квирина в Нейссе (Рейн. Там же, 49).

169

Например, храм Св. Патрокла в Сеете (Герм.; Deutsche Dome № 24); собор в Ульме (там же, 107); собор в Берне (Швейцария. Там же, № 111); собор в Кутансе (Нормандия). Таков дух готики.

170

Например, собор в Кельне (Deutsche Dome, № 68); цистерцианский храм в Пельплине (там же, 97); собор в Альби (Франция).

171

Собор в Милане; соборы в Страсбурге (Deutsche Dome, № 72); собор в Регенсбурге (там же, 79) и собор Богоматери в Париже.

172

Храм Петра в Риме.

173

См. об этом в главе двадцать второй «О молитве».

174

См. главу одиннадцатую.

175

В греческом оригинале сказано не «для Еллинов безумие», « ἔθνεσιν δὲ μωρίαν», т. е. «племенам же глупость».

176

См. выше, главу пятую «О приятии сердцем».

177

См. в моей книге «Путь духовного обновления» главу вторую «О любви».

178

См. главы «Приятие сердцем» и «Отверзающееся око». А также главу «Духовность инстинкта» в книге «Blick In die Ferne».

179

Об истинном значении совестного акта см. «Путь духовного обновления», главу четвертую, а также «Поющее сердце», главу о совести.

180

См. «Основы художества. О совершенном в искусстве».

181

См. «Учение о правосознании». Глава девятая и др.

182

См. соответствующие главы в моей книге «Путь духовного обновления».

183

См. главу восемнадцатую.

184

См. главы тринадцатую, четырнадцатую, пятнадцатую и шестнадцатую.

185

См. главу «О религиозном методе».

186

Само собой разумеется – с помощью Божией Благодати, без которой ничто благое вообще совершиться не может; но человек нередко узнает и признает это лишь впоследствии.

187

См. главу девятнадцатую «О лжи и предательстве».

188

См. главу восемнадцатую «О цельности религиозного опыта».

189

См. главу шестнадцатую «Огни личной жизни».

190

См. главу шестую «О предметности религиозного опыта».

191

См. главу двадцать четвертую «О смирении и трезвении».

192

См. главу двадцать шестую «О власти духа».

193

См. главу двадцатую «О лжи и предательстве».

194

Там же.

195

См. главу о совести в моей книге «Путь духовного обновления» и соответствующую главу в книге «Поющее Сердце».

196

См. в моей книге «Поющее Сердце» главу о дружбе.

197

См. мою книгу «Основы художества».

198

См. главу о семье в моей книге «Путь духовного обновления».

199

См. в моей книге «Blick in die Ferne» главу «Wir, Akademiker».

200

Герои и героическое в истории. Рус. пер., с. 113.

201

См. в моей книге «Путь духовного обновления» главу шестую «О Родине» и главу седьмую «О национализме».

202

Я здесь, я не могу иначе, и да поможет мне Господь, аминь ( нем.).

203

Все это, конечно, относится к Главному, взятому из главного и по-главному.

204

См. главу о совести в моей книге «Путь духовного обновления» и в книге «Поющее сердце».

205

См. главу первую «О субъективности религиозного опыта».

206

См. главы тринадцатую, четырнадцатую и пятнадцатую.

207

См. в моей книге «Поющее сердце» главу четвертую «Моя вина».

208

См. главы первую, третью и четвертую.

209

См. главу об «Ответственности» в моей книге «Ich schaue ins Leben».

210

Перевожу знаменитые отрывки буквально: 1. «источник и первоначало сущих есть беспредельное»; «из каких (начал) есть сущим происхождение, в оные же и уничтожение их совершается по необходимости: ибо они получают суд и возмездие за неправду в порядке времени». Mullachius Fragmenta philosophorum graecorum. I. Liber. II. 240.

211

См. главу первую.

212

См. в моей книге «Поющее сердце» главу «О страдании».

213

См. об этом еще в моей книге «Поющее сердце», в главе «О страдании».

214

См. соответствующую главу в моей книге «Поющее сердце».

215

Hegel. Werke I: Glauben und Wissen. 59, 103, u. a.

216

Особенно вторая, пятая, шестая – девятая, десятая, одиннадцатая – пятнадцатая, шестнадцатая.

217

См. главу вторую.

218

См. главу пятую.

219

См. предшествующие главы.

220

Молитва Сегантини.

221

См. главы первую и девятую.

222

См. главы вторую и шестнадцатую.

223

См. Е. Dennert. Die Religion der Naturforscher.

224

См. главы о совести в книге «Путь духовного обновления» и в книге «Поющее Сердце».

225

Гоголь. «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность». Ср. еще там же: «Пушкин был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты».

226

Жуковский. Теон и Эсхин.

227

Ср. «Жизнь за царя» Глинки; «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского; «Сказание о граде Китеже» Р.-Корсакова и др.

228

Правила Василия Великого различают в молитвословии две стороны: самое молитвословие и движущуюся во время его в сердце молитву. Первое составляет чин и порядок псалмопении, в церкви или дома, а вторая – благоговейное к Богу устремление «ума и сердца». С псалмопением должна быть неразлучна молитва, так что первое и цены не имеет без последней; последняя же возможна и без первого. Изложение Феофана Затворника. См. Древние Иноческие Уставы. 309.

229

Добротолюбие. I, 503, 521 (Марк Подвижник); II, 210 (Нил Синайский.)

230

См. главу первую.

231

Добротолюбие. II, 133.

232

Древние Иноческие Уставы. С. 267.

233

См. Зелинский Ф. Ф. Древняя греческая религия. С. 101.

234

См. главу о молитве в книге «Поющее Сердце» и главу об оптимизме в книге «Blick in die Ferne».

235

Макарий Великий пишет об «уводящей» молитве: «Если бы таким же образом продолжать это всегда, то невозможно было бы ему (человеку) принять на себя домостроительство и бремя слова, не мог бы он ни слышать, ни говорить о чем-либо или не взял бы на себя попечения о чем-нибудь, даже на самое короткое время, а лежал бы только, повергшись в одном углу, объемлясь восторгом, паря ввысь и уповаясь». – De charit. 8, 10; Hom. VIII, 1, 3, 4. См. И. В. Попов. Мистическое оправдание аскетизма в творениях Макария Египетского. 1905. С. 47.

236

Добротолюбие. I, 257.

237

Добротолюбие. II, 682.

238

Зелинский. Древняя греческая религия. С. 101.

239

Марк Аврелий. εἰς ἑαυτόν. Op. cit. X, 14.

240

«Захудалый род». Ч. 1, гл. 21.

241

Круг чтения. II, 324.

242

Добротолюбие. I, 83.

243

Феофан Затворник. Путь ко спасению. 240.

244

Добротолюбие. I, 215.

245

Добротолюбие. II, 682.

246

Письмо о личной молитве. См. П. Смирнов. Жизнь и учение преосв. Феофана. М., 1915, с. 157.

247

Ср. у Марка Подвижника: «пребывай в сердце умом» (Добротолюбие. I, 534); «ум начал молиться из сердца» (там же. 546).

248

Добротолюбие. I, 463. Ср. у Ефрема Сир. II, 473.

249

Там же, 576.

250

Добротолюбие. II, 207.

251

Добротолюбие. II, 216.

252

Там же, II, 224.

253

Добротолюбие. I, 96.

254

Там же, II, 230.

255

См. И. В. Попов. Мистическое оправдание. С. 47.

256

Добротолюбие. II, 137.

257

Добротолюбие. II, 229.

258

См. главу девятую.

259

См. главу пятнадцатую.

260

См. главу девятнадцатую.

261

См. гл. «О молитве» в моей книге «Поющее сердце» (по-немецки «Das Verschollene Herz»).

262

См. главу вторую.

263

См. главу двадцать вторую.

264

Там же.

265

См. главы шестую и седьмую.

266

См. Hegel. Philosophie des Geistes. 447. Vorlesungen uber die verschiedenen Beweise vom Dasein Gottes. 328, 330.

267

См. Hegel. Philosophie des Geistes. 447. Vorlesungen uber die verschiedenen Beweise vom Dasein Gottes. 328, 330.

268

От греческого « αὐτός», что значит «сам». Аутистом называется человек, не видящий предмета «из-за» самого себя.

269

Ср. у Ницше упоенную формулу этой низости: «Lust an der Vernichtung des Edelsten und am Anblick, wie er Schrittweise ins Verderben gerat». Wille zur Macht. I, 5, 129.

270

См. в моей книге «Blick in die Ferne» главу 7 о демонизме и сатанизме.

271

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».

272

См. главу пятую.

273

См. главу одиннадцатую.

274

См. главу пятнадцатую.

275

См. главу шестнадцатую.

276

См. главу девятнадцатую.

277

См. главу восемнадцатую.

278

См. главу двадцать первую.

279

См. главы первую и вторую.

280

См. стихотворение графа А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы».

281

См. главы шестую и седьмую.

282

Dr. Oscar Pfister. Pfarrer. Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf. 1910.

283

См. об этом подробно в главе шестой («Предметность религиозного опыта») и в главе седьмой («Акт веры и его содержание»).

284

См. мою книгу «Blick in die Ferne», главу о «Смирении».

285

См. о «демонизме» в главе двадцать третьей.

286

См. главу вторую о «Духовности религиозного опыта».

287

Ср. архим. Киприан. Антропология св. Григория Паламы. 275–428; архиеп. Серафим Соболев. Новое учение о Софии. 263–277.

288

Мф 11:28 « κοπιω̃ντες καὶ πεφορτισμένοι».

289

См. главу вторую.

290

См. главу шестнадцатую «Огни жизни».

291

См. главу десятую «О чудесном» и двадцать вторую «О молитве».

292

Путь ко спасению. 185.

293

См. главы одиннадцатую, шестнадцатую и восемнадцатую.

294

См. главу тринадцатую.

295

См. мою статью «О приятии мира», в № 6 журнала «Русский колокол».

296

См. главу шестнадцатую «Огни жизни».

297

См. главу двадцать вторую «О молитве».

298

См. главу девятнадцатую «О религиозной искренности».

299

См. главы шестнадцатую, семнадцатую и восемнадцатую.

300

См. мою книгу «Путь духовного обновления», главу вторую, стр. 47–70.

301

См. главы восемнадцатую и девятнадцатую.

302

О духовной дружбе см. соотв. главу в книге «Поющее сердце».

303

См. мою книгу «Путь духовного обновления», главу четвертую, «О совести»; а также «Поющее сердце» соотв. главу.

304

См. главу двадцать шестую.

305

См. у Даля. Толковый словарь живого великорусского языка. 1905, т. 2, с. 1671–1672: «удерживать, придерживать, останавливать, не давать ходу, бегу, воли, простору, владеть, занимать, захватывать, брать, держать во власти своей».

306

См. выше главу «О религиозном методе».

307

См. главу «О религиозном методе».

308

Побеждать – необходимо, жить – не является необходимостью ( лат.).

309

Платон. Апология Сократа. 41 cd.

310

См. выше главу «О молитве».

311

См. главу вторую «О духовности религиозного опыта».

312

См. главу пятнадцатую.

313

См. соответствующие главы: восемнадцатую и девятнадцатую.

314

См. главу первую «О субъективности религиозного опыта».

315

См. главу тридцать восьмую «О доброте» в моей книге «Blick in die Ferne».

316

См. в книге «Blick in die Ferne», главы «Моя вина», «Его ненависть» и «Об излучении».

317

«Дискретный» – разъединенный, разделенный, разрозненный; «конкретный» – сращенный.

318

См. мою книгу «О сопротивлении злу силой».

319

См. в моей книге «О сопротивлении злу силой» главы восьмую – двенадцатую, содержащие критику учения Л. Н. Толстого «о непротивлении» и вскрывающие в его теории элементы «морального бегства», «сентиментальности», «духовного нигилизма» и «религиозного мироотвержения».