Главная Форумы Россия Русская история ВОВ. Различные точки зрения и факты. Ответ в теме: ВОВ. Различные точки зрения и факты.

#2000972

АКТ (15)

1943 г., 23 июня, ст. Нижне-Чирская Сталинградской области

Мы, нижеподписавшиеся – председатель сельсовета ст. Нижне-Чирской Шишкин Лаврентий Андреевич, депутат сельсовета Артёмова Акулина Львовна, председатель колхоза «Красный партизан» Романов Георгий Архипович – на основании заявлений граждан станицы Нижне-Чирской Быстровой Анны, Шмелёвой Александры Яковлевны, Донсковой Елены Афанасьевны, Ястребовой Надежды Кузьминичны, Парамонченко Наталии Кузьминичны и других составили настоящий акт о расстреле детей Н.-Чирского детдома в количестве 47 человек в возрасте от 2-х до 12-ти лет.

Протоколом опроса свидетелей установлено:

В период временной оккупации станицы Нижне-Чирской немецко-фашистскими войсками и их сообщниками, то есть с 27 июля 1942 г. по 31 декабря 1942 г., немцы расстреляли воспитанников Н.-Чирского детдома в количестве 47 человек.

Обстоятельства дела таковы:

1 сентября 1942 г. в детский дом станицы Нижне-Чирской явились два немца в чине офицеров и предложили кастелянше детдома Донсковой Елене Афанасьевне подготовить детей к отправке, но куда отправлять и зачем не сказали. Донскова спросила офицеров о том, сколько надо приготовить продуктов питания в дорогу. Один из офицеров ответил на русском языке, что продуктов детям не потребуется, они поедут недалеко. На второй день после этого к зданию детдома подошли две крытых автомашины. Офицеры предложили Донсковой вывести детей во двор и построить в колонну по 4 человека, что и было сделано. Проверив количество детей, офицеры разбили их на две партии, погрузили в машины и увезли в неизвестном направлении.

По дороге между станицей Н.-Чирской и станцией Чир ЮВЖД, за рекой Чир, километрах в пяти от станицы Н.-Чирской, 47 детей были зверски умерщвлены и свалены в яму.

Гр. Шмелёва Александра Яковлевна, две родных сестры Парамонченко и Ястребова, разыскивая расстрелянных немецко-фашистскими войсками своих родственников, обнаружили 8 сентября 1942 г. воспитанников Нижне-Чирского детдома, расстрелянных и сваленных в яму.

Чудовищное злодеяние над воспитанниками Нижне-Чирского детдома было совершено германским гестапо.

Акт подписали: Шишкин, Романов, Артёмова

ПРОТОКОЛ (16)

опроса свидетелей, составленный 25 июня 1943 г.

Донскова Елена Афанасьевна, проживающая в ст. Н.-Чирской, ул. Набережная, №4, показала:

Наша станица Н-Чирская немецкими войсками была занята в июле 1942 г. Немецкие солдаты и офицеры производили грабежи и насилия, отбирали продукты питания, одежду, домашнюю птицу, а тех, кто им оказывал сопротивление, арестовывали, подвергали избиениям и расстреливали.

Я в то время работала в Н.-Чирском детдоме в качестве кастелянши. ! сентября 1942 г. в детдом пришли два немецких офицера и предложили мне подготовить детей к отправке. Куда отправлять и зачем не сказали. Я спросила их далеко ли детей будут отправлять и на сколько дней им приготовить продуктов питания. Один из офицеров ответил на русском языке: «Продуктов им никаких не нужно, они поедут недалеко».

На другой день эти же офицеры подъехали на двух крытых автомашинах и приказали мне вывести детей во двор и построить в колонну по четыре человека, что я и сделала. Проверив наличие детей, офицеры разбили их на две группы, посадили в машины и уехали в неизвестном направлении. После того, дня через два, я узнала, что все дети – 47 человек – расстреляны за рекой Чир, в пяти километрах от ст. Н-Чирская, и свалены в яму.

Шмелёва Александра Яковлевна , проживающая в ст. Н.-Чирская, ул. Карла Маркса, №2, показала:

Наша станица была занята немецкими войсками в июле 1942 г. На второй день после занятия начались массовые обыски и аресты. Был арестован и посажен в тюрьму мой муж, за что – мне неизвестно. Однажды ночью мужа на машине куда-то отправили и расстреляли. Где он был расстрелян, я не знала и начала разыскивать его труп. 8 сентября 1942 г. я узнала, что за рекой Чир имеется яма с расстрелянными. Я направилась туда, разыскала яму, а когда стала её раскапывать, начали попадаться игрушки: куклы детские автомашины, ружья, рогатки, а на дне ямы увидела трупы расстрелянных детей Н.-Чирского детдома. Вместе со мной яму раскапывали Парамонченко Наталия Кузьминична и Ястребова Надежда Кузьминична – они разыскивали расстрелянную мать.

Ястребова Надежда Кузьминична, проживающая в станице Н-Чирская, ул. Степана Разина, №50, показала:

Моя мать Парамонченко была арестована немецкой комендатурой и заключена в тюрьму за связь с партизанами. И расстреляна неизвестно где. Разыскивая мать, 8 сентября 1942 г. я, моя сестра Наталия и Шмелёва Александра нашли свежую яму за рекой Чир. Предположив, что труп матери находится в этой яме, мы стали её разрывать. Нам начали попадаться детские игрушки. А затем мы увидели трупы расстрелянных детей Н.-Чирского детдома. Мы зарыли яму и ушли.

Парамонченко Наталия Кузьминична, проживающая в ст. Н.-Чирской, ул. Степана Разина, №50, показала:

В августе месяце 1942 г. немецкая комендатура Н.-Чирской арестовала мою мать старуху за связь с партизанами. Через некоторое время нам стало известно, что мать расстреляна, но где – неизвестно. Чтобы найти труп матери, я и моя сестра Надежда пошли на розыски. От местных жителей мы узнали, что за рекой Чир имеется яма, в которой зарыты расстрелянные. Мы решили раскопать яму и убедиться нет ли там трупа матери. 8 сентября 1942 г. я, моя сестра Надежда и гр. Шмелёва Александра Яковлевна, которая искала мужа, стали раскапывать яму. Сверху мы обнаружили детские игрушки: куклы, автомашины, ружья и т.д., а когда разрыли яму до конца, то нашли в ней трупы детей. Это были расстрелянные дети нашего детдома. Мы зарыли яму и ушли.

Протокол подписали: Донскова, Шмелёва, Ястребова, Парамонченко