Главная Форумы Новости В России Совет Федерации подготовил закон против нацизма Ответ в теме: Совет Федерации подготовил закон против нацизма

#2024999
Doom
Участник

А ведь еще задолго до появления в 1919 году Германской рабочей партии (впоследствии переименованной в НСДАП) и прихода в нее Адольфа Гитлера на излете 19 века возникло национально-социальное движение и соответственно национальные социалисты. О чем уже в первое десятилетие 20 века рассказывал на своих страницах известный в то время «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона». Вот несколько статей, иллюстрирующих нам возникновение национального социализма из издания за 1890-1907 гг.:

Науман Фридрих (Naumann) — германский политический деятель. Род. в 1860 г. До 1894 г. был евангелическим пастором; деятельно участвовал в евангелическо-социальных конгрессах, на которых господствовало консервативно-социальное направление с антисемитическим оттенком, но представлял там, вместе с Гере (см.), крайнюю левую. Безусловный монархист и сторонник национального и военного могущества Германии, он в тоже время демократ, сторонник социальн. реформ на пользу трудящихся классов и социалист по своим конечным идеалам, к которым, однако, по его мнению следует стремиться не путем революции, а посредством частичных преобразований, проводимых при помощи существующих государственных учреждений. Социализм его коренится скорее в Родбертусе, чем в Марксе. Ему вполне чужды интернационализм, республиканизм и революционизм социал-демократии, которую он, однако, всегда готов поддерживать по всем практическим вопросам. Оставив пасторство, он занимается главным образом литературным трудом. В 1895 г. он вместе с Гере, Герлахом и проф. Зомом основал национал-социальную партию (см. ниже), которая начала энергичную агитацию. Для пропаганды ее идей Н. тогда же основал в Берлине еженедельный журнал «Hilfe», существующий поныне, и газету «Zeit», скоро прекратившуюся, но затем возобновившуюся в виде еженедельного журнала. Дважды потерпев неудачу на выборах в рейхстаг, в 1898 и 1903 гг. (см. Национал-социальная партия), Н. пришел к заключению, что нац.-социальная идея не имеет силы, образующей партию, почему предложил партии слиться со свободомыслящим союзом. Журнал «Zeit» слился с журналом этого союза «Nation», в котором Н. с тех пор сотрудничает; но «Hilfe» издается им по-прежнему. Из книг Н. наиболее замечательны: «Demokratie und Kaisertum» (Б., 1900; изложение принципов социальной монархии, пропитанное преклонением перед Вильгельмом), «Arbeiterkatechismus» (1889) и «Nationalsozialer Katechismus» (Б., 1897, много изданий); «Was thun wir gegen die glaubenslose Sozialdemokratie?» (Лпц., 1889); «Das soziale Programm der evangelischen Kirche» (Лпц., 1890); «Was heisst christlich-sozial?» (два вып., Лпц., 1894—96); «Soziale Briefe an reiche Leute» (Геттинг., 1894); «Jesus als Volksmann» (1-й вып. изд. им «Gröttinger Arbeiterbibliothek», Лпц., 1894); «Grotteshilfe. Gesammelte Andachten» (7 томов, Геттинг., 1896—1902); «Asia» (Б., 1899; путешествие по Малой Азии и Сирии); «Neudeutsche Wirtschaftspolitik» (Б., 1902); «Staat und Familie» (Б., 1899); «Weltpolitik und Sozialreform» (Б., 1899); «Flotte und Reaction» (Б., 1899); «Deutschland und Oesterreich» (Б., 1900); «Nationaler und internationaler Sozialismus» (Б., 1901); «Die Politik Kaiser Wilhelms II» (Б., 1903); «Briefe über Religion» (Б., 1900); «Liberalismus, Zentrum und Sozialdemokratie» (Берл., 1903). Н. — замечательный стилист и один из лучших ораторов Германии, соперничающий в этом отношении с Бебелем. См. H. Meyer-Benfey, «Naumann-Buch. Eine Auswahl klassischer Stücke aus Dr. F. N.’s Schriften» (Геттинген, 1903); его же, «Fr. N. Seine Entwickelung und seine Bedeutung» (Геттинген, 1904); Гр. Гроссман, «Пастор Науман и его политическая карьера» («Образование», 1904, № 5).
В. В—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Национал-социальная партия германская партия, выделившаяся под названием национал-социального союза из христианско-социальной партии (см.). Первый ее конгресс состоялся в 1896 г. в Эрфурте. Вождями партии были пасторы Науман (см.) и Гере (см.), проф. Зом, Мауренбрехер, Герлах и др. Она пыталась соединить национально-монархические идеи с демократизмом и социализмом и проповедывала демократически-социальную монархию с сильным шовинистическим оттенком. К ней примкнули левые элементы партии христианско-социальной и евангелическо-социальных конгрессов. В ней самой с самого начала образовались левое крыло, для которого социальные задачи и демократизм господствовали над задачами консервативно-политическими (Гере, Мауренбрехер, в меньшей степени Герлах), и крыло правое, дорожившее всего больше именно величием Германии и подчинявшее ему все социальные задачи (Зом). Науман занимал место в середине. Гере в 1899 г., Мауренбрехер в 1903 г. вышли из партии и перешли к социал-демократии. На выборах в рейхстаг в 1898 г. Н.-социальная партия получила 28000 голосов и не провела ни одного кандидата; на выборах 1903 г. получила 30000 голосов и провела в рейхстаг на перебаллотировке, при поддержке социал-демократов, Герлаха. После этого Науман предложил распустить партию и слиться со свободомыслящим союзом. На последнем Геттингенском партейтаге союза (1903) это предложение было принято, хотя и не без возражений со стороны многих. Кроме сочинений Наумана, см. «Protokolle der Vertreter-Versammlungen des National-Socialen Vereins» (Берлин, 1896—1903) и Ad. Damaschke, «Was ist National-sozial?» (Б., без означения года; много изданий).
В. В—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Социальный вопрос и социальная политика Протестантское духовенство создало учение христианского социализма (см.), распространенного преимущественно в Германии. Из последнего в Германии (1896) выделилась самостоятельная партия «национальных социалистов». Во главе ее стали пасторы Науман и Гере и профессор Зом. В то время когда в партии христианских социалистов социализм или социальная реформа являются чем-то второстепенным и производят впечатление агитационного средства (см. Христианские социалисты, а также Штёккер), у национальных социалистов она является действительно практической задачей: в их программе говорится: «мы стремимся к увеличению доли, которую имеет труд в его различных формах, в городе и деревне, у мужчин и женщин, в общем продукте германского производства, но ожидаем этого увеличения не от утопий и догм революционного марксистского коммунизма, а от постоянной политической и общественной работы на почве существующих отношений, на которые мы желаем влиять в пользу труда». Национальные социалисты так же, как и христианские социалисты, являются сторонниками политического могущества Германии, сильной армии и флота, колониальной системы и также сохранения монархии; но их консерватизм не имеет аграрного характера и далеко не представляется таким упорным и последовательным; в их программу включено даже демократическое требование распространения всеобщего избирательного права на выборы в ландтаги и органы местного самоуправления. К этой партии в большом числе примкнули представители интеллигенции; среди неё много священников, университетских и гимназических профессоров. Она заставляла много говорить о себе, её талантливо редактируемая Науманом еженедельная газета «Die Hilfe» (Берлин) довольно сильно читается, но на выборах в рейхстаг 1898 г. она собрала всего 27000 голосов (т. е. менее 1/3%) и не провела ни одного депутата. На ее ежегодных партейтагах обнаружилось довольно резкое отличие между правым крылом, под предводительством профессора Зома, и левым, под предводительством Наумана и Гере.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Обратите внимание, что уже тогда существовала проблема «правого» и «левого» крыла в Национал-социальном ферейне. Также можно заметить, что никакой расовой идеи, о которой как о ключевой нам все время талдычат «тру-НС» в самом начале истории национал-социализма и близко не было. А еще в те же годы возникло национально-социальное движение в Чехии. Но об этом уже в каком-нибудь следующем посте, если у аудитории возникнут вопросы и желание прояснить ситуацию с национальным социализмом подробнее.

Отмечу также, что на объективный синтез социализма и национализма указывал и В.И. Ленин:

«Подходя с несколько иной стороны к той же теме, мы поставим вопрос: откуда взялся социал-национализм? Как он рос и вырос? Что дало ему значение и силу? Кто не дал себе ответа на эти вопросы, тот совершенно не понял социал-национализма и, разумеется, тот совершенно неспособен «идейно размежеваться» с ним, хотя бы он клялся и божился, что он готов на «идейное размежевание» с социал-национализмом.

А ответ на этот вопрос может быть только один: социал-национализм вырос из оп*портунизма, и именно этот последний дал ему силу. Как мог «сразу» родиться социал-национализм? Совершенно так же, как «сразу» рождается ребенок, если протекли де*вять месяцев после зачатия. Каждое из многочисленных проявлений оппортунизма в течение всей второй (или вчерашней) эпохи во всех европейских странах были ручейками, которые все вместе «сразу» сли*лись теперь в большую, хотя и очень мелководную — (а в скобках добавить: мутную и грязную) — социал-националистическую реку. Спустя девять месяцев после зачатия плод должен отделиться от матери; спустя много десятилетий после зачатия оппорту*низма его зрелый плод, социал-национализм, должен будет — в более или менее корот*кий (по сравнению с десятилетиями) срок отделиться от современной демократии. Как бы разные добрые люди ни кричали, ни сердились, ни бесновались по поводу мыслей и речей об этом, это неизбежно, ибо это вытекает из всего социального развития совре*менной демократии и из объективной обстановки третьей эпохи». (В.И. Ленин. Полн. соб.соч. Том 26. — С.151-154.)

Да, Ленин осуждал этот синтез. Но вместе с тем указал на его объективность. В то время была очень сложная дискуссия по поводу «социал-национализма», «социал-шовинизма», «социал-патриотизма», который подняли отчасти на свои флагах Второй Интернационал и часть меньшевиков-народников (Плеханов).

В 20-х годах даже обвинили «правых социал-демократов» Европы в «социал-фашизме».