#2025355
дядя Андрей
Участник


Столяров Сергей Дмитриевич
Родился 4 (17) июля 1911 года в селе Беззубово Тульской области (ныне Узуново Серебряно-Прудского района Московской области).
Долгое время точная дата его появления на свет оставалась неизвестной: метрика была утеряна и Столяров сам выбрал себе дату рождения — 1 ноября. Однако совсем недавно удалось всё же найти сведения о правильной дате его рождения, это 4 июля по старому стилю.

Окончил актёрский факультет Театральной школы Пролеткульта (1931).
В 1932-1934 годах — артист МХАТа.
В 1934-1938 годах — артист Центрального театра Красной Армии в Москве.
В 1940-1942 годах — артист Театра имени Моссовета.
С 1944 года — актёр Театра-студии киноактёра.

Сергей родился в семье лесника Дмитрия Столярова. У Сергея было ещё три брата и сестрёнка. Жили они хоть и бедно, но дружно. Отца своего Сергей практически не помнил.
В 1914 году началась первая мировая война. Рекрутов набирали по жребию. Идти на фронт тогда выпало одному богатому крестьянину, но он обратился к своим землякам: мол, тот, кто пойдёт на фронт вместо него, получит избу, лошадь и корову. Это было настоящее богатство, отказаться от которого было не всякому под силу. Вот отец Столярова и согласился на такую замену. Он ушёл на фронт и был убит во время газовой атаки. Обещанное богатство его семья получила, однако радовалась ему недолго. Октябрьская революция всё у них конфисковала. Семья Столяровых осталась без средств к существованию. В деревне начался голод, и, чтобы спасти своих детей, мать решила младших оставить у себя, а троих старших сыновей отправить в Ташкент. В те годы этот город называли хлебным.
Так начались скитания Сережи Столярова по объятой войной России. В Ташкент тогда он так и не попал — заболел брюшным тифом, и братья оставили его в больнице в Курске, а сами так и пропали в водовороте тех событий. Сергей вылечился и некоторое время оставался в больнице, до полного выздоровления, помогал санитарам. Затем его определили в курский детский дом. Именно там он впервые и узнал, что такое театр. Воспитатель организовал из детдомовских ребят драмкружок.
В конце 20-х годов Столяров закончил Первое профтехучилище в Москве и одно время работал паровозным машинистом на Киевской железной дороге. В свободное время он учился в театральной студии для рабочих при МХАТе, организованной актёром Алексеем Диким. Актёрские способности у Столярова, без сомнения, были, поэтому по окончании студии ему посоветовали поступать во МХАТ.
В 1932 году на приемных экзаменах в знаменитом театре Столяров читал монолог Нила из пьесы Горького «На дне». Читал прекрасно, члены высокой комиссии — а это были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд — приняли решение из пятисот абитуриентов зачислить его в театр.

Между тем в начале 1930-х годов удачно складывалась не только творческая жизнь Столярова, но и личная. В 1930 году его призвали на военную службу, и он был распределён в Театр Советской Армии. Там он и познакомился с молодой актрисой Ольгой Константиновой (она только что закончила театральные курсы Юрия Завадского). Вскоре они стали мужем и женой.

В 1934 году молодого актёра заметил режиссёр Александр Довженко и пригласил на эпизодическую роль летчика в своём фильме «Аэроград». Так состоялся дебют Столярова в кино. Дебют был удачным: статный красавец Столяров не мог не привлечь к себе внимания. Так оно и произошло.

В 1936 году сам Григорий Александров без всяких проб пригласил актёра на главную роль в своем новом фильме «Цирк». С этой картины и началась звездная слава киноактера Сергея Столярова. Его лицо улыбалось с огромных рекламных плакатов, мелькало в газетах и журналах (кстати, именно благодаря этому фильму его после 18 лет разлуки нашли мать и брат Роман). Однако это было «парадное» лицо актёра Столярова. То, что внутри этого 24-летнего красавца происходит драма, связанная с репрессиями 1937 года, знали немногие.
Вскоре он стал отцом: 28 января 1937 года у них с Ольгой родился сын, которого назвали Кириллом (в дальнейшем он пойдёт по стопам отца и с 1956 года будет сниматься в кино).

Один за другим на экраны страны выходят новые фильмы с участием Сергея Столярова. Так, в 1938-1939 годах он снялся в фильмах Александра Роу «Руслан и Людмила» и «Василиса Прекрасная». В 1944 году тот же режиссёр пригласил его на роль Никиты Кожемяки в картине «Кащей Бессмертный».

Когда началась война, Столяров не мог остаться в стороне и записался на фронт добровольцем. Однако, как и многих его коллег, Столярова вскоре отозвали, мотивируя это решение производственной необходимостью. Вместе с «Мосфильмом» актёр и его семья осенью 1941 года оказались в Алма-Ате. По дороге туда произошёл печальный случай: у Столяровых украли продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную смерть. И тогда Столяров вспомнил о своем хобби — охоте, взял на киностудии винтовку и ушёл в горы. Его не было сутки, но, когда он вернулся, за его плечами болтался огромный горный козел. Его мяса Столяровым хватило надолго — часть его они съели, часть продали на рынке. Именно на это мясо Столяров выменял у К.М. Симонова его новую пьесу «Русские люди», которую актёр затем поставил на сцене местного театра. Все сборы от этого спектакля Столяров отправил в фонд обороны на танк, который так и назвали — «Русские люди». В благодарность за этот поступок актёра ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.

Несмотря на то что Столяров в те годы считался звездой советского кино, его семья, в отличие от других знаменитых семей, жила довольно скромно. У них не было ни машины, ни дачи. Да и дружил актёр в основном с людьми простыми, не из мира искусства. Из актёров у него был только один друг — Борис Бабочкин. Они вместе ездили на охоту. Их дружба продолжалась всю жизнь.

В 1953 году, когда вышел фильм «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли, к артисту пришла и международная известность. На кинофестивале в Венеции он получил первую премию. Однако самого актёра на тот фестиваль не послали по идеологическим соображениям. И это при том, что через год французский журнал «Синема» включил С.Д. Столярова в список выдающихся актёров мирового кино, причем от Советского Союза в этом списке он был один.
Между тем в 50-х годах Столяров снялся ещё в двух известных фильмах: в 1956 году на экраны вышел первый советский широкоформатный фильм «Илья Муромец», в котором актёр сыграл роль Алёши Поповича (этот фильм вошёл в Книгу рекордов Гиннесса — в нём участвовало 106 тысяч солдат-статистов и 1100 лошадей), а в 1957 году — «Тайна двух океанов», где актёр сыграл роль капитана советской подводной лодки. Таким образом, галерея положительных образов была продолжена актёром и в этих фильмах.

Практически не снимался в кино Столяров и в 60-е годы. Тогда на экранах страны появилось всего лишь две картины, где актёр сыграл крупные роли: «Человек меняет кожу» (1965) и «Туманность Андромеды» (1967). Последний фильм даже получил специальный приз на фестивале в Триесте в 1968 году. Столяров в этом фильме сыграл свою последнюю (тоже главную) роль в кино. Именно малая занятость в кино позволила руководителям Театра киноактёра, где он работал, выдвинуть против Столярова обвинение, что он не выполняет положенную норму. За это его и его жену уволили из театра. Этот скандал серьёзно подорвал здоровье актёра, вскоре он тяжело заболел.

Народный артист РСФСР (1969).

В конце 60-х Сергей Дмитриевич согласовал постановку фильма «Когда расходится туман» по собственному сценарию. Но из-за обострения злокачественной опухоли (лимфосаркома) был вынужден лечь в больницу.

Сергей Столяров ушёл из жизни 9 декабря 1969 года в Москве.
Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище столицы (участок № 1).
призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1951, за роль Рогова в фильме «Далеко от Москвы»).