Ответ в теме: Доктрина фашизма и пропаганда нацизма

Главная Форумы Партия «Великая Россия» Идеология партии Доктрина фашизма и пропаганда нацизма Ответ в теме: Доктрина фашизма и пропаганда нацизма

#2056617
Аноним
Гость

Штрихи к полузабытому портрету

via h0la_kitty

Антониу де Оливейра Салазар — человек достаточно малоизвестный в правых кругах обеих Америк, Европы и пост-СССР. Разумеется, где-то его знают лучше, где-то хуже, но в целом информация о нем сводится к штампам о «фашистской / корпоративистской диктатуре в Португалии», «помощи испанским фашистам» и «ущемлённым свободам разных групп населения» — преимущественно, конечно, леваков и «деятелей науки и искусства», которые хотели революционных перемен, красных флагов и удавливания оппонентов кишками других оппонентов. В худшем случае познания выражаются сообщениями о том, что Салазар был жестоким и фашистским королём Португалии , а также, разумеется, рожь, овёс и более лучше одеваться.

1 июня 1966 года. Антониу де Оливейра Салазар читает газету

Между тем, Салазар был одним из самых рациональных, грамотных и близких к правому движению лидеров в Европе; кроме того, ему принадлежал крайне амбициозный геополитический проект союза с Бразилией и возвращения Португалии статуса великой державы. Сам Салазар был убеждённым сторонником колониализма, христианского национализма и иберийского корпоративизма — той самой модели, на которой позже выросли уже окончательно оформились как правые движения, латиноамериканские хунты. Свою модель государства он называл Estado Novo — «Новое Государство», и старался максимально дистанцироваться и от социализма, и от фашизма, и от британско-американского либерализма.

От национал-социалистов и фашистов концепцию Салазара выгодно отличал тот факт, что государство в меньшей степени вмешивалось в экономику, а также существовавшая в стране жёсткая иерархия граждан, которая, например, допускала до голосования лишь людей с образованием, или людей, которые ежегодно платили налоги сверх определённого порога, т.е. имели высокий доход.

Сам Салазар следующим образом отзывался о фашизме и национал-социализме:

«Несмотря на то, что фашизм и национал-социализм отличаются от коммунизма своими экономическими целями и идеалами, они, тем не менее, сходятся с ним в представлениях о тоталитарном государстве. В обоих случаях государством является партия, целям которой подчинена вся деятельность граждан, и человек существует лишь ради славы и величия партии».

В вопросах внешней политики концепция Нового Государства пробовала «на зуб» лучшее (с т. з. салазаризма, конечно), что было в англосаксонской и франкистской моделях — впрочем, Британии Салазар готовил место на «свалке истории», а Франко подвергал мягкой критике за то, что он слишком сильно прогнулся под нацистов. Однако несмотря на критику, Франко был, пожалуй, единственным лидером в Европе, которого Салазар безоговорочно поддерживал с самого начала — например, в ходе Гражданской войны в Испании Португалия отправила на помощь Франко 20 000 добровольцев из Legión Viriato. Геополитическая же модель Салазара заключалась в формировании лузо-тропиканистского единого политического и экономического пространства. Лузо-тропиканизм — это «интегралистская» концепция общепортугальского национализма по обе стороны океана (Бразилия + Португалия). в 1955 году Салазар сделал шаг к этому грандиозному проекту, подписав с бразильским президентом Фильо Договор о дружбе. В дальнейшем предполагалось дать Бразилии доступ к португальским колониям, и получить взамен выход на колоссальные залежи бразильских полезных ископаемых. К сожалению, союзу было не суждено реализоваться — в США пришёл к власти президент Кеннеди, который, в лучших традициях демократов — «борцов за свободу», полез разбираться с «фашистами и колониалистами» в Европе, следствием чего стала усиливающаяся изоляция Португалии, ее выдавливание с рынков и в дальнейшем — затяжной экономический застой. Кстати, в «фашистской» Португалии отсутствовала смертная казнь, и было одно из самых либеральных уголовных законодательств в Европе.

Несмотря на безумную анти-салазарианскую пропаганду в современной Португалии, в 2007 году Антониу де Оливейра Салазар занял первое место в голосовании «самый выдающийся португалец», опередив различных деятелей науки и культуры, которые были включены в опрос. Попытки подтасовать результаты опроса вызвали бурную реакцию зрителей, и Салазар был-таки, признан победителем. Политические фигуры Португалии позволяли себе достаточно странные реплики, называя проголосовавших за Салазара дегенератами и фашистами — видимо, нынешнее положение страны, набравшей т. н. «кредитов» у ЕС-овского Коминтерна, должно устраивать граждан. Примерно в таком же виде Антониу де Оливейра Салазар взял на себя Португалию в 1928 году, став министром экономики и воплотив принципы «христианского воздержания» и «недопустимости идеализации бедности и нищеты». Результатом такой политики стали следующие показатели: за десять лет был практически выплачен огромный долг, уровень жизни в стране резко вырос, эскудо стал одной из самых стабильных валют в мире, магазины наполнились товарами, а люди, посещавшие Лиссабон в 20-е годы, не могли его узнать в середине 30-х.

Авторы поста — h0la_kitty , mezkaline

Много написано об отсутствии в португальском фашизме культа вождя, существуют десятки легенд о «скромности», «умеренности», «аскетизме» Салазара. Действительно, Португалией управлял «простой профессор», председатель Совета министров доктор Салазар, живший уединенно и редко выступавший перед «массами». В отличие от диктаторов Италии, Германии, Испании, Салазар (по крайней мере, до 1945 года) не выдавал себя сторонником демократии, пусть даже «органической» или «регулируемой». Термин «авторитарная демократия», который использовал Муссолини, Салазар объявил неприменимым к португальскому «новому государству». Более того, он даже выражал соболезнование своим европейским коллегам, которые, хотя и правят с помощью «великолепной элиты» высших фашистских сановников, все же вынуждены «бросать кость» толпе, с помощью которой они «устанавливали свою диктатуру». Свое «Новое государство» Салазар характеризовал как «господство интеллекта», «мышления», при котором «инстинкты» (их носителями являются массы), подчинены «разуму» («образованному классу»).