Ответ в теме: Псковская духовная миссия

#2098200
Крестоносец 88
Участник

“Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть…” (Мтф.6:23).

«Не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно» — митропоит Сергий (Вознесенский).

29 апреля 1941 г.

«Разослано т. Сталину. т. Молотову.»

/…/ (Опущено: общая характеристика Меркуловым положения униатской церкви в западных областях Украины – И.К.).

«В целях установления оперативного контроля за деятельностью руководства православной церкви в Прибалтийских республиках и предотвращения попыток использования иностранными разведками и их агентурой церковных организаций для борьбы против советской власти, — НКГБ СССР подготавливает осуществление следующих мероприятий:

1. Через агентуру НКГБ ССР вынести решение Московской патриархии о подчинении ей православных церквей Латвии, Эстонии и Литвы, для чего использовать имеющиеся заявления от местного руководящего духовенства и верующих. Решением предусмотреть необходимость роспуска епархий в Латвии, Эстонии и Литве и создание вместо них обычных епархий, подконтрольных Московской патриархии.

2. Для управления епархиями Прибалтийских республик решением Московской патриархии назначить в качестве экзарха (управляющего) архиепископа Воскресенского Дмитрия Николаевича (агента НКГБ СССР), воспользовавшись для этого имеющимися в Московской патриархии соответствующими просьбами со стороны местного духовенства.

Народный комиссар Государственной безопасности СССР Меркулов» (АП ПФ Ф.3. Оп.60. Д.9. Л. 52-59).

Источник:http://igorkurl.livejournal.com/163803.html?mode=reply&style=mine

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

«Владыка Сергий (Воскресенский, будущий митрополит Виленский и Литовский) был посвящен в архиереи после расстрела Владыки Питирима (Крылова) и служил в Дорогомиловском Соборе по день его закрытия.

Это был красивый полноватый кудрявый блондин. На его служении я был всего лишь раз. О владыке Сергии ходили дурные слухи. Впоследствии они полностью подтвердились.

В 1940 году были «освобождены», а вернее оккупированы Прибалтийские республики и скончался митрополит Виленский Юве-налий. Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий митрополит Московский и Коломенский направляет Владыку Сергия в Прибалтику, наградив его саном митрополита.

В войну и некоторое время после нее владыку Сергия Воскресенского считали изменником Родины. Считалось, Владыка Сергий и И.Ф.Редикульцев были убиты советскими партизанами как сотрудничавшие с немцами, когда возвращались в Вильнюс из Риги, где служили панихиду по скончавшемуся известному певцу Д.Смирнову. Считалось, что партизаны убили их,.

На самом же деле Владыка Сергий «работал» на нас, на Родину, а убили и его, и И.Ф.Редикульцева немецкие агенты, переодетые партизанами. Впоследствии владыка был реабилитирован. И митрополита Сергия стали поминать «за упокой» во всех православных церквах Прибалтики.

Обновленческий протодиакон, а затем солист Большого театра Иона Фокиевич Редикульцев обладал прекрасным басом, пожалуй, не уступавшим, а то и превосходившим по мощи голос М.Д.Михайлова. Правда, голос Редикульцева был несколько жестче, меньше в нем тепла, но зато как мощно, как великолепно пел И.Ф.Редикульцев небольшую партию монаха в опере «Каменный Гость» Даргомыжского, которую ставили в концертном исполнении… И сегодня слышу его беспредельное «Бессовестным, бездушным Дон Гуаном!..», когда он повествует об убийстве командора.

И.Ф.Редикульцев был похоронен на кладбище вблизи храма Св. Константина и Елены в Вильнюсе на улице Басанавичуса. В 1955 году, по призыву Н.С.Хрущева превратить кладбища в парки, кладбище на улице Босанавичуса было снесено; и с одной его стороны построен Дворец профсоюза, с другой — Дом бракосочетаний. Могила И.Ф.Редикульцева погибла.

В Москве многие верующие были удивлены, когда узнали об «антисоветских» действиях митрополита Сергия Воскресенского. А протоиерей о. Георгий Смирнов, которого я уже упоминал, говорил: «Странная история… Один из моих друзей, переживший ГУЛАГ, рассказывал, что до войны митрополит Сергий Воскресенский «возглавил» кружок молодых верующих людей. Когда кружковцы вместе с епископом (тогда) Сергием были арестованы, то в машине по дороге в Лубянскую тюрьму, он предъявил … удостоверение подполковника ГПУ и был отпущен. Что же, значит он на две разведки работал?! Странно все это…»

Свенцицкий Анатолий. Они были последними? Изд-во Грааль, М.,1997 . С.115

Источник: http://krotov.info/history/20/1930/svenzizky.htm

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

«Владыка Сергий не эвакуировался при приближении германских войск, а остался в Риге. Существуют самые различные версии, объясняющие этот поступок. Русский эмигрантский историк В.И.Алексеев (1954: 91) полагал, что экзарх вследствии своих антикоммунистических убеждений накануне вступления немцев в город спрятался в подвале собора и не был найден там секретарем — приставленным к нему «агентом НКВД», позднее расстрелянным за эту неудачу. По гораздо более аргументированному мнению канадского профессора Д.В.Поспеловского (1991: 54), митрополит Сергий стремился подготовить почву местоблюстителю и Московскому церковному управлению на случай если немцы победят или, по крайней мере, захватят Москву, чтобы сохранить епископат в новых условиях, а также предотвратить юрисдикционный хаос. Нельзя полностью сбрасывать со счетов и свидетельство Э.И.Лисавцева о том, что экзарх специально был оставлен органами НКВД в Риге, но почти сразу же на долгий период утратил связь с советским подпольем.*

Действительно, некоторые священнослужители русской церкви, оставшиеся на оккупированной территории, использовались советской разведкой. Так один из ее руководителей П.А.Судоплатов (1995: 40) совсем недавно писал:

«Уместно отметить и роль разведки НКВД в противодействии сотрудничеству немецких властей с частью деятелей православной церкви на Псковщине и Украине. При содействии одного из лидеров в 30-х годах «обновленческой» церкви житомирского епископа Ратмирова и блюстителя патриаршего престола митрополита Сергия нам удалось внедрить наших оперативных работников В.М.Иванова и И.И.Михеева в круги церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. При этом Михеев успешно освоился в профессии священнослужителя».

От него поступала информация в основном о «патриотическом настрое церковных кругов». Возможно, и экзарх имел определенные контакты с советской разведкой. Во всяком случае, представляется вероятным, что он остался в Риге с санкции патриаршего местоблюстителя. Это подтверждается их близкими личными отношениями и обдуманным, энергичным характером действий митрополита Сергия (Воскресенского) в первые месяцы после начала оккупации.»

* Э.И.Лисавцев — инструктор ЦК КПСС, курировавший религиозные вопросы в СССР в 1965-80-е гг., написавший несколько книг и статей по истории Русской Православной Церкви и специально изучавший деятельность Прибалтийского экзархата. Устное свидетельство автору в 1993 г.

М.В. Шкаровский
Феномен Экзархата Московской Патриархии в Прибалтике
Оп.: Нестор. — №1. — 2000. — С. 373-402. Номер страницы после текста на ней. стр.375

Источник: http://krotov.info/history/20/1940/shka2000.htm

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

«Он был значительной фигурой в Патриархии, являясь другом митрополита Сергия (Старогородского). Однако в Москве многие подозревали, что он агент НКВД. Так он донес в НКВД на епископа Питирима (Круглова),который помогал преследуемым священникам деньгами, одеждой и продовольствием. Питирим ускользнул от ареста благодаря митрополиту Сергию (Старогородскому), который отправил его в Великий Устюг.»

В. Алексеев. «Русские православные епископы в Советском Союзе, 1941-1953 гг.
W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York) s. 65-69. …

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

«По всей вероятности, этим посланием Сергий (Старогородский)стремился ослабить впечатление, произведенное переходом на сторону немцев митрополита Сергия (Воскресенского), считавшегося вторым по влиянию епископом в Московской патриархии и которому НКВД доверяло больше, чем другим епископам, так что его использовали в качестве посредника между правительством и Синодом».

Дмитрий Поспеловский
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ. стр.184

http://krotov.info/history/20/pospelovs/pospel_06.htm#7