Ответ в теме: Закат Европы

Главная Форумы Новости За рубежом Закат Европы Ответ в теме: Закат Европы

#2101602
Ecologist
Участник

К. Гордеев

“Новые правые” в Европе

Истоки мировоззрения

“Новые правые” являются одним из ведущих интеллектуальных течений социально-политической мысли современной Европы, сложным, объемным, разноплановым, эволюционирующим в соответствии с изменениями внешнего мира, трансформациями общественного устройства и общественных отношений.

В разработке современной идеологии наиболее заметны “новые правые” старшего поколения — Ж. Сенсир, А. Молер, В. Штраус и др., среднего — Р. Стойкерс, А. де Бенуа, Г. Фэй, Л. Сорель. Они опираются на фундаментальную традицию, которая присутствует в философии, истории, религиоведении, биологии, антропологии, геополитике и др. К правому мировоззрению относятся консерватизм Х1Х века, выраженный классиками-консерваторами Ж. Де Местром, Л. Де Бональдом, Э. Берком и др., ницшеанской традицией, социально-политическими работами немцев К. Шмидта, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Э. Юнгера, творчеством эзотериков Р. Генона и Ю. Эволы, трудами расологов Ж. де Гобино и других и геополитиков Х. Макиндера, Ф. Ратцеля, К. Хаусхофера.

Основное русло историко-культурологических изысканий “новых правых” сегодня — изучение древней индоевропейской цивилизации как один из способов обоснования концепции единой европейской цивилизации, европейской общности, понимаемой как “Европа отечеств”. Практическое воплощение, организационная форма современных консервативно-революционных сил — международные организации и политические партии праворадикальной ориентации.

Стоит отметить некоторую смену областей знания в теоретико-идеологическом комплексе “новых правых”. Если раньше наибольший вклад в разработку мировоззрения вносила философия, то сегодня можно говорить о выдвижении в качестве приоритетных различных наук. Философия заложила основы, указала ориентиры, но мало сейчас найдется философов среди “новых правых”. Р. Стойкерс и А. де Бенуа культурологи, теоретики и идеологи, Л. Сорель — геополитик, Р. Оберлерхер — экономист, Ж. Парвулеску — эзотерик и геополитик.

Истоки современного мировоззрения “новых правых” неоднородны. Разные его течения могут отдавать приоритет консервативной философии и неоязычеству, эзотерике и мистицизму, католическому традиционализму, идеям консервативной революции немецких мыслителей 20-30-х годов ХХ века и античному наследию. Нет одной страны, одного направления, одного философа, есть общность стран, различные взгляды и позиции, порой противоположные. Несомненно, имеются разногласия, вражда, разобщенность, — без них не обходится ни одно движение. Стремление к расколам вообще свойственно человеческой природе.

При этом проблема осмысления России как стратегического партнера Европы в противостоянии США занимает важное место в изысканиях “новых правых”. При наличии некоторых различий в понимании ее места и роли в отношениях с Европой (как партнер, как союзник, как часть Европейской континентальной империи или империя равнозначная), общая линия — на сотрудничество и диалог на иных началах, отличных от официального Запада, — в целом разделяется большинством лидеров “новых правых”.

Одна из проблем европейского правого движения связана с так называемым “впадением” в ограниченный национализм. При приверженности интегральному европейскому (или евразийскому, если вместе с Россией) национализму, при формуле “Европа отечеств”, а не “государство-нация”, нет страховки от обращения к нему. Многие случаи их несогласия и разобщенности — от ограниченного национализма, который мешает объективному, холодному пониманию внегосударственных, континентальных проблем. Национализм — необходимая почва, но при известной обращенности на “самого себя”, он — препятствие, источник расколов и неприязни к другим странам. Сейчас среди европейских правых понимается интегральное значение национализма. Тем не менее, проблема “местечковости” национализма не утратила актуальности, что является одним из отличий “новых правых” от “старых”, признаком их “новизны”.

Международная ориентация

Одной из первых после Общества немецко-европейских исследований (ДЕГС) и фактически самой крупной и значимой была Группа по исследованию и изучению европейской цивилизации – ГРЕСЕ. Апогей ее деятельности пришелся на 1970- начало 1980 годов, но в последующее время ее активность и значимость заметно снизилось. В 1993 на ее основе создана организация “Европейские Синергии” (Synergies Europeennes), ныне являющиеся основным мозговым центром европейского правого движения.

Такие идеологи правых, как Р. Стойкерс, П. Канаван и др., причину увядания ГРЕСЕ видят в том, что движение исчерпало себя, за тридцать лет своего существования парижские “новые правые” не предложили никакой последовательной реформы французских учреждений, не развили идеи регионализма, не дали проекта экономической реформы. Роковую роль в судьбе ГРЕСЕ сыграли также сотрясавшие ее организационные кризисы.

А. де Бенуа отмечал, что одна из целей “новых правых” – положить конец монополии левых в области культуры. Для этого, по его мнению, следовало бы обратиться к теории А. Грамши, согласно которой невозможно завоевать политическую власть, не обеспечив себе предварительно господство в области культуры. С критикой заимствованного французами грамшианского подхода выступал в статье “Нищета правых интеллектуалов” австрийский идеолог правых, Юрген Хатценбихлер (“Нувелль де Синержи Эропьен” №28, июнь – июль 1997). Хатценбихлер считает, что не существует единого движения “новых правых”, поиски альтернативного мировоззрения привели к отрыву от реальности, лозунги “консервативной революции” стерлись от бесконечного повторения; правые интеллектуалы создали свой, замкнутый и герметичный мирок. Следует отметить, что проблема “сектантства” угрожает на определенном этапе всякому движению, когда возникнув, окрепнув, достигнув некоторого уровня, оно самоизолируется. Актуальна эта проблема и для сегодняшних консервативных революционеров как на Западе, так и в России.

Международная ассоциация “Европейские Синергии” (“Синержи Эропьен”) была официально зарегистрирована в Тулузе (Франция) 8 июня 1993, и в настоящее время имеет свои филиалы во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, а также представителей в Испании, Португалии, Хорватии, Литве и Латвии. С 7 июля 1997 официально существует Московское региональное отделение “Европейской Синергии”, которое сейчас возглавляет публицист А.М. Иванов, историк и филолог П.В. Тулаев, писатель В.Б. Авдеев.

В ноябре 1997 на совместной конференции германского филиала “Синергии” и Общества немецко-европейских исследований (ДЕГС) было решено отказаться от термина “новые правые и заменить его термином “Европейское синергетическое движение”. Р. Стойкерс, объясняя термин “Синергия”, говорит, что он произошел от теологии. Ссылаясь на К. Шмидта, он утверждает, что все содержательные понятия политики являлись секуляризованными теологическими понятиями. В языке теологов “синергия” наблюдается тогда, когда силы разного происхождения и природы вступают в соперничество или соединяют свои усилия чтобы достичь цели. Этот термин нейтрален в смысле “левых” или “правых”. В современных условиях употребление такой дихотомии не всегда соответствует истине. Синергия же означает способности системы к самоорганизации, самоупорядочиванию, стабилизации.

Президентом “Европейской Синергии” с момента ее основания по апрель 1998 был г-н Жильбер Сенсир. В 1998 его сменила г-жа Алесандра Колла, владелица издательства “Барбаросса” (Италия), выпускающего журнал “Орион”. Генеральным секретарем Ассоциации является Роберт Стойкерс.

Ж. Сенсир так освещал в информационном бюллетене “Нувель де Синержи Эропьен” вопрос об идеологической линии “Европейской Синергии”. Она выражается в “… имперском, в смысле “Священной Империи”, взгляде на Европу, политическая организация которой должна быть основана на имперской модели, на священных духовных принципах и на системе делегирования снизу вверх. Это должна быть независимая и самобытная Европа…”.

Затрагивая вопрос о таком важном элементе идеологии “новых правых” как неоязычество, Ж. Сенсир в № 11 “НЕС” (июнь 1995) говорит, что одной из главных целей “Синергии” является защита античного наследия. Общеевропейская цивилизация имеет дохристианские корни, но осознавая это, важно не допускать “карнавального” язычества, а с учетом сохранения в христианстве языческих элементов, нельзя занимать по отношению к христианству позицию полного отвержения.

Антиамериканизм является также одной из основных идеологических установок “Европейских Синергий”. Этой теме Ж. Сенсир посвятил статью “США — главный враг”(№10 “НЕС”, апрель-май 1995), а Р. Стойкерс – книгу “Американский враг”(1996).

Пристальное внимание “Европейской Синергией” уделяется вопросам геополитики. На страницах “НЕС” широко освещается геополитические проблемы, концепции, дискуссии и т.п., регулярно печатается ведущий геополитик “Европейской Синергии” Луи Сорель, а также Люсьен Фавр, Жан Парвулеску и др. “Европейская Синергия” поддерживает контакты с периодическими изданиями праворадикальной ориентации из многих стран Европы.

Берлинское Институционалистское Общество создано выходцем из Прибалтики Владимиром Видеманном (р.1955), информационный бюллетень Институционалистского Общества “Императив” издается и на русском языке. По словам В. Видеманна, Институционалистское Общество объединяет представителей разных стран и направлений. Ими руководит интерес к изначальной, так называемой Примордиальной традиции и ее развитию. Своей задачей они видят поиск элементов данной традиции в современности, в частности, в правовых аспектах. Речь идет именно об институции, об исторических институтах человечества: семье, обществе, государстве и т.п.

Задачей журнала “Императив” его издатели считают показать общеправовую традиционалистскую ментальность во всем ее многообразии. Цель состоит в том, чтобы осмыслить и увидеть горизонты будущего для Европы не только в географическом, но культурологическом смысле. С такой позиции в своих разработках институционалисты делают акцент на юридических аспектах европейской общности. В этом смысле все исторические образования, основанные на традициях европейского права, входят в данный контекст. Конечной целью объявляется отстаивание единого международного пан-европейского пространства.

По мнению В. Видеманна, создать новое правовое пространство единых интересов в рамках России и объединенной Европы – качественно новая задача традиционалистов. Речь идет не о некой глобальной суперимперии, которая поглотит и Россию и Европу, а о Союзе независимых регионов с достаточными политическими и экономическими правами.

В рамках Институционалистского Общества активно разрабатывается идея так называемого нового центрально-европейского пространства, которая предполагает сближение России и Германии на основе “прусской идеи” – восстановления Пруссии, включающей в себя исторические земли германцев, балтийцев и славян, что привело бы к созданию нового центрально-европейского пространства. Восточная Пруссия и Калининград могут со временем стать центром нового паневропейского, германо-славянского образования, геополитической моделью нового “Священного союза”.