Главная Форумы Новости За рубежом Закат Европы Ответ в теме: Закат Европы

#2101603
Ecologist
Участник

Всемирный конгресс этнических религий (World congress of etnic religons (WCER)) – международная организация неоязычников, возникшая около трех лет назад на основе Европейского природного религиозного объединения (ЕПРО) и Балтико-славянского информационного центра по инициативе литовского ученого-этнографа, лидера фольклорного движения Ромува Йонаса Тринкунаса. Главной целью конгресса объявлялось исследование, развитие и правовая защита коренных этнических религий.

Второй всемирный конгресс этнических религий проходил в августе 1999 в Литве. В его работе участвовали представители из 10 стран мира, в том числе – Польши, Франции (главный редактор журнала галльских друидов “Мессаж” Жан Леонель Манкуа), Исландии (Языческая ассоциация Исландии), Дании, Бельгии, России.

Стратегия конгресса в общих чертах – ориентация на коренные традиционные этнические религии, изучение их древнего наследия, переосмысление в свет современности.

Всемирный конгресс этнических религий представляет собой на сегодняшний момент молодое и не известное пока движение. Заметную роль в нем сейчас играют прибалтийские исследователи и издания (журналы “Ромува”, “Лабьетис”). В России существуют такие организации язычников, как Союз славянских общин, Союз Венедов, “Коляда Вятичей” и др.

Можно с уверенностью сказать, что США выступает в глазах европейских консервативных революционеров враждебной силой, чей “новый мировой порядок” навязывает Европе и остальному миру американскую гегемонию. При наличии разногласий все теоретики по этому вопросу высказываются единогласно. Положить конец мировому господству США – задача, которая должна объединить Европу и Россию.

Среди части правых интеллектуалов бытует мнение, что к такому союзу имеют все основания присоединиться и исламские страны, противостоящие гегемонии США. “Исламский фактор” стал объектом спора в среде “новых правых”. Тезису “исламизм и Европа против США”, выдвинутому еще в 1970-х деятелями ГРЕСЕ, противопоставлялся тезис “Исламизм и США – союз против Европы” в том смысле, что используют “мусульманскую карту” в своих интересах, обращая ее против Европы же. Примеры тому — Босния, Афганистан, Чечня, когда исламский фундаментализм и экстремизм подпитывается и поддерживается США для ослабления своих противников и установления влияния в данных регионах. Среди русских правых, придерживающихся такого мнения, назовем А. Иванова, А. Савельева, В. Авдеева.

Когда евразийцы типа Дугина ратуют за “исход к Востоку” и “Европу от Дублина до Владивостока”, в то же самое время исламисты (напр. Г. Джемаль) спрашивают: почему Европа до Владивостока, а не Азия до Дублина? Из этого вытекает и другой вопрос – почему Евразия, а не Азиопа?

Есть также и мнение в защиту сотрудничества с исламом. Согласно Ж. Сенсиру такими союзниками могут быть шиитский Иран, Ливия, антиталибский блок в Афганистане. Одним из наиболее твердых противников США – Р. Оберлерхер. Он называет Америку отбросом Европы, оторванной от почвы силой, чья идеология – иммиграционизм, чье население – социальные атомы, подрезавшие собственные корни. Америка – это “ковбой, скотогонная сила, народогонец, народострига, народобойца”. Народы Европы – это гонимые стада ее пасторальной силы, подобные благородным рабам. Освобождение европейских народов – это их самопреодоление собственного состояния. Демократия – средство американского принуждения мира к американскому образу жизни. Это сейчас главная функция демократии, свой подлинный смысл она уже утратила, коллективная ответственность превращается в иллюзию перед фрагментацией и атомизацией общества, и преступностью. В отношении России подавляющее большинство европейских правых сейчас говорят с большой заинтересованностью, рассматривают ее как возможного союзника и поддерживают контакты с русскими единомышленниками.

Русская тема занимает одно из главных мест в теоретико-идеологических изысканиях европейских “консервативных революционеров”. Европейская Синергия” регулярно проводит коллоквиумы и научные конференции, посвященные России, ее печатные органы – журналы “Новости Европейской Синергии” и “Вулуар” публикуют материалы о России. Много публикаций на русскую тему у Р. Стойкерса, о геополитических отношений Европы и России писали Ж. Парвулеску (“Европейская и великоконтинентальная миссия России”, НЕС, №119-121) и Л. Сорель. Со страниц немецких журналов “Штаатсбриф”, “Сигнал”, “Оппозицион” В. Штраус анализирует положение в России, пишет о ее истории.

Качественно новый этап взаимоотношений между “Европейской Синергией” и Россией начались после того, как ее официальным корреспондентом в России стал А.М. Иванов, историк и публицист, ветеран национально-патриотического движения. Весной 1996 состоялся официальный визит Ж. Сенсира и Л. Сореля в Москву, где они были приняты в Госдуме. Тогда и была заключена договоренность с русскими единомышленниками об открытии отделения Ассоциации в Москве. В руководящей совет, помимо председателя А. Иванова, вошли писатель В. Авдеев, историк и филолог, член редколлегии журнала “Наследие предков” П. Тулаев, издатель журнала “Атака” С. Жариков.

В плане построения перспективной модели взаимоотношений между Европой и Россией представляет интерес аналитическая статья Л. Сореля “Европа, НАТО, Россия: к новым моделям безопасности”. Конец конфликта Восток-Запад изменил европейский геостратегический пейзаж, пишет автор. Налицо сильная институциональная конкуренция между ОБСЕ, НАТО и Европейским союзом. В этих условиях необходимо решить две задачи: консолидация между Россией и Европейским союзом и независимость европейцев (от влияния США — К.Г.). Одна из задач присутствия НАТО в евразийском пространстве (Европа – Россия — СНГ) – помешать восстановлению центров могущества, способных стать новым гегемоном. Наш политический проект имперской Европы, считает Л. Сорель, несовместим с устремлениями США, и нам нужно строить свою безопасность путем подчинения НАТО. “Европеизировать” Альянс Л. Сорель предлагает путем придания Европейскому союзу и ОБСЕ гораздо больше дипломатических и стратегических полномочий. Для “европеизации” НАТО Сорель предлагает установить примат политических структур Альянса над военными, освещать процесс принятия решений: европейцы останавливают свои решения посредством собственных политических институтов (Совет Европы) и дают единый голос в атлантическом совете. США в таком случае не смогут противопоставить никакого права вето действиям НАТО по европейской воле. Далее следовало бы создать совет Россия – Альянс и признать ее полное участие в Большой семерке и других межгосударственных организациях Европы. Но, заключает автор, в настоящее время из-за сильного давления американской дипломатии и подчинения европейских властей, предложенная модель европейской континентальной безопасности неосуществима.

Подведем итог рассмотрению отношения европейских “новых правых” к России. Налицо несомненная заинтересованность как в партнере, союзнике, составной части Евразийской империи. У тех или иных авторов можно встретить сходное отношение в этом вопросе, но при внимательном рассмотрении станет очевидной одна деталь – автор, излагая проект взаимоотношений с Россией, упирает на приоритетное положение страны, к которой принадлежит он сам. Немцы говорят о германо-русском союзе и Калининграде, как возможной основе такого союза, и при этом с некоторым пренебрежением относится к роли Франции в Евроазиатской империи (В. Штраус, Р. Оберлерхер). Можно ли в этом усмотреть проявления национализма, ограниченного рамками страны? Пожалуй, так считать не всегда верно, при наличии разного рода расхождений во взглядах, в целом общая идея континентальной Европы сглаживает противоречия.

Русские – реальная европейская нация, это дает основания считать областью расселения европейских народов от Бретонского Бреста до Владивостока. Это взгляд из Европы. Видение русскими идеологами правой перспективы места России в европейской континентальной общности имеет некоторые особенности. К примеру, геополитическая модель, предложенная П.В. Тулаевым, основывается на концепции трех взаимопроникаемых пространств: 1 “Русский Крест”, образованный на пересечении исторического пути “из варяг в греки” (“север-юг”) и трансъевропейской магистрали (“восток-запад”), включающей области: северо-западную, восточно-европейскую (с центром вокруг Москвы), южную, сибирскую, тихоокеанскую, дальневосточную, крайний север. 2. С северо-запада на юго-восток — “Трансъарийская ось”. По вертикали она свяжет Скандинавию, Германию, Восточную Европу, Кавказ, Иран, Центральную Азию и Индию, а по горизонтали — Восточную Европу с Западной, т.е. континентальный христианский мир. Эта ось — стержень нового Священного Союза, межгосударственного объединения. Его центральным звеном будут Россия и Германия.

“Трансъарийская ось”, создавая взаимопритяжение между севером и югом, станет стержнем третьего пространства — “Евразийский Щит” — наибольшего по величине и наиболее разнородного. Его образуют все государства континента-материка, с прилегающими островами, от Ирландии до Японии. Сюда включается и исламский мир.

Праворадикальные партии

Число политических партий, входящих в лагерь европейских праворадикалов, весьма велико. Практически в каждой стране Европы существует несколько партий подобной ориентации. Внутри правого спектра такие силы могут различаться по численности (карликовые или крупные), по степени радикализации и отношению к методам ведения политической борьбы (легитимным или экстремистским), по респектабельности и маргинальности, по социальной базе и т.д. Также могут иметь место незначительные различия в требованиях и программных установках на фоне общих для праворадикальных партий взглядов (традиционализм, антиамериканизм, лозунг “Европа отечеств”, негативное отношение к иммиграции, сохранение национальной идентичности, интегральный европейский национализм, неприятие Европейского Сообщества и т.д.). В данном случае мы уделим внимание, главным образом, французским и немецким партиям, разделяющим взгляды “новых правых”.

Одной из наиболее сильных европейских правых партий является французский Национальный фронт (Front national). Его возглавляет бретонец Жан-Мари Ле Пен (родился в 1928, окончил иезуитский колледж, учился на факультете права в Сорбонне, воевал во Вьетнаме и в Алжире). В 1956 он стал самым молодым депутатом французского парламента от партии “Союз защиты торговцев и ремесленников”, которую возглавлял Пьер Пужад. В 1972 Ле Пен создает Национальный фронт, по его словам – “великий профсоюз всех жертв социализма, марксизма и либерализма”. ФН был создан по инициативе организации “Ордр нуво”(Ordre nouveau). “Новые правые” должны были перегруппировать всю национальную оппозицию, чтобы противопоставить режиму единый фронт. 1972 был годом выработки совместной программы левых – Социалистической партии, Коммунистической и Движения левых радикалов. Противопоставлением им и является НФ.

Первоначально НФ представляет собой незначительную величину. Его взлет приходится на 1980-е: в 1984 его одиннадцать депутатов прошли в Европейский парламент, а в 1986 35 депутатов – во французский. Однако позже против Ле Пена была использована мажоритарная система выборов, в результате чего НФ теперь не представлен в Национальном собрании, хотя на выборах в марте 1993 получил 27% (более 3 млн.) и стал третьей политической силой страны, впервые опередив коммунистов, за которых проголосовали лишь 9,2% избирателей. Кандидаты НФ вышли во второй тур в 100 округах, но везде их заблокировали левые и правые. За самого Ле Пена проголосовали 42%.

Главные принципы НФ — уважение национального прошлого, защита свободы и справедливости, цель – “либеральная революция”, мирный и освободительный революционный переворот, который будет означать возвышение Европы – полюса мировой цивилизации.

Свои политические взгляды сам Ле Пен характеризует следующим образом: “я всегда был убежденным противником любого социализма – и гитлеровского, и сталинского, и миттерановского”. Францию, как он считает, поработили более 7 миллионов чиновников. “Социалисты” во главе с Ф. Миттераном создали систему, от которой два шага до коммунизма…Если государство начинает лезть в экономическую сферу, непременно на спины трудящихся садятся чиновники”.

Ле Пен не согласен с тем, что понятие “нация” будто бы исчерпало себя и пришло время межнациональных империй. Он против создания Европейской империи, за которую выступал Жан Тириар. Ле Пен разделяет вариант генерала де Голля – “Европа отечеств”. Но его главный пропагандистский козырь – борьба с иммиграцией, действительно становящейся все более серьезной проблемой для Франции. Рост преступности и безработицы многие воспринимают как следствие иммиграции из стран Магриба.

Харизматический лидер, виртуозный оратор, Ле Пен – автор книг “Les francais d`abord”, “La France est de retour” и “Espoir”. Будучи последовательным противником социализма, Ле Пен, подобно всякому традиционалисту, критически относится и к идеям просвещения, в частности, к идеям Ж-Ж. Руссо, в которых он видит корни социализма. “Украшенные…салонными ужимками, — пишет Ле Пен в книге “Les francais d`abord”, — эти жан-жакерии всегда ведут от пастушка к палачу… До чего сильны совпадения между нашим обществом и временем, предшествовавшим революции 1789 года! Тогда все – дворяне, священники, буржуа считали себя левыми…Ветер идей, подувших с Запада, и Декларация прав лишили Францию последнего глотка воздуха, точно так же, как и в наши дни волна студенческого недовольства вышла из американского университета Беркли, а поп-музыка – из Нью-Йорка”.

Из ныне действующих немецких правых партий самой старой является Национал-демократическая, основанная в 1964 Адольфом фон Тадденом. Период пика популярности НДП пришелся на 1960-е, когда она победно штурмовала ландтаги ФРГ. Однако на выборах в Бундестаг в 1969 НДП набрала всего 4,3%. Отметим, что этот период деятельности НДП(1960-е гг.) вызвал интерес, связанный с известными опасениями, у ряда советских исследователей (А.А. Галкина, Ф.И. Новик и некоторые другие).

После 1969 НДП вступила в полосу затяжного кризиса, число ее членов сократилось с тридцати до шести тысяч. В 1989 некоторое оживление вызвало успех на местных выборах во Франкфурте, в одном из пригородов Франкфурта она получила даже больше голосов, чем ХДС. Возглавляет сейчас партию Гюнтер Деккерт.

Другая правая организация – Немецкий народный союз (ДФУ), созданная в 1971 Бессменным лидером ДФУ является д-р Герхард Фрай, миллионер, издатель выходящего в Мюнхене еженедельника “Дойче Националь-Цайтунг”, один из руководителей издательства “Национ унд Ойропа”.

В 1990 партия достигла успеха на выборах в Бремене, и в 1992 в земле Шлезвиг-Гольштейн. В конце апреля 1998 на земельных выборах в Саксонии-Анхальт партия одержала, как писали наши газеты, “ошеломляющую победу” – 13%, оставив позади зеленых и свободных демократов, которые вообще не попали в ландтаг. Лозунг “Рабочие места в Германии – для немцев!” в земле, где четверть населения безработные — обеспечил ДФУ успех.

Самый сильной из немецких правых организаций является партия Республиканцев. Ее основали в 1983 раскольники из рядов ХСС. Лидером стал Франц Шенхубер (р. 1923, участник войны, ветеран СС, после войны сотрудничал с левой прессой и был близок к социалистам). Первый успех был достигнут в 1989 в Берлине. В том же году республиканцы получили шесть мест в Европейском парламенте. После этого партия вошла в полосу раздоров, экстремистское крыло давило на Шенхубера, он подавал в отставку, восстанавливался, в конце-концов ушли экстремисты. Несмотря на раздоры, в 1992 республиканцы получили 10,9% голосов и 15 мест на выборах в земле Баден-Вюртемберг, в 1993 в Гессене-8,3%.

Ф. Шенхубер негативно относится к ДФУ и НПД, считая их слишком экстремистскими, отказывался от блоков с ними. Осенью 1993 на выборах в Гамбурге республиканцы набрали 4,8%, ДФУ – 2,8%. Вместе –7,6%, но порознь они не прошли. В результате в 1994 выборы в Бундестаг и в Европарламент оказались неудачными (в Европарламент – 3,9% и ни одного места). В 1994 лидером партии стал молодой Рольф Шлирер, руководитель республиканцев в земле Баден-Вюртемберг.

Среди австрийских правых организаций наиболее сильной является Австрийская партия свободы, возглавляемая молодым и энергичным Йоргом Хайдером. Под его руководством партия в 1984 в земле Каринтия получила 16% голосов, с 1986 Хайдер стал во главе партии. В 1991 за партию Хайдера в Каритии голосовали уже 31%, а по всей Австрии – 17%.

Хайдер, подобно Ле Пену и Шлиреру, строит свою пропаганду главным образом на борьбе против иммиграции, преступности, безработицы и т. п. В сентябре 1994 партия Свободы получила 18,5% на выборах в земле Форальберг. В октябре 1999 на выборах в федеральный парламент Австрии партия Свободы получила 27,2%, второй результат после социал-демократов (33,9%), вторая по величине парламентская фракция.

Ярким явлением в европейском праворадикальном движении является партия Итальянское социальное движение (МСИ), основанная в 1994 Нынешний руководитель – Джанфранко Фини. МСИ имеет расхождения во взглядах с другими европейскими партиями, — не придает большого значения борьбе с иммиграцией (поскольку эта проблема для Италии стоит не так остро, как для Франции и Германии), не входит МСИ и в коалицию правых партий в Европарламенте. Свою роль здесь играет спор с немцами из-за германоязычной области Альдо Адидже (или Южный Тироль). Но главная цель Фини заключается в том, чтобы его партию считали центристской и забыли о ее прошлой фашистской репутации.

Заметной организацией итальянских правых является также сепаратистская “Северная лига” во главе с Умберто Босси. Она выступает за создание независимого государства на севере Италии. Представлена в Европарламенте.

Краткий обзор не позволяет дать более основательный разбор идейно-политических оснований разнообразных объединений “новых правых”. Тем не менее, можно заключить, что “новые правые” — мощное интеллектуальное направление, которое в спектре социально-политических идей Европы занимает достойное место и, безусловно, окажет влияние на общественно-политическую жизнь и на расстановку политических сил ближайшего будущего. http://www.zlev.ru/1314_11.htm