#2125340
Ак-рус
Участник

Какие уроки войн в Югославии, Ираке и Ливии должен извлечь для себя президент Сирии

Военное вмешательство армии США в сирийский конфликт становится практически решенным делом. Санкционирующий такое развитие событий текст резолюции уже согласован комитетом по иностранным делам американского Сената. Председатель палаты представителей КонгрессаДжон Бейнер поддержал применение вооруженных сил для удара по Сирии и заверил всех, что будет уговаривать своих коллег-парламентариев. В настоящее время в восточном Средиземноморье и в Красном море сосредоточены крупные силы ВМФ США, включающие авианосцы, подводные лодки и эсминцы с крылатыми ракетами. Ситуация вокруг Сирии похожа на сценарий приготовления Америки к нападению на Югославию, Ирак, Ливию. Главный вопрос состоит в том, извлек ли уроки из истории лидер Сирии Башар Асад и какими возможностями он обладает для ответа.
Текст резолюции американского парламента указывает, что главная цель военных ударов по Сирии – это «сдерживание потенциального будущего использования сирийским правительством оружия массового уничтожения». Для этого предлагается использовать авиацию в течение 60 дней, не втягиваясь в наземное противостояние. Ранее, напомним, в США было принято решение продолжать поддерживать оружием сирийских боевиков. По большей части, членов различных террористических групп, связанных с Аль-Каидой.
За последние годы войска США провели множество операций подобного рода. И всякий раз упор делался на превосходство в воздушном пространстве, при этом американцы максимально старались избежать прямых столкновений на суше. Российский генерал Владимир Слипченкоприменение подобной тактики назвал «войнами шестого поколения». Они предполагают широкую информационную кампанию, использование высокоточного оружия большого радиуса действия. В качестве целей выбираются не только военные объекты, но и инфраструктура, места большого скопления обычных людей. Уничтожение народного хозяйства и большие жертвы среди мирного населения должны вынудить политическое и военное руководство сдаться.
Впервые такая тактика была опробована во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году на иракской земле. Но наиболее ярко это проявилось при бомбардировках Югославии в 1999 году. Пока считавшаяся сильной армия сербов ждала интервенции, Слободан Милошевич, после почти полного уничтожения инфраструктуры, был вынужден пойти на переговоры и пустить в Косово международные силы.
Во время войны в Ираке в 2003 году американским военным даже не пришлось участвовать в серьезных сражениях с армией Саддама Хусейна. Здесь сработала в большей степени не авиация, а технологии информационного воздействия и политического подкупа. Как потом признались сами американцы, они потратили 600 миллионов долларов на взятки иракским генералам. Аналитики в США верно рассчитали, что народ Ирака устал от Хусейна, а его власть держится только на страхе.
При свержении Муаммара Каддафи свою эффективность показало введение беспилотной зоны и авиационная поддержка боевиков, сумевших к тому времени взять под контроль часть территории Ливии.
Но и в Югославии, и в Ираке, и в Ливии законные руководители государства только грозили неприятелю тем, что готовы к любому сражению. Они не могли технически противостоять западной военной армаде, а на асимметричные шаги были не способны психологически. Тот же Каддафи незадолго до поражения ловил разведчиков стран НАТО и отпускал их на свободу с увещеванием больше не шпионить. Хотя мог бы поставить к стенке – по законам военного времени.
Ситуация вокруг Сирии отличается тем, что на военное вмешательство нет ни санкции ООН, ни даже одобрения со стороны НАТО. Тем более за режим Асада обещал выступить Иран, у которого, как предполагают некоторые эксперты, есть даже атомное оружие. Но способно ли ответить на агрессию правительство Сирии? Хватит ли у него военных ресурсов и смелости для этого.
– Развитие событий зависит от самого Асада, будет ли он что-то делать, – говорит заведующий аналитическим отделом Института военного и политического анализа Александр Храмчихин. – Мы помним, как Каддафи, Милошевич просто стоически наблюдали за тем, как их готовятся избивать, а потом — как избивают. Также себя вел и Саддам Хусейн в 1991 году. В тот момент он уже был агрессором, напав на Кувейт, ему терять было нечего. Он запросто мог ударить по Саудовской Аравии, и ситуация бы изменилась. Но он просто ждал, пока его разбомбят.
Но важно заметить, что сейчас США ограничиваются только заявлениями, никакой группировки пока не создается.
«СП»: – Но американский флот уже стоит в Средиземном и Красном морях.
– Этих сил хватит только для нанесения символического удара. Это пока не группировка, она не годна ни для чего. Но когда американцы создадут группировку, то всё зависит от Асада. Может, он будет наблюдать за тем, как его будут уничтожать. А может, даже если удар будет чисто символическим, ответить. К примеру, ударить по Израилю или по Турции. Важным фактором станет, будет ли ему помогать Иран. Тогда возможности противодействия увеличатся многократно.
«СП»: – Есть ли у Асада возможность ответить на воздушную атаку?
– Как будет выглядеть воздушный удар, неизвестно. Это может быть одноразовая акция, скажем, будет выпущено несколько десятков крылатых ракет. Они могут нанести Асаду только очень ограниченный ущерб, и то, если ни одна ракета не будет сбита. И вот тут всё будет зависеть от ответной реакции Асада.
Что касается ПВО, то сбить ракету несложно. Ее тяжело обнаружить. Я очень сильно сомневаюсь, что сирийцы смогут это сделать. Если только от нас они не будут получать информацию о факте пуска ракет.
Если американцы задействуют авиацию, то своими устаревшими системами ПВО сирийцы смогут сбить несколько самолетов. Но это пассивная оборона, которая успеха не будет иметь по определению.
«СП»: – Если в войну вступит Иран, будут удары по Турции и Израилю, то начнется мировая война.
– Мировая война не начнется. Удар по Израилю проигрышен в военном плане, но очень выигрышен в политическом. Тогда все исламские союзники оппозиции – Саудовская Аравия, Турция – окажутся политическими союзниками сионистов. И неясно, как они будут выворачиваться.
Удар по Турции будет означать большую войну. Но, возможно, это может стать самым правильным шагом Асада. Правда, если Сирия будет действовать сообща с Ираном. В одиночку — это проигрышный вариант. Но если ударят вдвоем, то НАТО окажется в ужаснейшем положении. Ведь другие страны НАТО не готовы защищать Турцию.
«СП»: – При этом устав НАТО обязывает все страны-члены, вплоть до государств Прибалтики, вступиться за нее.
– В этом случае Североатлантический альянс само по себе не развалится в юридическом смысле. Но подавляющее число членов блока либо не сделают ничего, либо окажут чисто символическую помощь. И это будет очень показательный момент.
«СП»: – Как можно оценить способность Асада к сопротивлению?
– Мне сложно сказать, какая у него воля. Но пока он ведет себя мужественно. Что будет дальше – не берусь предсказать.
Военный эксперт Игорь Хохлов считает, что при всей решимости Асада, Сирии не справиться с агрессией:
– У Сирии сегодня есть неплохое оружие, поставленное Россией. Есть современные противотанковые средства, которые можно эффективно использовать в случае наступления оппозиции во время ударов США. Но стоит учитывать, что соотношение сил между Сирией и ее противниками несопоставимо. Америка сосредоточила две авианосные ударные группировки. Каждый авианосец несет по своей мощи большую силу, чем все военно-воздушные силы Сирии. Поэтому максимум, что смогут сделать сирийцы, это нанести небольшой ущерб агрессору, измеряемый несколькими самолетами.
Стоит учитывать, что у Сирии совершенно «дырявая» контрразведка. Недавно израильская подлодка обстреляла сирийский порт, где хранились российские противокорабельные ракеты.
У американцев достаточно сил, чтобы уничтожить с воздуха всю инфраструктуру Асада.
«СП»: – Иран обещал вмешаться. Асад может ударить по Израилю.
– Иран заинтересован в поддержке напряженности в регионе. Ведь чем дольше будет продолжаться конфликт, тем больше времени Тегеран выигрывает для своей атомной программы. Что касается ударов по Израилю, то эта страна только что испытала свою противоракетную оборону, которая показала эффективность. У Асада есть небольшое количество тактических ракет, и он может ударить. Но не стоит думать, что такие действия сильно поменяют ситуацию. Хусейн в 1991 году обстреливал ракетами Израиль, пытаясь напугать этим международное сообщество. Но ничего у него не получилось. Жалящие удары Асад нанести может, но сил для изменения положения у него нет.
На мой взгляд, стоит еще учитывать, что низший офицерский состав сирийской армии наводнен агентами Моссада. Ведь мы видим, что любые действия Асада не становятся сюрпризом для Израиля.
«СП»: – Способен ли Асад ударить по Турции и политически повлиять на расклад сил в НАТО?
– На мой взгляд, это чисто умозрительная схема. Для войны с Турцией у Асада нет необходимых средств.
Профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Дружиловский полагает, что сами по себе авианалеты США не приведут ни к каким последствиям, а режим Башара Асада имеет все шансы устоять:
– Сравнивать ситуацию в Сирии с тем, что было в Югославии, Сирии или Ираке нельзя. Асаду как раз нельзя поддаваться на провокации. Если у него не выдержат нервы, и он найдет ассиметричный ответ в виде ударов по Израилю или Турции, то ему конец, его просто сотрут в порошок. Видимо, именно на это Запад и рассчитывает.
Асаду необходимо выдержать характер. Собственно, это он и делает: в стране прячут военные объекты. Сражаться же нет никакой возможности. Это всё равно что первоклассник будет биться с борцом сумо. С американской военной мощью играть нельзя. Военная машина США может превратить всю страну в пустыню даже без всякого ядерного оружия.
Надо рассчитывать на то, что не всё потеряно. Кроме Франции Соединенные Штаты никто не поддержал, все заявляют, что военное вмешательство возможно только при решении Совета безопасности ООН. Но мандата такого не будет, Россия и Китай никогда под агрессией не подпишутся.
Возможно, мое мнение не популярно. Но Штаты давно обещали ударить в отношении много кого. В прошлый четверг обещали начать военную операцию, раньше обещали, пять лет назад грозились разбомбить Иран.
Запад понимает, что военными ударами по Сирии ничего не изменить. Асад после первых ударов не сдастся. А конгресс дает добро только на воздушную операцию сроком в 60 дней. А кого бомбить? Военные объекты? Но сейчас всё смешано: в одном квартале правительственные войска, в соседнем – боевики. Нечего бомбить, кроме отдельных военных баз. Но это ничего не решит.
Тем более, все понимают, что переход инициативы к оппозиции приведет к худшим последствиям. Ведь она неоднородна, различные группировки объединяет только ненависть к алавитам, но они готовы перерезать друг друга.
Я думаю, что правительство Сирии выдержит характер, переждет время бомбардировок, а потом всё начнется с начала. За исключением, что у Асада, может, не будет каких-то химических резервов.
«СП»: – Каддафи и Милошевич тоже пытались выдержать характер.
– Здесь ситуация другая. За Асада свыше половины населения страны. Народ не хочет власти фанатиков и террористов. Милошевич был к моменту войны дискредитированным лидером. Каддафи был престарелым маразматическим правителем и фанатиком. Его ненавидели в Ливии очень многие. Поэтому и расправа с ним была такая жестокая и фанатичная.
Башар Асад ничего плохого не сделал. Он не так давно президент. Как Саддам Хусейн кровопролитий не устраивал.
Оппозиция хочет только сменить клан алавитов другим. Но большей части народа такие цели не близки. Асад рассчитывает на поддержку населения. При равном соотношении вооружений у правительства и оппозиции Асад выиграет. А бомбежки США приведут только к уменьшению поддержки оппозиции. У боевиков не получится быстренько взять Дамаск и свергнуть Асада.
svpressa.ru