#2139524

Птица-Тройка — символ русской троичности

Одним из метафизико-мифологических оснований русской традиции является ее уникальная «троичность», во многом укрепленная христианством, но существовавшая и до его установления на Руси, где числу 3 всегда придавалось особое, сакральное значение. Это и три метафизических «мира» — Правь, Явь и Навь, и тройственность в некоторых описаниях пантеона «языческих» богов: Сварог — отец , Дажьбог — сын, Стрибог — дух. В «Слове о полку Игореве» русская земля именуется «землей Трояней», а имя этого бога (Трояна, у балтийских славян — Триглава) напрямую восходит к числу три. Другая известная троица богов — «солнечный» Хорс, Перун-«громовержец» и «колособородый» Велес — вполне соотносится с покровительством той или иной традиционной касте, соответственно, жрецам, воинам и ремесленникам. То же соответствие выражено и в знаменитой троице сказочных богатырей — Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца.
Троичностью пронизаны и другие символы и понятия: культовые образы «трех солнц», три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, тройное распутье, три брата, трёхголовый Змей-Горыныч, три задания в русских сказках и т.д.

Следует подчеркнуть, что подобную тройственность надо рассматривать именно как триединство, как взаимосвязанную троицу, а не как триаду, например, в дальневосточной традиции, каждый элемент которой обладает определенной автономностью и самодостаточностью.

Христианская Троица получила наибольшее признание именно на православной Руси, а не в католическо-протестантской Европе. Троичный культ очень быстро завоевал широкие слои народа, пустил корни в глубинах народного сознания, вступив в сложный контакт с древним славянским праздником наступления лета и почитания растительности. Трансцендентальный смысл культа Троицы шел навстречу чувству солидарности людей друг с другом и с миром природы.
Не случайно, видимо, у русских этот праздник именовался Троицей, в то время как у украинцев, а отчасти и у белорусов он известен как «зелени святы» («зелены святки»). Причем у белорусов и особенно у украинцев зеленое свято справлялось не так торжественно, как Троица у русских, лишь у последних «троицын день и предшествовавший ему в некоторых местах четверг-семик стал самым важным народным летним праздником», который «по разнообразию и сложности входивших в него элементов может быть сопоставлен только с масленицей».

Ещё отличия:

Православные крестятся 3 перстами, а католики, в основном — пятью пальцами, открытой ладонью.
Русские целуются трижды, а европейцы — дважды.

«Бог троицу любит» — это именно русская поговорка.
«Бог троицу любит» = «Бог любит Россию». Это ещё одно указание на русское мессианство.

Не потому ли плохо кончили Романовская империя (двуглавый орёл) и СССР (пятиконечная звезда), что они пренебрегли русской троичной символикой? В символическом плане это выглядит весьма убедительно.

Неудивительно, что трёхконная упряжка появилась именно на Руси и нигде не имеет аналогов. Поэтому Гоголь вполне обоснованно отождествил Птицу-Тройку с Русью. Видимо, он опирался и на троичный культ русского народа.
Кстати, русский народ тоже троичен-триедин: великороссы, малороссы и белорусы.
То есть, Птица-Тройка может служить и символом грядущего воссоединения России, Украины и Беларуси.