Главная Форумы Россия Русская история "Идея общей судьбы" в жизни белой эмиграции Ответ в теме: "Идея общей судьбы" в жизни белой эмиграции

#2148025
Сергей_Ка.
Участник

PS: пока останавливаюсь на описании Назаровым этого первого направления белоэмиграции оправдания сотрудничества с большевиками, а именно «сменовеховцев». Далее, позже, дам описание Назаровым другого белоэмигрантского течения. А именно «евразийцев», также пришедших к заключению о возможности сотрудничества с Советами.

В продолжение темы, следующая группа белоэмигрантов пошедших на сотрудничество с большевиками:


Сходные причины и иллюзии были у движения «евразийцев», провозгласивших Россию – Евразией, а не Европой. Их исходным моментом тоже было огромное разочарование в западной цивилизации (уже не только на политическом, но и на духовном уровне), которое они выразили философски, соединив идеи славянофилов, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и О. Шпенглера (о «закате Европы»). Евразийцы гораздо глубже, чем сменовеховцы, ощутили метафизический смысл большевизма – как крах попыток рационалистической европеизации России, начатой еще Петром I. Близко к ним стоит и Н.А. Бердяев в работах 1920-1930 годов («Новое средневековье», «Истоки и смысл русского коммунизма»). Как и у сменовеховцев, здесь можно видеть верное историософское зерно: большевизм, ценою огромных жертв и страданий, уберег Россию от того, чтобы стать мещанско-буржуазной страной «как все».

Но затушевывание некоторыми евразийцами кровавой цены, заплаченной за это, как и смешение метафизического и политического уровней – тоже вырождались в философию капитуляции, которая отличалась от сменовеховской лишь тем, что «национальное оправдание» большевизма выводилось из несовместимости России с западным мiром в силу ее природно-географических особенностей. «Национальная миссия» большевиков виделась в том, что они, изолируя Россию от «прогнившей Европы», вопреки своим политическим целям вывели страну на самостоятельные духовные пути, которые вскоре будут осознаны народом – на это и должна быть направлена деятельность эмиграции (а не на политическую борьбу против большевиков). Теряя нравственные ориентиры, евразийцы проповедывали «переключение революционной энергии» на созидательные цели, национальное «углубление революции» – как будто ненависть к Православию и террор против русской традиции можно было превратить в «творческую страстность»…

Главные идеологи евразийства: кн. Н.С. Трубецкой (его книгу «Европа и человечество» можно считать основополагающим произведением евразийцев), П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский; вначале к ним себя относили Г.В. Флоровский (быстро отошел), В.Н. Ильин, Л.П. Карсавин, позже – Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский. Евразийцы выпустили сборники публицистики «Исход к Востоку» (София, 1921), «На путях» (Берлин. 1922), затем до 1931 г. вышло четыре сборника «Евразийский временник» и «Тридцатые годы». Выходила «Евразийская хроника» (Берлин, затем Париж; 12 выпусков с 1925 по 1937 гг. под редакцией П.Н. Савицкого).

продолжение следует