Ответ в теме: Эксперименты с историей

Главная Форумы Россия Русская история Эксперименты с историей Ответ в теме: Эксперименты с историей

#2226500
Helga X.
Участник

Прямой политический и идеологический смысл можно без труда видеть в статьях о “тысячелетнем историческом пути белорусов”. Главная задача – доказать несостоятельность великорусско-белорусского единства и невозможность государственного воссоединения. Более того, звучит прямой призыв к романтической мифологизации истории Белоруссии в противовес “официальной белорусской историографии”, которая “по-прежнему нередко пытается опираться на традиционные имперские ценности” (В.Орлов, Белоруссия).

Нам говорят, что версия происхождения восточных славян из единого корня – это всего лишь “плод творчества русских ученых XVIII-XIX веков”. Вместо этого предлагается рассматривать историю Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Речи Посполитой настоящей традицией белорусской государственности. Мол, белорусы уже в Х веке составляли особую этническую общность, Полоцкое княжество было типичным европейским государством и вместе с Новгородом, Ростовым, Суздалем и Рязанью противостояло “Руси”.

Русь становится для русофобов историческим кошмаром – особенно ее московский период, который они называют “настоящей трагедией восточных славян”. В противовес вымышленному азиатскому образу Москвы, ВКЛ называется “восточным форпостом единого европейского мира” — чтобы не возникло надежд на превращение Белоруссии в западный форпост Русского мира. Поскольку “разговоры об интеграции с Россией влекут за собой еще более чудовищное насилие над белорусской историей, чем это было при советской власти”.

Ужасна для историков-русофобов и Российская Империя, “которую Ленин совершенно справедливо окрестил “тюрьмой народов””. Мол, “белорусы вместе с остальными народами империи стали пушечным мясом для захватнических войн и гибли за чужие интересы”.

Дело доходит до совершенно кощунственных утверждений: “Беларусь фактически стала колонией империи. Неудивительно, что для многих ее жителей война 1812 года была отнюдь не Отечественной” — якобы в обеих сторонах этой войны участвовало равное количество жителей ВКЛ. Автор этой выдумки, правда не делит этих “жителей” на поляков и белорусов. А мы делим. Потому и знаем, кто и на чьей стороне сражался.

Не в меньшей степени прославляется раскол Русского мира и со стороны украинских “историков”. В частности, украинский академик И.Дзюба основой для выработки своих концепций берет лозунги Кирилло-Мефодиевского товарищества, которое полтораста лет назад призывала славян к восстанию против России и созданию союза славянских республик: “И Украина сделается Речью Посполитою в союзе славянском”.

Не случайна конфессиональная ориентация академика: он говорит о том, что идею славянской взаимности “подверстывают под идею православия, исключают из нее славян-католиков и славян-протестантов (а поляков просто злобно третируют)”, что опрометчиво “связывают судьбу славян с миссией российской монархии, сакрализуют ее экспансию” и планируют “снова впрячь “братьев” в старую имперскую упряжку”.

Чтобы выглядеть законченным русофобом, академик цитирует чеха Г.Масарика: “Российский шовинизм естественным образом воплощает себя в культурный синтез (…) Таким образом, мессианизм и универсализм трансформируются в российский империализм”. Это в ответ на идею воссоединения русских народов, которую проповедуют некие “политики-реваншисты”.

Не отстают от близкозарубежных русофобов и некоторые российские историки. Так, завкафедрой южных и западных славян истфака МГУ и координатор славянского выпуска “Родины” профессор Г.Матвеев утверждает: “на уровне народного самосознания, бытовой культуры, многочисленных этнопсихологических особенностей – расхождения между славянскими этносами остаются весьма существенными”. Это заведомая неправда, опровергнуть которую может любой, кто был на Украине или в Белоруссии, кто беседовал с простыми болгарами или общался с сербами.