Главная Форумы Русская нация Русская идентичность — культура Образование и наука Биологическая концепция Ч. Ломброзо о прирождённом преступном типе

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #1225326
    Alchimic
    Участник

    ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (1835-1909) — итальянский врач-психиатр и судебный медик, основатель антропологической школы в уголовном праве и соответствующего направления в криминологии,, нередко называемого. «ломброзианством». Родился в Вероне (Северная Италия),получил медицинское образование и дипломы в университетах Павии и Падовы (Северная Италия) и Вены. Работал военным и тюремным врачом (1859- 1864), затем стал директором небольшой психиатрической лечебницы и профессором психиатрии в Павии, а с 1876 г. и до конца жизни руководил последовательно кафедрами судебной медицины, психиатрии и уголовной антропологии в университете Турина. Опубликовал свыше 400 книг и статей по самым разным вопросам, в том числе по психиатрии,антропологии, по отдельным социальным и политическим проблемам Италии. Первую известность принесла ему книга «Гениальность и помешательство» (1864), в которой доказывалось, что многие признанные гении, в том числе государственные деятели и полководцы, обнаруживали психические расстройства. В 1876 г. вышло в свет первое издание главного из сочинений Л. — книги «Преступный человек в его соотношении с антропологией, юриспруденцией и тюрьмоведением» (сокращенно — «Человек преступный», сочетание, образованное по типу «Человек разумный»).
    Основываясь на своих наблюдениях за отдельными заключенными, а также на сравнении антропометрических данных групп заключенных с группами солдат, пожарников, студентов и др.. Л. заявил в этой книге, что им открыт тип «прирожденного преступника», которого легко обнаружить по определенным физическим признакам («стигматам»):
    прежде всего по форме черепа, по чертам лица. морщинам и т.п. По утверждению Л., эти «прирожденные преступники» столь значительно отличаются от обычных граждан и по указанным «стигматам», и по ряду психологических свойств (например, у некоторых из них Л. отмечал поразительную нечувствительность к боли), что по существу представляют собой особую расу, породу людей, каждому из которых от рождения предопределено превратиться в опасного преступника. Публикация книги «Преступный человек», вскоре переведенной на французский и другие языки, вызвала большой резонанс. У Л. появилось немало восторженных почитателей. Некоторые из них стремились развивать его концепции,разыскивая новые «стигматы», но еще быстрее росло число решительных его противников,доказывающих прежде всего, что выводы Л. построены на случайных и непроверенных наблюдениях, а порой и на подтасованных результатах обследований и в целом лишены сколько-нибудь серьезного фактического обоснования. Многие из постулатов Л. были опровергнуты еще при его жизни критиками, взявшими на себя труд заново проверить его утверждения и не обнаружившими указанных им различий при сравнении больших групп преступников и законопослушных граждан. Острой критике подверглись и предлагавшиеся Л. объяснения причин преступности, в основе которых лежала трактовка криминала как биологического явления. —
    На протяжении своей жизни, под влиянием критики со стороны не только противников, но и сторонников его теории. Л. не раз «корректировал» свои взгляды (в частности, в нескольких переработанных изданиях «Преступного человека» и в опубликованной на французском языке книге «Преступление, его причины и способы борьбы с ним» (1899)), не отказываясь, впрочем, от. некоторых наиболее важных тезисов.
    В то же время Л. допускал существование. наряду с «прирожденными» и «душевнобольными» преступниками, и разного рода «случайных» преступников. а также признал необходимость учета влияния на преступность таких социальных факторов, как нищета, неграмотность, алкоголизм.
    : К числу самых больших публикаций Л. относятся также довольно описательная, по сути дела лишенная теоретических выводов, книга «Женщина-преступница, проститутка и нормальная женщина» (1893 г., в соавторстве с Ферреро) и «Политическая преступность и революция» (1890г.. в соавторстве с Ласки), где предпринята попытка объяснить революционное движение влиянием расовой или национальной принадлежности их участников либо климатическими условиями.
    Л. проявлял большую активность в пропаганде своих взглядов и в стремлении организационно объединить сторонников в Италии и на международной арене. В этих целях он со своими единомышленниками начал издавать с 1880 г. журнал «Архив уголовной психиатрии и уголовной антропологии» и собирать международные конгрессы уголовной антропологии, в том числе и с участием русских криминалистов (конгрессы проводились до начала первой мировой войны).
    Основное в учении Л. — трактовка преступности в качестве. биологического. а не социального феномена. Существование «прирожденного преступника» в современных ему государствах Л. вначале объяснял как атавизм (одним из «доказательств» служило сходство черепа известного убийцы с неандертальцем, другим — распространенность обычая татуировки у заключенных в тюрьмах и у некоторых отсталых племен и т.п.). Затем Л. стал объяснять его, напротив, «вырождением» человеческой расы, моральной деградацией,а то и наследственной эпилепсией, т.е. предложил взаимоисключающие объяснения. Постепенно признав, что по крайней мере не все правонарушители являются «прирожденными преступниками» (оценка их доли в его сочинениях снизилась со временем со 100% сначала до 40%, а затем и до 33%), Л. отказался и от единого понятия «прирожденного преступника». Вместо этого он стал утверждать, будто существуют «прирожденные» убийцы. воры и мошенники, которых можно распознать по специфическим, присущим только им физическим и психическим признакам.
    Сформулированная Л. трактовка преступности влекла за собой радикальный пересмотр важнейших принципов и традиционных институтов уголовного права и процесса, отражавших теории классической школы в уголовном праве и в большинстве своем закрепленных в законодательстве современных ему государств. Учение Л. отвергало принцип «нет преступления и наказания без закона», отрицало требование установления индивидуальной вины и принцип соответствия наказания тяжести содеянного. отказывалось как от института вменяемости, так и от юридической разработки многих других важнейших институтов уголовного права. Одновременно Л. выступал против соблюдения требований законности в деятельности суда, против презумпции невиновности, состязательности, возможности обжалования приговоров и т.п. Первое место в судебной деятельности, согласно учению Л.. должны занять классификация преступников по антропометрическим и иным данным и соответственный выбор мер, которые должны быть применены к конкретному лицу, чтобы обеспечить «безопасность общества». К числу таких мер относились смертная казнь(правда, в конце жизни Л. стал ее противником), пожизненная каторга, ссылка на необитаемые острова, помещение в сумасшедшие дома тюремного типа и другие «меры исключения из общества», Клицам, признанным «случайными преступниками», Л. допускал применение мер воспитательного характера. Следует подчеркнуть, что сам Л. лишь декларировал свою позицию по вопросам уголовного права и процесса, предоставив сподвижникам (Ферри, Гарофало и др.) полную возможность самостоятельной детальной разработки конкретных проблем и способов их решения.
    Как показали серьезные научные исследования, проводившиеся на протяжении более века в самых различных странах мира, отстаиваемая Л. биологическая трактовка феномена преступности, тезис о существовании «прирожденного преступника» и другие выдвигавшиеся им концепции, в том числе и в сфере уголовного права и процесса,-лишены теоретического и фактического обоснования и носят реакционный характер. Оценка любой вновь появляющейся концепции в качестве «ломброзианской» или «неоломброзианской» связана с ее резко отрицательным восприятием современными криминологами и криминалистами. Вместе с тем публикация в 1876 г. книги «Преступный человек» и других сочинений Л. объективно имела своим следствием привлечение внимания к проблеме причин преступности (в гораздо большей степени, чем до этого) со стороны юристов и многих других исследователей. Необходимость проверки и критической оценки выдвигавшихся Л. утверждений стала побудительным мотивом к изучению преступности как социального явления и заставила специалистов, представляющих различные отрасли науки, заняться тщательным исследованием личности обвиняемых и осужденных. Требования Л. о реформе уголовного права и процесса побудили многих юристов подвергнуть анализу фундаментальные общедемократические принципы правосудия, решительно выступить в их защиту, в частности с обоснованием необходимости соблюдения гарантий законности.
    Соч. :Ломброзо. Преступление. Спб., 1900:Ломброзо и Ласки. Политическая преступность и революция. Спб.,1902;
    Ломброзо и Ферреро. Женщина-преступница и проститутка. Киев,1903.
    Лит.: Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965; Решетников Ф.М. «Классическая школа» и антрополого-социологическое направление в уголовном праве. М.. 1985.
    Решетников Ф.М
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1172/%D0%9B%D0%9E%D0%9C%D0%91%D0%A0%D0%9E%D0%97%D0%9E
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4067494
    http://fictionbook.ru/author/chezare_lombrozo/prestupnyiyi_chelovek_sbornik/read_online.html?page=1
    http://bookz.ru/book.php?id=103889&n=1&p_count=93&g=psyhol&f=prestupn_521&b_name=%CF%F0%E5%F1%F2%F3%EF%ED%FB%E9%20%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%20%28%F1%E1%EE%F0%ED%E8%EA%29&a_name=%D7%E5%E7%E0%F0%E5%20%CB%EE%EC%E1%F0%EE%E7%EE&a_id=lombrozo-4ezare
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2825552

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.