Главная Форумы Русская нация Русская идентичность — культура Кино Чеченские мифы Брестской крепости

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1230309
    Alchimic
    Участник

    Со времён героической обороны Брестской крепости прошло уже 72 года, но споры о ней вспыхивают и поныне. Громче всех в них звучат голоса представителей Чечни, которые всеми силами стараются доказать решающую роль своих соотечественников в защите крепостных бастионов и находят в этом высокопатриотическом начинании немало бескорыстных союзников. Например, Юлия Латынина запихала в один из своих боевиков рассказ, о том, как гордые вайнахи аж в ноябре 1941-го танцевали на укреплениях зикр перед немцами, а те, обалдев от невиданного зрелища, не могли в них попасть. Режиссёр Александр Котт попытался впихнуть в фильм «Брестская крепость» сюжет о чеченском батальоне НКВД, который объявил джихад Гитлеру и атаковал врага с одними сапёрными лопатками. Однако зловредный президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал подтвердить эпизод документами, и бред от Котта пришлось выкинуть… В Грозном не смирились с неудачей, и в дискуссию вступил лично глава Чечни Рамзан Кадыров, сразу пустивший в ход авторитет президента России.

    «В сентябре 2004 года на валдайском форуме „Россия на рубеже веков: надежды и реалии“ Владимир Путин открыл глаза городу и миру заявлением о том, что оборона Бреста едва ли не на треть состояла из чеченцев и ингушей. — Уведомил Рамзан Ахматович читателей „Известий“. — В советские времена замалчивался сам факт их участия в защите Брестской крепости. Впервые тему участия чеченцев и ингушей в защите легендарной цитадели поднял в своей книге „Брест — орешек огненный“ чеченский писатель Халид Ошаев. На основе архивных данных и свидетельств защитников крепости он установил имена 300 ее героев из числа чеченцев. Они служили почти во всех частях Брестского гарнизона, особенно много в 125-м и 333-м полках».

    Восторг Кадырова понятен. Бывший президент Чечни Алу Алханов, утверждал, что крепость обороняли 436 ингушей и чеченцев, прочие общественные деятели говорили о 300−400 земляках, а тут сразу треть гарнизона, то есть без малого 2,7 тысячи! Правда, документы, которые подтверждают эти данные, отсутствуют, и до сих пор единственным относительно достоверным источником о вайнахах в Брестской крепости является список, составленный заместителем директора Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Халидом Ошаевым, на который ссылается Кадыров. Однако при ближайшем исследовании этого списка выясняется, что ни о каких 300 чеченских участниках обороны цитадели говорить не приходится.

    Упомянутые в списке 275 фамилий принадлежат не чеченцам, а об уроженцах Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической республики, многие из которых не являются ни чеченцами, ни ингушами. Среди них 37 русских, 2 адыгейца, 2 еврея, 2 татарина, австриец, армянин и кумык — всего 46 человек. Во-вторых, перечисленные Ошаевым военнослужащие — не участники обороны Брестской крепости, а бойцы, дислоцировавшихся в районе Бреста 6-й и 42-й стрелковых дивизий, и ряда отдельных частей. Между тем из 18 стрелковых батальонов, 2 разведывательных батальонов и 14 артиллерийских дивизионов 6-й и 42-й стрелковых дивизий, дислоцировавшихся в районе Бреста, в обороне крепости участвовало меньше половины — 8 стрелковых и 1 разведывательный батальон с 2-мя артиллерийскими дивизионами. Если считать, что под Брестом служили все 229 ингушей и чеченцев, упомянутые Ошаевым, то внутри укреплений утром 22-го июня находилось не более сотни бойцов, а скорее и меньше — у части фигурантов место службы вообще не установлено.

    Скончавшийся ещё в 1977-м году Халид Ошаев сделал всё, что мог. Не имея доступа к архивам, чеченский исследователь собирал информацию по крохам и честно писал обо всех призывниках из Чечено-Ингушской АССР, невзирая на национальность. Но ссылающиеся на него, вместо того чтобы продолжить изыскания с учётом рассекреченных документов, сперва записали в чеченцы почти полсотни русских, евреев и татар, потом увеличили общее количество брестских вайнахов в десять раз, а рассказах об их подвигах сопроводили сомнительными подробностями. Пока рекорд принадлежит выходящему в Ингушетии альманаху «Вопросы истории»:

    «Рассказывает бывший эсэсовский офицер, сын крупного литовского помещика — Станкус Антанас. Военнопленный, отбыв 25 лет лагерей строгого режима, побоялся преследования соотечественников и остался жить в посёлке Малая Сарань Карагандинской области:

    «Дело было в середине июля 1941 года. Случилось так, что эсэсовская дивизия стояла недалеко от Брестской крепости в городе Перемышль на реке Буг, разделяющей город на две части — польскую и советскую. Одному полку этой дивизии, в которой служил Станкус Антанас, было предписано очистить Брестскую крепость от оставшихся солдат Красной Армии, защищавших её.

    Но Брестская крепость все ещё сопротивлялась. Все реже и реже раздавались оттуда выстрелы, все меньше и меньше оставалось бойцов. И все-таки немецкая армия ещё несла потери от метких выстрелов из развалин. Израненные защитники Брестской крепости выходили в штыковые атаки с выкриками на непонятном гортанном языке. Многие из них были с типично кавказскими лицами. И хотя каждый из них был по несколько раз ранен, дрались они как одержимые.

    Настало время, когда силы защитников Брестской крепости иссякли. Атаки прекратились. Стало очевидным, что с Брестской крепостью уже покончено, — рассказывал Станкус Антанас. — Мы шаг за шагом обследовали все казематы и подвалы крепости и везде находили только трупы и обугленные скелеты. Неслышно было ни звука. Полчища крыс шныряли под ногами, поедая трупы.

    Эсэсовская дивизия готовилась двинуться за наступающими в глубь СССР немецкими частями. Наш генерал выстроил дивизию на изрытом воронками плацу, — продолжал свой рассказ бывший эсэсовец.

    Он поздравил всех с взятием Брестской крепости и стал вручать награды, в это самое время из подземных казематов крепости вышел высокий подтянутый офицер Красной Армии. Он ослеп от ранения и шел с вытянутой левой рукой. Правая рука его лежала на кобуре пистолета, он был в рваной форме, но шел с гордо поднятой головой, двигаясь вдоль плаца. Дивизия стояла, застыв. Дойдя до воронки от снаряда, он повернулся лицом к западу. Неожиданно для всех немецкий генерал вдруг четко отдал честь советскому офицеру, последнему защитнику Брестской крепости, за ним отдали честь и все офицеры немецкой дивизии. Красноармейский офицер вынул из кобуры пистолет, выстрелил себе в висок. Он упал лицом к Германии. Вздох прошел по плацу. Мы стояли, пораженные увиденным, пораженные мужеством этого человека.

    Когда проверили документы — партийный и военный билеты, — узнали, что он уроженец ЧИАССР, старший лейтенант пограничных войск. Фамилию его я запомнил — Барханоев. Нам приказали похоронить его с подобающими воинскими почестями».

    Брестская крепость находится в Белоруссии, а город Перемышль (ныне польский Пшемышль) входил в 1941 году в состав Украины и до сих пор располагается на реке Сан, а не на Буге. Крепость штурмовала не безымянная дивизия СС, а сформированная на территории Австрии 45-я пехотная дивизия. Бежавший от советской власти литовец не мог стать в 1941-м году офицером СС — тогда туда брали лишь «истинных арийцев». Даже если Умат-Гирей Барханоев был пленён в середине июля, он не мог оказаться последним защитником крепости — позже, 23 июля был взят в плен командир 44-го стрелкового полка Пётр Гаврилов, однако никаких документов, что человек с такой фамилией воевал под Брестом, нет. Он не значится в списке Ошаева, и его наличие отрицает администрация Музея обороны Брестской крепости.

    http://svpressa.ru/blogs/article/69848/

    #2218177
    Alchimic
    Участник

    Брестская цензура Лукашенко

    Продюсер фильма «Брестская крепость» не решился перенести на экран идеи Виктора Суворова.

    Демонстрация российско-белорусского исторического боевика о защите Брестской крепости началась с накладки – звук пропал начисто. Но продюсер фильма – Игорь Угольников не растерялся. Пока в зал доставляли копию, он вспомнил свое основное ремесло шоумена и почти час рассказывал прибывшим в Минск российским журналистам о переполняющем душу патриотическом энтузиазме, с которым работал над картиной.

    В ходе беседы гражданин продюсер проявил себя убежденным сторонником идей главного гитлеровского пропагандиста Йозефа Геббельса, впоследствии развитых беглым советским разведчиком Владимиром Резуном (Виктором Суворовым). Геббельс и Резун учили, что бедняга Гитлер был просто вынужден напасть на СССР, чтобы упредить готовящееся вторжение Сталина, а примкнувший к ним Угольников поведал зрителям новые подробности коварных планов кремлевского горца. По его словам, в Брестской крепости предполагалось разместить захваченных в ходе сталинского наступления немецких военнопленных, а охранять их должен был сформированный из чеченцев с ингушами 145-ый полк НКВД. Когда же поневоле ставшие агрессорами немцы ворвались в крепость, вайнахи объявили им джихад, бросились на вражеские пулеметы с одними саперными лопатками и героически погибли.

    Сразу стало понятно, почему режиссером фильма с подачи Угольникова стал Александр Котт. Экранизируя роман Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», они со сценаристом изъяли из него нетолерантную линию о подставе англичанами конвоя под удар немцев, зато щедро добавили зверств сталинского режима. Согласно Котту, кровавая гэбня заставила несколько десятков мурманчанок грузить на корабль предназначенное для оплаты английских военных поставок золото. Когда же ослабевшие от голода бабы уронили тяжелый ящик и увидели слитки, на пристань прискакал бериевец на белом коне и пустил всех в расход.

    После вступительной речи продюсера я был уверен, что и в «Брестской крепости» нас ожидает нечто подобное, а заверения, что все задействованное вооружение и техника и, прежде всего, немецкие танки – точная копия настоящих, наоборот, окажутся враньем. Я ошибся ровно наполовину. По части танков Угольников и вправду наврал. На экране ползали относительно удачные подобия T-III, тогда как в реале действовали созданные на их базе штурмовые орудия StuG III и французские трофейные S-35. Зато по части содержания меня ждал сюрприз – ничего из заявленного перед сеансом в картине так и не появилось. И про готовящееся нападение на мирные немецкие города никто не заикнулся, и полк чеченских мстителей с саперными лопатками скукожился до трех джигитов, несколько секунд танцевавших в углу зикр.

    Вместо очередного «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» российские журналисты увидели не особенно выдающуюся, но вполне добротную и реалистичную военную картину, подобные которым «Беларусьфильм» и другие советские киностудии снимали при благодушном Леониде Ильиче в немерянных количествах. Есть в ней несколько сильных эпизодов (прежде всего попытка немцев прорваться в крепость, прикрываясь женщинами и детьми), но немало и проходных сцен. Боевые эпизоды сняты в целом пристойно, но попытки скрестить реалистическую манеру с совершенно излишним в данном случае модернистским выпендрежем раздражают. Конечно, Марк Шагал — один из самых известных белорусских художников, но когда в финале штурма после взрыва 1800-килограммовой авиабомбы защитники крепости уподобляются его летающим по небу персонажам, это режет глаз.

    Игра в основном малоизвестных актеров невыразительна, что вряд ли стоит ставить в вину им и режиссеру, ибо выше головы не прыгнешь. Это Тарантино в «Бесславных ублюдках» из немногим более талантливой, чем манекен, топ-модели Дианы Крюгер конфетку а ля Марлен Дитрих сделал, а Котт сильно не Тарантино. Единственным запомнившимся персонажем, как ни странно, получился лейтенант особого отдела НКВД Вайнштейн. Упитанный любитель художественной самодеятельности мог оказаться свирепым упырем ,как в «Караване PQ-17», или благостным придурком, как в финале «Утомленных солнцем-2», но обернулся классным опером — в разгар боя под артиллерийским обстрелом расколол немецкого агента, не хуже чем Жеглов Ручечника и Кирпича. Сыгравший особиста актер Михаил Павлик, без сомнения, заслуживает специальной премии белорусского КГБ, а вот за отсутствие в фильме геббельсизма-резунизма и чеченского полка поблагодарить стоит совсем другого человека.

    Ограничить фантазии съемочной группы, могли только заказчики, которыми в данном случае являются власти России и Белоруссии. Первые отпадают сразу. И Дмитрия Медведева, не устающего разоблачать проклятое прошлое, и Владимира Путина, заявившего, что Брестскую крепость обороняли не несколько десятков, как в реальности, а без малого 3 тысячи чеченцев, фильм, снятый в соответствии с идеями Угольникова и Котта, только порадовал бы. Роль свирепого цензора в данном случае мог сыграть только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лично или через поставленных кураторов – не суть важно. Главное, что эти люди справедливо сочли, что продвигать теорию Геббельса – Резуна в данной ленте не стоит. А защищавший брестские бастионы 132-ом батальон НКВД состоял в основном из бойцов славянских национальностей, которых не следует превращать в вайнахов. Точнее, все это делать можно, но только не за государственный счет. Если же для кого-то статус крепостных актеров унизителен, то у нас свобода творчества – всегда можно предложить свои услуги другому барину или перейти в ряды вольных скоморохов.

    Творцам «Брестской крепости» не хотелось менять барина и терять жирный госзаказ в 225 миллионов рублей, а потому ограничились парой-тройкой мелких кукишей в кармане. Например, укоряя будущего героя обороны майора Петра Гаврилова за панические слухи о грядущем вторжении, Вайнштейн мимоходом называет Третий Рейх союзником СССР, хотя в реальности Москва и Берлин заключили всего лишь пакт о ненападении. Затем уже в ходе боя противник захватывает внутри крепости переделанную в гарнизонный клуб церковь, однако о выбившей его с этой важной позиции контратаке умалчивается. Как и о том, что часть гарнизона все же смогла вырваться из окружения, а Гаврилова после освобождения из немецкого лагеря не посадили в советский. (Хотя и долго не присваивали ему заслуженного звания Героя Советского Союза).

    …В светлом демократическом будущем Котт и Угольников смогут рассказать, что они-таки протащили на экран кусочек суровой правды, обманув присланных минским диктатором душителей свободы. Пока же их скорбный труд в очередной раз убедил почтеннейшую публику, что некоторым творцам жизненно необходим строгий надсмотрщик с внушительным пучком финансовых розог.

    Юрий Нерсесов

    http://www.apn-spb.ru/publications/article7919.htm

    #2218178
    Alchimic
    Участник

    треть гарнизона, то есть без малого [B]2,7 тысячи[/B]

    Вот это пукин пукнул однако :smile1:

    #2218201

    Вот это пукин пукнул однако :smile1:

    Это называется, одна из путинских «скреп» . Между Русскими и ингушами:smile1:
    Путину, не жалко, поделиться одним из подвигов русских в ВОВ с кавказцами.Пусть гордятся.
    Вон уже этому Барханову и памятник бронзовый поставили.Читал я эту историю. Очень много несыстыковок, от офицера СС, до самого героя, его ненасильственной смерти, и по датам большой разброс…Мой вердикт, ложь.

    #2218205

    Очень много несыстыковок, от офицера СС, до самого героя, его ненасильственной смерти, и по датам большой разброс…Мой вердикт, ложь

    В июле 1941 -го интернационала (Ваффен СС) в СС еще не существовало.
    В 1941 -м было только 4 дивизии СС:
    «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»
    Дивизия СС «Дас Райх»
    Дивизия СС «Тотенкопф» («Мертвая голова»)
    Полицейская дивизия СС.
    И все. Служить в них могли не только лишь белокурые и голубоглазые этнические немцы, но те из них, кто был способен подтвердить свою германскую родословную с 1642 года.
    Сын литовского помещика никак не мог быть в составе одной из них.

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.