Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 57 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1221675
    Линеец
    Участник

    ЧЕРКАСЫ
    1) Русское название кавказской горной страны; Черкасии (см.). 2) Жители Сев: Кавказа в старинном русском произношении; в летописях, это прозвище применялось ко всем народам проживавшим в стране Черкасии, но иногда называют им и предков Днепровских Казаков, без сомнения, зная о их кавказском происхождении. После прихода в наши степи Половцев — Кыпчаков и падения Томаторканской. державы, на границах Киевской Руси стали скопляться её недавние жители: Торки, Берендеи, Торпеи и другие. Они прослыли там под прозвищем, «Чёрные Клобуки». А в Московском летописном своде конца XV века под годом 1152 поясняется: «Все Чрные Клобукы, еже зовутся Черкасы». То же повторяется и в Воскресенской летописи. Позднее от этих Черкас стали отличать Ч., Пятигорских, среди которых всё же оставалось немало христиан славянской речи. Для Кавказа понятие Ч. пришло на смену такому же общему и неточному летописному прозвищу Касаги, Касоги, Казяги. На Днепре оно надолго закрепилось за Казаками и много раз встречается в русских актах, причем тот народ, который в них фигурирует под именем Ч., по современным им польским данным известен, как Казаки. Полное Собрание Законов Российской империи пользуется термином Ч. еще и в 1766 году. , В томе XVII под № 12733 значится: «Кто из помещиков, захватив в свое владение из порозжих Государевых земель; поселил на тех землях разных наций людей, яко то Малороссиян и Черкас и другого звания, которых в вечность за собой укреплять запрещено, а они за ними остаться и ныне пожелают, то на оных Малороссиян и Черкасов отмерить те земли на число душ».Русский историк Н. М. Карамзин имел достаточно оснований для того, чтобы сделать свой знаменательный вывод, считая, что имя Казаков «в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков, — говорит он дальше. — Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки также. Вспомним Касогов, обитавших по нашим летописям между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах; (…) столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, называясь Черкасами, назывались и Козаками». Карамзин считал Черкасов народом славянизированным и иных Славян кроме Русских на востоке Европы не признавал: Они «под именем Козаков составили один народ, который сделался совершенно Русским, тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими». Ч. скопились у Днепра в XI веке под давлением кочевников, пришедших из Азии. Враждебные Кыпчакам, для Татар Золотой Орды они оказались полезными соратниками и обратились в часть Ордынских Казаков. Обратный отход на восток Ч. начали в XVI в., а в конце XVIII ст., по воле императрицы Екатерины II, они воз¬вратились на земли древней Черкасии, но уже с новым официальным именем Черноморских Казаков. Но в ХI-ХII вв. не все казачьи предки покинули Кавказ. Часть из них, по русским данным (историки Болтин и Татищев), вызвана баскаком Курского княжения Ахматом в 1282 году и вскоре эти Казаки-Черкасы построили на Днепре город, названный их прозвищем Черкасами. Кроме этого, Ермолинская летопись под годом 1445 сообщает: «Тоже весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков». Через полвека С. Герберштейн и Матвей из Мехова говорят в своих сочинениях о проживавших в Пятигорьи христианах славянской речи. Эти остатки казачьих предков ушли оттуда на Терек и Дон, а частично под Астрахань и на Днепр, во второй половине XVI века, когда на Сев. Кавказ вторично нахлынули турецкие армии. 3) Город на Днепре построенный Казаками, выходцами из Черкасии. Ранний русский историк И. Вол¬гин, на основании данных какой-то пропавшей хроники, говорит: «В 1282 г. Баскак Татарский Курского княжения, призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Казаков». Но эти Казаки, «не обретши себе безопасности там, ушли в Канев к Баскаку, который и назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок или, приличнее, острожок и назвали Черкасы, по причине, что большая часть из них была породою Черкасы». В основной Лаврентьевской летописи листки относящиеся к этому времени тоже исчезли. Другой ранний историк» В. Н. Татищев говорит об основателях города со злостью: «перные козаки, зброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили» (В. Н. Татищев, История Российская, М.-Л. 1963, т. II, стр. 240). Татищев, большой казакофоб, переносит время появления Черкасов в Курском княжении на XIV ст., но события, связанные с этим, по летописным данным, происходили тогда, когда темник Нагай был еще жив, а он погиб в 1300 году. От конца XV в. Ч. служили пограничным пунктом Вел. кн: Литовского; в 1528 г. выдержали осаду Крымских Татар; в 1553 г. князь Дмитрий Вишневецкий с местными Казаками отбился там от нападения хана Девлет Гирея. От этого времени до Богдана Хмельницкого Ч. служили центром управления для Казаков, попавших в границы Литвы. Во время Казачье — Польской войны город переходил из рук в руки и совершенно обезлюдел. От 1797 г. Ч. — уездный город Киевской губ.; ок. 40 тыс. жителей, пристань на Днепре, ж.д. станция, винокуренная и свеклосахарная промышленность. От 1920 г. принадлежит Украине.

    #2002611

    А текст откуда .

    #2002612

    Ответь на вопрос а почему если казаки независимой народ ,то почему когда приходили царские посольства ,послы не не пользовались переводчиками по крайне мере не где не зафиксировано чтобы послы не понимали казаков . Почему если казаки отдельный народ к ним бежали русские крепостные крестьяне ,по идеи крестьяне не должны были понять речь казаков ,ну если язык у казаков другой . Почему также не где не зафиксированы то что речь казаков не понимали представители Центральной России .

    #2002613

    Позволю себе напомнить про одного запорожского гетмана
    Выговский, Иван Евстафьевич

    В 1658 Иван Выговский подписал с поляками Гадячский договор, по которому Гетманщина под названием Великое княжество Русское (укр. Велике Князівство Руське, польск. Wielikie Knjaziwstwo Ruśke[11]) входила в Речь Посполитую как составная часть, наделённая внутренней автономией. Польской шляхте и католической церкви возвращалось отнятое казаками имущество. Изгнанным во время казачьего бунта полякам разрешалось вернуться. Договор фактически означал переход Выговского на сторону поляков в русско-польской войне 1654—1667. Гетман принимал титул «Великого гетмана княжества Русского»

    Парадокс ,глава независимого народа присваивает себе титул с названием соседнего народа :eek::)

    #2002616
    Афоня
    Участник

    Что бы вы не спорили о происхождении слова казак, почитайте хотя бы Гоголя, где он равно, как и другие авторы, обозначает неженатого холостяка. Не будем фантазировать о том что казаки это какой то особый народ. Сословие да, ну и не более того. Хватит уже укропитеков наплодили и что теперь?

    #2002633
    Эдвин Мур
    Участник

    Черкасы — это одно из названий малороссийских казаков.)) Даже польские хроники им пестрят. Болтун Линеец — фантазирует на каждом шагу.

    #2003616
    Линеец
    Участник

    А текст откуда .

    насчет черкасов много чего известно, много летописей осталось. вот ссылки внизу.

    Черка́сы (итал. Circassi) — название племен торков и берендеев[1], чёрных клобуков[2] в древних и средневековых русских летописях, один из народов Золотой Орды[3][4][5] и средневекового Египта в XIII—XIV вв.[6][7], а также экзоним казаков (преимущественно, украинских[8][9]) в российском государстве (в частности, в официальных документах) до конца XVIII вв.

    ……….Название «черкесы» использовалось тюркскими народами (главным образом киргизами[15], татарами[19][20][21][22] и турками[23]), а также русскими. На рубеже XIII и XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» постепенно появляется новый экзоэтноним «черкесы»[24]. При этом их также иногда называли турецким именем «казаки»[15]. В то же время, исследователями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкесы» горцам Черкасии, входившим в различные племена[25].

    В русском языке форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке[26], после начала Кавказской войны.
    Черкасы в русской истории

    Первые упоминания черкасов в русских летописях относятся к XIV веку: Ясские и Черкасские горы упомянуты в повести о смерти Михаила Тверского[27]; черкасы — один из народов Золотой Орды, пострадавший от мора 1346 года[3]; черкасы названы среди жителей египетской Александрии, пострадавших от похода 1365 года[6]; также «черказы» были среди участников войска Мамая во время Куликовской битвы[4][5]. В Воскресенской летописи XVI века при описании событий 1152 года название Черные Клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы»[28], однако в более ранних летописях (например, Ипатьевской) такое пояснение отсутствует.

    Период XIII-XIV веков характеризуется массовой миграцией черкасов в регион среднего Поднепровья (Запорожья), получивший в связи с этим наименование «Черкасии»[29]. В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» указывает, что курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау и Пятигорья:………..


    В то же время, российское правительство отличало черкасов от остального населения Малороссии.
    В указе императрицы Екатерины II от 8 декабря 1765 года сказано:

    Буде ж кто из помещиков, захватя в свое владение из порозжих Государевых земель, поселили на тех землях разных наций людей, яко то Малороссиян и Черкас и другого звания, которых в вечность за собою укреплять запрещено, а они за ними остаться и ныне пожелают, то и на оных Малороссиян и Черкас отмерить же земли на число душ предписанную…

    — Полное собрание законов Российской империи, Первое собрание, том XVII под № 12.519, п. 14

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%8B

    #2003617
    Линеец
    Участник

    Ответь на вопрос а почему если казаки независимой народ ,то почему когда приходили царские посольства ,послы не не пользовались переводчиками по крайне мере не где не зафиксировано чтобы послы не понимали казаков . Почему если казаки отдельный народ к ним бежали русские крепостные крестьяне ,по идеи крестьяне не должны были понять речь казаков ,ну если язык у казаков другой . Почему также не где не зафиксированы то что речь казаков не понимали представители Центральной России .

    До Петра Первого все отношения с казаками велись через Посольский Приказ (аналог МИД). Вплоть до 19 века казаки свободно изъяснялись на тюркском.

    никакие крестьяне к казакам не бежали в том то вся и фишка. а если кто и прибивался изучал новый казачий язык.

    #2003621
    Эдвин Мур
    Участник

    До Петра Первого все отношения с казаками велись через Посольский Приказ (аналог МИД). Вплоть до 19 века казаки свободно изъяснялись на тюркском.

    никакие крестьяне к казакам не бежали в том то вся и фишка. а если кто и прибивался изучал новый казачий язык. [/quote]Источники этой галиматьи в студию, пожалуйста.

    #2003623
    Линеец
    Участник

    Примечания

    ↑ Показывать компактно

    ↑ Карамзин Н.М., .., прим.437 к Т.I, гл. IX
    ↑ Воскресенская летопись XVI в. о событиях за 1152 год, Т.VII, стр.35-66
    ↑ 1 2 ПСРЛ, .., Т.X, С.217
    ↑ 1 2 ПСРЛ, .., Т.VI, Вып.1, Стб.455
    ↑ 1 2 ПСРЛ, .., Т.XI, С.46, 47
    ↑ 1 2 ПСРЛ, .., Т.XI, С.7
    ↑ Бариев Р. Казаки — коренные жители юга России
    ↑ 1 2 Радянська Енциклопедія історії України. Т.4, К.: Головна редакція УРЕ, 1972, стор. 465
    ↑ 1 2 Енциклопедія українознавства (у 10 томах) / Головний редактор Володимир Кубійович. — Париж, Нью-Йорк: «Молоде Життя», 1954—1989.
    ↑ А. Попов. История о Донском войске. Харьков. 1814 г., стр. 60.
    ↑ Дион Кассий. Римская история LXVIII 19, 2
    ↑ Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб.: Алетейя, 2007, С.329
    ↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей. В 3 т. М., 2002. Т.1, Кн.2, С.68, 275; Т.2, С.72
    ↑ Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб, 2007, С.321
    ↑ 1 2 3 Latham, R. G. Descriptive Ethnology. London: J. Van Voorst, 1859. Pp. 50
    ↑ Latham, R. G. Elements of Comparative Philology. London: Walton and Maberly, 1862. Pp. 279
    ↑ Latham, R. G. The Nationalities of Europe: Vol. 1-2. London, 1863. Pp. 307
    ↑ Vita de’ Zichi chiamati Ciarcassi di G. Interiano
    ↑ Klaproth, Julius Von, Frederic Shoberl, and Steven Runciman. Travels in the Caucasus and Georgia: Performed in the Years 1807 and 1808, by Command of the Russian Government. London: Printed for Henry Colburn, and Sold by G. Goldie, Edinburgh, and J. Cumming, Dublin, 1814. Pp. 310
    ↑ The British Review, and London Critical Journal. Vol. 6. London: Thoemmes, 1815. Pp. 469
    ↑ Taitbout, De Marigny. Three Voyages in the Black Sea to the Coast of Circassia. London, 1837. Pp. 5-6
    ↑ Charnock, Richard Stephen. Local Etymology; a Derivative Dictionary of Geographical Names. London: Houlston and Wright, 1859. Pp 69
    ↑ Guthrie, William, James Ferguson, and John Knox. A New Geographical, Historical and Commercial Grammar and Present State of the Several Kingdoms of the World … Philadelphia: Johnson & Warner, 1815. Pp. 549
    ↑ Дзамихов К. Ф. Адыги (черкесы) в политике России на Кавказе (1550-е — начало 1770-х гг.)
    ↑ Golovin, Ivan. The Caucasus. London, 1854. Pp. 81
    ↑ 1 2 3 Максидов А. А. Фамилии адыгского происхождения на Украине
    ↑ ПСРЛ, .., Т.VI, Вып.1, С.389
    ↑ ПСРЛ, .., Т.VII, С.56; ср. комм. 218 к тому II «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
    ↑ Хотко С. Х. «Генуя и Черкесия: политическое и культурное взаимодействие в 13-15 вв.» // Сборник Русского исторического общества. Т.4. (152).- Москва.- 2002, с.195
    ↑ Татищев В. Н., История Российская, М: ACT: Ермак, 2005, Т.I, стр. 419 («История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым»)
    ↑ 1 2 Вернадский Г. В. Россия в средние века
    ↑ Карамзин Н.М., .., Т.5
    ↑ 1 2 3 Карамзин Н.М., .., Т.8, Гл.4
    ↑ 1 2 Губарев Г., «Донские черкасы», «Общеказачий журнал», № 22, февраль 1954 г.
    ↑ 1 2 Шаова С. Д. История кабардинцев бассейна р. Сунжа и их взаимодействие с Ингушами
    ↑ Дела Ногайские ном. 4, л. 91
    ↑ Хотко C. Х. История Черкесии в средние века и новое время. Майкоп, 2002
    ↑ Григорян C. «Знаки всеармянских монархов в свете проблемы государственных символов Первой и Третьей Республик» 10.12.2010, 7:11 © Сайт Газеты армян России «Еркрамас» yerkramas.org
    ↑ Записки Одесского общества истории и древностей, Т.11 (1879), стр. 489—490
    ↑ Edmund Spencer. Travels in the western Caucasus, including a tour through Imeritia, Mingrelia, Turkey, Moldavia, Galicia, Silesia and Moravia, in 1836″, in two volumes. London: Henry Colburn, Great Marlborough Street, 1838. vol. 1, p. 18
    ↑ Пшеничнов А. С., Соловьева Д. С., Дибирова Х. Д., Мансуров Р. И., Ищук М. Л., Балановская Е. В. «Генофонд украинцев: оценка внутри- и межэтнической изменчивости по трем типам ДНК маркеров (мтДНК, Y-хромосомы, аутосомным)» // Материалы Международной Конференции «Генетика в России и мире». Москва. 2006. — С.163.
    ↑ Казачий словарь-справочник
    ↑ Висковатов А. В., Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 6. СПБ, 1900, С. 22.
    ↑ Абаза К. К. Донцы, Уральцы, Кубанцы, Терцы. СПб, 1890, С. 214.
    ↑ Марченко Т. М. Казаки-Мамаи. Киев-Опишне, 1991, С. 22.
    ↑ Горленко В. Ф. Об этнониме черкасы в отечественной науке конца XVIII-первой половине XIX в.// Советская этнография. — 1982. — № 3. — С. 32
    ↑ Списки фамилий http://ru.rodovid.org

    Литература

    Полное собрание русских летописей = с 1846 г. — …
    Карамзин Н.М. История государства Российского. — …
    W.E.D. Allen. The Ukraine A History. Cambridge, 1941, pp. 68–70.
    Максидов А. А. Фамилии адыгского происхождения на Украине.
    Ляушева С. А. История православия адыгов.
    Павленко С. Предки Ивана Мазепы — черкесы? (укр.).
    Савельев Е. П. Древняя история казачества. Серия: Тайны древних цивилизаций. М. Вече. 2002 г.
    Горелик М. В. Черкесы-Черкасы // XXII Крупновские чтения (тезисы докладов). — Ессентуки; Кисловодск, 2002.
    Шаова С. Д. «Черкесы-казаки» в бассейне Терека // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: 3-я международная конференция. — Армавир, 2002
    Шеншин Д. Ф. (2007). Что было, то было… (Документальная повесть). Воронеж, 2007. ISBN 5-89981-456-X.

Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 57 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.