Главная Форумы Россия Русская история Герои Великой Отечественной войны

Просмотр 10 сообщений - с 211 по 220 (из 223 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #2189339
    Askold
    Участник

    Гагарин Юрий Алексеевич

    Гагарин Юрий Алексеевич — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство !

    Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в роддоме города Гжатск (ныне город Гагарин Смоленской области). Во многих источниках можно встретить информацию, что Гагарин появился на свет в деревне Клушино под Гжатском. Однако мать космонавта Анна Тимофеевна в сборнике «Жизнь — прекрасное мгновенье» утверждает: «Почему-то все пишут, что Юра в Клушине родился. Жили мы тогда в Клушине — это верно. Но Юру я родила в Гжатске. Как почувствовала я, что подходят сроки, Алексей Иванович выпросил у нашего колхозного председателя лошадку и отвез меня в город».

    Отец Юрия, Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), был по профессии плотником-столяром. Юрий Гагарин в своей автобиографии «Дорога в космос» пишет об отце так: «Образование у него было всего два класса церковноприходской школы. Но человек он любознательный и многого добился путём самообразования; в нашем селе Клушино, что недалеко от Гжатска, слыл мастером на все руки. Он всё умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал и столярничал. Я до сих пор помню желтоватую пену стружек, как бы обмывающих его крупные рабочие руки, и по запахам могу различить породы дерева – сладковатого клёна, горьковатого дуба, вяжущий привкус сосны, из которых отец мастерил полезные людям вещи».
    Мать Юрия Гагарина, Анна Тимофеевна (1903—1984), работала на ферме. В детстве и юности она жила в Петербурге, где работал её отец. Анна Тимофеевна знала грамоту.
    У Юрия было 2 брата (старший и младший), а также старшая сестра.

    1 сентября 1941 года, уже во время войны, Гагарин пошел в первый класс. Ярким воспоминанием для него стало крушение над деревней советского самолета, сбитого фашистами. Пилот спасся и его прилетел подбирать другой советский самолет. После этого случая Юрий впервые захотел стать летчиком.

    12 октября 1941 года деревню заняли фашисты, выгнав семью Гагариных из избы. Гагарины почти полтора года, до освобождения деревни советскими войсками 9 апреля 1943 года, были вынуждены жить в землянке 4х4 метра. Брата и сестру Юрия угнали на работы в Германию, но им удалось бежать. За время оккупации учеба в школе не велась и Гагарин научился читать лишь в 9-летнем возрасте.

    В 1945 году отцу предложили работу в Гжатске и семья переехала в город, перевезя туда в разборном виде свою избу.
    Закончив в Гжатске 6-й класс, Юрий Гагарин решил переехать в Москву (где у него жил дядя): «Хотелось учиться, но я знал, что отец с матерью не смогут дать мне высшего образования. Заработки у них небольшие, а в семье нас – шестеро. Я всерьёз подумывал о том, что сначала надо овладеть каким то ремеслом, получить рабочую квалификацию, поступить на завод, а затем уже продолжать образование».

    15-летний Юрий Гагарин после окончания 6-го класса. 1949 год.

    Гагарин хотел учиться на токаря или слесаря, однако на эти отделения брали только после седьмого класса. В итоге Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище обучаться на литейщика, т.к. только там Гагарина согласились взять с 6-леткой. Одновременно Гагарин учился в вечерней школе, чтобы закончить 7-й класс.

    16-летний Юрий Гагарин во время учебы на литейщика в Люберцах. 1950 год.

    После окончания училища Гагарин уехал в Саратов поступать в техникум по своей литейной специальности. В техникуме Гагарин занимался в физическом кружке, для которого однажды делал доклад о Циолковском. Прочитав в ходе подготовки к докладу все книги Циолковского, которые были в саратовской библиотеке, Гагарин загорелся мечтой о космосе: «Циолковский перевернул мне всю душу. Это было посильнее и Жюля Верна, и Герберта Уэллса, и других научных фантастов. Все сказанное учёным подтверждалось наукой и его собственными опытами. К. Э. Циолковский писал, что за эрой самолётов винтовых придёт эра самолётов реактивных. И они уже летали в нашем небе. К. Э. Циолковский писал о ракетах, и они уже бороздили стратосферу. Словом, все предвиденное гением К. Э. Циолковского сбывалось. Должна была свершиться и его мечта о полёте человека в космические просторы. И может быть, именно с этого дня у меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, – неудержимая тяга в космос. Чувство это было неясное, неосознанное, но оно уже жило во мне, тревожило, не давало покоя».

    18-летний студент Саратовского индустриального техникума Гагарин в 1952 году

    В Саратове был аэроклуб и Гагарин записался туда в августе 1951 года. В аэроклубе у Гагарина не всё получалось. Из-за маленького роста (157 см) плохо давалась посадка, не удавались виражи. Командир отряда и командир звена решили отчислить Гагарина из аэроклуба. И когда дело дошло до проекта приказа, над Юрием сжалился начальник летной части. Рассказывают, что он сам пошел к начальнику отряда и уговорил слетать с Юрием, чтобы тот убедился лично в пригодности Гагарина к полетам. И взлет и посадку Юрий совершил безукоризнепно.
    «Вы что же, Гагарин, притворялись никак?» — только и спросил уже на земле Анатолий Васильевич. — «Везли начальство, поэтому и не ошиблись ни разу? Так не пойдет. Летайте без нас, командиров». 24 сентября 1955 года Юрий окончил саратовский аэроклуб.
    27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и направлен в город Чкалов (с 1957 года — Оренбург), в военно-авиационное училище лётчиков. В том же 1955 году на балу в Оренбурге Гагарин познакомился со своей будущей женой Валентиной Ивановной Горячевой (род. 15 декабря 1935). По выходным Юрий и Валентина стали встречаться, а спустя почти два года, 7 ноября 1957, они поженились.

    Курсант Оренбургского училища Юрий Гагарин в 1956 году

    Старший сержант Юрий Гагарин и его невеста Валентина Горячева весной 1957 года

    Юрий Гагарин с женой

    1957 года для Гагарина стал судьбоносным не только потому, что в этом году он закончил училище летчиков, а также женился, но и потому, что в этом году свершилось событие, которое убедило Гагарина, что его мечта о космоса вполне может осуществиться: 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Гагарин писал об этом дне в своих мемуарах:
    «То, о чём так много писала мировая пресса, о чём было множество разговоров, свершилось! Советские люди, обогнав в негласном соревновании США, первыми в мире создали искусственный спутник Земли и посредством мощной ракеты носителя запустили его на орбиту.
    Спорили о том, кто первым отправится в космос. Одни говорили, что это будет обязательно учёный академик; другие утверждали, что инженер; третьи отдавали предпочтение врачу; четвёртые – биологу; пятые – подводнику. А я хотел, чтобы это был лётчик испытатель. Конечно, если это будет лётчик, то ему понадобятся обширные знания из многих отраслей науки и техники. Ведь космический летательный аппарат, контуры которого даже трудно было представить, разумеется, будет сложнее, чем все известные типы самолётов. И управлять таким аппаратом будет значительно труднее.

    Мы пробовали нарисовать будущий космический корабль. Он представлялся то ракетой, то шаром, то диском, то ромбом. Каждый дополнял этот карандашный набросок своими предложениями, почерпнутыми из книг научных фантастов. А я, делая зарисовки этого корабля у себя в тетради, вновь почувствовал уже знакомое мне какое то болезненное и ещё не осознанное томление, все ту же тягу в космос, в которой боялся признаться самому себе.
    Мы сразу постигли все значение свершившегося события. Полетела первая ласточка, возвестившая начало весны – весны завоевания просторов Вселенной».

    После окончания училища летчиков перед Гагариным стоял выбор места службы. Гагарин, несмотря на предложения из Оренбурга и Украины, решил ехать на Заполярный Север, в Мурманскую область: «Я ещё раньше решил – ехать туда, где всего труднее. К этому обязывала молодость, пример всей нашей комсомолии, которая всегда была на переднем крае строительства социализма и сейчас показывала чудеса трудового героизма, осваивая всё новые и новые миллионы гектаров целинных и залежных земель, возводя доменные и мартеновские печи, перекрывая могучие реки плотинами гидростанций, прокладывая новые пути в сибирскую тайгу… Одним словом, я чувствовал себя сыном могучего комсомольского племени и не считал себя вправе искать тихих гаваней и бросать якорь у первой пристани».

    После вступления в ряды потенциальных космонавтов семья Гагарина уезжает с Севера и поселяется на месте новой службы в Подмосковье.
    19 августа 1960 года состоялся новый прорыв советской науки: собаки Белка и Стрелка стали первыми живыми существами, совершившими суточный орбитальный полёт и благополучно вернувшимися обратно. Гагарин писал об этом:

    «Весь мир говорил о Стрелке и Белке. А нам эти две простые дворняжки были особенно дороги. На борту корабля спутника работала та самая телевизионная установка, которую нам уже показывал Главный Конструктор. С её помощью учёные наблюдали с Земли за поведением, самочувствием и настроением разведчиц космоса.

    Нам показали телевизионную плёнку, где было хорошо видно, как в момент старта собаки испуганно смотрели в днище кабины, насторожённо прислушиваясь к непривычному шуму. В первые секунды полёта они, было, заметались, но по мере ускорения движения корабля их прижимала всё возрастающая сила тяжести. Стрелка, упираясь лапами, пыталась сопротивляться навалившейся на неё силе. Затем животные замерли. Корабль уже мчался по своей орбите. После больших перегрузок наступило состояние невесомости, и животные повисли в кабине. Головы и лапы их были опущены. Собаки казались мёртвыми. Но затем постепенно они оживились. Белка разозлилась и стала лаять. Вскоре они привыкли к невесомости и стали есть из автоматической кормушки.

    Всё это было интересно, успокаивало и давало материал для серьёзных размышлений и разговоров. И если раньше все это мы представляли умозрительно, то теперь увидели, как оно было в действительности. Говорят, опыт – учитель учителей. Все, перенесённое Стрелкой и Белкой – существами живыми, но не мыслящими, – конечно, могли перенести и люди, здоровые, тренированные и целеустремлённые».

    Стоит отметить, что в своих мемуарах Гагарин никогда не называет ни имя, ни отчество, ни фамилию Сергея Павловича Королёва. Только «Главный Конструктор», как видно из приведенного выше фрагмента. Это диктовалось строгой секретностью. Несмотря на то, что Гагарина в 1961 году узнал весь мир, имя главного конструктора тогда не знал никто, кроме узкого круга посвященных.

    Юрий Гагарин и Сергей Королев

    Подготовка космонавтов, окрыленных успехом Белки и Стрелки, шла полным ходом. Из книги Гагарина: «На различных тренировках наши организмы и нервная система подвергались резким переходам от стремительного верчения на центрифугах до длительного пребывания в специально оборудованной звукоизолированной так называемой сурдобарокамере. Эта «одиночка» определяла нервно психическую устойчивость космонавта, ибо иногда приходилось сутками находиться в изолированном пространстве ограниченного объёма. Отрезан от всего мира. Ни звука, ни шороха. Никакого движения воздуха. Ничего. Никто с тобой не говорит. Время от времени, по определённому расписанию, ты должен производить радиопередачу. Но связь эта – односторонняя. Передаёшь радиограмму – и не знаешь, принята она или нет. Никто тебе не отвечает ни слова. И что бы с тобой ни случилось, никто не придёт на помощь. Ты один. Совершенно один, и во всём можешь полагаться только на самого себя.

    Трудновато было порой в этой «одиночке». Тем более, что, входя в неё, не знали, сколько времени придётся пробыть наедине с самим собой, со своими мыслями. Несколько часов? День и ночь? Несколько суток? Но знали, что это надо: в космическом пространстве может по какой то непредвиденной причине оборваться всякая связь с людьми, и ты останешься один. Нервная система, вся психика космонавта должны быть подготовленными ко всяким случайностям и неожиданностям».

    1 декабря 1960 года в космос полетели собаки Пчёлка и Мушка, а также другие мелкие животные, однако не вернулись живыми. Корабль успешно вышел на орбиту, но из-за отказа системы стабилизации тормозной двигательной установки приземление могло произойти на территории другой страны, а этого руководство СССР допустить не могло: спускаемый аппарат был взорван системой автоматического подрыва объекта.

    22 декабря 1960 года в космос полетели собаки Жулька и Жемчужина, но полет прошел неудачно: корабль не достиг космоса, а упал в сибирской тайге. Собаки остались живы.
    Руководство СССР знало о планах США запустить человека в космос 20 апреля 1961 года, поэтому требовало от Королева в следующий раз запустить в космос не собаку, а человека. Однако Королев настоял на том, что только после двух подряд успешных пусков кораблей с собаками он будет готов отправить в космос человека.
    9 марта 1961 года из Космоса вернулась собака Чернушка вместе с манекеном на борту, а 25 марта 1961 года опять же вместе с манекеном в космос удачно слетала Звездочка (имя этой собаке дал Гагарин).

    Тем временем 7 марта 1961 года у Гагарина родилась вторая дочь — Галина (в этот раз, в отличие от прошлого, отец хотел сына, мать — дочь). Сейчас Галина Юрьевна — преподаватель Государственной академии имени Плеханова.

    Руководство определилось с именем первого человека, который полетит в космос. Им стал Юрий Гагарин, а в случае неожиданной неготовности к полету Гагарина его должен был заменить Герман Титов (он в итоге полетел в космос спустя 4 месяца после Гагарина).
    Корабль «Восток», старт которого был намечен на 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур, был не доведен до идеала из-за спешки: не было системы аварийного спасения на старте, системы мягкой посадки корабля и дублирующей тормозной установки. Последнее мотивировалось тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения. Однако в итоге корабль поднялся выше, чем планировалось и сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней (Гагарин погиб бы за это время).

    В ответ на команду «Подъем!», после которой начался запуск, Гагарин произнес: «Поехали! Всё проходит нормально».

    После начала полета начали расти перегрузки: «Я почувствовал, как какая то непреоборимая сила всё больше и больше вдавливает меня в кресло. И хотя оно было расположено так, чтобы до предела сократить влияние огромной тяжести, наваливающейся на моё тело, было трудно пошевелить рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится недолго: пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту. Перегрузки все возрастали».
    После выхода корабля на орбиту наступила невесомость:

    «Это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины, испытывая исключительную лёгкость во всех членах. Переход к этому состоянию произошёл очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Всё вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакреплённые предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот… А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

    Невесомость не сказывается на работоспособности человека. Всё время я работал: следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вёл записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всём увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту. Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землёй по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах».
    Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км.

    К сожалению Гагарина, он не смог увидеть Луну, т.к. она была вне поля его зрения, а вот Солнце было настолько ярким («во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли»), что приходилось время от времени закрывать иллюминаторы предохранительными шторками.

    Корабль «Восток» шёл со скоростью, близкой к 28 000 километров в час. Гагарин не чувствовал ни голода, ни жажды, но по заданной программе в определённое время поел и попил воду из специальной системы водоснабжения.
    «Восток» вступил в заключительную фазу полета: «Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремлённом вниз».

    На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.

    Полет Гагарина продолжался 1 час 48 минут. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В результате первыми Гагарина увидели не подготовленные к этому люди, жена местного лесника Анихайят Тахтарова и её шестилетняя внучка Румия. «Неужели из космоса?» – не совсем уверенно спросила женщина. «Представьте себе, да» – ответил Гагарин.

    Приземление Гагарина. Фрагмент картины Гаматы и Ержиковского

    Вскоре за Гагариным прилетел вертолет. Спустя несколько часов Гагарин по телефону доложил Хрущеву об успешном полете.

    Юрий Гагарин спустя несколько часов после полета в космос

    После полета Гагарина ожидала бурная встреча в Москве, а потом множество зарубежных поездок, в ходе которых первый космонавт планеты посетил около 30 стран мира.

    Большое интервью Гагарина для журналистов, Великобритания. Видео 1961 года.
    http://www.youtube.com/watch?v=udX0J0R53Jo

    Эрнесто Че Гевара и Юрий Гагарин

    Джина Лоллобриджида и Юрий Гагарин

    слева направо: актриса Джина Лоллобриджида, Юрий Гагарин, актриса Мариса Мерлини, министр культуры СССР Екатерина Фурцева

    Гагарин держит голубя, подаренного ему болгарскими пионерами

    Период жизни, связанный с Переславским краем: Одним из увлечений первого космонавта нашей планеты была охота. Насладиться любимым занятием Юрий Гагарин приезжал в охотничье хозяйство «Лось», которое находится в переславском районе между с. Нагорье и пос. Кубринск. Совместные с первым космонавтом охотничьи походы запомнил охотовед Милослав Петрович Николаев. Гагарину нравилось в охотхозяйстве: там не было журналистов и разных любопытствующих, его окружали лес, тишина, простые, но тактичные люди, которые не донимали расспросами. Здесь гость парился в бане, выпивал в хорошей мужской компании; привозил московские гостинцы: колбасу, тушенку и прочие редкости для советской глубинки. Иногда постреливал по пустым бутылкам, охотно давал желающим «стрельнуть» из «Зауэра». Кстати, на зверей Гагарин охотился, но никогда не убивал, объясняя это так: «Жалко мне в них стрелять. Как подумаю, что они живые…» Когда за ним прилетал вертолет, ему дарили заранее подстреленного зайца или пару уток.

    1 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года защитил в ней дипломный проект.
    В 1964 году Гагарин был назначен командиром отряда советских космонавтов. Юрий Алексеевич исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, являлся членом ЦК ВЛКСМ (избирался на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ) и руководил внештатным отделом космонавтики газеты «Красная Звезда» (с 1964 года).

    Герой Советского Союза Юрий Гагарин

    Юрий Гагарин и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова

    #2189351
    Alchimic
    Участник

    Осетишка аскольд, а где же осетишки?

    #2189890
    Askold
    Участник

    Исполнилось 65 лет со дня присвоения звания Героя Советского Союза президенту фонда «Мегапир» генерал-лейтенанту Виталию Андреевичу Ульянову.

    Его послужной список включает 45 лет службы в Вооруженных Силах, руководство Орджоникидзевским высшим общевойсковым командным училищем. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» и Дружбы народов, 23 медалями.

    Поколение, прошедшее горнило Великой Отечественной войны, всегда отличала скромность. Спустя 65 лет после присвоения звания Героя Советского Союза Виталий Андреевич говорит о совершенном подвиге как о чем-то обыденном:

    — Есть Герои Советского Союза, которые совершили подвиг, — вспоминает ветеран. — Закрыл амбразуру своим телом — это подвиг. Или пошел на таран — тоже подвиг. У меня есть товарищ, дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков. Он сбил сорок один самолет, а боев было около пятисот! Во время каждого боя он совершал подвиг. Я не сбивал и не таранил самолеты, не закрывал своим телом амбразуру. Я просто воевал в пехоте со своей 45-миллиметровой пушкой. Ее в народе назвали «Прощай, Родина!» Все время находились рядом с пехотой. Когда шли танки, пехотинец все-таки мог пригнуться в окопе, а мы не имели права пригибаться: должны были стрелять…

    С «боем» — на фронт

    Вообще-то, можно сказать, что свой первый «бой» Ульянов принял еще в Воткинском горкоме комсомола, когда вместе со старшим на год двоюродным братом, нацепив для убедительности все существовавшие тогда спортивные значки, попытался «просочиться» в добровольцы. Ему это почти удалось, но случайно выяснилось, что новоявленному «волонтеру» нет восемнадцати лет, и его тут же вычеркнули из списков. Чуть позже, когда по сталинскому призыву на заводе начали формировать дивизион истребителей танков, юноша все-таки осуществил задуманное.

    Осенней ночью 1942 года его и сотни таких же, как он, парней погрузили в эшелон и повезли к Дону, под Сталинград. У каждого из бойцов был изготовленный в Ижевске именной карабин с выгравированными по всему стволу словами «Смерть немецким захватчикам!» А на прикладе — монограмма: «174-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион имени комсомола Удмуртии». Рядовой Ульянов был в этом дивизионе наводчиком 45-миллиметровой противотанковой пушки..

    #2189897
    Askold
    Участник

    Летчик в тельняшке Беседа с Героем Советского Союза Николаем Ефимовичем Оловянниковым

    Николая Ефимовича Оловянникова не зря прозвали мастером по бреющим полетам. За более чем 200 вылетов он по праву заслужил такую характеристику. Герой Советского Союза, он множество раз рисковал собственной жизнью, но всегда считал: награды – это далеко не всё; главное, чтобы голова оставалась на месте. Родился 22 декабря 1922 года в деревне Скодская Курской области.

    #2189898
    Askold
    Участник

    Герой Советского Союза Захарченко Михаил Дмитриевич
    (1910-1983)

    Командир 175-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой авиационной дивизии 9-го штурмового авиационного корпуса 15-й воздушной армии Ленинградского фронта, подполковник.
    Родился 13 ноября 1910 года в селе Ялыновка Александрийского района Кировоградской области в крестьянской семье. Украинец. Член КПСС с 1942 года. После учёбы в средней школе окончил сельскохозяйственную профшколу.

    В 1928 году призван в ряды Красной Армии. В 1930 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Ленинградском фронте.

    Командир 175-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой авиационной дивизии 9-го штурмового авиационного корпуса 15-й воздушной армии Ленинградского фронта подполковник Михаил Дмитриевич 3ахарченко к концу войны совершил 64 боевых вылета. На счету его полка более 5300 боевых вылетов, при этом было уничтожено и выведено из строя 91 самолёт, много танков, орудий и другой боевой техники и живой силы противника.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за умелое командование полком, героизм и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий подполковнику Михаилу Дмитриевичу Захарченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8644).

    В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Генерал-майор авиации в отставке. Жил в Киеве. Скончался 24 апреля 1983 года.

    Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

    #2189899
    Askold
    Участник

    Захарченко Павел Фёдорович – заместитель командира танкового батальона 150-й отдельной танковой бригады, капитан.

    Родился в 1917 году в станице Батуринской Брюховецкого района Краснодарского края в крестьянской семье. Русский.

    Окончил среднюю школу. В 1938 году окончил исторический факультет Ростовского пединститута. Работал преподавателем.

    В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил 2-е Саратовское танковое училище.

    В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Северо-Кавказском, Воронежском, Центральном и 1-м Украинском фронтах. Был ранен. Русский. Член КПСС с 1943 года.

    13 января 1943 года наши войска в результате мощного удара со сторожевского плацдарма на правом берегу Дона прорвали главную полосу вражеской обороны южнее Воронежа. Гитлеровское командование бросило в бой свой резерв — танковую группу.

    В районе села Бондаревка враг контратаковал наши наступающие части. Разгорелся встречный бой. Командир танковой роты 150-й танковой бригады старший лейтенант П.Ф. Захарченко получил задачу обойти Бондаревку и овладеть высотой 177,0, лишив противника выгодной позиции.

    Совершив обходной маневр, П.Ф. Захарченко со своей ротой вышел к высоте с севера в тот момент, когда первый эшелон танков врага развертывался из-за высоты в направлении села, где подразделения 340-й стрелковой дивизии вели бой. П.Ф. Захарченко принял решение атаковать врага. Он развернул роту на юг и на полном ходу ударил гитлеровцам во фланг. Наши танкисты подбили и подожгли восемь вражеских машин. Фашисты не выдержали флангового удара и, понеся значительные потери, стали отходить за высоту. Советские танкисты атаковали высоту, а частью сил стали обходить её. За высотой П.Ф. Захарченко почти в упор встретился с двумя фашистскими танками. Поразить врага огнём было уже невозможно.

    Механик дал полный газ. Машина резко рванула вперёд, ударила вражеский танк носом в ходовую часть и перевернула его. Второй вражеский танк пытался совершить какой-то маневр, но командирский танк ударил врага лобовой частью в борт и тоже опрокинул его. Экипажи обоих вражеских танков были взяты в плен. В числе пленных оказались командир танковой группы и его начальник штаба. Их документы и показания дали ценные сведения о замыслах и намерениях гитлеровцев на этом участке фронта.

    Всего во встречном бою у села Бондаревка противник потерял 14 танков, много солдат убитыми и до 200 человек пленными. Гитлеровцы вынуждены были отойти на запад.

    Отважный танкист П.Ф. Захарченко в ходе наступления продолжал громить врага. В районе села Урыв он был тяжело ранен.

    Настал июль 1943 года. Измотав и разгромив гитлеровцев на Курской дуге, наши войска перешли в наступление. На острие удара наступающих войск 60-й армии действовала 150-я танковая бригада. Пройдя с боями более 400 километров, армия вышла к Днепру.

    Пехота, не задерживаясь, форсировала реку севернее Киева. Заместитель командира 1-го танкового батальона капитан П.Ф. Захарченко начал готовить танки к форсированию. До подхода понтонов он провёл рекогносцировку, определил места выхода машин к реке. С рассветом 3 октября 1943 года батальон форсировал Днепр.

    Перед танкистами была поставлена задача: расширить захваченный плацдарм, овладеть прибрежными населёнными пунктами Страхолесье, Червоный Жовтень и Горностайполь.

    Страхолесье атаковали во фланг. Подавив огневые средства врага, танковый батальон нанёс значительный урон гитлеровцам и овладел селом. На подступах к Горностайполю прямым попаданием снаряда в башню танка П.Ф. Захарченко был контужен, но поля боя не оставил и продолжал управлять боем, пока батальон не выполнил задачу.

    6 октября 1943 года гитлеровцы трижды атаковали наши позиции танками и пехотой при поддержке авиации и артиллерии. Но батальон огнём с места и манёвром совместно с артиллерией отразил яростные атаки врага, подбил пять танков «фердинанд» и удержал рубеж.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные при форсировании Днепра, захвате плацдарма и его удержании капитану Захарченко Павлу Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

    Но получить заслуженные награды Родины Герой не успел… В ноябре 1943 года начались бои на Житомирщине. Были освобождены город Малин, село Чоповичи. 25 ноября 1943 года разгорелись бои на подступах к Коростеню. Наши танки прорвались в село Растяжин. Фашисты сильным артиллерийско-миномётным огнём отрезали пехоту от танков. Майор П.Ф. Захарченко понял, в каком тяжёлом положении оказались его друзья-танкисты. Вместе с командиром полка он организовал новую атаку. И, как прежде, был впереди. По сигналу командира механик придержал машину. Выстрел и «фердинанд» замер. Танк, набирая скорость, устремился к селу. Внезапно раздался стонущий гул. Тяжело раненный в голову, П.Ф. Захарченко отдал последний приказ: «Вперёд! На помощь товарищи!».

    Похоронен в посёлке Чоповичи Малинского района Житомирской области Украины.

    Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды.

    В парке посёлка Чоповичи стоит обелиск погибшему Герою, а рядом на постаменте возвышается танк — грозное оружие П.Ф. Захарченко. Его именем названа одна из улиц посёлка. В станице Батуринской Краснодарского края улица, где жил Герой, также носит его имя.

    Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3095

    #2189900
    Askold
    Участник



    Захарченко Григорий Никифорович — сапёр 3-го гвардейского отдельного мотоинженерного батальона 19-го танкового корпуса 4-го Украинского фронта, гвардии рядовой.

    Родился в 1922 году в селе Масловка Мироновского района Киевской области в крестьянской семье. Украинец. Окончил семь классов неполной средней школы. Работал в колхозе.

    В июне 1941 года призван в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Воевал на 4-м Украинском фронте.

    В апреле 1944 года наши войска, разгромив немецких оккупантов на Ишунских укреплениях, по всему Крыму неотступно преследовали их. Враг откатывался к Севастополю.

    12 апреля 1944 года разведывательная группа под командой гвардии сержанта Н.И. Поддубного десантом бороздила на танке степные дороги. В числе девяти человек этой группы был и Григорий Никифорович Захарченко.

    Впереди показались черепичные крыши села Ашага-Джамин. Вот и его околица. Вдруг из-за угла крайнего дома раздался орудийный выстрел и над головами разведчиков пролетел снаряд. Десантники спешились. Завязался жестокий бой с вражеским батальоном. Враг пробовал было атаковать разведчиков, но всякий раз атака подавлялась.

    Однако положение десантников усложнялось. Один из вражеских снарядов вывел из строя пушку и заклинил башню танка. Несмотря на большие потери, противник продвигался к танку, пытаясь окружить отважных бойцов. Были на исходе боеприпасы. Уже не раз в дело были пущены гранаты.

    Ранен сержант Н.И. Поддубный. Группу возглавил красноармеец И.Т. Тимошенко. Казалось бы сопротивление уже бесполезно, но десантники самоотверженно вели бой, экономя каждый патрон, каждую гранату. Кольцо окружения все сжималось. Кончились патроны, оставалось по одной гранате. Почувствовав ослабление огня, противник пошел в атаку.

    Когда боеприпасы у разведчиков вышли, фашисты, окружив их теперь уже плотным кольцом, кричали: «Рус, сдавайс!». Один из окруженных ответил за всех: «Красноармейцы в плен не сдаются!» Это было сигналом к рукопашной схватке, последней в их жизни. Разведчики бросились на врагов, били прикладами, лопатками. Даже раненые не поднимали рук, а продолжали драться.

    Безоружные советские воины уничтожили еще 13 солдат и одного офицера, прежде чем были схвачены. На допросе они держались мужественно. На вопрос фашистского капитана — «Вы коммунисты?» — за всех ответил И.Т. Тимошенко: «Иных у нас в Красной Армии нет!»

    Ни одного слова не проронили разведчики из того, что составляло военную тайну. Сначала их допрашивали всех вместе, затем по одному. Ввели Г.Н. Захарченко, он не отвечал ни на один вопрос. Удар за ударом сыпались на советского воина, но он молчал. А когда терял сознание, выволакивали на улицу, отливали водой и снова вели на допрос.

    Их пытали весь день и всю ночь. Почти у всех были перебиты руки и ноги, выбиты челюсти, поломаны ребра, исколоты штыками груди и лица. Под утро полумертвых, истекающих кровью десантников втащили в сарай, чтобы на рассвете расстрелять.

    13 апреля 1944 года, на заре, подхватив пленных под руки, фашисты поволокли их через все село к оврагу, к месту казни. Туда же согнали жителей села. Советские воины лежали. Но нет! Солдаты Красной Армии не так должны встретить смерть! Надо подняться, надо стоя встретить свой конец!

    И тогда друзья, помогая друг другу, пошатываясь, выпрямились, встали. Они стояли молча, страшные в своем скорбном величии, с гордо поднятыми головами. Такими они и остались в памяти тех, кто видел их в последнюю минуту,— непокоренными, стойкими.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии красноармейцу Захарченко Григорию Никифоровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Награждён орденом Ленина, медалями.

    По ходатайству общественности, местных организаций Сакского района село, где совершили свой подвиг разведчики, назвали Геройским. На большом кургане, возвышающемся у села Геройское, на братской могиле отважных воинов, установлен гранитный монумент-памятник, любовно обсаженный деревьями и цветами.

    Надпись на постаменте гласит: «Вечная слава Героям Советского Союза». Ниже высечены имена: «Гвардии сержанты Н.И. Поддубный, М.М. Абдулманапов; гвардии рядовые: П.В. Велигин, И.Т. Тимошенко, М.А. Задорожный, Г.Н. Захарченко, П.А. Иванов, А.Ф. Симоненко». Восемь из девяти героев. Девятому — В.А. Ершову — посчастливилось выжить, хоть и был он расстрелян вместе со всеми…

    В городе Саки (Республика Крым, Украина) улице присвоено имя Восьми Героев и установлен обелиск. Памятник Героям сооружен в столице Крыма — городе Симферополе. На родине Героя установлен его бюст.

    Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=919

    #2189901
    Askold
    Участник

    Этого актера знают все. А кто знает, что он еще и герой войны? Его заслуженные награды — Орден Славы1-й, 2-й и 3-й степени, Орден Красной Звезды, Медаль «За отвагу», Медаль «За боевые заслуги».

    #2189903
    Askold
    Участник

    #2189904
    Askold
    Участник

    Герой Советского Союза Фёдоров Иван Евграфович
    Выпускник 11 школы военных пилотов

    Фёдоров Иван Евграфович родился 23 февраля 1914 г. в Харькове в семье рабочего. С 1918 г. проживал в Луганске, в 1928 г. окончил 5 классов, в 1929 г. — Луганскую лётно-планерную школу Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Работал на Луганском паровозостроительном заводе имени Октябрьской революции слесарем-инструментальщиком, помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза. В 1930 г. окончил вечерний рабочий факультет Донецкого института народного образования, в 1931 г. — школу ФЗУ, после чего поступил в Луганский педагогический институт.

    Прохождение службы

    35 истребительная авиационная эскадрилья 56 истребительной авиационной бригады — младший лётчик, командир звена.
    Испания, 31.05.1937 г. — 28.01.1938 г. — совершил 286 боевых вылетов на И-16, сбив в 36 воздушных боях лично 11 самолётов и в составе группы 13 самолётов противника, награждён двумя орденами Красного Знамени — 28.10.1937 г., 02.03.1938 г., медалью «XX лет РККА» — 23.02.1938 г.
    Житомир — командир отдельного отряда, помощник командира и командир истребительного авиационного полка.
    1939 г. — окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке.
    Псковская область, г. Великие Луки — командир 17 ИАП.
    С лета 1940 г. — Горький, авиационный завод № 21, лётчик-испытатель серийных И-16.
    С ноября 1940 г. — Китай, Урумчи, авиационный завод № 600, начальник лётно-испытательной станции, в мае 1941 г. после гибели в авиационной катастрофе лётчика-испытателя Викторова С.Н. снят с должности и переведён в лётчики-испытатели.
    С февраля 1942 г. — Горький, авиационный завод № 21, лётчик-испытатель серийных ЛаГГ-3.
    Июль-сентябрь 1942 г. — старший инспектор по технике пилотирования Управления 3 ВА, командир штрафников на Калининском фронте.
    Сентябрь-декабрь 1942 г. — командир 157 ИАП.
    Январь-апрель 1943 г. — после окончания курсов начальствующего состава назначен командиром 256 истребительной авиационной дивизии.
    Апрель 1943 г. — июнь 1944 г. — командир 273 ИАД.
    С июня 1944 г. — заместитель командира 269 ИАД.
    С сентября 1945 г. — старший лётчик-испытатель ОКБ С.А. Лавочкина, летал на Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 г. испытывал первый самолёт со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 г. на Ла-168 первым в СССР достиг скорости 1000 километров в час, в том же году провёл испытания реактивного истребителя Ла-15. В декабре 1948 г. первым в СССР достиг на Ла-176 скорости звука в полёте со снижением высоты.
    5 марта 1948 г. лётчику-испытателю И.Е. Фёдорову, освоившему 284 типа самолётов, присвоено звание «Герой Советского Союза».
    1949-1950 гг. — Московская область, г. Дубна, лётчик-испытатель ОКБ-1, провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов 140-Р.
    1950-1954 гг. — лётчик-испытатель НИИ самолётного оборудования, летал на Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, лётчик-испытатель 1 класса.

    В годы Великой Отечественной войны Фёдоров Иван Евграфович в воздушных боях сбил лично 17 самолётов и в составе группы 2 самолёта противника. Герой Советского Союза Фёдоров Иван Евграфович награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, четырьмя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями и наградами других государств.

    С 1954 г. полковник Фёдоров И.Е. в запасе, проживал в Москве, умер 12 февраля 2011 г.

Просмотр 10 сообщений - с 211 по 220 (из 223 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.