- В этой теме 8 ответов, 4 участника, последнее обновление 10 лет, 8 месяцев назад сделано diversant186.
-
АвторСообщения
-
07.06.2013 в 17:51 #1226149roman-1Хранитель
Исполнилось 90 лет известному учёному и общественному деятелю
Школьником он сдавал экстерном экзамены на механико-математическом факультете МГУ. А после окончания школы в 17 лет был принят сразу на последний курс этого факультета. В 19 лет он защитил кандидатскую диссертацию, в 23 года – докторскую… Затем научная и преподавательская деятельность, звания, премии. Однако одновременно в нём идёт и непрерывная внутренняя работа, побуждаемая осознанием несовершенства, несправедливости, фальши окружающей жизни.
Стремление разобраться в причинах происходящего приводит его в круг диссидентов. Он выступает против преследования инакомыслящих, использования психиатрии как средства политических репрессий, становится членом Комитета прав человека. Особенно много сил отдаёт защите свободы религии и прав верующих в СССР. И это при том, что его отец как-то признался: за годы Гражданской войны он увидел и пережил такое, что лишило его веры в какого-то благого для человека Бога, Бога, с которым возможен личный контакт.
Но сам он ощущал иное: «Мне кажется, вера помогала мне пережить отчаяние на протяжении всей моей жизни. Религиозное переживание даёт человеку, народу возможность воспринимать свою жизнь как нечто осмысленное, вывести её из категории театра абсурда».
Такое отношение к вере, к воспитанной с детства любви к русской литературе, истории не могло не сказаться, и его пути с либерально настроенными диссидентскими кругами резко расходятся. Потому что главной темой его философских и публицистических размышлений становится судьба русского народа, оскорбительное и униженное состояние, в котором он оказался.
Шафаревич приходит к выводу, что самое главное для современной России – отстоять право на осмысление своей истории, своего исторического опыта. И способствовать изменению народного сознания, придавленного глыбами лжи и обмана. Нужно, чтобы русские оказались готовы к неминуемому повороту истории, который в противном случае может оказаться гибельным для них.
Совсем недавние скандалы в обществе, связанные с праздником Победы, только подтверждают верность его слов: «Но пока взгляд на Россию как на ошибку истории считается передовым, культурным, интеллигентным, даже единственно приличным, до тех пор, конечно, никакого здорового развития быть не может. Либо страна погибнет, либо эту духовную болезнь удастся преодолеть».
Во время встречи с журналистом Игорь Шафаревич был бодр, открыт и приветлив. В эти дни он всецело погрузился в редактуру своей книги по математике, выходящей в Германии, но от непростого разговора о настоящем и будущем нашей страны, нашего народа не отказался.
– Игорь Ростиславович, что способствовало пробуждению в вас гражданского и национального чувства в молодые годы? Ведь надо было перебороть в себе инстинкт самосохранения, элементарный страх?
– Когда-то я познакомился с человеком, проведшим много времени в лагерях – больше тридцати лет. Он был дворянского происхождения и глубоко русским человеком. Помню, я спросил его: видимо, ощущение себя русским человеком всё же закладывается ещё с детства, когда ты слушаешь народные сказки и былины? Он улыбнулся: в детстве я слушал Contes de Perrault (сказки Перро)… А вот я в детстве слушал настоящие русские сказки. Думаю, это и было причиной моего осознания себя именно русским человеком.
Помню, у меня в комнате – в коммунальной квартире, где мы жили, – была круглая вращающаяся этажерка. И была там книга русских былин, которые я постоянно перечитывал. А с другой стороны, я думаю, что национальное чувство должно быть врождённое, оно заложено в твоих генах. Помню, какое огромное впечатление произвёл на всех нас фильм «Александр Невский» – особенно в тех местах, где говорились высокие слова о Родине.
Потом во мне стало пробуждаться осознание того, что в окружающей жизни очень много показного, фальшивого, что русским народом манипулируют. Власть и сейчас действует так же – с подозрением к русским, готова манипулировать их чувствами, зачастую считая, что русское самосознание – это уже экстремизм и что с ним надо бороться. При этом мы живём в стране, где восемьдесят процентов русского населения… Это огромная сила, поэтому так велики старания наших противников подчинить нас своей воле.
– Ваш талант в сфере точного знания проявился очень рано. Человек, снискавший славу в раннем возрасте, может предаться самообольщению, почувствовать себя избранным, поверить в своё превосходство над другими…
– Избранничество? Я думаю, что это не в русской наследственности, не в наших корнях. Наоборот – у многих из нас в крови готовность к самопожертвованию. Мне рассказывали, как однажды, во время Великой Отечественной, вражеская танковая атака была отбита, – и поворотным в ней был момент, когда один из бойцов с криком «…так вашу мать!» бросился с гранатой под танк. Именно – не клянясь в преданности каким-то высоким идеалам, а вот так, под грубую брань, отдавая душу «за други своя». К этому чувству русских – к их патриотизму – и апеллируют всегда, когда хотят их использовать в собственных интересах.
Вероятность того, что народ всё-таки начнёт свои интересы и права отстаивать, велика, поэтому властям как-то приходится с этим бороться, они ощущают опасность…
Не вспомню, как в нынешней, но в так называемой брежневской конституции ещё до перестройки отношение к слову «русский» было как к слову неприличному. Потом власть начинала снимать какие-то словесные запреты – но это были лишь незначительные внешние уступки. Тем не менее была резкая реакция на попытки возврата старорежимных, дореволюционных символов и смыслов. Было даже организовано совещание историков в ЦК КПСС, носившее подчёркнуто идеологический характер, материалы его потом публиковались в журнале «Вопросы истории». Там говорилось, что начинаются недопустимые ревизионистские отклонения – что царская Россия, к примеру, уже и не рассматривается как «тюрьма народов»…
– Древние говорили: Errare humanum est. То есть человеку свойственно ошибаться. Проходит время – и ты вынужден признать ошибочными какие-то совершённые тобой поступки. Так, например, писатель Леонид Бородин обмолвился за год или два до кончины: да, дескать, сажали – и правильно в общем, делали… Подтекст понятен – говоря словами Зиновьева, диссиденты метили в коммунизм, а попали в Россию. В то время многие мыслящие люди от «красного» переходили к пониманию национального, а некоторые из националистов стали понимать, какие подлинные ценности утрачены с советской эпохой. Да и сами вы писали о том, что эпоха социализма у нас не была единым монолитом длиной в семьдесят лет. Что она делится, если упрощать, на две части – во многом противоположные друг другу. Откуда берутся люди, способные объяснить другим все правды и неправды жизни? Все её сложности и противоречия?
– Было время, когда этот вопрос болезненно переживался мной… Мне и теперь не ясно, являются ли люди, думающие не только о себе, но и о судьбах народа, частью этого же народа? Или это какой-то отдельный народ, который надо отдельно изучать? Думаю, люди, способные думать о судьбах народа, просто не отделяют себя от его интересов, от интересов страны. А вот многие, кому по должности положено думать о людях, думают в основном о своих собственных интересах. Они ему чужие. И просто уводят народ от осознания им своих высших целей. И это ещё, по-моему, Данилевский осознал… Тут две разные культуры, которые живут неизвестной друг другу жизнью.
– В вашей книге «Трёхтысячелетняя загадка» есть фраза: «Аккуратно, постепенно сделать Россию нерусской не удастся». Насколько в вас сильна эта убеждённость теперь, по прошествии многих лет. Ведь теперь стало ясно, какие мощные силы используются как инструменты дерусификации. В 90-е годы я бы с вами согласился, а сейчас…
– А по-моему, нет – всё-таки сделать это не удаётся. Нас очень трудно изменить. Конечно, телевидение сегодня во многом антирусское. Очень многие программы, которые я смотрю, или просто русофобские, или с русофобским подтекстом. Для этого и захватывали телевидение. Конечно же, трудно сегодня русскому человеку быть оптимистом, но всё же… Хотя у нас по-прежнему в употреблении ельцинская терминология – россияне. Ему подсказали когда-то, что это такое старорусское будто бы слово. А он имел как раз психологию этакого царька… Русским не свойствен агрессивный национализм, какое-то враждебное восприятие других народов, но слово «россияне» растворяет в себе русскую доминанту.
Я знаю многих людей, которые пытаются деятельно противодействовать злу дерусификации. С интересом читаю патриотическую публицистику – особенно такую, что подкреплена значительной информацией, оперирует фактами. Но я не во всём соглашаюсь с некоторыми авторами. Иные, например, уже говорят о каких-то формах «партизанской войны», о жёстких действиях, на которые нынешняя молодёжь способна, тогда как мы, старшие поколения, погрязли в болтовне. Есть какие-то моменты, которые выдают их как людей крайностей, но при этом искренних и честных.
– Несколько лет назад на объединённой коллегии Генпрокуратуры, с участием других весомых структур, было заявлено, что политическим врагом номер один сейчас является русский национализм. Всего в тот год в стране было совершено более трёх миллионов преступлений, и только триста с небольшим, то есть одна сотая процента, были преступления, связанные с этническими конфликтами. Но именно эта одна сотая процента была представлена как главная опасность.
– Да, как мы уже с вами говорили, власть боится национальных чувств русских. Но следует и отдавать себе отчёт, что поводов для новых катаклизмов у нас хватает и раскачать лодку легко. Должен заметить, что в попытке пресечения русского национализма у власти могут быть не только порочные подходы, но и вполне естественные опасения. Недавно я читал статью одного известного пропагандиста национальной идеи – о том, что власть вытесняет национальные протестные формы в подполье. Возможно, так оно и есть, но, с другой стороны, жёсткая установка на такой протест может отдавать авантюризмом и привести к разрушениям. Такого рода «партизанская война» может развиваться непредсказуемо. Поэтому надо быть реалистами. Всё-таки в последнее время жизнь немного повернулась к лучшему, появилась какая-то стабильность, у людей есть какая-то работа, которая их кормит. И мнение, что строящуюся сейчас жизнь нужно разрушить, пусть она и плоха с моральной точки зрения, слишком жёсткий взгляд на вещи.
– Вообще-то ограбленных примирить с грабителями трудно, как и оклеветанных с клеветниками… Но давайте о другом – скажите, есть такие темы социальные, которые бы вы взялись объяснить людям? О чём вам сегодня думается?
– Знаете, интересно думать о том, до чего руки почему-то не дошли ещё. Интерес увлекает и придаёт сил. Когда появляется такой интерес, он стимулирует и деятельность, и мысль.
– Вы писали, что XXI век будет свидетелем разрушения того цивилизационного типа, который сложился в Западной Европе и США…
– Да, и не отказываюсь от этой мысли. Только этот процесс идёт медленнее, чем мне представлялось… И хотелось бы. Но процесс этот медленно, но идёт. Уже видно, что западное общество теряет свои силы.
– Действительно, историческая упругость там утрачена. Мне кажется, прежде всего в связи с внедрением мультикультурных подходов и потоками мигрантов. Это меняет и Европу. В Америке идёт латиноамериканизация…
– Надо сказать, что в этих процессах есть некая историческая справедливость. Благодаря им она и восстанавливается. Вспомним, что земли, на которых сегодня селятся мексиканцы, были когда-то отторгнуты Америкой, а это примерно половина Техаса и Калифорнии. Всё не так безнадёжно, так что будем надеяться.
Вёл интервью Геннадий Старостенко
http://topwar.ru/28988-igor-shafarevich-sdelat-rossiyu-nerusskoy-ne-udastsya.html
Метки:Шафаревич07.06.2013 в 19:08 #2104669Крестоносец 88УчастникЛишь бы несоветской!
07.06.2013 в 19:11 #2104671АфоняУчастникЛишь бы несоветской!
Ещё раз о советской власти. Какой советской власти-комуннистической , или националистической?
07.06.2013 в 19:13 #2104673Крестоносец 88УчастникЕщё раз о советской власти. Какой советской власти-комуннистической , или националистической?
Никакой — такой совецкой или коммуничстической!!! Ты троллем решил работать?
07.06.2013 в 19:16 #2104674roman-1ХранительРекомендую к прочтению.Шафаревич известен не только как признанный учёный-математик, но и как публицист, общественный деятель и автор историко-философских публикаций. Основные работы:
Социализм как явление мировой истории, 1974 год
Русофобия, 1982 год
Две дороги — к одному обрыву, 1989 год
Русофобия: десять лет спустя
Россия и мировая катастрофа
Духовные основы российского кризиса XX века, 2001 год
Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России), 2002 год
Будущее России (недоступная ссылка с 21-05-2013 (16 дней) — история, копия), 2005 год
Русский народ в битве цивилизаций // «Институт русской цивилизации», 2011 год07.06.2013 в 21:05 #2104699roman-1Хранитель«Он выполнил свою миссию»
Андрей Савельев, Русская народная линия
03.06.2011
Политолог Андрей Савельев к 88-летию выдающегося ученого, общественного деятеля и публициста Игоря Ростиславовича Шафаревича …
Сегодня, 3 июля, исполнилось 88 лет выдающемуся ученому и общественному деятелю Игорю Ростиславовичу Шафаревичу.
И.Р.Шафаревич родился 3 июня 1923 года в Житомире. После окончания школы был принят на последний курс Московского государственного университета и окончил его в 1940 г. Защитил кандидатскую диссертацию в 1942 г., докторскую – в 1946. С тех пор работает в Математическом институте им. В. А. Стеклова Академии наук СССР (теперь РАН). С 1960 по 1995 г. – заведующий отделом алгебры; с 1995 г. – главный научный сотрудник и советник РАН. С 1943 по 1975 г. преподавал в Московском государственном университете. Имеет много учеников, среди которых более 30 кандидатов наук, многие из которых впоследствии стали докторами наук. В 1958 г. избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1991 г. – академиком РАН. Лауреат Ленинской премии (1959). Иностранный член Академии Деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США. Почетный доктор университета Париж-XI (Орсэ). Основные труды И.Р Шафаревича относятся к алгебре, теории чисел и алгебраической геометрии.
Игорь Ростиславович известен не только как признанный учёный-математик, но и как видный деятель русского патриотического движения, яркий публицист, автор множества книг и статей историко-философской направленности. Наиболее известные работы Шафаревича – «Социализм как явление мировой истории» (1974), «Русофобия» (1982), «Русофобия: десять лет спустя» (1992), «Духовные основы российского кризиса XX века» (2001), «Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России)» (2002), «Будущее России» (2005), «Русский народ в битве цивилизаций» (2011).
Председатель партии «Великая Россия», доктор политических наук Андрей Савельев в интервью «Русской народной линии» дал оценку личности и творчества Игоря Ростиславовича Шафаревича:
Когда-то, еще в ранние годы «перестройки», будучи совсем молодым человеком, я прочел «Русофобию», и в дальнейшем стал читать статьи Шафаревича, зная, что это весьма уважаемый в кругах патриотической интеллигенции человек.
Игорь Шафаревич – академик не от публицистики, а от настоящей науки, это человек, требующий глубокого уважения не только как писатель. Помимо того, что он является прекрасным публицистом, отражающим в своем творчестве свою гражданскую позицию, он известен и признан во всем мире как выдающийся ученый-математик.
В каком-то смысле, Игорь Шафаревич – это антипод академика Сахарова, который настоящую науку променял на публицистику и изложение идеологических доктрин, не основанных на русской традиции и гуманитарной науке, о которой он не имел ни малейшего преставления. Академик Шафаревич, не менее почитаемый в профессиональной среде, тоже перешел в сферу политической публицистики. Но в этой сфере он показал себя, как человек знающий проблемы, о которых он писал, как человек, который не разменивался на пустяки и не лез в политику с заявлением своих позиций только потому, что ему предлагают трибуну.
Можно отметить, что за многие последние годы Игорь Шафаревич довольно редко выступал, и каждое его заявление – устное или письменное – становилось событием. Он не участвовал в партийной деятельности, не избирался в депутаты. Игорь Ростиславович — научный авторитет, который высказывает общественно значимые идеи, предварительно глубоко проникая в их сущность. Он является заметным человеком именно весомостью своих слов. В сравнении с большим количеством публицистов, которые мнят себя идеологами, не понимая и забалтывая сущность вещей, к которым они прикасаются, Шафаревич может служить образцом и примером служения Родине прежде всего на профессиональном поприще, и, уже во-вторых, на ниве публицистики.
Этот пример предлагает и другим нашим публицистам и идеологам реализовать себя прежде всего в своей профессиональной сфере. И уже потом, если в этой деятельности авторитет приобретен, переходить к другим сферам, в которых можно использовать жизненный опыт и наработанные научные данные, не обращаясь к собственным фантазиям, но подводя под свои идеи прочную научную мировоззренческую базу.
Преклонные годы, в которых находится Игорь Ростиславович, не дают ему активно участвовать в общественной жизни, но то, что он уже сделал, является для нас весьма ценным наследием. Господь отвел ему пребывание не только во времени активной деятельности, но и в возрасте, когда человек самоуглубляется, осмысляет самого себя и имеет время подготовиться к тому, чтобы предстать перед Господом. Я предполагаю, что Игорь Ростиславович находится именно в этом периоде, который является вершиной его служения, и когда человек обращается уже к собственной душе, а не к тем, кто его окружает. В том смысле его миссия выполнена. Мы можем оценивать его судьбу как некий завершенный сюжет, что, конечно, дано не каждому, ведь многие люди не имеют воли и способности к сохранению целостности своей личности на протяжении всего жизненного пути.
Академик Игорь Шафаревич представляется мне такой целостной личностью, которая развивалась на протяжении многих десятилетий, представляя для множества людей и для истории поучительный личностный сюжет.
07.06.2013 в 21:06 #2104700roman-1Хранитель07.06.2013 в 21:10 #2104702АфоняУчастникНикакой — такой совецкой или коммуничстической!!! Ты троллем решил работать?
Так ты против советской националистической власти?
07.06.2013 в 21:44 #2104708diversant186УчастникЛишь бы несоветской!
Наука не бывает советской или не советской, пора бы это понять.
-
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.