Главная Форумы Россия Русская история Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1227898
    Сергей_Ка.
    Участник

    Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло

    Украина в своей истории не раз страдала муками политического самоопределения. В середине XVII века она, как и сегодня, металась между Западом и Востоком, постоянно меняя вектор развития. Неплохо было бы напомнить, чего стоила государству и народу Украины такая политика. Итак, Украина, XVII век.

    Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой?

    В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

    Поражение под Берестечком в 1651 году немного отрезвило Хмельницкого. Он осознал, что Украина еще слаба, в одиночку в войне с Польшей может и не устоять. Гетман начал искать союзника, а точнее, покровителя. Выбор Москвы как «старшего брата» вовсе не был предопределен. Хмельницкий вместе со старшинами всерьез рассматривали варианты стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на правах конфедеративной составляющей общего государства. Выбор, как мы уже знаем, был сделан в пользу московского царя Алексея Михайловича.

    А была ли Москве нужна Украина?

    В отличие от нынешней ситуации, Москва вовсе не стремилась завлечь Украину в свои объятья. Принять в подданство украинских сепаратистов означало автоматическое объявление войны Речи Посполитой. А Польша XVII века — это крупное по тем меркамевропейское государство, включавшее в себя огромные территории, ныне входящие в состав прибалтийских республик, Беларуси и Украины. Польша оказывала влияние на европейскую политику: не прошло еще и 50 лет, как ее жолнеры взяли Москву и посадили в Кремле на престол своего ставленника.

    А Московское царство XVII столетия — это не Российская империя начала XX века. Прибалтика, Украина, Кавказ, Средняя Азия — еще чужие территории, в присоединенной Сибири еще и конь не валялся. Еще живы люди, помнящие кошмар Смутного времени, когда на кону стояло само существование России как независимого государства. В общем, война обещала быть долгой, с неясным исходом.

    Кроме того, Москва боролась со Швецией за выход на Балтику и рассчитывала на Польшу как на будущего союзника. Короче, кроме головной боли, принятие Украины под свою руку не обещало московскому царю абсолютно ничего. Первое письмо с просьбой принять Украину в подданство Хмельницкий направил царю Алексею Михайловичу в 1648 году, но в течение 6 лет царь и бояре на все письма украинского гетмана отвечали отказом. Созванный в 1651 году для принятия решения Земский собор высказался, как сказали бы сегодня, за территориальную целостность польского государства.

    Ситуация меняется

    После победы под Берестечком поляки пошли на Украину карательным походом. На стороне польской короны выступили крымцы. Горели села, поляки казнили участников недавних боев, татары собирали полон на продажу. В разоряемой Украине начался голод. Московский царь отменил таможенные пошлины на вывозимое в Украину зерно, но это ситуацию не спасало. Уцелевшие после польских казней, татарских набегов и голода селяне толпами уходили в Московию и Молдавию. Волынь, Галичина, Брацлавщина потеряли до 40% своего населения. Снова в Москву поехали послы Хмельницкого с просьбами о помощи и защите.

    Под рукой московского царя

    В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

    Взятая под государеву руку Украина не была оккупирована или просто присоединена. Держава сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования. Жесткий запрет вводился только на внешнеполитическую деятельность.

    Парад честолюбств

    В 1657 году умер Богдан Хмельницкий, оставив своим преемникам огромнейшее по своим размерам государство с определенной степенью самостоятельности, огражденное от внешней интервенции украинско-московским договором. И чем занялись паны-полковники? Правильно, дележом власти. Избранный на Чигиринской раде 1657 года гетманом Иван Выговской пользовался поддержкой на правобережье, но не имел никакой поддержки среди населения левого берега. Причиной нелюбви была прозападная ориентация новоизбранного гетмана. (Ой, как это знакомо!) На левобережье вспыхнуло восстание, лидерами стали кошевой атаман Запорожской Сечи Яков Барабаш и полтавский полковник Мартын Пушкарь.

    Проблемная Украина

    Чтобы справиться с выступившей оппозицией, Выговской призвал на помощь… крымских татар! После подавления мятежа крымчаки стали носиться по всей Украине, собирая пленных для невольничьего рынка в Кафе (Феодосия). Рейтинг гетмана упал до нуля. В Москву зачастили в поисках правды обиженные Выговским старшины и полковники, привозя с собой новости, от которых у царя и бояр голова шла кругом: налоги не собираются, 60.000 золотых, которые Москва прислала на содержание реестровых казаков, пропали неизвестно куда (ничего не напоминает?), гетман рубит головы строптивым полковникам и сотникам.

    Измена

    Для наведения порядка царь отправил в Украину экспедиционный корпус под командованием князя Трубецкого, которое потерпело поражение под Конотопом от объединенного украинско-татарского войска. Вместе с известием о поражении в Москву приходит весть об открытой измене Выговского. Гетман заключил договор с Польшей, согласно которому Украина возвращается в лоно Речи Посполитой, а та взамен предоставляет войско для войны с Москвой и упрочения положения украинского гетмана. (Гадячский договор1658 г.) Известие, что Выговской еще присягнул и крымскому хану, в Москве уже никого не удивило.

    Новый гетман, новый договор

    Заключенный Выговским договор не нашел поддержки в народе (еще свежа была память о польских порядках), подавленный было мятеж вспыхнул с новой силой. Гетмана покидают последние сторонники. Под давлением «старшины» (руководящей верхушки) он отрекается от булавы. Чтобы погасить пламя гражданской войны, выбирают гетманом сына Богдана Хмельницкого Юрия, надеясь, что за сыном национального героя пойдут все. Юрий Хмельницкий едет в Москву просить помощи для обескровленной гражданской войной Украины.

    В Москве делегацию встретили без восторга. Измена присягавших на верность царю гетмана и полковников, гибель войска конкретно портили атмосферу на переговорах. Согласно условиям нового договора, автономия Украины урезалась, в целях контроля за ситуацией в крупных городах размещались воинские гарнизоны из московских стрельцов.

    Новая измена

    В 1660 году из Киева выступил отряд под командованием боярина Шереметева. (Россия, объявив в 1654 году Польше войну, все никак не могла ее закончить.) Юрий Хмельницкий со своим войском спешит на помощь, но спешит так, что никуда не успевает. Под Слободищем он натыкается на польское коронное войско, от которого терпит поражение и… заключает с поляками новый договор. Украина возвращается в состав Польши (правда, ни о какой автономии речи уже не идет) и обязуется выставить войско для войны с Россией.

    Не желающее ложиться под Польшу левобережье выбирает своего гетмана, Якова Сомка, который подымает казачьи полки на войну против Юрия Хмельницкого и шлет в Москву послов с просьбами о помощи.

    Руїна(укр.) — полный развал, разруха

    Можно продолжать и дальше. Но картина будет бесконечно повторяться: еще не единожды полковники будут подымать бунты за право обладания гетманской булавой, и не раз будут перебегать из одного лагеря в другой. Правобережье и левобережье, выбирая своих гетманов, будут бесконечно воевать друг против друга. В историю Украины этот период вошел как «Руïна». (Очень красноречиво!) Подписывая новые договоры (с Польшей, Крымом или Россией) гетманы каждый раз расплачивались за военную поддержку политическими, экономическими и территориальными уступками. В конце концов, от былой «незалежності» осталась одна память.

    После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях. Вот так бесславно закончились попытки украинской элиты сидеть на двух стульях одновременно (или попеременно). Стулья раздвинулись, Украина упала и разбилась на несколько рядовых российских губерний.

    Проблема выбора

    Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

    Повторится ли история?

    Как утверждают сведущие люди, история все время повторяется, и нет ничего под солнцем такого, чего не было бы раньше. Сегодняшняя ситуация в Украине до боли напоминает события более чем трехсотлетней давности, когда страна, как и сегодня, стояла перед нелегким выбором между Западом и Востоком. Чтобы предсказать, чем все может закончиться, достаточно вспомнить, чем все завершилось 350 лет назад. Хватит ли у нынешней украинской элиты мудрости не ввергать страну, подобно предшественникам, в хаос и анархию, за которой последует полная утрата самостоятельности?

    Сліпий казав: «Побачим».

    Автор Klim Podkova

    #2146083
    дядя Андрей
    Участник

    [B]Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой? [/B]

    В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

    Вообще-то у казаков была ещё одна цель — увеличить реестр. Во всяком случае в первой половине XVII века. Наверное, это единственная такая война в истории. Казаки воюют с государством, что бы это государство приняло их на службу.:smeh:

    [B]Под рукой московского царя[/B]

    В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

    Никакой общей исторической традицией между Галицией и остальной Украиной нет. Галиция была присоединена, а точнее отвоевана у поляков Владимиром Святым в 981 году, а отложилась от Киевского государства в 1087 году. Итого находилась в едином государстве с другими регионами Украины всего 106 лет, если не считать, конечно, период Речи Посполитой между 1569 годом и 1654 годами, а также Советский период. Это еще 135 лет совместного проживания с Левобережной Украиной и плюс еще около ста пятидесяти лет с Правобережной. Итого 235 — 325 лет из тысячи. Для сравнения, с Россией и образовавшими ее княжествами Левобережная Украина вместе прожила 500 лет, а некоторые территории, Слобожанщина например, и того больше. При этом выходцы из Малороссии обладали всеми гражданскими правами и занимали высшие посты в государстве и армии. Вместе с русскими строили великую империю, простиравшуюся до Дальнего Востока
    Да и во всех военных столкновениях галичане и малороссы всегда были по разные стороны. В обеих мировых войнах например. И главное, в чем заключается самая, наверное, страшная тайна галичан — в освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого. Три с половиной века назад 18 — 29 июня 1651 г. под Берестечком произошла самая значительная битва Освободительной войны Украины против Польши середины XVII столетия. Где были галичане на полях битвы 2-й половины июня 1651 г.? На чьей стороне? Там же, где и в Пилявецком сражении 1648 г., в боях под Збаражем 1649 г., под Львовом 1655 г., т.е. — на стороне Варшавы (в отличие скажем от волыняков).

    После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях.

    Ну, собственно последним гетманом был Кирилл Разумовский. Елизавета Петровна специально под него восстановила институт гетманства. Зато мысль о появлении в «подбрюшье» России обширного княжества во главе с династией Разумовских не пришлась по вкусу Екатерине II, и в её окружении скоро возобладало мнение о необходимости отмены гетманства. Разумовский был вызван ко двору, и несмотря на то, что как командир Измайловского полка он сыграл важную роль в приходе к власти Екатерины и стал её доверенным лицом (манифест о восшествии на престол был напечатан в типографии возглавляемой им академии наук), у него затребовали прошение об отставке. Указ об упразднении гетманского достоинства вышел 21 ноября 1764 года. В качестве, так сказать, «утешительного приза», Разумовский получил чин генерала-фельдмаршала, хотя не имел боевого опыта.

    #2146091
    Сергей_Ка.
    Участник

    Мне в этой статье еще особое внимание привлекло следующее замечание:

    Проблема выбора

    Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

    Оно очень подтверждает суждение В.Махнача о том, что власть Польши просто приватизировала элиту юго-западной Руси, включив их в свою элиту. Т.е. бывшие русские князья-бояре, приняли польскую веру, обычаи, язык. Т.е. полностью ополячились.
    Прям как татарская элита вошла в русскую элиту — став русскими роды Голициных, Аксаковых, Тургеньевых, Юсуповых, тех же Глинских, ведущих свой род от Мамая. Из которого и была мать Иоанна Грозного. Интересная история, но это уже в другой раз.

    Так вот суждение В. Махнача:

    Лекция 6. Аристократия и олигархия
    Аристократия

    Достоинства аристократии

    ….если целью ставится не созидание империи, а порабощение того или иного народа, любой поработитель наносит первый удар именно по аристократии, стремясь ее уничтожить во что бы то ни стало. При этом способы уничтожения могут быть разными. Аристократию могут истреблять физически. Ее могут уничтожать социально, вытесняя в социальные низы (наиболее сложный путь, ибо сопротивляется и знать, и народ). Ее могут и ассимилировать, т.е. попросту украсть. Так украли, окатоличев и ополячев на протяжении XV-XVII вв., западнорусскую знать. В результате, предки тех, кого сейчас зовут украинцами и белорусами, вошли в Новое время вообще без собственной знати. В Польше, пожалуй, больше аристократических фамилий русско-литовского происхождения, нежели исконно польского. Выиграли же от этого не литовцы и русские, а поляки. Даже величайший польский поэт Мицкевич белорусского происхождения, но он себя ощущал вполне поляком…

    К стати, где то читал, что Сенкевич, певец доблести польской шляхты по сути описывал не коренных польских шляхтичей, а ополяченной аристократии юго-западной Руси. Ведь служки в имениях героев-шляхтичей — в его романах были русские крестьяне. И эти «паны» — по сути русская, вернее бывшая русская знать.

    В конце концов тот же Тадеуше Костюшка. Белорусы почитают его как национального героя. Хотя от сражался на независимость, родной ему, Польши.

    Примечательно и то, что когда я заспорил в теме о Костюшкес белорусским юношей, антирусски насроенным, и сказал тому, что в душе он и не белорус а поляк. То тот, будучи белорусским гражданином — и не стал того отрицать.

    Вот такие вот метаморфозы и этнические перерождения.
    А то некоторые говорят: кровь-кровь. Она конечно же многое определяет в самоидентификации человека. Но судя по таким вот явлениям, далеко не всё.

    #2146093
    дядя Андрей
    Участник

    К стати, где то читал, что Сенкевич, певец доблести польской шляхты по сути описывал не коренных польских шляхтичей, а ополяченной аристократии юго-западной Руси. Ведь служки в имениях героев-шляхтичей — в его романах были русские крестьяне. И эти «паны» — по сути русская, вернее бывшая русская знать.

    Совершенно верно. Собственно в Трилогии Сенкевича («Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский»), которая у поляков называется просто Трилогия, действтует только один пепрсонаж-поляк — пан Заглоба. Остальные либо литвины (не путайте с современной Литвой, это белорусы), либо… Русская Шляхта. Да-да, все эти Кмицицы, Володыевские и т.д., именно, Русская Шляхта. Я имею в виду неисторических личностей — Радзивиллов или короля Августа я, разумеется, не беру. Но, главный военачальник польского воинства в «Огнём и мечом» — Иеремия Вишневецкий именуется не иначе, как Воевода Русский. И так он именовался и в действительности, не только в романе. Он потом ещё и попал под проклятие своей матери, княгини Раины. Да так, что НИ ОДНОГО МАТЕРИАЛЬНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА после него не осталось.

    #2204467
    Helga X.
    Участник

    Церковный раскол середины XVII века породил не только религиозную оппозицию, но и первых русских революционеров. Первопроходцем политической революции в России можно считать некоего Кузьму Ларионова по прозвищу Косой. Он решил уничтожить систему с помощью радикального социо-эсхатологического учения и даже собрал для этого войско голытьбы.

    Кузьма Косой родился в Ельце ориентировочно в 30-х годах XVII века и всю жизнь работал обыкновенным кузнецом. Он был в Москве во время прений о книжной справе и, придерживаясь старых заветов, не принял реформу Никона. В начале 60-х годов Кузьма, осознав, что с привычным ему миром что-то не так, в поисках духовного ответа отправляется в Соловецкий монастырь. Древнюю обитель как раз пытаются подчинить новым правилам, присылают из Москвы ставленников-игуменов, что вот-вот перерастёт в знаменитую осаду Соловков. В бурной обстановки монастыря Кузьма Ларионов начинает формировать своё учение.

    Что очень важно – оно не стало достоянием только лишь душеспасительных бесед. Кузьма понимал, что для вооружённой борьбы нужно опереться на какую-то социальную группу. Поэтому в 1667 году он приходит на Дон. Он осел близ реки Медведицы, северного притока Дона, где основал крепость-монастырь и стал потихоньку проповедовать своё учение. Постепенно на месте возник городок, куда стекались люди со всей России. Когда власти прислали из Тамбова служивый люд, кузьминовцы просто переждали набег в лесах, а потом снова заняли свой город. Со временем на Медведицу прибыли остатки разгромленной разинщины, пришли казаки и крестьяне, а Кузьма всё проповедовал, да ждал своего часа.

    О чём он говорил? Кузьма хотел построить утопическое царство Божье на земле по законам справедливости и братства: «Мы, по созданию божию, все братья». Но сперва требовалось очистить землю от предателей, еретиков и богачей: «во всем Московском государстве благочестия нет!». А значит близится конец света, ведь старая вера попрана, везде беззаконие и падение нравов, молодёжь не слушает старших и всё больше поддаётся дурным латинянским влияниям. Для начала нужно было объединиться в общины и ждать, когда против власти потребуется выступить с оружием в руках. Тогда в бой их поведёт сам царь Михаил – архетип «короля под горой» из откровения Мефодия Патарского. Но пока Кузьма Косой просто ждал. Ждал изменений на Дону.

    Во-первых, 29 августа 1671 года донские казаки впервые принесли присягу царю. После подавления разинщины, у них осталась казачья автономия, правда, со значительно сокращенными полномочиями. Дон отныне обязался выдавать преступников Москве по первому её требованию. Оказался нарушен древний принцип свободных казаков: «С Дону выдачи нет». Это раскололо часть номадов: богатые, домовитые казаки выступали за союз с Москвой, а низшие слои, недавно прибывшие крестьяне, голь и беднота, думали совершенно иначе. Они справедливо полагали, что богачей-то всё равно не будут посылать в Москву, а на казнь отдадут их, ничего не имеющих и ничего не значащих бегунов и бывших холопов.

    А во-вторых, на Дон стали бежать старообрядцы, которых собор 1666-1667 годов объявил отступниками от веры. Вольные степи были оказались наводнены людьми, которые поддерживали связь с Аввакумом и компанией. Дон постепенно становился не только политической, но и религиозной автономией. Может возникнуть вопрос, а почему староверы не решили сразу же вернуть свою веру силой, а в основном предпочли не вступать в открытый конфликт? Во-первых, такие попытки были, особенно на севере, где ватаги староверов брали штурмом монастыри или, как на Соловках, обороняли их от царских войск. Но главный фактор отсутствия масштабной гражданской войны заключался в том, что лидеры истинно-православных до последнего считали, что старую веру им удастся вернуть дипломатией. Пустозёрские узники постоянно молили об этом царей в письмах. А в 1682 году староверам и вовсе почти удался государственный переворот во главе стрелецкого воинства. Собственно, тогда и начинаются массовые репрессии, отчего религиозные радикалы сразу же меняют свою тактику.

    В 1687 году лидером донских казаков становится атаман-старовер Самойло Лаврентьев. Атаман давал приют раскольника («расколыдикам всем пристанище было у него, у Самошки») и снабжал оружием голытьбу, ходившей на лихой промысел в Персию, к татарам и в Россию. Весной 1687 года Дон поставил Москве отряд для войны с крымским ханом. Его возглавил сторонник Москвы донской атаман Фрол Миняев. Он увёл с собой на войну почти всех богачей-москвофилов. Воспользовавшись этим, Лаврентьев был избран на кругу новым атаманом и вернул на Дону дониконианское православие, чего только и дожидался Кузьма Косой.

    Он тут же выступил с идеей вооружённого похода на Москву. Кузьма говорил, что до конца мира осталось пять лет, но второе пришествие не спасёт тех, кто пассивно его дожидался. Нужно взять в руки оружие и самим сражаться с Антихристом, а именно с царём, попами, боярами и высшими чинами церкви. Обязательно требовалось разрушить столицу нечистот – Москву. Не нужно бояться, потому что войско возглавит царь Михаил, некое мессианское существо, которое поможет казацкому люду сокрушить зло. После чего, объяснял Кузьма, планируется божье царствие «со всею небесною силою и со всеми святыми и угодными ему правою верою». То есть утопический и эсхатологические элементы сливались с социальными: новое общество планировалось устроить по принципу казачьего круга. Классовый расчёт был верен: на Дону произошла смычка недовольной централизацией низшей части служивого сословия и религиозных диссидентов. Их-то Кузьма и попытался воспламенить.

    Летом 1687 года Кузьма стал собирать войска у себя на Медведице. Часть домовитых казаков с верховьев Дона обеспокоенно писала атаману-староверу в Черкасск: «Съезжаются-де в горы многие люди воинством и сказывают у себя великого царя Михаилу, велит-де нам Христос землю очищать, неверных людей, мыде не боимся царей и войска и всей вселенной». Казаки жаловались, что Кузьма угрожал домовитым людям, что если они не пойдут воевать с Антихристом, то он их всех убьёт. Кузьма, не Антихрист. Атаман Лаврентьев вызвал Кузьму в столицу войска – Черкасск. Кузьма, понимая, что атаману не хочется воевать с Москвой, а только хозяйничать на Дону, пришёл на «стрелку» не один, а с вооружённым отрядом из шестисот человек. На кругу Кузьма убеждал весь Дон идти на Москву. За ним стояли не только многочисленные старообрядцы, понявшие, что веру никакой добрый царь обратно не вернёт, но и бедные казаки, которым было нечего терять. И может быть из затеи что-нибудь да вышло, если бы из Крымского похода как раз не вернулись домовитые казаки во главе с Фролом Миняевым.

    Он немало ошалел с того, что за время его отсутствия на Дону сменилась вера и атаман, а какой-то странный мужик собрал войско, чтобы воевать с Антихристом. Завязалась битва, где отряд Кузьмы Косого рассеяли, а самого вожака схватили и отправили в Москву. Там его и умучили насмерть. Городок на Медведице тоже взяли штурмом, а народ, решивший биться с Антихристом ради социального переустройства, разогнали, да перевешали. Атаман Самойло Лаврентьев сбежал. Фрол вновь вернул Дон в подданство московской власти и никонианской церкви. Да только они не простили бунта и потребовали выдачи известнейших казаков, угрожая прекратить выплату жалования. Некогда вольному Дону пришлось согласиться. Но причины бунта никуда не исчезли, вылившись вскоре в знаменитую булавинщину.

    А Кузьма Косой, возможно первый революционер в России, который решил изменить систему с помощью радикального социо-эсхатологического учения, ныне мало кому известен. Зато он и его воинство любили повторять одну очень хорошую фразу: «Мы не боимся ни царей, ни всей вселенной».

    Не бояться всей вселенной, всех бесчисленных квадриллионов звёзд – вот с чего начинали первые русские революционеры.

    https://vk.com/photo-60854067_368597320

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.