Главная Форумы Россия Русская история Князь Курбский: первый русский предатель

Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 14 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1229193
    дядя Андрей
    Участник

    Князь Курбский: первый русский предатель

    Андрея Курбского принято называть «первым русским диссидентом», а его эмиграцию — вынужденной. Князь «жег глаголом» и обличал самого Ивана IV, но сам при этом не отличался добродетелями. Он предал и царя, и Отечество.

    Двойной агент

    Интересно, что некоторые люди по-прежнему считают Андрея Курбского «жертвой» в его конфронтации с Иваном IV, якобы Курбскому пришлось бежать из России из-за того, что он боялся царской опалы. В каком-то отношении это верно, только скорее не опалы, а разоблачения, поскольку Курбскому было, чего опасаться.

    Его измена началась задолго до того, как он бежал в Литву. Об этом свидетельствует переписка короля Сигизмунда II Августа с витебским воеводой от 13 января 1563 года, то есть задолго до того, как Андрей Курбский покинул «божью землю».
    В письме король Сигизмунд просит витебского воеводу, то есть князя Радзивилла, переслать московскому воеводе, то есть Курбскому послание, которое по его словам, могло стать началом некоего «приятного начинания».

    Этим «приятным начинанием» стали секретные переговоры Курбского с литовцами. Не стоит забывать при этом, что Курбский был не только «особой приближенной», но и был в курсе всех военно-стратегических дел Москвы, знал все о дислокации войск, составе, вооружении русской армии. Для Польско-литовского государства Курбский был чрезвычайно ценным агентом.

    Когда Курбский приехал в Ливонию, то сразу же выдал литовцам ливонских сторонников Москвы, а также рассекретил московских агентов при королевском дворе.

    «Защитник крестьян»

    Обличительная риторика Курбского в его переписке с Иваном Грозным очень эффектна, что неудивительно: в своих письмах Курбский в огромном количестве использовал цитаты и аллюзии. Однако относиться к ней с полным доверием не стоит, поскольку «защитник малых мира сего», «поборник русского крестьянства» сам в своих методах взаимодействия с различными социальными группами никогда не выказывал демократизма и либерализма. Более того, ни в одном из своих произведений Курбский и словом не упоминает землепашцев, по той простой причине, что дела ему до них не было, а в переписке с Грозным он использовал сетования о их тяжелых судьбах только в качестве риторического приема.

    Из литовского периода жизни Курбского известно, что боярин не отличался мягкостью нравов и гуманизмом ни по отношению к ближним, ни по отношению к дальним. Своих соседей он нередко бил,отбирал у них земли, а купцов даже сажал в чаны с пиявками и вымогал у них деньги.

    Денежный вопрос

    Переход Курбского через границу напоминает по своей драматичности пересечение границы Остапом Бендером в конце романа «Золотой теленок». Курбский прибыл на границу богатым человеком. При нем было 30 дукатов, 300 золотых, 500 серебряных талеров и 44 московских рубля. Интересно, что деньги эти были получены не от продажи земель, поскольку имения боярина конфисковала казна. Также известно, что деньги эти были не из воеводской казны; будь это так, этот факт непременно бы «всплыл» в переписке с Иваном IV. Откуда тогда были деньги? Очевидно, что это было королевскоезолото, «30 серебренников» Курбского.

    Впрочем, судьба этих денег была предрешена. При переходе границы в районе ливонского замка Гельмета, Курбский был попросту ограблен пограничниками. Он прибыл в Гельмет в надежде найти там проводника до Вольмара, но вместо этого боярин-предатель был арестован и в качестве пленника отправлен в замок Армус, где у когда-то грозного воеводы отобрали ещё лошадь и лисью шапку.
    В Вольмар Курбский прибыл нищим. Впрочем, вскоре его жизнь снова наладилась.

    Переписка

    Интересна и показательна переписка Ивана IV со своих бывшим фаворитом и другом. Курбский старательно ищет оправдания своему предателству, но при этом не забывает нападать и обличать царя, церковь (иосифлян), государственный строй.
    Иван IV, однако, непреклонен и измену прощать не намерен. Ответное письмо царя в двадцать раз больше того, с каким обратился Курбский. Грозный так обстоятельно отвечает на обвинения, что порой начинает почти что оправдываться. Царь соглашается, что, мол, его «благочестие» было поколеблено еще в юности. Грозный даже соглашается, что допускал какие-то «игры» (возможно, речь идет о зрелищах для народа, зачастую заканчивавшихся чей-либо смертью), но делал всё это, чтобы подданные признали его власть в качестве наместника божьего, а «не вас, изменников».

    Цель такого тона (как и всей эмоциональной окраски речи Грозного) вовсе не доказательство чего-либо (хотя это именно то, к чему прибегает Курбский, вставляя в письма цитаты из Цицерона и структурируя ответ по всем правилам риторики). Скорее, Грозный говорит Курбскому то, чего не успели сказать печерские старцы, а именно заставить беглеца взглянуть на совершенное преступление и привести к покаянию. Грозный восклицает:
    «Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасив его, но еще сильнее разжег? […] Разве не сходен ты с Иудой предателем?».

    Грозный отмечает даже не то, что Курбский не может покаяться, а то, что и раньше не смог. Отсутствие смирения перед наместной божьей властью (царем) и привело его к измене – вот «задняя» мысль всех его ответов.

    Но Курбский остается непреклонен. Интересно заметить, как из состояния нерешительности и колебания воевода приходит к надменности, утверждаясь в своей правоте. Даже исходя из текста писем видно, что Курбский отбрасывает покаяние, заменяя его пространными рассуждениями. Чем дальше, тем рассуждений больше.

    Грозный же потихоньку отступается перед этой непреклонностью. Царь своим вторым письмом (которое уже на порядок меньше первого) делает последнее предупреждение:
    «Со смирением напоминаю тебе, о князь: посмотри, как к нашим согрешениям и особенно к моему беззаконию…снисходительно божье величество…» «Рассуди сам, как и что ты наделал…» «Взгляни внутрь себя и сам перед собой раскройся!»

    На это уже князь Ковельский отвечает самым длинным своим письмом, упражняясь в риторических приемах. Грозный же третьим ответом изменника больше не удостаивает.

    Предатель

    Роль Курбского была бы не такой роковой, если бы его предательство ограничивалась словами. Но и делами боярин Курбский смог серьезно «насолить» своему Отечеству. Он участвовал в литовском вторжении в марте 1565 года.

    По записям, оставленным в дневнике рижского дипломата, победой в том бою литовцы были обязаны именно Курбскому, который хорошо знал местность и специфику русского войска. По словам дипломата, Курбский опрокинул оборону русского войска, разорил четыре воеводства и увел много пленных. После этого он даже просил Сигизмунда дать ему 30-тысячную армию и разрешить пойти с ней на Москву. В доказательство своей преданности, Курбский заявил, что «согласен, чтобы в походе его приковали цепями к телеге, спереди и сзади окружили стрельцами с заряженными ружьями, чтобы те тотчас же застрелили его, если заметят в нем неверность». Что и говорить, языком Курбский владел лучше, чем собственной честью

    Алексей Рудевич

    Источник

    #2186726

    Одна поправочка:smile1: Первым Русским предателем не менее высокого ранга, при Иване Грозном, был князь Семён Ростовский.

    #2186729
    XY
    Участник

    Обличительная риторика Курбского в его переписке с Иваном Грозным очень эффектна, что неудивительно: в своих письмах Курбский в огромном количестве использовал цитаты и аллюзии. Однако относиться к ней с полным доверием не стоит, поскольку «защитник малых мира сего», «поборник русского крестьянства» сам в своих методах взаимодействия с различными социальными группами никогда не выказывал демократизма и либерализма. Более того, ни в одном из своих произведений Курбский и словом не упоминает землепашцев, по той простой причине, что дела ему до них не было, а в переписке с Грозным он использовал сетования о их тяжелых судьбах только в качестве риторического приема.

    Из литовского периода жизни Курбского известно, что боярин не отличался мягкостью нравов и гуманизмом ни по отношению к ближним, ни по отношению к дальним. Своих соседей он нередко бил,отбирал у них земли, а купцов даже сажал в чаны с пиявками и вымогал у них деньги.[/quote]

    Чем-то нынешнюю Украину напомнило. Если Иван Грозный — это Янукович, то Курбский — Турчинов. Я бы посоветовал Иванам Грозным в лице Путина всё-таки хоть немного обратить внимания на тяжкую долю землепашцев, а то ведь какой Курбский малых сих могет пригласить на Майдан.

    #2186732

    Чем-то нынешнюю Украину напомнило. Если Иван Грозный — это Янукович, то Курбский — Турчинов. Я бы посоветовал Иванам Грозным в лице Путина всё-таки хоть немного обратить внимания на тяжкую долю землепашцев, а то ведь какой Курбский малых сих могет пригласить на Майдан.

    Сравнение Ивана Грозного с путиным считаю неккоректным. Более того , является плевком в адрес Русского народа :smile1:

    #2186735
    XY
    Участник

    Сравнение Ивана Грозного с путиным считаю неккоректным. Более того , является плевком в адрес Русского народа [/quote] Почему? Кто-то из них заботится о «малых мира сего»? И кто из них? Иван? Владимир?

    #2186742
    дядя Андрей
    Участник

    Одна поправочка:smile1: Первым Русским предателем не менее высокого ранга, при Иване Грозном, был князь Семён Ростовский.

    Можно ещё и Мстиславского вспомнить о котором Бичевская спела

    [quote quote=$$186732]
    [quote quote=$$"XY";186729]Чем-то нынешнюю Украину напомнило. Если Иван Грозный — это Янукович, то Курбский — Турчинов. Я бы посоветовал Иванам Грозным в лице Путина всё-таки хоть немного обратить внимания на тяжкую долю землепашцев, а то ведь какой Курбский малых сих могет пригласить на Майдан.

    Сравнение Ивана Грозного с путиным считаю неккоректным. Более того , является плевком в адрес Русского народа :smile1:[/quote]Почему? Кто-то из них заботится о «малых мира сего»? И кто из них? Иван? Владимир?[/quote]

    «XY» не уподобляйся разнообразным ладиславам. Тот просто человек малообразованный, поэтому пишет всякую чушь. Иван IV Васильевич Грозный один из величайших Русских Государей. Святой и Милосерднейший из правителей.

    #2186746
    XY
    Участник

    «XY» не уподобляйся разнообразным ладиславам. Тот просто человек малообразованный, поэтому пишет всякую чушь.Иван IV Васильевич Грозный один из величайших Русских Государей. Святой и Милосерднейший из правителей. [/quote]
    Дядя Андрей, не уподобляйтесь людям глупым и наивным, видящим в элите, по слепоте своей, милосердие к «малым мира сего». Кто ты для них? Раб и пушечное мясо. Расходный материал.

    #2186761
    дядя Андрей
    Участник

    Дядя Андрей, не уподобляйтесь людям глупым и наивным, видящим в элите, по слепоте своей, милосердие к «малым мира сего». Кто ты для них? Раб и пушечное мясо. Расходный материал.

    В какой «элите», ну о чём ты говоришь? Ивана IV Васильевича Грозного из всех Русских правителей по милосердию превзошла только Елизавета Петровна. Но, она, правда, вообще, ни одного смертног приговора просто не подписала. И давай, не уподобляйся разному наивняку, который слепо верит «свидетельствам» разнообразных отравителей джонов горсеев или тогдашних власовых андреев курбских. Про либеральствующих художников с натуры рисовавших, как Царь убивает своего сына, я уже промолчу.

    #2186798

    Можно ещё и Мстиславского вспомнить о котором Бичевская спела

    Можно, только фамилия Милославский мне по фильму «Иван Грозный меняет профессию» запомнилась:smile1: Там кстате я прикидывал события происходят примерно 1571года, и в Кремле о таком гражданине слыхать не слыхали. Этот род только при Алексее Михайловиче приблизился ко двору:smile1: Однако, нужно отдать должное Гайдаю, что был в то время Иван Милославский дьяк софийского собора в 1570 году во время новгородских репрессий был действительно казнён.:smile1:

    #2186801

    Почему? Кто-то из них заботится о «малых мира сего»? И кто из них? Иван? Владимир?

    Отвечу очень коротко. Пукин самозванец, фигура не самостоятельная, до судьбы России ему дела нет, тока бизнес, покровитель оллигархии. Иван Грозный фигура кардинально противоположная. Он как раз с родовитыми боярами и боролся ,так сказать занимался национализацией в пользу государства:smile1:
    Он и заботился , как вы говорите, о» малых мира сего». До него если ты талантлив к примеру в ратном деле , но рода худого дверь по служебной лестнице была закрыта наглухо. При нём была проведена реформа, которая стала действовать не только на бумаге , но и в жизни:smile1:

Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 14 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.