Главная Форумы Россия Русская история Легион "Вервольф"

Просмотр 10 сообщений - с 251 по 260 (из 260 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #2048505
    Аноним
    Гость

    Гы. Всё равно пить вредно. Я вот вообще не бухаю и ничё всё путём.

    Жить вообще вредно, а у меня работа нервная и форум…следующий сбор средств будет на качественный вискарь для модераторского состава :faceoff:

    #2048535
    дядя Андрей
    Участник

    Последнее время полюбляю делать сам и вино и чачу. Причем немного литров по 100 одного и другого. И в зиму кайфую….

    Мне сын привозил как-то чачу с Кубани. Немного граппу напоминает, но значительно лучше

    Гы. Всё равно пить вредно. Я вот вообще не бухаю и ничё всё путём.

    У меня такие периоды тоже бывают. В общем каких-то кардинальных изменений не чувствую. Но, так, знаешь, бывает:

    Жить вообще вредно, а у меня работа нервная и форум…следующий сбор средств будет на качественный вискарь для модераторского состава :faceoff:

    И для примкнувших к ним активистов :smeh:

    #2048613
    Корректор
    Участник

    #2048627
    Афоня
    Участник

    Дистилляцию спирта придумали арабы,потом кораном ввели запрет для себя. Интересный ход,да?

    #2048673
    Афоня
    Участник

    Джабир ибн Хайан (Гебер) — арабский Алхимик впервые описАл подробно дистилляцию спирта из виноградного вина. Но он писАл для профанов, то есть для нас

    Вот-вот коварное семитское племя. Кстати я видел не раз бухих арабов-свиньи обоссанные ещё те:smeh::smeh::smeh:

    #2048676
    Афоня
    Участник

    был ли реальный Гебер арабом.

    Сейчас об этом трудно говорить. А насчёт бухих арабов ,это чистая правда, пьют и валяются. Мы по малолетке спецом их поили , потом за пивнуху уводили и удары отрабатывали,забавно было 2 мин тело на асфальт не приземлялось:smeh::smeh::smeh:

    #2048679
    Афоня
    Участник

    Ну да. Ну так арабы ж)
    Гиперборецы, если судить по описаниям Геродота, выглядят еще теми бухариками, если не знать что скрывается за понятием Вино Дианы (и еще двадцадь названий, включая Сома — Расу и Мед Русичей). Обычно думают что Мед Русичей — вульгарная медовуха. Так вот, по моим исследованиям, там меда и близко не было:smeh: Нечто отдаленно напоминающее можно сделать из виноградного вина. По свидетельству спецов получается очень экономичное пойло. Штырит по высоким нотам, держит раз в пять больше обычного, а потом еще три дня тело легкое и петь хочется.:smeh:

    Ну не знаю. Я лично против пьянства в любой форме. Мозги плавятся после синьки. Не надо это людям вообще. Кстати охотники за гориллами и шимпанзе часто применяют пиво. Обезьяны полюбляют:smeh::smeh::smeh:

    #2048680
    дядя Андрей
    Участник

    Дистилляцию спирта придумали арабы,потом кораном ввели запрет для себя. Интересный ход,да?

    Алкоголь в исламе. Отношение мусульман к спиртному менялось на протяжении истории

    Если спросить совершенно ординарного человека-немусульманина, с чем у него ассоциируется такое понятие, как «ислам», почти наверняка сразу же после «терроризма» он назовет «сухой закон», » запрет на алкоголь». Действительно, ислам, пожалуй, единственная из мировых религий, где активно и громогласно провозглашается запрет на употребление алкоголя и других «дурманящих» веществ и продуктов.

    Общеизвестно, что подобные транквилизаторы сопровождают всю историю человечества и отношение к ним в вероучительных положениях и практике либо не обозначается, либо говорится о возможности умеренного употребления. Также еще более очевидно, что человеческой цивилизации вообще, и мусульманской в частности, до сих пор не удалось окончательно извести из жизни «зеленого змия». А это невольно вызывает вопрос, насколько силен запрет на алкоголь в исламе и насколько он соблюдался в истории этой религии.

    » Arabia felix — cчастливая Аравия». Так называли страну, которой суждено было стать колыбелью ислама до времен начала посланнической миссии пророка Мухаммада. На аравийском побережье существовали довольно развитые города-государства, а в центре полуострова жили полудикие бедуины-язычники, которые время от времени устраивали поэтические состязания, часто закапывали в землю новорожденных девочек и сильно пили. Думается, окажись современный человек среди доисламских арабов, первое, что он отметил бы, так это полное отсутствие у доисламских арабов хоть какой-то культура пития. Можно было бы даже сказать, что общество это в целом изрядно «злоупотребляет». Употребляли виноградное вино, а также некий продукт на основе местных фиников, про который один исследователь-исламовед в приватной беседе заметил, что он был крепостью 60 «градусов». Двадцать «градусов» была крепость собственно напитка, и еще на сорок «развозила» аравийская жара.

    Свою миссию пророк Мухаммад начал с проповеди веры в единого Бога. Все остальные положения мусульманской доктрины о дозволенном и запретном, в том числе и об алкоголе, сложились позднее, уже после переселения пророка из Мекки в Медину в 622 году.

    Вот основные антиалкогольные аяты Корана: «Они тебя о винах и азартных играх вопрошают. Скажи: в них грех большой, но есть для вас и польза, хоть больше в них греха чем пользы» (Коран, 2: 219, перевод смыслов В. Пороховой). «О вы, кто верует. Все, что пьянит (и травит) ум, азартные затеи, И камни (жертвенников, алтарей, и мест молений), и жребии на стрелах. Все это мерзость, что измыслил сатана. Так воздержитесь же от этих искушений, чтобы иметь вам счастье и успех» (Коран 5; 90). В новообразованной исламской общине преодоление пьянства пришло не сразу. Даже после принятия ислама, многие сподвижники пророка продолжали употреблять, и устраивать пиршества с алкоголем. Поэтому неприятие пьянства вводилось постепенно, сначала был ниспослан аят, в котором говорилось о грехе и «некоей пользе пьянства», затем аят, в котором верующие предупреждались от того, чтобы пьяными становиться на молитву (традиция гласит, что этот стих был ниспослан после того, как группа подвыпивших мусульман встала на молитву и перепутала ее слова, тем самым сделав молитву недействительной) и, наконец, было однозначно сказано, что алкоголь, наряду с азартными играми и гаданием, — деяния сатаны. Именно это положение Корана считается у мусульман основой для причисления алкоголя к категории «харам» — «запретное». Между тем, даже поверхностный анализ текстов этих аятов, приводит к мысли, что речь в них не идет об абсолютном запрете, но лишь содержится рекомендация «держаться подальше» для того, чтобы иметь успех в жизни и делах. Ведь «есть в этом некоторая польза…». Например, как повествует «Жизнеописание Пророка» Ибн Ишама, по одной из версий, будущий праведный халиф Умар познакомился с Мухаммадом следующим образом. Сильный физически и отличавшийся буйным нравом мекканец Умар ибн-Хаттаб, однажды вечером ощутил острую необходимость добавить… А винная лавка находилась недалеко от святилища Каабы, где в это время истово молился пророк. И молитва так подействовала на пришедшего за вином Умара, что он оставил все грешные помыслы и стал последователем нового пророка.

    В дополнение к вышесказанному можно отметить, что в суре Пчелы, имеется аят следующего содержания: «Из пальмовых плодов и виноградных лоз вы пищу добрую находите себе и опьяняющий напиток — здесь истино знамение для тех, кто разумеет» (Коран 16;67). В истории этот аят толковался по разному. Многие ортодоксальные богословы комментировали его в том смысле, что одни и те же дары природы могут быть как полезными человеку, так и наносить ему вред. Часть суфиев и либеральные толкователи объясняли содержание этого аята как возможность определенного послабления в употреблении алкоголя для духовно продвинутых личностей и просто тех, у кого голова всегда на месте.

    Содержащие однозначный запрет на алкоголь хадисы, появились уже в конце мединского периода, когда и власть Мухаммада, и исламская умма достаточно усилились и окрепли. Именно в Медине имел место акт введения «сухого закона», когда кожаные бурдюки с вином разрезались, а их содержимое выливалось на землю. В хадисах говорилось, что проклят будет не только сам пьяница, но также производящие и продающие алкоголь, что молитвы-намазы выпившего не будет приниматься Аллахом Всевышним в течение 40 дней с момента пития. Мухаммад, правда, предвидел, что со временем среди членов его общины появятся такие, которые объявят дозволенным винопитие. Для обозначения алкоголя, а в последнее время также наркотиков и других дурманящих средств, мусульманский шариат оперирует понятием «Хамр», производное от арабского корня «хаммара», означающего нечто вроде «покрывать пеленой, туманить». Имеется в виду, что подобные средства туманят разум. Однако в первые века ислама под «хамром» понимался прежде всего продукт брожения виноградного и иных фруктовых соков. Например, в первом по времени формирования мазхабе (богословско-правовая система) имама Абу Ханифы в эту категорию не попадало, например, пиво, хотя другие имамы-основатели мазхабов включили пиво в число опьяняющих средств. Кроме того, в 860 году выдающийся персидский врач ар-Рази получил путем перегонки спирт, также обладающий релаксирующе-опьяняющим эффектом, но он был уже обозначен как «аль-кохль» (алкоголь), что в переводе с арабского означает лекарство, или целебное средство.

    Строгого единства по этому вопросу нет и у современных богословов. Так известный шейх доктор Юсуф Кардави на основе принципа «что грех в большом, то грех и в малом» вывел фетву о запретности т.н. безалкогольного пива, мотивируя это тем, что в минимальных количествах алкоголь в нем все-таки есть. Но этот напиток свободно продается в ультраортодоксальных Саудовской Аравии и Иране.

    Известно, что в Турции, а также среди сирийцев и ливанцев всех исповеданий, распространена виноградная водка арак (ракия). Как утверждают предания, принесла ее в эти места армия мусульманского халифата.

    В принципе, такое строгое отношение к спиртному в среде аравийских арабов было исторически оправданным. В годы пророка Мухаммада употребление спиртного здесь приобрело масштабы социальной и психической патологии. А человеческая практика пока еще не знает иного метода борьбы с этой патологией, кроме как полное воздержание на достаточно длительный период, либо навсегда. И неважно каким путем это достигается — ниспосланием аята, кодированием, либо вшиванием «торпедо».

    Но вот во многих странах, куда распространялся ислам, употребление алкоголя было частью достаточно высокой религиозной культуры и религиозной практики. Речь, в первую очередь, идет о Персии, где вино с давних пор было составляющей зороастрийской культуры. Здесь существует красивое предание о том, что птица, некогда освобожденная из змеиной пасти, лучниками древнего зороастрийского царя Джамшида, в знак благодарности уронила перед ним на землю несколько семян, проросших впоследствии виноградной лозой. Царь очень любил сок из ягод винограда, но однажды сок этот показался ему несколько прокисшим, он отставил кувшин, и по-царски повелел отрубить принесшему сок рабу голову. В этот момент одна из придворных рабынь, страдавшая нестерпимыми головными болями, решила, что в кувшине яд, и это могло бы стать хорошим средством, для того, чтобы раз и навсегда покончить с мигренью. Рабыня выпила все содержимое кувшина, но не умерла, а лишь заснула. Проснувшись, она уже не почувствовала никакой боли.

    Так или иначе, но вино стало частью персидско-зорастрийской культуры. Оно пережило и эпоху ислама. Вино использовалось в некоторых суфийских тарикатах иранского и шиитского происхождения. Алкоголь употребляется последователями таких шиитских сект как алавиты и друзы. Члены суфийского ордена бекташи, существующего и поныне в Албании и Турции, употребляют красное вино в обрядовых целях. Имам Исмаил бен-Джафар, которого представители наиболее многочисленной ветви неортодоксальных шиитов-исмаилиты считают своим основателем, был в свое время лишен отцом, имамом Джафаром Сиддиком, наследства именно за распитие вина. Воспетое Омаром Хайямом и Хафизом вино было не только поэтическим образом, но и вполне конкретным напитком, со вкусом, цветом и запахом, активно вкушавшимся обоими авторами. Кстати, вкус этого вина, из специального сорта винограда, культивируемого на юго-западе Ирана, могут попробовать и наши современники, отыскав в многоцветье винных супермаркетов красное вино, на котором указан сорт винограда «sira», «shira» или «shiraz». Кстати, винные и кабацкие образы присутствуют и в недавно изданном поэтическом сборнике-диване покойного имама Хомейни. Но в этом случае можно полностью поручиться за то, что вино здесь лишь образ…

    Не всегда отличались трезвостью и представители суннитской части мусульманского мира. Так халифа Йазида традиция рисует как развратника и беспробудного пьяницу. Дядя прославленного полководца Салах-ад-Дина (Саладина) постоянно сдавал свои крепости одну за другой крестоносцам, и причина этих поражений была одна — постоянные запои этого незадачливого командующего гарнизонами. «Cухой закон» постоянно размачивался многими представителями элиты мусульманских стран средневековья и нового времени.

    Можно утверждать, что главным реальным историческим последствием введения в исламе запрета на алкоголь cтало исключение его потребления из сферы открытой публичности. И то сегодня он достаточно открыто употребляется в таких странах как Турция, Сирия, Иордания, Ливан — землях, правда, со значительным немусульманским населением. А в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран, где на публичное употребление алкоголя наложен суровый запрет, эта проблема отнюдь не снята из сферы сугубо приватной. Так злые языки поговаривали, что медицинские проблемы по этой части были у престарелого саудовского монарха, хранителя главных мусульманских святынь Фадха. Несколько лет назад в прессе промелькнули сообщения, что несколько человек в Мекке до смерти отравились суррогатами алколголя. А ведь это место, где немусульманин не может жить и появляться. В Иране алкоголь дозволен лишь для внутреннего потребления в зороастрийских и христианских общинах.

    Годы советской власти уровняли в правах мусульман нашей страны с представителями других религий, в том числе и в праве употреблять спиртные напитки. Ведь это только в советские годы появилась развитая винодельческая индустрия на преимущественно мусульманском Северном Кавказе. Хотя в некоторых районах здесь и правоверные старцы не отказываются от глотка-другого слабой домашней браги-бузы. Утверждается, что этот напиток не противоречит местным обычаям-адабам, а значит, может использоваться и наряду с мусульманскими обычаями.

    В специфическом отношении к употреблению алкоголя был многократно замечен председатель Цетрального духовного управления мусульман РФ шейх Талгат Таджуддин. Лет десять назад, во время открытия одной из новых мечетей, он разбил о ее стены бутылку шампанского и бутылку водки. Это засняли на видео и чья-то заботливая рука распространила кассету по посольствам арабских стран в Москве, что сказалось на поступлении финансовой и иной помощи из-за рубежа для структур ЦДУМ. Около двух лет назад на одном из совещаний в адиминистрации президента выпускник престижного университета аль-Азхар шейх уль-ислам Талгат-Сафи Таджуддин во всеуслышание заявил, что для решения проблем взаимоотношений между исламом и другими конфессиями представителям этих самых конфессий надо хлопнуть по рюмочке и все само образуется… Впрочем, об экстравагантном муфтии много чего еще говорят, в том числе и в связи с темой данной статьи.

    В общем, исламский запрет на алкоголь вовсе не такой уж абсолютный, и возник он в условиях очевидного злоупотребления аравийским обществом горячительными напитками. Полный отказ от спиртного означает здесь прежде всего определенную ступень на пути индивидуального духовного роста, что является делом благим для любой религии.

    ИСЛАМ и АЛКОГОЛЬ

    Широко известно, что в исламе существует как бы «сухой закон»: мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки. Этот запрет также имеет свою историю.

    Ислам и алкоголь – слова арабские. Но они, как и реалии, ими обозначаемые, находятся в состоянии известного антагонизма. Действительно, с одной стороны, мусульманская религия, налагающая вето на винопитие создана арабами, но, с другой стороны, и спирт-ректификат получен впервые тоже арабами. Химическую субстанцию, получившую название алкоголь, иначе – винный спирт, этиловый спирт, этанол (у этого зелья, «зелёного змия», много наименований) выделили в чистом виде арабские алхимики.

    Для мусульманина считается тяжким грехом не только употребление вина, но даже присутствие при пьяном застолье: возбраняется сидеть у достархана или за столом, где пьют вино, нельзя при этом есть или пить хотя бы воду и безалкогольные напитки.

    Шариат возводит «сухой закон» в один из основных принципов поведения правоверного мусульманина в быту. Один из хадисов гласит: «Вино – источник грехов. Тот, кто выпил вина, теряет разум. Он никого не уважает. Даже своих родных и близких, легко совершает дурные поступки. Дух веры и благочестия покидает его, дух мерзости и порочности вселяется в него. Его проклинает бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитвы не будут услышаны. В день Страшного суда лицо его будет чёрным, язык – свисать изо рта, слюна – течь на грудь….»

    Почему и как возник в исламе запрет на спиртное? Исторические факты довольно хорошо освещают происхождение этого запрета, его истинные причины и противоречивость отношения ислама к употреблению спиртных напитков.

    В те времена, когда Мухаммад только начинал свою проповедь новой религии, то есть примерно на рубеже 6 и 7 веков, арабам, населявшим тогда в основном внутренние районы Аравийского полуострова, было знакомо и производство и потребление вина. И «сухого закона» тогда у них не было. Об этом прямо свидетельствует Коран: «из плодов пальм и лоз вы берёте себе напиток пьянящий». Иными словами, арабы – современники пророка знали финиковое и виноградное вино и не знали запрета на их употребление. Больше того, в описаниях мусульманского рая, который согласно учению Мухаммада, будет наградой праведникам в их загробной жизни, вино присутствует как одна из своеобразных приманок. Вообще этот рай, как уже говорилось выше, живописуется Кораном в виде огромного вечно плодоносящего сада, полного всяческих земных благ, чувственных утех и вкусовых удовольствий. Гурии – прекрасные юные девы – ожидают там правоверного, лёжа «на зелёных подушках» в шатрах, стоящих по берегам четырёх рек – «реки из воды не портящейся», «реки из мёду очищенного», «реки из молока, вкус которого не меняется» и «реки из вина, приятного для пьющих». Это явное противоречие в исламе по отношению к вину заметил ещё Омар Хайям, сочинив по сему поводу ехидное четверостишие:

    Говорят, что в раю будут гурии, мёд и вино,

    Говорят, что все услады в раю нам вкусить суждено.

    Значит быть и сегодня с любимой и чашей не грех, —

    Ведь в итоге к тому же придём всё равно.

    Известен также такой факт из биографии Мухаммада: отец Хадиджи, его первой жены, был вначале против её брака с Мужаммадом. Чтобы добиться согласия на тот брак, Мухаммад напоил своего будущего тестя допьяна.

    Однако в проповедях посланника Аллаха имеется чётко выраженное негативное отношение к винопитию: «Вино… — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого». Это предписание, идущее вразрез с обещанием райской реки, полной вина, как своего рода божественного дара, появилось, видимо, позже, когда пьянство среди арабов, принявших в большинстве ислам, стало мешать выполнению ими религиозных обязанностей, в отношении чего пророк был исключительно строгим.

    Одна из основных обязанностей мусульманина – намаз, совершаемый пятикратно в течение суток. Он сопровождается целым ядом телодвижений, которые в своей строгой последовательности составляют так называемый ракат. В каждом ракате имеется поясной поклон, вставание на колени, поклон до земли, стоя на коленях, и простирание ниц. затем нужно встать и повторить всё сначала, так как молитва должна состоять по меньшей мере из двух ракатов (например, при утреннем намазе), трёх (при вечернем) и четырёх (при полуденном, послеполуденном и ночном). Праздничная и пятничная молитвы, совершаемые, как правило, в мечети, содержат ещё большее число ракатов. Ясно, что в состоянии опьянения в се эти телодвижения с их чётким и строгим порядком выполнять просто невозможно. Вместе с тем известно, что ещё при жизни Мухаммада многие жители Мекки и Медины так пристрастились к вину, что стали пренебрегать намазом, совершать его кое-как. Об этом косвенно говорится в Коране: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны!

    Пьянство мешало исполнять и другую, самую важную в период арабских завоеваний обязанность мусульманина – участие в джихаде, войне против немусульманских народов. Вот эти-то отступления от религиозного долга и вызвали гнев пророка, послужили основной причиной порицания им пьянства.

    Таким образом, в основе исламского требования воздерживаться от винопития лежала забота не о здоровье и нравственности верующих, как утверждают современные мусульманские богословы, а о строгом соблюдении правоверными молитвенной обрядности и их участии в джихаде.

    Ещё одна причина борьбы пророка за трезвость заключалась в следущем. Хотя арабы и были знакомы с вином – напитками «из плодов пальм и лоз», все же производство вина в Арарвии в больших масштабах не практиковалось: финики, выращиваемые в оазисах, шли прежде всего в пищу, виноград – на изготовление изюма. Кроме того, сама аравийская почва неблагоприятна дя виноградарства. Вино сюда ввозилось из Сирии, Палестины, Ирака; виноторговцами, поставлявшими спиртное племенам бедуинов, были христиане и иудеи. Стоило оно очень дорого. Арабы-кочевники нередко лишались имущества из-за пристрастия к вину, пропивая свои стада до последнего верблюда. Об этом немало горестных стихов в домусульманской арабской поэзии. Бедуинский поэт Тарава ибн аль-Абд был даже изгнан из племени за чрезмерные траты в винных лавках. Сам он так говорит об этом в своих стихах: «Я продолжал пить вино….изводить на него все богатства, что получил в наследство и приобрёл. Наконец, племя с презреньем отвергло меня: я был изгнан, как паршивый верблюд».И позже, в эпоху расцвета ислама при Аббасидах, известный арабский поэт 8 века Абу Нувас писал:

    Разбойник в пустыне грозил мне мечом, —

    Мне целая шайка была непочём.

    А виноторговец, так гостя ограбил,

    Что плёлся я к дому почти что ни в чём.

    Ислам – религия, которая, по учению Мухаммада, должна была заменить христианство и иудаизм, — рассматривал, естественно, приверженцев этих вероисповеданий как своих врагов. И вино, исходившее из рук религиозных противников ислама, представало в глазах сторонников Мухаммада как продукт нечистый, греховный, запретный. Негативное отношение мусульман к винопитию проистекало также из отрицания ими культовой практики иудаизма и христианства, где вино применяется в некоторых обрядах (в иудаизме употребление вина обязательно в некоторые религиозные праздники, например в пурим, а также по пятницам, после молитвы «кадуш»; в христианстве существует особый ритуал евхаристии – причащение красным вином, символизирующим «кровь Христову»).

    Особую тревогу из-за распространения пьянства среди арабов стали испытывать первые преемники Мухаммада – халифы, наследовавшие его светскую и духовную власть. К этому времени арабы под знаменем джихада завоевали многие страны Западной Азии и Северной Африки, где виноградарство и виноделие были очень развиты, и вино стало более доступным товаром. Уже второй халиф – Умар, при котором было завершено присоединение к Арабскому халифату Сирии, Ирака, Египта, части Ливии, некоторых провинций Ирана, вынужден был принять жёсткие меры для исключения пьянства: вино буквально косило ряды воинов ислама, основная масса которых состояла их бывших бедуинов, нестойких к искушениям «зелёного змия».

    В связи с этим возникает вопрос о возможности существования генетического иммунитета к алкоголизму, его наличии или отсутствии в определённых человеческих сообществах – популяциях, каким могут быт целые этносы. Известно, что в регионах традиционного виноделия, уходящего своими корнями в глубокую древность (например, в Закавказье, Южной Европе), патологическое пьянство распространено гораздо меньше, чем в тех странах, куда вино проникло исторически намного позднее. Видимо, в популяциях, которые с древних времён имели длительный опыт потребления вина, происходил естественный отбор: индивиды, склонные к чрезмерному увлечению спиртным, в ходе этого процесса как бы «выбраковывались», погибая сами или не оставляя полноценного потомства. Эта гипотеза подтверждается историческими фактами. Так, например, хорошо известно, что нарды, не знавшие вина, при встрече с ним часто оказывались бессильны противостоять его коварству, массами спиваясь, вырождались и гибли. Пожалуй, первыми эту трагедию пережили скифы, кочевники Евразии 1 тысячелетия до н. э. После контактов с греками, традиционными виноградарями и виноделами, у них сильно развилось пристрастие к вину, принявшее размеры повального пьянства. Об этом прямо пишет «отец истории» Геродот. Археологи также пришли к выводу, что уже в 4-3 веках до н. э. в степной Скифии греческие амфоры из-под вина (чаще всего разбитые) встречаются повсюду в гораздо больших количествах, чем прежде. Черепки амфор, содержащих вино, выпитое на тризне, находят почти во всех скифских погребениях, даже самых бедных. Греческие виноторговцы спаивали скифов, возможно, не только из чисто торговых интересов (прибыль от продажи вина была высокая), но и по политическим соображениям: чтобы ослабить своего некогда грозного противника. Сходная история повторялась позже с другими народами: европейские колонизаторы спаивали целые племена в Африке, при истреблении индейцев в Северной Америке самым мощным оружием янки оказалось виски, сильно пострадали от виноторговцев многие народы Сибири и Крайнего Севера, так называемые инородцы царской России.

    При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Почти все этнические общности, подвергшиеся особо разрушительному воздействию алкоголя, принадлежали к определённым хозяйственно-культурным типам и употребляли преимущественно животную пищу. Они были кочевниками скотоводами (например, скифы), основу питания которых составляет молоко и мясо, либо охотниками (индейцы Северной Америки, жители Крайнего Севера и Сибири), в рационе которых также преобладает животный белок.

    Наконец, биологические исследования последнего времени дали результаты, не противоречащие выводам, сделанным на историческом материале. Так, обследование народов и племён, у которых в силу их образа жизни преобладает белковая, мясо-молочная пища, выявило особый биопроцесс, характерный для их представителей, — частичное превращение в человеческом организме избыточных белков, главным образом протеинов, в недостающие углеводы. Оказалось также, что потребление этилового спирта разрушает этот отлаженный в течение веков и каждодневно стимулируемый механизм, так как систематический приём этанола принижает роль углеводов, используемых организмом обычно как источник энергии. По калорийности этанол превосходит углеводы почти вдвое, и человеческий организм при регулярном поступлении алкоголя перестраивается на более лёгкий способ получения энергетического сырья. Последнее же, в силу обратной связи, приводит ко всё более растущему пристрастию человека к вину. Не потому ли у представителей народностей определённого хозяйственно-культурного типа (кочевников, охотников) алкоголизм формировался гораздо быстрее и принимал угрожающие масштабы*. (* в последнее время выяснено также особо вредное воздействие на организм алкоголя, принимаемого вместе со свининой. Смертность от цирроза печени в разных странах, согласно статистике, прямо пропорциональна произведению количества ежегодно потребляемой свинины на соответствующее количество выпиваемого этанола пересчёте на душу населения. Свиное сало содержит много арахидоновой кислоты, которая в человеческом организме становится одним из компонентов простагландина. Это вещество в больших концентрациях способствует злокачественному перерождению клеток. Алкоголь же усиливает выработку простагландина из арахидоновой кислоты).

    Заканчивая экскурс в историю и биологию, следует подчеркнуть, что арабы, завоевавшие ряд стран с развитым виноделием, как раз и были по преимуществу кочевниками-скотоводами, слабо защищёнными в генетическом отношении от алкоголизма, и пристрастие к вину среди них приняло опасные формы. В этих условиях угроза, исходящая от «зелёного змия», была весьма реальной. Для борьбы с ней нужны были решительные меры. Вот почему шариат юридически узаконил запрет на потребление вина и ввёл уголовные наказания за его нарушения: по шариату, пьянство наказывается публичной поркой.

    Отношение ислама к алкоголю ещё более осложнилось после того, как арабские алхимики открыли, возможно, совершенно случайно, технологию производства этилового спирта в чистом виде. Алхимия возникла там в 3-4 веках нашей эры в Египте, задолго до появления там арабов. Само название «алхимия» (по-арабски «аль-кимйа») происходит от греческого слова «хэмия» (от хэо – лью, отливаю), к которому арабы добавили артикль «аль». Овладев греческим наследием в этой области (через египетских и сирийских учёных), арабы развили его дальше в технологическом отношении. Главным устремлением алхимиков были поиск «философского камня» для превращения обычных металлов в золото и серебро, отыскание эликсира долголетия, а также универсального растворителя. У арабов алхимия получила широкое распространение в 8-10 веках, в Багдадском халифате, откуда проникла в Европу. В попытках найти несуществующие субстанции алхимики совершили много непредвиденных открытий, разработали ряд приёмов лабораторной техники, в частности изобрели способ разделения жидких смесей на фракции путём испарения и конденсации образующихся паров, то есть способ дистилляции, а говоря попросту, сконструировали самогонный аппарат. При перегонке сброженных жидкостей, содержавших углеводы, и был получен спирт, алкоголь, по-арабски «аль-кухуль». Это произошло не ранее 8 века. До той поры человечество не знало спирта в более или менее чистом виде, а следовательно, и не водки и других крепких спиртных напитков (натуральные вина, если их не крепить искусственно добавлением спирта, обычно содержат не более 15% алкоголя).

    От лабораторных опытов до строительства первых винокурен прошёл какой-то срок, после чего началось производство крепких напитков для продажи. Эти напитки типа водки получили у арабов название «арак», что имеет первоначальное значение «пот», «испарина» (то есть «дистиллят», продукт перегонки»). И здесь возникло ещё одно непредвиденное противоречие в исламе в отношении употребления алкогольных напитков. В Коране запрет наложен только на вино («хамр» по-арабски), про арак там нет ни слова. Это и понятно: Коран составлен задолго до изобретения способа получать арак. В Коране говорится только о натуральных винах, производимых на основе простого брожения виноградного сока или настойки их фиников. Кстати, «хамр» — означает также «закваска», «дрожжи» (от глагола «хамара» — «сбраживать», «заквашивать»). Вот почему арак, а позже водка, коньяк, виски приобрели во многих мусульманских странах гораздо более широкое распространение, чем вино. Питьё арака, а не вина как бы открывало лазейку для любителей спиртного в обход коранического запрета. Араком в мусульманских странах называют не чистую, а анисовую водку крепостью 45 градусов. Пьют её, разбавляя водой, отчего она приобретает мутно-серую или молочно-белую окраску. Турки переиначили слово «арак» в «ракы», откуда происходит балканское название этого напитка – ракия. Наконец, следует отметить, что начиная с средних веков мусульманская элита, как правило, не придерживалась запрета на спиртное, оставляя его обязательным лишь для рядовых мусульман. В 8 веке для избранного круга создаётся даже особый жанр «застольной поэзии», воспевающей обильные возлияния. Создателем этого жанра считается Абу Нвас. О пьянстве исламской верхушки пишет в своей «Книге назидания» арабский автор 12 века Усама ибн Мункыз. Про ночные пьяные застоья султана Махмуда Газневи (998-1030) подробно рассказывает в своём сочинении «Сиясет-намэ» сельджукский везир Низам аль-Мульк. Один из турецких султанов-халифов – Селим II (156-1574) даже вошёл в историю под прозвищем Мест (Пьяница), ибо, кроме беспробудного пьянства, ничем другим не прославился. Таких примеров много.

    Отход от запрета на вино в мусульманских странах отмечали и европейские путешественники. Так А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года» пишет, что в столице Османской империи отошли от многих канонов ислама, в частности касающихся винопития. Он сочинил по этому поводу стихи, вложив их в уста янычарского поэта:

    Стамбул отрёкся от пророка;

    В нём правду древнего Востока

    Лукавый Запад омрачил.

    Стамбул для сладостей порока

    Мольбе и сабле изменил.

    Стамбул отвык от поту битвы

    И пьёт вино в часы молитвы…

    Но в то же время, говорится далее в стихотворении, в провинциальной Турции, в городе Арзруме (современный Эрзурум), по-прежнему чтят и исполняют заповеди пророка.

    …Но не таков Арзрум нагорный,

    Многодорожный наш Арзрум;

    Не спим мы в роскоши позорной,

    Не черплем чашей непокорной

    В вине разврат, огонь и шум.

    Постимся мы: струёю трезвой

    Святые воды нас поят;

    Толпой бестрепетной и резвой

    Джигиты наши в бой летят;

    Гаремы наши недоступны,

    Евнухи строги, неподкупны,

    И смирно жёны там сидят.

    В настоящее время запрет на вино строго соблюдается лишь в некоторых мусульманских странах, таких как, например, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Пакистан, где многие юридические нормы основаны на шариате и где за употребление, продажу или ввоз в страну спиртных напитков предусмотрены суровые уголовные наказания вплоть до смертной казни. В тех же странах, где процессы секуляризации и вестернизации зашли далеко (например, в Турции, Тунисе, Египте, Ираке), этот запрет юридически и практически не действует. Этому способствует в немалой степени обилие в городах ресторанов, кафе, бистро – заведений европейского типа с большим выбором алкогольных напитков от импортных коньяка, виски, водки до местных вин, арака и ракы. Однако и здесь потребление алкоголя на душу населения всё же незначительно по сравнению с европейскими странами. Так в Турции в 1983 году оно составило, в пересчёте на чистый спирт, 1,2 литра, тогда как в СССР в этом же году оно равнялось 6,1 литра, в США – 8,1 литра, во Франции – 13,1 литра.

    Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления, М. Политиздат, 1990г

    #2052659
    игорь пирожок
    Участник

    Извиняюсь что пропал. Были обстоятельства… Вот мой скайп — сегодня в любое время bo4arov19

    #2052680
    Афоня
    Участник

Просмотр 10 сообщений - с 251 по 260 (из 260 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.