Просмотр 7 сообщений - с 1 по 7 (из 7 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1229075
    Митич
    Участник

    (13.01.1831-12.11.1891),
    писатель, философ и социолог. Окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны служил военным врачом. С 1863 по 1873 — на дипломатической службе в Турции. В сер. 1870-х, дав обет в случае выздоровления после тяжелой болезни посвятить свою жизнь Богу, Леонтьев по нескольку месяцев живет в монастырях — на Афоне, в Николо-Угрешской обители под Москвой, в Мещовском монастыре св. Георгия, в Оптиной пустыни (близ Козельска). В последней он и поселился в марте 1887. В Оптиной пустыни 23 августа 1891 тяжело больной Леонтьев принял тайный постриг. 30 августа, чтобы быть ближе к медицинской помощи, перебрался в Сергиев Посад, где и скончался от воспаления легких.
    Основная идея миросозерцания Леонтьева — необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к смешению, к единообразию враждебно жизни и безбожно. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. Леонтьев открывает как бы предустановленную гармонию законов природы и законов эстетики, т. е. признает эстетический смысл природной жизни. Он считает, что идее развития в природе соответствует и основная мысль эстетики: единство в разнообразии, так называемая гармония, в сущности не только не исключающая борьбы и страданий, но даже требующая их. В прогресс, по мнению Леонтьева, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не благодушной, все ожидающей какой-то весны. В целом процесс развития мыслился им как постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление; постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности; постепенное усложнение элементов сословных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства, так что высшая точка развития есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством. Леонтьев хочет найти не только форму органического развития общества, но и форму его наибольшего совершенства и высшего цветения. Тема о судьбе культуры была поставлена им очень остро. Леонтьев предвидел возможный декаданс культуры, он многое сказал раньше Ницше, Гобино, Шпенглера. При столкновении эстетики с моралью Леонтьев отдает предпочтение эстетике. Он видел большую моральную высоту и правду в холодном объективизме, суровости, жестокости, чем в идее блага человечества. Чистое добро некрасиво, говорил он; чтобы была красота в жизни, необходимо и зло, необходим контраст тьмы и света. Европа стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию “либерально-эгалитарным прогрессом”. Противопоставить Европе она может только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Византийский культурный тип вполне определен: византизм в государстве значит Самодержавие, в религии — Православие, в нравственном мире — наклонность к разочарованию во всем земном, в счастии, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству. Таков культурно-исторический тип России, подлежащий охранению. Развивая учение Н. Я. Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России; ставил вопрос: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Но он верит в ее светлую будущность, хотя таковая и маловероятна. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска “Федеративной Европы”. Россия сильна не народными славянскими началами (славянство, по ошибочному мнению Леонтьева, термин без всякого культурного содержания, славянские народы жили и живут чужими началами; Леонтьев не верил и в народ), а византийскими.
    Ф.Р.
    Энциклопедический Словарь Русской Цивилизации

    Труды К. Н. Леонтьева
    Константин Николаевич Леонтьев, [13(25).I.1831 — 12(24).XI.1891],

    религиозный мыслитель, публицист, представитель консервативной ветви позднего славянофильства, один из предшественников евразийства начала XX в. Считая главной опасностью для России западный либерализм, доказывал необходимость возврата к «византизму»: сохранению принципов церковности, монархизма, сословной иерархии и т.п. Охранительное средство от революционных потрясений видел в союзе России со странами Востока.
    Его творчество проложило торную тропу от ранних славянофилов и Н.Я. Данилевского (1822-1885) к евразийцам начала XX в. Л. Н. Гумилёв считал Константина Николаевича своим учителем евразийства.

    Основной труд:

    «Восток, Россия и Славянство» http://gumilevica.kulichki.net/LKN/index.html

    http://leontiev.net.ru/

    http://rus-sky.com/forum/viewtopic.php?t=632&highlight=%D0%EE%E7%E0%ED%EE%E2

    Слава России!

    #2184591
    crusader-41
    Участник

    Леонтьев не был евразийцем и Гумилёв нам не учитель.

    #2189678
    Helga X.
    Участник

    Хорошая тема

    #2189922
    Норман
    Участник

    Пророчества К.Леонтьева удивительно точны. Его можно назвать геополитиком и футорологом, историком и философом, этнопсихологом.

    #2189934
    Афоня
    Участник

    Пророчества К.Леонтьева удивительно точны. Его можно назвать геополитиком и футорологом, историком и философом, этнопсихологом.

    Жаль что он тебя определить не сможет, впрочем ты уже сам обозначился.

    #2190505
    Ярослав
    Участник

    Философ Василий Розанов (+1919 г.) считал себя продолжателем (последователем) К.Леонтьева.

    #2192063
    Ярослав
    Участник

    Ещё на закате совет. эпохи в 1990 году в Ленинграде была выпущена книга Королькова «Пророчества Константина Леонтьева». Очень полезная книга.

Просмотр 7 сообщений - с 1 по 7 (из 7 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.