НЕИЗВЕСТНЫЙ КАВКАЗ: славяне, христианство, ислам.

Главная Форумы Россия Русская история НЕИЗВЕСТНЫЙ КАВКАЗ: славяне, христианство, ислам.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #1224556
    Аноним
    Гость

    фото С.Н. Савенко

    Еженедельник «Ставропольский Репортер» опубликовал очередной материал, посвященный истории кавказских славян в древности и средние века. Перед нами открываются малоизвестные страницы истории наших предков: легендарные анты, кавказские походы Святослава Великого, уникальное кавказское государство князя Мстислава, распространение христианства и ислама. Профессиональный русский историк излагает материал вполне доступно, четко и без лишних эмоций.

    «НЕИЗВЕСТНЫЙ КАВКАЗ: СЛАВЯНЕ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ»

    «Мы продолжаем публикацию материалов, связанных с историей Кавказа. Начиная с первых веков христианской эры, славяне играли важную роль в военно-политической и культурной жизни нашего региона. Об этих малоизвестных страницах истории в беседе с корреспондентом «Ставропольского репортера» рассказал кандидат исторических наук, директор пятигорского краеведческого музея, специалист по древней и средневековой истории С.Н.Савенко (на фото).»

    Анты, гунны, готы

    -Сергей Николаевич, существуют ли летописные свидетельства подтверждающие проживание славян на территории Кавказа и если существуют, то когда они появились?

    Такие свидетельства действительно существуют. Например, в «Повести временных лет» отражены события, связанные с пребыванием славян на Кавказе, по крайней мере, с Х века. Что касается более ранних периодов, то византийским авторам славяне были известны с конца Vв. под именем «склавины». А еще раньше – в первые века новой эры – они писали о племенах антов, которых современные историки считают одной из групп славянских племен. Анты населяли нижнее течение Дона, а так же Приазовье и, возможно, северо-западный Кавказ.

    Следует заметить, что существует и другая версия происхождения антов, берущая начало из легендарной устной традиции адыгских народов Северо-Западного Кавказа. Еще в 30-40-х гг. ХIХв. она развивалась кабардинским просветителем Ш.Ногмовым, который утверждал, что анты – одно из древних названий адыгов – народа, который в частности проживал и на Ставрополье, на территории Кавказских Минеральных Вод. Кстати, здесь находится одно из самых известных древних городищ — называемая Рим-гора, расположенная в районе г.Учкекен.
    На мой взгляд, анты – одна из славянских общностей, формировавшихся в контактной зоне, воспринимая элементы тех культур, с которыми славяне соприкасались и поддерживали контакты.

    -Сыграли ли анты заметную роль в истории?

    Вторая половина IV века характеризуется массовым военизированным продвижением с востока гуннов — в основной своей массе тюркоязычных кочевых племен. Это была эпоха великого переселения народов. Известно, что движение гуннов, докатилось и до Северного Кавказа, население которого сильно пострадало от их вторжения. К этому времени относятся первые летописные упоминания о славянских князьях, выступивших против гуннов. Многие из них пали в этой борьбе.

    Вскоре антам пришлось вступить в военное противостояние с германскими племенами готов, переселение которых происходило из современной Прибалтики на юг – в Причерноморье, Крым и на Северный Кавказ, где присутствие готов так же отмечено. Все это отразилось на раннем фольклоре славян, который связан с противостоянием кочевым общностям. В частности, к IV веку относится легендарная фольклорная традиция, связанная с именем антского князя Буса Белояра.

    Князь-воин и его потомки на Кавказе

    -Как складывалась история славян на Кавказе в следующие столетия?

    Я убежден, что основное время расселения славян в направлении Северного Кавказа приходится на VIII – IX века. О следующем столетии вообще никаких сомнений быть не может: в Х веке здесь присутствуют уже собственно русы. Они находились в союзнических отношениях с аланами, которые вместе со славянами неоднократно участвовали в закавказских походах на Каспий.

    Если говорить о знаменитых походах Святослава, то итогом одного из них – в 965г. – стало падение Хазарского каганата. После его разгрома, Святослав, согласно русским летописям, победил ясов и касогов. Кто такие летописные «ясы и касоги»? Ясы – это древнерусское наименование алан, касоги – племена, этнически связанные с адыгами, населявшие Северо-Западный Кавказ. Фактически Святослав прошел по всей территории Кавказа, чему имеются и археологические свидетельства.

    -Что побудило Святослава совершить военный поход на прежних союзников славян — ясов и касогов?

    Побежденные Святославом аланы ранее выступали временным и вынужденным союзником Хазарии, распространившей свою власть на центральные районы Северного Кавказа еще в конце VIIв. Вместе с хазарами аланы участвовали в войнах с арабами, которые начали активно распространять ислам, используя в качестве плацдарма территорию Закавказья. Кстати, славяне так же выступали союзниками хазар в борьбе с арабскими завоевателями. Многие местные жители в то время были настроены отрицательно по отношению к исламу: в Дагестане неоднократно вспыхивали народные волнения против распространения там мусульманства.

    Ислам сумел закрепиться исключительно на небольшой территории прикаспийского Дагестана. Но широкого распространения получить не смог в силу довольно мощного сопротивления. Народы Кавказа предпочитали сохранять свои традиционные верования, которые мы сегодня называем языческими. Кроме того существовали и различные формы христианства, получившие распространение на Северо-Восточном Кавказе.

    Подчеркнем, что история знает всего три случая, когда арабская экспансия была успешно остановлена: в Индии, Испании, и у нас, на Северном Кавказе. Таким образом, в описываемую эпоху исламский мир был вынужден ограничиться на Кавказе территорией Дербента и прикаспийского Дагестана.

    -Что представляли собой земли кавказских славян после походов Святослава?

    В Х-ХI веках славяне продолжают активно проявлять себя на Кавказе. В результате их активности здесь возникает город-государство Тьмутаракань. Состав его населения был очень сложен: это и хазары, и адыги. Но славянскими были княжеская линия, дружина, а также значительный процент населения. Тьмутаракань просуществовала на Северо-Западном Кавказе почти 100 лет. Достоверно известно, что часть Ставропольского края, в частности северо-западные районы Ставрополья, входили в сферу влияния ее правителей.

    Из летописей нам известны имена тьмутараканских князей. Так, в ХI веке фактическим соправителем киевского князя Ярослава Мудрого стал его брат Мстислав Великий, княживший в Тьмутаракани. Киевскому князю пришлось фактически разделить державу, и Тьмутаракань стала одним из центров русских земель. После смерти Мстислава эта территория снова вернулась под власть Киева.

    Упоминания связи славян с Северным Кавказом в русских источниках прекращаются в середине ХI века. Это связано, прежде всего, с появлением нового серьезного противника – половцев. Предшествующее же столетие можно смело назвать временем наиболее активного участия русов в истории Северного Кавказа.

    Кавказские христиане в древности

    -Как проходило распространение христианства на территории Северного Кавказа?

    Первые признаки присутствия христианства на Кавказе относятся к IV веку, когда христиане появляются в греческих колониях Причерноморья, Крыму, в той же Тамани. Существуют сведения, касающиеся святых Кирилла и Мефодия, посетивших в ходе своей миссии (858-861гг.) хазарский город Семендер, географически связанный с Дагестаном и Северо-Восточной Чечней. Существуют упоминания о христианах, проживавших здесь уже в то время.

    Одним из центров раннего христианства на Кавказе была Кавказская Албания, располагавшаяся на территории современного Азербайджана и части южного Дагестана. По степени активности албанские церковные иерархи не уступали армянским. Именно албанские христиане вели проповедь на землях Дагестана. Известно, что в IV веке в Дербенте существовала христианская церковь.

    Что касается аланов, то распространение христианства в их среде начинается с VII века. В это время в Алании уже существует христианский монастырь. В аланских катакомбных захоронениях мы находим изображения креста византийского типа. Но все это отдельные факты. Государственным же актом считается крещение Алании при константинопольском патриархе Николае Мистике в 915-916гг, то есть за 70 лет до крещения Руси.

    -Раз речь зашла об аланах, уместно будет упомянуть об одном из самых интересных и загадочных мест на Северном Кавказе — древнем городе Кяфар.

    Культура Кяфара – это, несомненно, аланская культура. Он находится примерно в 15 км. от нижнего Архыза, в соседнем ущелье. Есть версия, что Архызское городище было некогда одним из центров Алании, где доминировала христианская культурная составляющая. Вероятно, после принятия аланами христианства, здесь мог располагаться центр аланской митрополии. Кяфар же, возможно, был городом-спутником Архыза, но в нем практически не отмечено следов христианского присутствия. Это свидетельствует о том, что его население было светским и исповедовало, преимущественно, традиционные верования.

    Ислам на Кавказе: мифы и история

    -Мы уже неоднократно затрагивали вопросы, связанные с распространением ислама среди народов Кавказа. Этот процесс проходил довольно сложно. Известно, что еще в ХVIII веке многие горцы сохраняли языческие традиции. Так ли это?

    На территории Дагестана ислам существовал довольно долгое время. Здесь его влияние ощущалось уже в Х веке. Позже существенную роль в укреплении ислама стала играть Персия. Активное распространение мусульманской религии в центральных районах Северного Кавказа начинается только в 16 веке. Главным источником ее распространения являлось Крымское ханство. Таким образом, ислам распространялся на Кавказе двумя путями: через Дагестан (влияние Ирана) – в более ранний период, а позже — через Крым, который, в свою очередь находился под влиянием Турции.

    В других районах Кавказа процесс исламизации шел значительно медленнее, чем в Дагестане. Европейские и российские путешественники и ученые второй половины 18 века неоднократно подчеркивали крайне незначительное его распространение. Местное население придерживалось, в основном, традиционных языческих верований. Отмечали факты присутствия христианства не только у осетин, но также у ингушей, балкарцев, кистинов, жителей Аргунского ущелья.
    Ислам же был распространен, главным образом, среди горской знати, для которой важную роль играли дипломатические контакты с Крымским ханством. На эти особенности религиозной жизни кавказских горцев в 18 веке обратили внимание И.Гербер, Штедер, оставивший нам зарисовки христианского храма в Ингушетии, затем И.А.Гюльденштедт, П.С.Паллас, Г.Ю.Клапрот и многие другие.

    Резкая активизация процесса распространения ислама среди кавказских народов была связана непосредственно с Кавказской войной, когда он был выдвинут в качестве религиозной идеологии антироссийского сопротивления. Ислам стал знаменем шейха Мансура, затем – кавказских имамов и их окружения, выполняя, таким образом, политическую миссию объединения горских сообществ. Поэтому представители многих народностей, еще в конце 18 века придерживавшиеся традиционных верований, либо сохранявшие элементы христианства, в 19 веке стали мусульманами. Так что ситуация с распространением ислама в горах Кавказа на самом деле была далеко не столь однозначной, как сегодня принято считать…

    Ростислав ВОЛЬФ
    (опубликовано с незначительными сокращениями в еженедельнике «Ставропольский Репортер» №3 (161) от 22 января 2012г.)

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.