Главная › Форумы › Россия › Русская история › Первый Помазанник Божий на русском престоле
- В этой теме 8 ответов, 6 участников, последнее обновление 9 лет назад сделано Ярослав.
-
АвторСообщения
-
29.01.2015 в 09:06 #1229400СоратникУчастник
В 1547 году состоялсячин венчания на Царство Иоанна Грозного. Будучи неполных семнадцати лет от роду, Великий Князь Иоанн IV Васильевич решил по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владимира Всеволодовича Мономаха венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария. Венчание произошло утром 16 января 1547 года. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал именоваться Царем.
[ATTACH]1476[/ATTACH]В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иоасаф соборной грамотой 1561 года, подписанной 36 греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владимира на Царство».Церковное Таинство Миропомазания открыло юному Монарху глубину мистической связи Царя с народом и неразрывную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это сознание руководило с того момента и до самой кончины всеми его личными поступками и государственными начинаниями.
Чтобы понять впечатление, произведенное на Царя помазанием его на Царство, надо несколько слов сказать о происхождении и смысле чина коронации.
Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV века, со времени Императора Феодосия Великого. Божественное происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских Императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфи-рогенит (913–959) пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским Царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы».
Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.
Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так – «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя».
Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем».
Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя.
Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина венчания Иоанна IV не оставляют сомнений: он стал первым русским Государем, при венчании которого на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.
Помазание Царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных Царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и Царством. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».
Над каждым верующим это Таинство совершается лишь единожды – сразу после Крещения. Начиная с Грозного, русский Царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это Таинство дважды, свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского служения.
http://3rm.info/publications/54468-pervyy-pomazannik-bozhiy-na-russkom-prestole.html
11.02.2015 в 08:27 #2193918НорманУчастникС точки зрения христиан, первый помазанник на русском троне — царь Владимир 1 Креститель.
11.02.2015 в 11:43 #2193937АфоняУчастникС точки зрения христиан, первый помазанник на русском троне — царь Владимир 1 Креститель.
Не, мимо
11.02.2015 в 15:04 #2193950дядя АндрейУчастникС точки зрения христиан, первый помазанник на русском троне — царь Владимир 1 Креститель.
Владимир I Святославович, вообще, не царь. Он был Киевским князем (даже не Великим).
11.02.2015 в 15:36 #2193954Сергей_Ка.УчастникВладимир I Святославович, вообще, не царь. Он был Киевским 1князем (даже не Великим).
Действительно. Тонкий момент. Ведь тогда в каждом крупном городе свой князь был, которому другой князь не указ был. И действительно Владимир был «не великий». Не более более чем «первый среди равных». И если Киев он мог директивно в Днепр загнать, то тому же Смоленску или Ростову это было «по барабану» — «друг им Киевский князь или не друг.
11.02.2015 в 15:40 #2193957АфоняУчастникВладимир I Святославович, вообще, не царь. Он был Киевским князем (даже не Великим).
Приемственность началась кажись с женитьбы Ивана 3 на Софье Палеолог.Софи́я Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня (греч. Ζωή Σοφία Παλαιολογίνα, ок. 1455— 7 апреля 1503), великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов.
11.02.2015 в 15:40 #2193958дядя АндрейУчастникДействительно. Тонкий момент. Ведь тогда в каждом крупном городе свой князь был, которому другой князь не указ был. И действительно Владимир был «не великий». Не более более чем «первый среди равных».
Даже не «первый среди равных». «Робичич». Сын рабыни. Если бы не его «дядя» Добрыня, был бы в ж:003:е
15.02.2015 в 08:59 #2194540ЯрославУчастникВладимир I Святославович, вообще, не царь. Он был Киевским князем (даже не Великим).
Очень странно такое читать.
В «Слове о Законе и Благодати» митрополита всея Руси Илариона, жившего в серед. 11-го века, названы КАГАНАМИ (императорами) и царь Владимир 1 и царь Ярослав 1. Киевский император (базилевс, царь, каган и великий князь) Владимир 1 Святославич был женат на византийской принцессе Анне (которая на Руси носила титул ЦАРИЦЫ) и был сюзереном Великих Князей (Королей) 13 славянских народов.
Подробнее : есть отдельная тема:
http://forum.velikoross.org/showthread.php?t=735515.03.2015 в 08:12 #2196354ЯрославУчастникКроме того, киевский Царь Владимир 1 выпускал золотые и серебряные монеты (златники и серебреники), захватил у греков Тавриду (потом вернул им в качестве выкупа-вена за царевну Анну)… Какой «князёк» или «племенной вождь» на это способен?
.
-
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.