Главная Форумы Россия Русская история «Песни Царской России, плененные большевиками»

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #1229040
    дядя Андрей
    Участник

    «Песни Царской России, плененные большевиками»

    Валерий Шамбаров, Вячеслав Марченко, Русская народная линия

    Беседа с автором книги …

    «Там, вдали, за рекой, загорались огни», «По морям, по волнам», «Смело мы в бой пойдем»… Эти и многие другие песни, хорошо знакомые каждому с детства, не всегда были такими, какими они на протяжении десятилетий звучали в радиоэфире, с эстрадных подмостков, кино- и телеэкранов. Родословная многих из них поистине удивительна. Оказывается, их судьбы таят немало неожиданных превращений.

    Предлагаем вниманию читателей текст беседы Вячеслава Марченко с историком, писателем Валерием Шамбаровым, автором книги «Песни Царской России, плененные большевиками», вышедшей в «Русском Издательском Центре имени святого Василия Великого».

    Валерий Евгеньевич, получается так, что так называемые советские шлягеры закрыли от нас на целые десятилетия великую историю, великую культуры Царской России.

    Да, они не только закрыли, они и базировались на этой культуре, потому что шедевры никогда не рождаются на пустом месте, у них всегда должна быть какая-то почва, а такой благодатной почвой для рождения шедевров была культура нашей великой Российской Империи, которая создавалась веками, создавалась тысячелетиями, создавалась на великом православном фундаменте, отнюдь не из воздуха, не из пустоты. Сама картина великой Империи оказалась искажена, во многом искажена, здесь наложилось несколько потоков дезинформации. Один поток — большевиков, им надо было изобразить Российскую Империю отсталой, совершенно забитой и т.д. Другой поток — это пропаганда западных противников, потому что Российская Империя была их конкурентом всегда, во все времена, а в преддверии Октябрьского переворота это прослеживалось особенно. Россия выходила на первые места в мире по многим показателям: промышленность развивалась стремительно, стремительнейший подъем производства со времен Александра II, в эпоху Александра III и Государя Императора святого страстотерпца Николая Александровича. Россия вышла на одно из первых мест в мире по объему выпускаемой промышленной продукции, строились промышленные гиганты: Обуховский, Путиловский, Русско-Балтийский заводы, промышленные заводы, текстильные центры в Подмосковье, Лодзи и т.д.

    Сейчас у нас китайским ширпотребом все завалено, а в то время Россия завалила Китай своей текстильной продукцией и вытеснила оттуда таких конкурентов, как англичане, внедрилась даже в Индию и т.д.

    Сельское хозяйство не отставало, тогда производство было очень динамичным, развитым. Сельское хозяйство не отставало, потому что Россия за экспорт сливочного масла получала больше прибыли, чем на экспорт золота за рубеж. Европа кушала в основном русские продукты, это мы сейчас берем неизвестно чьи продукты, а в то время все Европа питалась русским зерном, русским мясом и т.д.

    А вот по темпам развития Россия вообще занимала первое место в мире, опережая даже Соединенные Штаты Америки, которые в то время тоже развивались стремительно. И вот на фоне этого естественно развивалась великая культура, сам русский народ умножался. По подсчетам Менделеева, к концу XX века Россия должна была достигнуть 600 миллионов человек, прирост населения тогда был колоссальным, потому что этому соответствовала материальная база, — люди могли прокормить большую семью, и культурная составляющая тоже.

    То, что русские были безграмотны, — миф. Те же крестьянские детишки ходили в церковно-приходские школы, а они имелись при каждом храме. 30% детей получали среднее образование, готовился к принятию закон об обязательном начальном образовании — это один из первых шагов в тогдашнем мире, в тогдашней Европе. Все это сопровождалось колоссальным взлетом культуры — его называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век выразился не только в поэзии, но и в театре, музыке, литературе. В то время в Европе, в Америке издавались русские романы, на гастроли туда приезжали русские певцы. Ну и что касается песни — народ не мог жить без песни, она звучала везде, и за работой, и в армии, и в домах (создавались домашние ансамбли), и на фабриках, на заводах, (создавались ансамбли фабричных рабочих), очень известные старообрядческие ансамбли Морозовых, создавались и другие. Эта культура как раз стала основой, на которой родилась советская культура.

    Россия переживала славные годы Царствования Государя Николая, подъем культуры, промышленности, образования, но была втянута в мировую войну, и кажется уже была близка победа, близка, но ее не было.

    Да, чтобы не было победы, приложили руку не только противники России, но приложили руку и очень крепко приложили союзники России. Союзники России — это Англия, Франция и уже как потенциальный союзник — Соединенные Штаты Америки. Россия была втянута в эту войну, ее действительно опутывали, вводили в союз, и она воевала неплохо.

    Да, в то время Германия рвалась к мировому господству, причем во многом она предваряла все установки, которые потом прозвучат в нацистской Германии, о превосходстве германской расы, о борьбе германцев против славян и т.д. Насчет России строились планы если еще не уничтожения, но отчленения — загнать ее в рамки допетровской Руси, отчленить от нее Кавказ, Украину и т.д. Т.е. планы были достаточно агрессивные, но союзники России оказались ненадежными, хотя воевала Россия храбро, одерживала победы, в 1914-м году она спасла Францию, хотя опять же, история Первой мировой войны казалось оболганной и противниками, и союзниками, и теми же революционерами.

    Нам говорили только о поражениях, как, например, о поражении Самсонова: она пятится, какая Россия отсталая! Хотя в это же время, когда были поражения Самсонова тут же рядом — победа Павла Карловича Ренненкампфа при Гумбиннене, прорыв русских в Галицию. Германия, не дойдя до Парижа, вынуждена была снимать свои корпуса поворачивать на восточный фронт. Разгромили Турцию в пух и прах, и вот в этой обстановке да, у России были свои слабые моменты, но вот каким-то образом втираясь в доверие военного министерства, за спиной Государя Императора плели интриги, военное министерство убедили, может, и не без взяток убедили, что свою промышленную базу модернизировать не надо. А во время войны все страны начали совершенствовать свои промышленные базы. Дескать, в Англии есть хорошая промышленная база, давайте дешево и выгодно купим оружие там. Военное министерство сказало: «Да почему бы и нет! Это выгодно, заплатим деньги и получим». Отгрузка должна была быть в марте 1915 года, с заводов Армстронг и Викерс. Англичане должны были поставить снаряды, орудия, винтовки. Заказ был принят, но не выполнен, русских не сочли за нужное поставить в известность, что заказ не выполнен, контракт был фактически провален. Результатом провала стал снарядный голод, винтовочный голод и великое отступление. Тем не менее, даже с такими трудностями Россия справилась сама без помощи союзников.

    Вы говорите о внешних трудностях, но были и внутренние — внутренние враги. Государь писал: «Кругом измена и трусость, и обман». И вот в 1917 году Россия была лишена Богодарованной власти. Пришли незаконные, пришли самозванцы.

    Но здесь можно вот что сказать: Россия была на таком взлете. Этот взлет обеспечил неустойчивое состояние, и Россия была действительно серьезно больна. Заражена западничеством, ей внушали мысли неверия, атеизма, республиканства, причем внушали модели. Кстати, позже очень многие офицеры и интеллигенция были наказаны, именно наказаны своим собственным желанием. Хотели жить, как на Западе, и очутились на Западе, в роли беженцев, в роли гастарбайтеров, именно наказаны собственными желаниями. Но ведь в 17-м году все говорили: «Да, вот мы сейчас свергнем монархию»! Когда заговор начал раскручиваться и реализовываться, его поддержали его многие. Все были убеждены, что сейчас без Царя будет нам лучше, но этим воспользовались сперва заговорщики, правые заговорщики во главе со Львовым, потом следом были выпущены более радикальные заговорщики с Керенским, потом более радикальные заговорщики во главе с Лениным и Троцким.

    Мы говорим сегодня о песнях, и все это совершалось под песню «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» А что следовало «затем»?

    Затем ничего не получалось, потому что тогда началось разрушение до основания. Сперва предполагалось создавать нечто новое, что уже вроде даже не Россия.

    Так ведь несложно. Ленин, их вождь, говорил: «Кухарка может управлять государством».

    Да, то есть это казалось несложно. Взять перевернуть, то есть тот же аппарат управления перенаправить, перенацелить, но потом, когда взялись за дело, оказалось, что не так все и просто. Потому что то же самое государство, которым кухарка должна была управлять, там конечно были не кухарки, их бы не подпустили, но уж кому управлять-то нашлось. Но когда они ухватились за рычаги власти, то эти рычаги не работали, они сами же развалили эти рычаги. Когда начали создавать уродливую новую культуру. Заставили всю Москву тогда деревянными памятниками Стеньке Разину, скульптурами Конёнкова, когда он, простите, в сатанизм вдался; старые памятники посносили; названия, города менялись, государство менялось. Русский народ подразумевался как охапка хвороста, который должен только сгореть для разжигания мировой революции, — вот его участь. Преемственность между прежней Россией категорически отвергалась, до 17-го года прежней истории не было.

    При этом новая власть жила на Царских запасах — это и материальные, и культурные. Однако русский народ не оценивался как носитель этой культуры. Мы говорим сегодня больше о культуре. Давайте перейдем к песне, музыке. Уже появились такие поэты, как Демьян Бедный, который русский народ воспринимал как что-то такое отсталое, непонятное.

    Вот именно появились такие поэты-песенники, которые специально сочиняли агитки, они представляли русский народ, русского мужика настолько примитивным, настолько тупым, что вот то, что они сочиняли, среди русских мужиков абсолютно не приживалось — это было мертвым, мертворожденным. Но они тут же схватились, то есть те же запасы, без запасов оказалось нельзя — те же шинели, те же шапки-богатырки, которые Государь Император заготовил — переодеть русскую армию в 17-м году. Специально Васнецов делал эскизы формы, как бы к старорусскому стилю приблизить: шапки, как у богатырей — остроконечные; шинели с «разговорами» красными, как стрелецкие кафтаны, все это переделалось в красноармейскую форму, уже это стали «буденовки» и т.д.

    Точно так же стала перелицовываться культура. Стали приспосабливать, что такое популярное можно взять, причем очень быстро и в годы гражданской войны, и даже после, это превратилось в общепринятое и общепризнанное. И плагиатом это не называлось. «Буржуазную культуру тоже надо использовать», — сказал ленин, потом подумал, сперва надо разрушать, а потом подумал и сказал, что нужно использовать.

    А в песне «Мы смело в бой пойдем за власть советов и, как один, умрем в борьбе за это…»

    Если мы «копнем» историю, то увидим, что это казачья песня, которая родилась в годы Первой мировой войны. В этой песне есть слова «Слышали, деды, война началася, бросай свое дело — в поход снаряжайся». Как видите, песня, здесь она логична, но оказалось — достаточно небольшой переделки, хотя переделки были местами совсем нелогичными, то есть допустим в старом варианте в припеве «Смело мы в бой пойдем за Русь Святую и за нее прольем кровь молодую» — это жертвенность, патриотизм, порыв героический. Но «Смело мы в бой пойдем за власть советов и, как, один умрем в борьбе за это», тут, простите, до логики далеко, но это как бы коллективное самоубийство… Но ничего, сходил и такой вариант, музыка уже действовала на сознание, то есть для целей большевиков — маршировать — годилась, то есть такая песня тоже оказалось подходящей.

    То есть одни шли за Русь Святую, как один, пролить кровь молодую, а другие шли на смерть за власть советов, в смерть, в вечную погибель. Там мученичество, святость, здесь — новая идеология погибель души, погибель русская. По своим сотоварищам, погибшим революционерам, запели «вы жертвою пали в борьбе роковой».

    «Вы жертвою пали в бою роковом…» — эта песня более старая. Многие песни революционеров берут свое начало из песен, которые уже существовали. И первой стала «Вы жертвою пали в бою роковом» — это переделка, а ранее существовавшая песня на память английского генерала сэра Джона Мура «Не бил в барабан перед смутным полком». Сначала она звучала в виде романса.

    Известная и знакомая нам с детства песня «Там вдали за рекой загорались огни…»

    Да, это известный пример, песня трогательная, она родилась в годы Русско-японской войны, после рейда русской конницы на реке Ляохэ в тыл японской армии. Отчасти он был удачным, отчасти задачу не выполнил, в этом рейде мы понесли значительные потери, и родилась такая песня об этом. У казаков фольклор складывался веками, хорошая песня об одном каком-то бое, об одном каком-то событии, она могла потом жить веками, передаваться… Это как естественный отбор: плохая песня отомрет, а хорошая живет. Эта песня понравилась, она жила. Благодаря этой песне помнили о том событии, дети могли знать о рейде на Ляохэ. А потом грянула мировая война, грянула гражданская, ее тоже где-то пели, вспоминали. В свое время ее услышал молодой комсомолец чекист Кооль, по национальности эстонец, он служил при ЧК. Бежал от отца в Новгородской губернии, а отец у него был мелким арендатором. Чтобы «выдвинуться» при советской власти, он отрекся от отца, объявил его кулаком, «отирался» при ЧК, потом пошел по комсомольской работе, увлекался литературой, в местных газетенках печатался под псевдонимом Колька-лекарь, и вдруг он услышал вот такую песню. Он ее слегка переделал под красноармейские реалии и опубликовал.

    Вот такие песни навязывались, навязывались регулярно, их слушали, они считались популярными, а, оказывается, сам автор был человеком не очень грамотным, ведь и в тексте, сочиненным им, какие-то нелепости.

    Совершенно верно, тогда он был еще очень молодым человеком, сам он тогда, судя по песне, пороха не «нюхал», на фронте не воевал, потому что даже в песне есть слова «сотня юных бойцов из буденовских войск», а у буденовцев были не сотни, а эскадроны, на разведку посылали не юных бойцов, а самых опытных…

    Да и что это за разведка, которая ввязывается в бой…

    Совершенно верно — увидела разведка позиции противника и поскакала в атаку… Разведка вообще выполняет другие функции.

    Кстати, Вы сказали, в атаку, а не в бой. Можно ли назвать боем сотни бойцов…

    Там вообще «завязалась кровавая битва». Сотня бойцов против роты деникенцев — это уже битвой называется… Хотя сошло для народной песни. Кооля как раз в это время призвали в армию, он служил где-то под Москвой. Там он эту песню и «выдал», она пошла, ее запели красноармейцы, запели, потому что песен не хватало. А Кооль забыл о своем авторстве, он шла как народная. Коль служил в органах, служил в ГПУ, получил несколько образований, но далеко не продвинулся, оставался на уровне преподавателя техникума. И только на старости лет он вспомнил об авторстве, нашел «Курскую правду» с этой песней, и только тогда он доказал, какой он великий автор. Хотя ничего другого великого и замечательного он не создал, потому что других замечательных стихотворений, таких песен, которые можно взять и переделать, ему больше потом не попалось.

    Вообще в России многие воинские части гордились своими маршами, гордились своей формой, особенностями своей формы. Каждая часть берегла свои традиции: допустим, если кто-то пришел служить в Фанагорийский полк, в Финляндский полк, он уже знал все, ему рассказывали историю полка и т.д. И у полков были свои песни. Ну вот у сибирских стрелков, а это были достаточно молодые бригады, когда они вступили в Первую мировую войну, таких песен не было. Но дрались они героически и попросили известного журналиста, известного поэта Гиляровского написать текст песни. И он написал, песня очень понравилась и не только стрелкам, ее подхватили сибирские, забайкальские, амурские казаки, другие сибирские части, она расходилась по всему фронту.

    Но в советское время она привычнее в другом виде…

    У этой песни сложная история, она претерпела несколько переделок. Первый, кто ее переделал под себя, был Дроздовский полк. Когда началась Гражданская война, дроздовцы прорывались маршем из Румынии, прорывались к Деникину на Дон. Они этот марш описали в песне, переделали немного под себя. Дальше ее услышали и подхватили махновцы, — появился еще один вариант, махновский, им тоже понравилось. И потом она зазвучала, когда Гражданская война закончилась, дроздовцы были в эмиграции, махновцев тоже всех разогнали, на Дальнем Востоке, как марш дальневосточных партизан. Хотя ничего удивительного здесь нет, вариант марша дальневосточных партизан он как раз даже ближе не к дроздовскому или белогвардейскому, а к махновскому. Т.е., возможно, из разбитых махновцев набирали в Красную Армию, отправляли на Дальний Восток, туда пришла и песня, потом политработники переделали, скомпоновали песню, и получился «Марш дальневосточных партизан».

    Многие известные и популярные советские песни, которые олицетворяли строй и многие годы существования этого строя, по сути это не оригинальные песни и не рождены этим временем, и этой властью, и этой культурой, если ее можно так назвать. По сути эти песни можно называть: песни Царской России, плененные большевиками.

    Да, конечно, но это еще и объясняет, почему советская культура тоже добилась такого взлета, — потому что она опиралась на фундамент более древний и более прочный, чего, кстати, нельзя сказать о культуре современной, которая пытается оторваться от исторического фундамента и опираться на зарубежный фундамент. Вот поэтому она получается такой неустойчивой. Советская получилась устойчивой, при всех переделках она «цеплялась» к культуре Российской Империи.

    Оригинал песни привожу от себя.

    За рекой Ляохэ загорались огни,
    Грозно пушки в ночи грохотали,
    Сотни храбрых орлов
    Из казачьих полков
    На Инкоу в набег поскакали.

    Пробиралися там день и ночь казаки,
    Одолели и горы, и степи.
    Вдруг вдали, у реки,
    Засверкали штыки,
    Это были японские цепи.

    И без страха отряд поскакал на врага,
    На кровавую страшную битву,
    И урядник из рук
    Пику выронил вдруг —
    Удалецкое сердце пробито.

    Он упал под копыта в атаке лихой,
    Кровью снег заливая горячей,
    Ты, конёк вороной,
    Передай, дорогой,
    Пусть не ждёт понапрасну казачка.

    За рекой Ляохэ угасали огни.
    Там Инкоу в ночи догорало,
    Из набега назад
    Возвратился отряд.

    Только в нём казаков было мало… (1905 год)

    А нам должно сохранять нашу культуру, знать нашу культуру, знать наши корни, и слушать наши песни в исконном исполнении времен Царской России.

    Источник

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.