Главная Форумы Новости За рубежом Понтифик – иезуит и Россия

Просмотр 8 сообщений - с 1 по 8 (из 8 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1225778
    Афоня
    Участник

    Мужской монашеский орден иезуитов — Общество Иисуса — был основан в 1534 году Игнатием Лойолой в Париже и утвержден Папой Павлом III в 1540 году. Официальный девиз ордена – Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божией), но в России об иезуитах осталось другое мнение: «цель оправдывает средства». Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам быть тайными монахами, не афишируя присутствие в ордене. Многие иезуиты и сегодня ведут светский образ жизни, тщательно скрывая свою принадлежность ордену.

    У общества, насчитывающего около 18 тысяч человек, есть генеральный настоятель, которого именуют генералом («чёрным папой»). Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными монашескими католическими обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвертый — послушания папе римскому «в вопросах миссий» – беспрекословное выполнение любых его указаний. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы.

    В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13.01.1577 издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточно-славянских земель Речи Посполитой, Ливонии, Московии и др. Во второй половине XVI века — первой половине XVII века иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. В XVI веке иезуиты, действовавшие на территории Речи Посполитой, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

    В начале XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I. Иезуиты находились в войске Лжедмитрия I и были изгнаны из России вместе с польско-литовскими интервентами.

    В 1684—1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя В. В. Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты снова были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие и др.). В 1719 году (указ Петра I от 18 апреля) в связи с процессом над царевичем Алексеем, который был связан с австрийской миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию.

    Одним из главных постулатов деятельности Общества Иисуса является проникновение в культуру общества, где они проводят свою деятельность, учитывая историю, обычаи, менталитет и государственный строй – таким образом, они очень успешно интегрируются в общественную жизнь. Вновь иезуиты появились в Российской Империи во время правления Екатерины II после раздела Речи Посполитой (1772), так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) — в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции — в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых.

    Екатерина II оставила в неприкосновенности «Общество Иисуса» на подвластных ей землях. Это решение императрицы было продиктовано во многом поведением самих иезуитов.

    Получив Белоруссию, императрица Екатерина дала в 1772 году такое предписание губернаторам этих провинций: «Иезуитским монастырям, школам и училищам сделайте особую перепись. Вы за сими наипаче смотреть имеете, яко за коварнейшими из всех прочих латинских орденов, ибо у них без согласия начальников подчиненные ничего предпринять не могут».

    Но в скором времени она резко изменила свое отношение к монахам «Общества Иисуса» в противоположную сторону. Это было вызвано следующими обстоятельствами. Уже 3 октября 1772 г. в Полоцком иезуитском костеле была прочитана «Проповедь в годовщину счастливой коронации светлейшей Екатерины II монархини всей России». В ней, в частности, говорилось, что этот день является праздником во всей Российской империи, ежегодно отмечаемым. И иезуиты «торжественно и охотно первый раз» его празднуют. Со ссылками на Евангелие, древнюю историю всем присутствующим в храме указывалось на необходимость подчиниться новой власти, ибо следует «коронованные головы уважать» и быть им верными.

    Таким образом, иезуиты первыми из всех орденов католической церкви признали новую власть, выразили ей полную покорность, призвав тем самым полочан последовать их примеру. Так, конкретным делом члены ордена стремились доказать, что они являются самыми верноподданными Екатерины II.

    И императрица не замедлила отблагодарить монахов общества Лойолы за послушание: 8 октября 1772 г. она запретила католическому епископу вмешиваться в дела ордена, взяв с него письменное подтверждение.

    Следующим шагом была организация пышных торжеств в честь именин императрицы 24 ноября 1772 г. Пока католическое духовенство Восточной Беларуси медлило присягать православной монархине, иезуиты первые сделали это. По приказу Станислава Черневича, ректора Полоцкой иезуитской коллегии, все члены «Общества Иисуса», оставшиеся на присоединенной к Российской империи территории, были собраны в Полоцке. И здесь в указанный день — день ангела Екатерины II, присягнули на верность ей.

    Такой всенародный поступок богатого и влиятельного ордена произвел сильное впечатление на католиков, и к новому году все белорусское духовенство было приведено к присяге, а русское правительство изумлено было могуществом влияния иезуитского общества на туземное духовенство и народонаселение и не могло не принять к сведению этого факта. Так, получив покровительство императрицы, орден продлил себе жизнь в восточной Беларуси еще на полвека.

    В 1773 году издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила императрица Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3. Г. Чернышева и князя Г. А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария — ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам по высочайшему повелению предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

    В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Фаворитом Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

    В 1801 году по личной просьбе императора Павла I папа разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году иезуитом было разрешено проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в коллегиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др. В 1803—1817 году в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который имел некоторое влияние на императора Александра I.

    В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии.

    В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В1814—1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году. Усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Генерал ордена иезуитов Т. Бжозовский отклонил предложения обер-прокурора Синода А. Н. Голицина присоединиться к Библейскому обществу после обнародования послания папы, где осуждалась деятельность общества.

    20 декабря 1815 г., после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. Второй и скорее всего основной причиной появления этого документа историки считают то, что иезуиты являлись выразителями интересов шляхты и духовенства, выступавших за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Не последнюю роль сыграл и имущественный вопрос: члены ордена были сторонниками своего детища – униатской церкви, храмы которой планомерно переводились в православные.

    13 марта 1820 года, после смерти Бжозовского, император Александр I по докладу князя А. Н. Голицына подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения. Российским подданным при условии выхода из ордена было позволено остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом. Местным властям предписывалось — «иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается» (Статья 219 устава о паспортах).

    Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года. Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. После развала СССР 21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован «Независимый Российский регион Общества Иисуса» – с этого дня до настоящего времени иезуиты продолжают вести некогда прерванную прозелетическую деятельность в России.

    В настоящее время служение иезуитов в России ведется по двум направлениям: пастырская помощь католической церкви в РФ и странах СНГ и «интеллектуальное апостольство». С 2000 года Общество Иисуса в Москве возглавлял мексиканец Октавио Вилчес Ландин, отозванный руководством на учебу в 2007 году. Его место занял священник Отто Месмер, убитый вместе со своим братом в конце 2008 года в квартире на Петровке. Нынешний представитель – Антоний Коркован. К Обществу Иисуса принадлежит самый выдающийся католический епископ России – Иосиф Верт, занимающий новосибирскую кафедру. В декабре 2004 года Иосиф Верт был назначен ординарием для российских католиков византийского обряда — то есть для христиан, которые используют в литургической практике тот же византийский обряд, что и Русская Православная Церковь, но состоят в общении со Римским Престолом. Римский епископ развернул обширную деятельность в Сибири, регулярно устраивает мероприятия с приглашением на них православных священнослужителей и общественности, охотно сам посещает православные мероприятия, награжден юбилейной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области», учрежденной в связи с 75-летием региона.

    Устав иезуитского ордена запрещает его членам занимать епископские кафедры, кроме миссионерских, поэтому Новосибирская кафедра является миссионерским центром ордена. В нем находится новициат – отделение духовной подготовки послушников из России, Украины и Белоруссии. Но не случайно именно иезуит Иосиф Верт занимает должность управляющего всеми делами российских греко-католиков, еще в 1568 году в Польшу для укрепления католической веры была направлена большая армия иезуитов, которые вскоре стали доминировать в религиозной и государственной жизни на территории Речи Посполитой. Основной задачей иезуитов был прозелетизм среди православных в Польше, для чего они занимались укреплением и поддержанием греко-католической церкви – унии, переходной ступени между православием и католицизмом.

    Фактически, как уже отмечалось выше, украинская греко-католическая церковь является детищем иезуитов, которое они регулируют до сих пор. Именно с помощью иезуитов греко-католики в Украине достигли своего расцвета, активно сотрудничали с католической стороной в Германии во время фашистской оккупации и смогли сохранить свою церковь в после военный период в подполье. Восстановление униатской церкви в конце ХХ столетия также происходило под плотным контролем иезуитского ордена, каковой осуществляется до сих пор. В Москве орден руководит католическим институтом философии св. Фомы Аквинского, ведет активную издательскую деятельность: публикует учебную, богословскую и философскую литературу, издает религиозно-общественный журнал «Точки», а также выпускает журнал христианской культуры «Символ», посвященный творческому диалогу Востока и Запада.

    Общество Иисуса располагается на улице с говорящим названием Фридриха Энгельса, не только полноценно работает, но и прибавляется новыми последователями, имеет свой сайт и приемную. Мы наблюдаем тенденцию закрепления позиций католицизма и иезуитского ордена в частности в самом центре России – в Москве, что вызывает некоторое недоумение и опасение, учитывая специфику деятельности ордена и применяемые им методы. Влияние католических монашеских орденов в РФ возрастает с каждым днем.

    Недавние события в католическом мире – выборы нового Папы – могут еще сильнее упрочить положение ордена иезуитов в России. Дело в том, что новый Папа Франциск – иезуит. «Я предложил Папе воспользоваться всеми силами, которыми располагает Общество Иисуса, ибо на своей новой должности он будет нуждаться в советах, идеях и людях», — сообщает генерал Ордена иезуитов отец Николас Адольфо в коммюнике, изданном после встречи со Святейшим Отцом. «Папа ожидал меня возле входа, мы обменялись рукопожатиями, как принято у иезуитов. Когда я попросил прощения за незнание протокола, он попросил, чтобы я относился к нему как к любому другому иезуиту, обращаясь к нему на «ты», не задумываясь о титулах «Его Святейшество» или «Святейший Отец»», — пишет генеральный настоятель Ордена.

    Налицо проявление покровительственных черт в отношениях Папы и иезуитского генерала. Нелишним будет упомянуть, что Папа Франциск – первый иезуит, избранный главой римского престола Римско-католической церкви, а руководитель пресс-службы Папского Престола Федерико Ломбарди также является членом ордена иезуитов. Подтверждает лояльность нового Папы ордену и то, что Франциск объявил о сохранении после восшествия на престол Святого Петра своего старого епископского герба, основанного на иезуитской символике, и девиза. В бытность архиепископом Буэнос-Айреса кардинал Хорхе Марио Бергольо руководствовался следующим латинским девизом: «miserando atque eligendo» /»удостоенный милосердия Божьего, да будет избран»/.

    Герб представляет собой щит, где на голубом фоне выделены три золотых изображения: наверху расположена эмблема «Общества Иисуса», или Ордена иезуитов, к которому принадлежит новый понтифик /монограмма Христа IHS в солнечных лучах, при этом центральная буква опирается на крест, над ним — три черных гвоздя. Внизу — звезда /символ Девы Марии/ и голубой цветок лаванды /символ Святого Иосифа-обручника, патрона Церкви/. Новыми элементами герба станут папская тиара и перекрещенные ключи — от Рима и Рая, символ власти верховного понтифика.

    Отношение к иезуитам в католическом обществе и внутри церкви было разным и сложным. Но одно то, что коллегия кардиналов, в которой не так много иезуитов, избрала Папой римским именно иезуита, говорит о доверии к ордену внутри католической церкви. Некоторые называли Франциска Обамой католического мира – из-за нетрадиционного выбора кардиналов. Но выбор иезуита на престол Святого Петра – это, наоборот, попытка кардиналов назначить папу, который будет придерживаться как раз традиционной линии церкви.

    Очевидно, что Франциск будет сочетать здоровый консерватизм с определенной либерализацией, наведением порядка там, где его не хватает. Возможно, прогрессивность нового Папы проявится в том, что он будет называть вещи свои именами и не станет говорить, что то, что является грехом (как, например, гомосексуальные браки), приемлемо. В первую очередь Франциск доведет до конца расследование всех скандалов, необходимо провести детальное расследование дел о жертвах педофилии, гомосексуализма.

    Учитывая, что папа Бенедикт XVI ушел в отставку, возможно, в каком-то смысле это ускорит отставку некоторых кардиналов или епископов, которые так или иначе себя скомпрометировали. Новый понтифик взял имя Франциска в честь Франциска Ассизского и, вполне вероятно, последует его примеру. Святой Франциск обновил лицо католической церкви, вернув ее к христианским идеалам бедности и смирения. Новый папа также ставит во главу угла духовное обновление.

    Еще одним важным и весьма вероятным делом нового Понтифика станет дарование Украинской Греко-католической Церкви статуса патриархата – к этому располагают следующие предпосылки. Как уже отмечалось, греко-католическая церковь в Украине – детище иезуитов, которые по сей день стремятся развивать и расширять степень влияния своего детища в Украине. Несложно предположить, что Папа-иезуит продолжит эту политику, особенно учитывая что с 1998 года, в бытность еще епископом Аргентинским будущий Папа неоднократно возглавлял «восточных католиков» — то есть, греко-католиков, тогда, когда у них не было своего прелата. Кроме того, воспитанием юного Хорхе Марио Бергольо (Франциска) занимался греко-католический священник Степан Чмиль, рекомендации на беатификационный процесс которого новый Папа давал лично.

    Бывший глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар считает, что греко-католическая церковь дозрела до патриархата. «Я думаю, что мы уже дозрели или дозреваем до установления патриархатского строя», — сказал он журналистам на брифинге 14 марта.

    По его словам, на сегодняшний день УГКЦ намного лучше подготовлена к тому, чтобы жить в патриархатском строе. Гузар отметил, что УГКЦ предпринимает все необходимые меры для того, чтобы сделать возможным введение патриархата и «на сегодняшний день шансы на это значительно больше, чем в предыдущие десятилетия». Он также добавил, что есть предусловия полагать, что новый Папа римский Франциск понимает потребности и возможности УГКЦ. Дарование униатам статуса патриархата может сильно изменить равновесие религиозных организаций в Украине, многие аналитики склоняются к тому, что после получения греко-католиками статуса патриархата большинство православных расколов, таких как РПЦ КП, автокефалисты и самосвяты пойдут на объединение с УГКЦ.

    В остальных церковных делах Папе римскому в деле преобразования и реформирования отдельных частей римско-католической церкви необходимо будет опираться на деятельную силу, которая сможет воплотить в жизнь самые смелые задумки Франциска. Таким «рычагом» воздействия на современный мир может стать орден иезуитов, как отмечалось выше намеревающийся предоставить понтифику всю возможную помощь. Во все времена католическая церковь придавала огромное значение миссионерской деятельности и прозелитизму, в частности орден иезуитов и сегодня очень активно действует на территории России. Покровительство Папы вкупе с закрепившемся в истории за иезуитами девизом «цель оправдывает средства» могут привести к массированной атаке наших соотечественников со стороны ордена с целью привлечения в католицизм.

    Кроме того, иезуиты очень часто прибегали к воздействию на политиков, в том числе и не совсем законному, для достижения своих целей. Учитывая полное подчинение ордена римскому Папе несложно сделать вывод, что организованные иезуитами политические интриги были заказом правящего понтифика. Следует ожидать улучшение финансирования и прочие преференции для ордена в Москве и других крупных городах России, что позволит иезуитам с новыми силами развернуть миссионерскую кампанию по всей стране. Исходя из этого, как минимум наивными выглядят заверения отдельных общественных деятелей о новом этапе сближения римско-католической и православной церквей при Папе Франциске. Отчасти это подтверждается и тем фактом, что присланную в дар от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла новоизбранному Папе икону Божией Матери «Призри на смирение» Франциск сразу же «передарил» бывшему папе Бенедикту XVI. Сближение православных и католиков остается на данный момент настолько же затруднительным, как и ранее, несмотря на декларативные заявления некоторых представителей католической церкви.

    Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев http://sozidatel.org/vera-i-czerkov/2775-pontifik—iezuit-i-rossiya.html

    #2094072
    Афоня
    Участник

    Жебровский С.

    ИЕЗУИТСКИЙ ПРОЕКТ
    уничтожения православного вероисповедания в русских[1] областях, оккупированных Польшей (начало XVIII века)
    (Перевод с польского на русский)
    [КИЕВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ, №6, 15 марта, 1862 г., стр. 170-182]

    Ежели целость и безопасность государства основана на взаимной любви, а любовь более всего поддерживается единством веры, то мы, поляки, желая целости и безопасности своему Отечеству, всемерно должны стараться с особенным усилием о единстве веры между подданными, поелику же сие единство в краях Русских, как коронных, так и к Великому Княжеству Литовскому принадлежащих, кажется (особенно по отношению к простому народу), наиболее разрушается разностию веры, то государственные чины и каждый поляк, в особенности желающий сохранить целость и безопасность своего Отечества, должны поставить себе в обязанность, чтобы Православное вероисповедание, вероисповеданию Католическому противное, всячески выводить, то презрением, то преследованием, то притеснением тех, которые держатся оного, и другими, сколько то возможно, деятельными средствами. Будучи поляком, в жилах коего течёт кровь древних поляков Латинского вероисповедания и желая от всего сердца счастья моему Отечеству и вместе большего распространения Римско-католической веры, я, со своей стороны, почитаю средства, следующие действительнейшими к искоренению суеверных, или каких бы то ни было, Греческих обрядов и к введению на место их обрядов Латинских вместе с верою Святой Римской Церкви, и представляю сии средства всем истинным поборникам сей веры и патриотам.
    Итак:
    Во-первых, чтобы нам совершить столь спасительное и вожделенное предприятие, должно стараться хранить некоторую дружбу с Россией и возводить на Польский престол таких государей, к которым бы расположена была сия держава. Ибо если то справедливо, что на поступки врага более обращают внимание, то и Россия, будучи с нами в дружбе, не будет наблюдать наших действий, к чему они клонятся, и дела без помех пойдут своим порядком, чем с большею для нас пользою, тем с большим для России вредом.
    Во — вторых, дворянство русское Греческого исповедания, хотя оно и соединилось с Римским и находится в унии, а тем более отщепенцы (schyzmatycy) ни к каким должны быть допускаемы государственным должностям, особенно же к таким, в которых они могут приобрести друзей, нажить имение и снискать себе какое либо уважение, и таким образом покровительствовать всем своим единоплеменникам, что должно ограничить на сеймах новым, строжайшим прежнего, постановлением. В особенности, каждый поляк должен в собраниях чуждаться русского, в соседстве никакой не заводить с ним дружбы, разве для своей выгоды; в разговорах, в присутствии русского, более всего говорить о суеверии русских и т. п. После сего я почти могу уверить, что всякий лучше захочет переменить вероисповедание и совершенно отказаться, что он был когда либо русским, нежели во всю жизнь терпеть столько досад и оскорблений.
    В третьих. Зажиточнейшие обыватели отечества не должны принимать русских ни в какие услуги, особенно не допускать их туда, где они могли бы сколько-нибудь образовать себя; разве в том только случае, когда можно надеяться, что они откажутся от своего вероисповедания; ибо таким образом, пребывая в невежестве, они впадут в крайнюю нищету, и останутся в самом презренном уничижении, следственно принуждены будут или совершенно пасть от своей бедности или переменить вероисповедание для какого-нибудь повышения и улучшения своего состояния.
    В четвертых. Так как в городах и местечках русских находится ещё весьма значительная часть зажиточных жителей, то и сих нужно довесть до нищеты и невежества, чтобы не могли ни деньгами, ни умом помочь себе, а достигнуть сего можно следующим образом: ежели города находятся в земских имениях, то наследственные владетели, одним введением жидов и помещением их в центре города, погубят русских, ибо евреи, по природной своей хитрости, приберут в свои руки все средства к приобретению доходов, и завладеют всем в городе: вытеснят русских жителей из города и заставят их вступить в крестьянство. Если же города считаются в имениях, принадлежащих Двору, то государственные чины под разными предлогами должны мало-помалу заставлять и приучать к барщине и жителей тех из сих городов, которые не столь значительны; в прочих же кроме введения жидов, для выше упомянутой цели, нужно, хотя немного, ввести римских католиков. Равным образом, небесполезно иметь в виду и то, чтобы всякие дела, и Магдебургские, и другие права выпускаемы были на польском, а не на русском языке, отчего русские останутся большими навсегда невеждами, и никто из них не будет иметь в городах ни силы, ни возможности.
    В пятых. Самый трудный пункт к разрешению, в сём благодетельном начертании, составляют архиереи и священники, из коих одних нужно всеми мерами стеснить, а других ослепить, чтобы не могли ни возвыситься, ни думать, а тем более делать, что захотели бы. В том и другом случае, как должно поступать с архиереями и как со священниками — открою средства. Архиереи, кроме того, что должны быть из шляхты, как положено прежде конституциею, должны быть назначаемы из тех, которые находятся в родственных связях с фамилиями римского вероисповедания, чтобы при жизни благодетельствовали им, и то, что по смерти будет оставаться, доставалось в наследство не русским, но полякам. Кроме того, мы и приемники наши никогда не должны допускать русских епископов к заседанию в сенате, чтобы они не доставляли своему вероисповеданию никаких важных преимуществ, не старались о возвышении своих единоплеменников, не заводили дружбы с почтенными и везде уважаемыми в отечестве лицами, а более всего, что касается настоящего предмета, чтобы они и догадаться никак не могли, что подобный проект в рассуждении их и целой Руси предпринимается и выполняется.
    В шестых. Епископы наши все вообще, взявшись, так сказать, за руки, должны приводить в действие с особенным тщанием то, чтобы архиереи русские носили только титул викарных, оставаясь в зависимости и подчиненности от латинских, чтобы они и их священники подвергаемы были ревизии наших прелатов, публично наказываемы за преступления, и чтобы им выставляемы были в вид их суеверия, ибо таким образом архиереи не будут иметь довольно силы противиться сему, а народ, будучи понуждаем римским начальством, удобнее склонится к тому, чтобы отступить от существеннейших своих обрядов.
    В седьмых. Священники в наши времена большие суть невежды, совсем неучёные, без всякого просвещения, и если они навсегда останутся в таком состоянии, то это не только не будет служить препятствием, но тем более будет способствовать к осуществлению сего проекта; ибо будучи оставлены без образования, в невежестве, они не в состоянии будут ни знать своих обрядов, как и когда они установлены, ни постигать причин, по которым они введены в русскую церковь, ни внушать народу, что обряды сии подлинно заимствованы от греческой церкви, ни ясно и убедительно доказывать, что они ни в чём не изменены, не суеверны, ни, наконец, основательно противиться уничтожению оных. А для того, чтобы удержать их (что для нас весьма нужно) в столь глубоком невежестве, самым действенным средством я почитаю бедность, в которой они, как доселе оставались, так из оной никогда не выйдут, если станем поступать с ними следующим образом:
    1) нужно чтобы помещики не давали никаких новых эрекций иначе, как с тем, чтобы каждый рукополагающийся во священники покупал для продовольствия себя и своего семейства ту землю, которою пользовался его предшественник: таким образом, продающие и покупающие будут подвергаться преступлению симонии; как учили наши богословы;
    2) если где находится деревня эрекции, то и там имеющие право давать одобрение (jus representandi), при выдаче оного, могут брать деньги от поступающих во священники; без всякого зазрения совести, не за одобрения, чтобы эти деньги не показывались тогда некоторым образом церковными, но дабы тут же, в самом начале, поставить священника в невозможность запастись раскольническими и отщепенскими (schyzma-tyckierm) книгами. При выдаче же одобрения не должно описывать грунтов и прочих угодий обстоятельно (specifice), ибо таковые одобрения могут служить вместо эрекций правом на все те выгоды, каким пользуется наше духовенство; довольно в сем случае держаться следующей, которую я имел случай читать, копией: «Я N.N. даю одобрение N.N., освобождая его от всяких повинностей господских высылки подвод и проч.».

    С таким то благоразумием поступали древние поляки, предки наши, достойные бессмертной славы. Почему и пользовались они, если не более, то наравне, или малым чим меньше, от священников, нежели от крестьян, ибо священнику нигде не позволено было брать водку, как только у еврея арендатора, а если еврей ловил с оною на дворе священника, или в доме отыскивал, то тотчас выводил пару волов из двора священнического; не позволялось также печь самим просфор, молоть хлеб в другой какой-либо, кроме означенной мельнице, и в случае, если бы священник то нарушил, еврей, разбивши амбар, или кладовую, забирал и весь его хлеб. Таковыми и сим подобными средствами предки наши многих отщепенцев заставили обратиться в нашу святую веру. Употребляя и мы сии средства, успеем, при помощи Божией, перевесть и прочих, по крайней мере, на униатов, и со временем, всех обратить в римских католиков. Намерению нашему будет способствовать и то, ежели мы запретим священникам наживаться на счёт наших крестьян, и посредством их обогащаться. В сем случае и экономы и управители имений, если смерть переселит кого-нибудь в другую жизнь, должны призвать к себе наследников умершего хозяина и определить им, что они должны будут заплатить за погребение: если же священник назначаемою наградою не будет доволен, и умершего погребать не станет, то общество пусть занесёт труп ему на двор; должно также назначать самую ничтожную сумму за совершение и прочих треб, — чем воспрепятствуем им брать с крестьян и лошадей, коров, волов и недвижимое имение, отказываемое но завещанию, а нередко и вынужденное; прекратим всякие их взятки, как за таинства, так и за вымышленные ими обряды, а чрез то доведём их до такой бедности, что они не в состоянии будут иметь и приличного одеяния, а тем более богатого. Как же им будет запасаться потребными книгами, или, что важнее, давать детям своим хорошее воспитание. С прекращением сих приобретений законных, они лишатся всяких доходов и всяких средств для поддержания своего состояния. Вообще, все мы должны предложить на сеймах римско-католическим епископам нищим и сей проект, чтобы они собором (sinodaliter) постановили, что за какие требы должно платить русским попам, и обязали бы … чтобы они предписали протопопам или наместникам, чем и за что должен довольствоваться священник. Поступая таким образом, мы не попустили священникам выйти из бедности, что для нас будет весьма полезно, а для русских нестерпимо; и сверх того, возбудим ещё в крестьянах, посредством таковой потачки, приверженность к себе. А к священникам ненависть, чем удобнее и приклоним их, когда ни захотим, на свою сторону.
    В восьмых. Семейства священников во всём должны зависеть от власти местного господина и его управления и, для большего их уничижения, должны быть строго наказываемы за самые малейшие преступления или неповиновение. Причём надобно распускать слухи, что сыновья каждого попа, обыкновенно поповичами (popowicze) называемые, кроме одного, который на место своего отца имеет поступить потом, не освобождаются от крестьянства; что они не могут поселяться в вольных городах, ни переходить с одного места на другое. Когда же они придут в такое состояние, что не станут верить сим неосновательным слухам, то нужно будет сделать постановление под предлогом, будто это делается для понуждения их к образованию себя, именно, что такие-то из поповичей, которые не достигнут своего образования, пусть остаются крестьянами своих господ помещиков. А поелику же они имеют свободный вход в наши публичные училища, подобно всем дворянским детям, то они последние должны их преследовать: отцы их (т. е. дворянских детей) незаметным образом да подадут им к тому способы, а благоразумные наставники, знаю, (ибо я сам испытал) только будут потворствовать сему, но и сами даже могут преследовать.
    Таким образом, пусть никто не считает нужным делом запрещать всем детям русского духовенства поступать в училища, потому что: 1) дети дворян, как обыкновенно случается в буйной молодости, сделав какое-либо преступление, будут иметь случай сложить свою вину на русских; 2) русские, получив от нашего духовенства хорошие образование, ещё более станут объяснять своему народу, что таинства римской церкви имеют такую же важность, как и таинства церкви российской, что обряды одни другим не противны, что римско-католическое вероисповедание и вероисповедание греческое есть одно и то же; а это всё, с течением времени, к удобнейшему преклонению упорных умов русских послужить может.
    В девятых. Но если бы по какому-нибудь случаю (чего, впрочем, не надеюсь) русские достигли надлежащего образования, то надлежит с ними поступать таким образом: уговаривать тех, которые захотят оставаться в духовном звании, чтобы они вели жизнь безбрачную, и оказывать сим более, нежели другим, уважения, давать более свободы, увеличивать доходы и проч. Когда таким образом все имеющие намерение поступить во священники с охотою станут избирать род жизни безбрачный, тогда намерения наши вполне достигнут своей цели; ибо по смерти безбрачных священников, некому будет заступать места: мещанским и крестьянским детям запретить учиться, поповичей не будет, русского дворянства тоже мало, и то без всякого образования, и так дело дойдёт до того, что мы станем определять на сии места своих• приходских священников (plebanow) нашего римского вероисповедания, а нам это и нужно.
    В десятых. В непреклонности удерживается простой народ русский, умеющий читать свои писания. Итак, нужно устранить причину такового упорства, и упорство само собою исчезнет, что не трудно нам полякам, если запретим детям своих крестьян учиться по-русски в находящихся при церквах школах; сим не только достигнем вышеозначенной цели, но предохраним себя от тех невыгод, какие нередко испытываем от своих крестьян, ибо мужичок, выучившись в простой сельской школе, уходит от своего господина за несколько десятков миль и ищет свободы, на что жалуются воеводства Русско-Волынское и Брацлавское, с прилежащими к ним уездами. Посему экономам и управителям нужно бы внушить в их инструкциях, дабы они строго смотрели за тем, чтобы русские крестьянские дети приучиваемы были не к книгам, но к плугу, сохе, ралу и т. п.
    В одиннадцатых. Чтобы удобнее пoгyбить, со временем, русских, для сего не худо бы записывать в общую особую книгу все случающиеся в их обрядах нсблагопристойности, нескромные слова и поступки против римлян, частные приключения (history) священников, в которых, при столь великом множестве, не будет недостатка, дабы, когда этот проект начнёт приводится в действие, всякий видел основательные причины таковых действий против русских со стороны поляков; но если бы недостаточно было одних действительных упрёков к подавлению русских, то весьма полезно будет, к подкреплению наших замыслов, разглашать хорошо обдуманные против них вымыслы, тайно подбрасывать письма под именем священников, а лучше бы, и самих архиереев, вредные имени польскому, вредные вере католической, возводить на них мятежи и убийства, только бы это служило в своё время немаловажным, к уничтожению в Польше Греческой религии, поводом, и сильным, как для духовного, так и для светского состояния как для сенаторов, так и для прочей шляхты католического исповедания, побуждением исполнению спасительного предприятия.
    В двенадцатых. Когда всё сие в продолжении известного времени будет приготовлено, то к самому делу можно приступить не вдруг, не везде в одно и то же время и даже и не во всех местах, а нужно на тех удалённых мест, где более католиков нежели русских, и начать не без причины, выставляя, например, священникам их худой образ жизни, соблазнительное поведение, небрежность в совершении необходимых для спасения таинств, и другие сим подобны нелепости (absurda). Таким образом, постепенно, с осмотрительностью и благоразумием. когда успеем в некоторых местах, то поощрением, то обманом, то угрозою перевесть русских на римлян, то все останутся в той мысли, что, при помощи Божией, во всей стране Русской, к общему всех желанию, будет процветать римское вероисповедание.
    В тринадцатых. Но поскольку, народ русский, польский и волынский, держась своего вероисповедания, готов произвести мятеж, то в таком случае, ежели трудно будет предавать смерти, или, по малочисленности польских войск, удержать мятежников, республика не должна жалеть пожертвований, если и всех таковых ревнителей отдаст потом в услугу татарам: они скоро приберут их в свои руки, а оставшийся после них край надо будет потом заселить народом польским и мазовецким.
    Не подумайте, чтобы Россия вступилась за русских, когда они уже сделаются униатами, ибо надобно знать, что униатов, более нежели нас, ненавидят русские и желали бы видеть их, за отступление их отщепенства (schyzma) в крайнем несчастии. Впрочем, хотя и расположена униатам Россия, все же мы можем её для них такою, какою захотим,
    Поступая таким образом, мы, без всякого сомнения, достигнем со временем того, что народ польского королевства утвердится во взаимной любви, согласии и единстве, и что Польша сделается предметом всеобщего уважения, взойдёт на высочайшую степень могущества и заставит трепетать пред собою все прочие народы; что религия римско-католическая распространится более нежели на 160 000 квадратных миль: словом, что все мы сохраним целость и безопасность нашего отечества.
    Здесь, под конец, заметим, что так как Русь, будучи оставлена при своём вероисповедании, может угрожать нападением Польше, отделится ли она от отщепенства, или присоединится опять к оному, то, обратив ее к римской церкви, мы прежде всего отнимем надежду у простого народа к восстановлению оной, тесно соединив оную с собою, сделаем ее для России неприязненною, в чем да поможет нам Бог.

    [1] В польском документе под оккупированными русскими землями подразумевалась территория Малороссии, а под русскими, в том числе и малороссов, т.е. нынешних украинцев.

    #2094074
    Афоня
    Участник

    Кто такие Иезуиты?

    31 июля 1556 года — годовщина смерти Игантия Лойолы, человека, основавшего Иезуитский орден. Кто такие Иезуиты? Какое отношение их орден имел к рыцарям и почему Иезуиты были хорошими миссионерами? Об этом заметка публициста и историка Андрея Зайцева.

    С самого начала своего существования Игнатий Лойола создавал сообщество людей, не похожих на традиционное монашество. В молодости Игнатий был рыцарем, вел весьма свободную жизнь, был ранен, и в результате неудачного лечения прихрамывал.
    Болезнь и невозможность оставаться воином вызвали в его душе серьезный жизненный кризис, и «Общество Иисуса» Игнатий построил по военному образцу: во главе иезуитов стоял генерал, подчиняющийся лишь Папе, иезуит должен был беспрекословно подчиняться старшим. Игнатий Лойола приводит знаменитый образ трупа, как символ абсолютного послушания. Подчиненный должен повиноваться старшему, «как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях; как маленькое распятие, которое можно поднимать и которым можно двигать как угодно». Иезуитам слишком часто ставили в вину этот гимн абсолютному послушанию, но в этой части своих размышлений Лойола абсолютно традиционен: образ трупа и воска по отношению к монашеству использовали египетские отшельники на Востоке и, например, святой Франциск Ассизский на Западе. Новаторство иезуитов проявлялось в том, для чего они использовали своих членов.

    Прежде всего, иезуитам удалось во многих странах осуществить Контрреформацию, то есть вернуть часть протестантов в лоно Католической Церкви. Это стало возможным, благодаря умению учеников Игнатия налаживать связи при дворах европейских государств и преподаванию. Будущих иезуитов специально обучали хорошим манерам и особой разновидности пастырской снисходительности. Под видом студентов, торговцев или священников они проникали в нужное место и постепенно завоевывали популярность как у народа, так и у знати. Даже европейские монархи с большой охотой делали иезуитов своими духовниками. Причиной этого была отточенная казуистика «Ордена Иисуса». С помощью нескольких приемов они могли объявить простительным практически любой грех. Воровать, конечно, нехорошо, но если слуга делает больше, чем должен, то он может «вознаградить» себя за счет хозяина. Убийство – несомненный грех, но человек может оправдаться на суде с помощью «тайной оговорки». Допустим, я убил кого-то, защищаясь, тогда на вопрос судьи «Убил ли я NN», мне можно смело отвечать: «Не убивал», подразумевая под этим, что я не нападал на жертву. Последняя часть моего высказывания и будет той самой «тайной оговоркой». Богатому человеку жить еще проще. Если какой-нибудь мерзавец соблазнил девушку, обещая на ней жениться, то на нем нет никакого греха, поскольку крестьянка изначально должна была понимать, что дворянин на ней не женится.

    Эта техника построения исповеди в буквальном смысле слова превращала отцов-иезуитов в завсегдатаев королевских дворов и городских соборов, однако ученики Игнатия Лойолы сделали и полезные вещи своими ухищрениями — они популяризировали на Западе практику частной исповеди.

    Точно также обстоит дело и с иезуитским образованием. По всей Европе, а также на других континентах дети учились у отцов иезуитов бесплатно (средства на преподавание выделял орден). Их превосходно кормили, не перегружали уроками (не более 5 часов в день), придумывали для них спортивные игры, почти не били, так что многие люди считали за счастье отдать свое чадо иезуитам. Всего через несколько месяцев мальчик порадует отца превосходной латынью, а мать — прекрасными манерами и умением держать себя за столом. Но при этом в школах процветало ябедничество. Например, ученик, говоривший в школе на родном языке, а не латыни, может избавиться от наказания, если назовет имена других учеников, делавших то же самое. У каждого ученика был специальный опекун, рассказывающий начальству о его проступках. Само преподавание в школах велось по причудливому сочетанию средневековых и гуманистических методов: изучали труды Фомы Аквинского, но при этом была система жесткой конкуренции между учениками, которой могли бы позавидовать даже современные учителя.

    Эта двойственность сопровождала иезуитов во все века их существования. Многие иезуиты были прекрасными миссионерами и мучениками за веру: от Японии до Канады они подвергали свою жизнь опасности, пересекали непроходимые реки на маленьких лодках, переводили христианские молитвы на разные языки, а иногда и создавали эти языки, проповедовали даже тогда, когда им отсекали руки и ноги и снимали скальп. Однако миссии чаще всего были массовыми и формальными: кое-как переведя Символ веры, часто не выучив язык аборигенов, иезуит крестил людей сотнями и тысячами, создавая новые общины. Это были группы язычников, для которых христианство было лишь очень тонким наносным слоем, и с уходом миссионера часто умирала и община. Иезуиты защищали рабов и индейцев от совсем уж жестокой эксплуатации, но при этом сами охотно пользовались трудами рабов и не выступали против этого института, как такового.

    Противоречия, сопровождавшие иезуитов, были связаны с самой идеей этого ордена: монашеский орден, в котором можно не носить иноческих одежд, проповедники, с большей охотой занимающиеся политикой и интригами, чем обращением в христианство, нестяжатели, дававшие ссуды под 25 или даже 100 процентов. Иезуиты действительно стали военным орденом, рыцарями Папы, но от своих прототипов они унаследовали все добродетели и пороки средневекового рыцарства. Подобно крестоносцам, они отправлялись в опасные путешествия, жили среди бедняков и устраивали новые поселения для коренного населения, подобно воинам готовы были защищать честь Церкви и Папы до последнего вздоха, приспосабливаться к разным культурам (иезуит, проповедовавший в Индии превратился в местного жреца, носил их одежды, и создам причудливую смесь христианства с индуизмом, сумел наполнить языческие обряды христианским содержанием). Однако мораль иезуитов также было сословной и средневековой – ради достижения целей ордена, они могли давать ложные клятвы, пользоваться тайными доносами и обманывать тех, кто не принадлежал к «Обществу Иисуса». Среди учеников Игнатия Лойолы было много людей, ведших жизнь скорее рыцаря, чем монаха: они были желанными гостями в салонах, любили деньги, вкусную еду и вино, могли направить стрелы своей казуистики и против ордена. Сперва человек, становившийся иезуитом, должен был сразу отдавать «Обществу Иисуса» свое имущество, затем этот срок отложили на 4 года. Находилось много людей, формально передавших имущество беднякам, но фактически управлявшим им через подставных лиц. Точно также обстояло дело и с обетом послушания: формально генерал иезуитов пользовался почти неограниченной властью и был ответственен лишь перед Папой. Но на практике все зависело отличности генерала. Если он был слабым или мягким человеком, то его за спиной орденом управляли совершенно другие люди, а преемник Игнатия Лойолы становился лишь номинальной представительской фигурой. Число подобных примеров можно умножать до бесконечности, но понятно, что затея Игнатия Лойолы, умершего 31 июля 1556 года, создать особый орден рыцарей-монахов была одной из самых авантюрных в истории Католической Церкви, а его детище почти сразу после его кончины зажило самостоятельной жизнью

    #2094076
    Крестоносец 88
    Участник

    Кто такие Иезуиты?

    Пока это все прочтешь и на первомай опоздаешь!

    #2094078
    Афоня
    Участник

    Чему научат иезуиты?

    Католический орден иезуитов, или «Общество Иисуса», – сердце латинской ереси, ее духовное средоточие.
    Известный русский писатель и публицист XIX века Ю.Ф. Самарин пишет: «Можно сказать, что все жизненные соки, вся душа латинства ушли в него и что с первой минуты своего появления на свет иезуитство воплотило в себе всю сущность, весь смысл латинства и стало на его место». Орден возник в Париже в 1534 году и был основан испанцем Игнатием Лойолой, который пребывал в глубокой духовной прелести.
    «Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых, по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святаго Духа от нее, молились и достигали видений, разумеется, ложных, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). – Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера. Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена».
    Яблочко от яблони недалеко падает, – гласит русская народная пословица. Потому как прежние, так и нынешние поколения иезуитов, подобно своему учителю, подвержены прелестному бесовскому духу. Ю.Ф. Самарин очень точно подметил, что иезуитский орден разрешил «великую» задачу, совершил «мировую сделку» – водворил в душе человека «унию между истиною и ложью, добром и злом, Божиею правдою и человеческою неправдою».
    Цель ордена: вернуть в католическую лжецерковь уходящие из нее массы. Для достижения своей цели иезуиты не гнушались никакими средствами. Шантаж, обман, клятвопреступление, ложь, угрозы, убийства – вот какими деяниями усеян многовековой путь иезуитства.
    Например, в 1594 году из-за покушений на жизнь короля иезуиты были изгнаны из Франции. В том же году они организовали в Западной Руси Брестскую унию, плодами которой стала духовная смерть десятков миллионов душ и физическое уничтожение сотен тысяч людей. Последствия унии до сих пор не изжиты и дают о себе знать рецидивами на Украине, а теперь и в самой России.
    В Смутное время господа-иезуиты пожаловали в Москву в свите Лжедмитрия и вместе с этим самозванцем были выдворены за пределы Руси. В XIX веке они совратили в латинскую ересь многих русских дворян, за что опять их прогнали из России. Когда во второй половине XIX века вновь встал вопрос о приглашении иезуитов в столицу, И.С. Аксаков писал: «Впустить в Россию орден иезуитов – это все равно что впустить в нее заведомо и сознательно шайку шулеров, воров и тому подобных „художников“, и даже не все равно, а во сто раз хуже». Такого же мнения о последователях Лойолы придерживались все русские святые угодники Божии и даже светские мыслители и писатели.
    Иной взгляд на иезуитство у представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Как сообщает «Интерфакс-Религия», зампред ОВЦС игумен Филипп (Рябых) встретился с генеральным настоятелем самого большого католического монашеского ордена «Общество Иисуса» ксендзом Адольфо Николасом и призвал его к сотрудничеству. В качестве возможной совместной деятельности было упомянуто религиозное образование, в области которого иезуиты, по мнению отца Филиппа, за свою более чем 400-летнюю историю накопили «богатый опыт работы».
    К слову сказать, именно через образование иезуиты совратили в латинскую ересь большинство дворянских семей в Юго-Западной Руси, а сегодня насаждают экуменизм, пробравшись в современные духовные учебные заведения…

    Михаил ПАНКРАТОВ

    #2094079
    Афоня
    Участник

    Пока это все прочтешь и на первомай опоздаешь!

    Читай тебе полезно. Другим то же.

    #2094090
    Атаульф
    Участник

    ПГМнутый бред.

    #2094093
    Афоня
    Участник

    ПГМнутый бред.

    Серое вещество не осиливает? Кушай сладкое помогает :smeh::smeh::smeh:

Просмотр 8 сообщений - с 1 по 8 (из 8 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.