Главная Форумы Новости Русское зарубежье Путь спасения Украины, по которому она не пойдет

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1223424
    Афоня
    Участник

    За 20 лет независимости экономика Украины не проявила ни малейшей способности к развитию. По объему ВВП она даже не вышла на уровень 1990г. Утратила многие отрасли, производившие высокотехнологическую продукцию. Происходит деиндустриализация страны. Резко уменьшилось и производство сельскохозяйственной продукции. Сравним: Япония за 20 лет (1952 — 1972)гг. превратилась из сельскохозяйственной страны в одного из крупнейших промышленных лидеров мира. Экономическое положение Украины ухудшается: она вползает в дефляционную депрессию – тяжелая разновидность кризиса. Еще ниже упадет экономика, если Украина войдет в «зону свободной торговли» с ЕС и продолжит неразумную политику евроинтеграции. Об этом мы писали в предыдущей статье «Рынок ЕС губителен для Украины»
    Но возможен ли выход Украины из продолжающегося упадка? Как известно, для разумных людей, в частности политиков, безвыходных ситуаций не бывает.
    Вполне обоснованно можно сделать вывод, что экономика Украины упала и за 20 лет так и не обнаружила способности к развитию, все больше превращаясь в бедный сырьевой придаток развитых стран. Перспектива евроинтеграции Украины положение только ухудшит.
    Для изменения положения государства и в государстве необходимы решительные сдвиги в экономической политике самого государства. Не мелкие исправления, типа изменения ставок налогов и минимальной заработной платы, а изменения принципиальные.
    Необходим переход к инновационному развитию экономики, то есть, постоянного обновления и повышения технологического уровня продукции. Только такой переход дает конкурентоспособность экономике. Практика показывает, что на инновационной основе страны успешно справляются с проблемами финансового кризиса. На Украине приняты Закон и постановления Кабинета Министров, направляющие развитие экономики по инновационну пути. Но практических сдвигов нет.
    Для инновационного развития в экономике должны сложиться соответствующие условия. Отметим основные:
    — рост рынков сбыта и развитие на этой основе предпринимательской активности. Этот рост обеспечивался в разных странах различными процессами, которые переплетаются. Например, освоение новых земель и развитие сельского хозяйства (США), создание новых технологических укладов и новых отраслей хозяйства (США, Япония, Китай, Западная Европа), милитаризация и войны (Германия, Япония, США), развитие экспорта (практически все экономики развитых стран), восстановление и развитие инфраструктуры (дорог, трубопроводов, энергосетей, строительство жилых, общественных и административных зданий и т. п.);
    — достаточная обеспеченность экономики деньгами, соответственно, развитием доступного для предпринимателей кредитования. В развитых странах инновационная деятельность финансируется, в основном, собственными средствами предприятий с участием кредитов;
    — гарантированная неприкосновенность собственности предпринимателей, соблюдение и охрана прав интеллектуальной собственности, интересов создателей проектов. Изобретатель и предприниматель в инновационном процессе рискуют и не могут проявлять инициативу, если их права не защищены;
    — развитие естественно-технического образования, насыщения предприятий инженерно-техническими кадрами, потенциально способными к инновационной деятельности. Наличие квалифицированных рабочих, развитие профессиональной подготовки и образования квалифицированных рабочих;
    — налоговое и финансово-кредитное стимулирование разработчиков и исполнителей проектов инновационных и таких, которые повышают технологический уровень и конкурентоспособность производства.
    Очевидно, можно сформулировать еще некоторые условия, но нужно сосредоточится, на первоочередных.
    Кратко рассмотрим два первых условия, необходимые для перехода экономики к инновационному типу развития.
    Для создания условий инновационного развития необходимо оживление в экономике, переход к росту, активизация предпринимательства. Для этого требуется расширение рынков сбыта товаров с относительно высокой добавленной стоимостью. Такая возможность на рынках ЕС для Украины практически исключена. Продукцию машиностроения и несырьевых отраслей сельского хозяйства Украины пока покупают преимущественно на Востоке.
    В 2009 г. экспорт Украины в СНГ был на 45% больше, чем в ЕС. При этом удельный вес машин, оборудования и приборов в экспорте для СНГ составил 58,7%, а для ЕС только 17,4%. По торговле машиностроительной продукцией с СНГ положительное сальдо 4,2 млрд. дол. США, а с ЕС отрицательное — 6,1 млрд. дол. США. В торговле с ЕС Украина имеет импорт, который на 46% превышает экспорт. В торговле с СНГ, если не учитывать газ и нефть, экспорт превышает импорт. То есть, торговля с СНГ для Украины более выгодна. Тем более что, развивая евразийское направление, есть возможность добиться снижения цен на газ. Поэтому сейчас нужно использовать восточное направление. Здесь нужен решительный поворот во внешнеэкономической политике, в сторону Таможенного союза и Евразийского пространства, иначе условий для инновационного развития не будет. Причем не нужно отождествлять торгово-кооперационные отношения с Таможенным союзом с политической интеграцией с Россией. Нужно уметь оставаться политически независимыми, но использовать экономически выгодный рынок.
    Как уже сказано, включение в рынок ЕС Украине невыгодно. Оно не только не создаст расширения, но даже сузит рынок сбыта за счет увеличения импорта и сокращения экспорта в страны Таможенного Союза.
    Для перехода к инновационному типу развития необходимо также создание денежно-кредитных условий: увеличение объемов кредитов, снижение кредитных ставок, улучшение денежного обеспечения предприятий. Без этого повышение предпринимательской активности невозможно. А в настоящее время ситуация складывается наоборот. Одна из причин — политика НБУ предотвращать инфляцию монетарными методами. Но основные причины инфляции на Украине — недостаток потребительских товаров отечественного производства (в частности, животноводческих), засилье импорта и дороговизна импортируемых газа и нефтепродуктов. Эти причины можно и нужно минимизировать. Желателен также отказ от фиксирования валютного курса, что имеет значение для ценовой конкурентоспособности. Так что нужны изменения в макроэкономической политике.
    Определяющим шагом должно быть государственное влияние – курс на восстановление промышленности, повышения ее технологического уровня и инновационное развитие. Этот процесс нужно подтолкнуть всей мощью государственного воздействия. Это возможно путем постановки заданий центральным органам управления и предприятиям в реализации проектов создания и развития конкурентоспособных производств и инноваций в государственном плане стратегического развития.
    Проект государственного стратегического плана разработан Министерством экономического развития и торговли Украины и предложен на рассмотрение Верховной Рады. Он вызывает сомнения, поскольку во многом противоречит рыночной экономике. Но ему нужно предоставить более узкую роль — именно как плана мероприятий по восстановлению и качественному развитию экономики. На наш взгляд, план этот не должен охватывать весь объем деятельности и нарушать самостоятельность предприятий. Задача стратегического развития должны касаться только конкретных проектов и их материально-технического обеспечения. То есть это план чрезвычайный.
    Выполнение задач стратегического плана должно стимулироваться и учитываться в оценке деятельности предприятий и органов центрального управления. Это — конкретный механизм реиндустриализации, повышения технологического уровня и перехода к инновационному развитию.
    Кабинет Министров предусматривает реализацию приоритетных проектов посредством государственных целевых программ. Но несколько программ желательно согласовать и синтезировать в общем результате. Государственный стратегический план (или стратегический план развития) мог бы быть синтезом целевых программ и средством мобилизации людей и ресурсов на конкретные цели развития.
    Остается неопределенной проблема отбора проектов для плана стратегического развития. На первый взгляд, желающих получить деньги и поддержку своих проектов должно найтись много. На самом деле Кабинет Министров на свой призыв не получил эффективного ответа в виде предложений реальных проектов. Поэтому началась разработка приоритетов. Закон Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» сформулировал основные приоритеты. Постановления Кабинета Министров насчитывают до 107 направлений. Такой перечень приоритетов учитывает научно-технические возможности, но не учитывает необходимые время и деньги для их реализации. Это направления будущего, но не начала процесса. Очевидно, рамки требований для начала необходимо сузить. На наш взгляд, правительство может проработать, включить в план и выделить средства поддержки из бюджета не более 5-10 проектов.
    По мере успешного развития количество планируемых проектов может расти. Нужно продолжать работу по обоснованию приоритетов. Например, имеется обоснованное предложение принять в качестве одного из возможных источников инноваций фармакологическую деятельность. В некоторых районах Украины эта отрасль имеет высокую концентрацию производств, научно — исследовательских и учебных организаций, квалифицированных кадров. Фармакологические препараты пользуются высоким спросом на международных рынках, их производство и реализация обеспечивают высокую доходность.
    Целесообразно на первом этапе установить минимальные требования к проектам, которые включаются в государственные целевые программы или задания государственного стратегического плана. Основные из них следующие:
    1. Должно быть создано или восстановлено производство конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции.
    2. Продукция, произведенная в результате проекта, должна иметь повышенные характеристики технологического уровня; это требование можно будет повышать по мере развития процесса.
    3. Реализация проекта и начало выпуска и продажи продукции должны предусматриваться в приемлемые сроки (не более одного-двух лет).
    4. Реализация проекта, который включается в задания стратегического плана должна предусматривать ассигнования из государственного бюджета; очевидно формой ассигнований может быть государственный кредит, который возмещается за счет доходов от реализации проектируемой продукции. Для стимулирования проекта возможны налоговые и кредитные преференции.
    5. Отбор проектов целесообразно проводить в соответствии с указанными требованиями и сроками окупаемости: соотношением затрат на проект и ожидаемых доходов от его реализации.
    6. Учитывать установленные правительством приоритеты. Таким образом, постепенно выходить на приоритеты. Путь не быстрый, но реальный, такой, что ведет к возрождению экономики и перехода к ее инновационному развитию.
    Таким образом, переход к инновационной экономике предусматривает государственную поддержку перспективных проектов. Это означает усиление государственного регулирования экономики. Для того, чтобы Украина вошла в круг высокоразвитых государств мира, ей необходимо опираться на государственное регулирование. Следует изучить опыт Японии, которая в свое время быстро преодолела экономическое отставание. Правительство Японии конкретно занималось делами отраслей и фирм, которые специализировались на освоении и развития прогрессивных технологий. Корпоративные банки кредитовали такие фирмы вопреки либеральной идеологии. Правительственная помощь осуществлялась до достижения конечной цели. Практиковались долгосрочные планы. Применялась также защиту от иностранных конкурентов. «Страна получила долгосрочное видение», японское правительство целенаправленно занималось стратегическими отраслями, чтобы они выступали в качестве двигателя роста»[1]. Примером может также служить Китай, который развивает рыночную экономику, не отказываясь от государственного планирования и государственного регулирования экономики. Это стало основой самых высоких в мире темпов развития.
    Политическому руководству и Правительству Украины давно пора перестроить управление экономикой, приняв за основу государственное планирование и регулирование.
    Выводы
    Экономика Украины деиндустриализована и находится в упадке. Угрозу дальнейшего ухудшения состояния представляет собой перспектива вхождения в зону свободной торговли с ЕС и дальнейшей евроинтеграции. Выход из упадка возможен на основе включения Украины в Таможенный союз, ограничения импорта, расширения рынков сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью, изменения макроэкономической политики в сторону повышения денежного обеспечения предприятий, объема кредитов и снижения процентных ставок, а также путем установления заданий по созданию и развитию конкурентоспособных производств повышенного технологического уровня в государственных планах стратегического развития. Для формирования задач государственного плана (государственных программ) необходимы обоснования приоритетов развития и методика отбора проектов. Начинать перестройку экономики следует с создания условий инновационного развития (расширение рынка и обеспечение экономики деньгами). Усиливать государственное регулирование на основе стратегических планов развития.
    Трагедия Украины сегодня в том, что на подходе нет ни одной политической силы, включая действующую власть, способной сделать нужный поворот в экономической политике. Так что Украина, видимо, обречена пережить еще большую, чем сейчас, нищету, безработицу и унижение. Мы излагаем наши предложения в надежде, что со временем народ очнется от евродурмана.

    Найдёнов В.С.,
    доктор экономических наук, профессор

    #2039752
    Ак-рус
    Участник

    Украина без России — говно! Впрочем, как Россия без Украины и Белоруссии — говно.

    #2039809
    Афоня
    Участник

    Украина без России — говно! Впрочем, как Россия без Украины и Белоруссии — говно.

    :crazy:Это не просто гавно, а очень вонючее:smeh::smeh::smeh:

    #2039815

    Украина без России — говно! Впрочем, как Россия без Украины и Белоруссии — говно.

    Вот что значит культурный человек, повторяет несколько раз слово овно, а звучит так, что любо дорого читать:smile1:

    #2039984
    Новик
    Участник

    Дело в узости рынка сбыта. Для ЕС, Украина чужая, и не пустит на свои рынки. Подобная же проблема и у России. Потеряны все союзники, потеряна Сербия, Ливия, Ирак и гибнет на глазах Сирия.

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.