Главная Форумы Новости В России Раис Сулейманов: власти Татарстана капитулировали перед ваххабитами

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #1224813
    Бледный лось
    Участник

    1363016011_t-mechet.jpeg

    Ушедшая неделя запомнилась для Поволжья важным событием. Муфтий Татарстана Илдус Файзов в середине той недели внезапно ушел в отставку. Исполняющим обязанности муфтия РТ срочный пленум ДУМ РТ избрал Камиля Самигуллина – главу издательского отдела муфтията РТ и имама – хатыба мечети «Тынычлык». Камиль – хазрат, которому нет еще и 28 лет, стал самым молодым главой татарстанского муфтията за всю его историю. Выборы нового главы ДУМ РТ должны пройти на внеочередном съезде мусульман. Дату съезда должно определить заседание президиума ДУМ РТ, которое состоится предположительно 16 марта.

    1363016086_t-rais.jpeg

    О причинах, приведших муфтият РТ к «прецеденту Бенедикта XVI», «Спектру» поведал Раис Сулейманов (на фото), руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ).

    — Раис Равкатович, как происходили события, приведшие к отставке нынешнего муфтия РТ Илдуса Файзова?

    6 марта 2013 состоялся внеочередной пленум ДУМ РТ, где было объявлено, что муфтий РТ Илдус Файзов уходит со своего поста по состоянию здоровья. Более точно сказать, что председателя ДУМ РТ «ушли» по состоянию здоровья. С ним поступили, мягко говоря, некрасиво, не дав доработать до 2015 года, как положено по уставу муфтията. А в стратегическом плане отставка Илдуса Файзова – это большая стратегическая ошибка властей Татарстана.

    Илдус Файзов стал муфтием Татарстана 13 апреля 2011 года, в результате первых в истории постсоветской уммы альтернативных выборов. Новый муфтий выступал как решительный противник любого зарубежного религиозного влияния, как арабского, так и турецкого. Благодаря такой позиции, Илдус – хазрат нажил себе множество врагов. Все время, пока он был муфтием, он подвергался травле со стороны ваххабитов и их властных покровителей из татарстанского истэблишмента. Национал – сепаратисты Татарстана не могли простить ему пророссийских взглядов. Для главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина Файзов также был личным врагом. Весной 2011 года, вскоре после своего избрания, Илдус – хазрат заявил: отныне муфтият Татарстана не входит в структуру СМР, и Равиль Гайнутдин в Татарстане не более чем частное лицо. Равиль Гайнутдин потерял власть в Татарстане, а его и без того маловлиятельный в России СМР лишился почти полутора тысяч приходов. Гайнутдин – человек мстительный. Он вряд ли бы мог забыть и простить то, что Файзов нанес удар по его властным амбициям.

    1363020046_t-priymak-fayzov.jpg

    — Что успел сделать Илдус Файзов (на фото) на посту главы ДУМ Татарстана?

    — Региональные и федеральные власти после ухода ваххабитского муфтия Гусмана Исхакова предоставили карт-бланш Илдусу Файзову, не скрывавшему своих антиваххабитских убеждений. В 2011 году, после своего избрания на пост муфтия Татарстана, он принялся за политику деваххабизации уммы, начав с ротации имамов-ваххабитов и таких же мухтасибов, что вызвало резкий протест с их стороны. Однако ваххабитский холдинг, состоящий из местной бюрократии, бизнеса и салафитского духовенства, явно был недоволен курсом нового муфтия, что ярче всего продемонстрировалось в ходе скандала вокруг казанской мечети «Кул Шариф», произошедшего в апреле 2012 года.

    Когда Илдус Файзов отвоевывал «Кул Шариф» у ваххабитов, власти Татарстана фактически выступили в поддержку имама – хатыба этой мечети Рамиля Юнусова – идейного ваххабита, обучавшегося в начале 90–х в Саудовской Аравии. Имя Юнусова заслуживает отдельного упоминания. Как позже выяснилось, у него не было свидетельства на право быть имамом мечети. По документам, «Кул Шариф» значилась не как Соборная мечеть республики, а как музей в составе комплекса «Казанский кремль». Юнусов в этом музее был замом директора. В стенах «Кул Шарифа» Юнусов развернул доходный бизнес на никахах. Никах, вообще-то, процедура бесплатная, но в стенах «Кул Шарифа» за каждый свадебный обряд брали до 16 -18 тысяч рублей. Илдус Файзов повел против юнусовского бизнеса на никахах настоящую войну. Позже, не без участия муфтия РТ, выяснятся не менее интересные подробности биографии Юнусова. Его диплом о высшем образовании, выданный в 2002 году Казанским аграрным университетом, оказался поддельным. На пост имама «Кул Шарифа» Юнусов попал не за какие-то особые заслуги перед уммой Татарстана, а благодаря дружбе с Ильсуром Метшиным – членом клана Шаймиева и нынешним мэром Казани.

    1363016405_t-proschanie.jpg

    В своих действиях Илдус Файзов опирался на своего заместителя – Валиуллу Якупова (на фото — церемония прощания с Якуповым), расстрелянного 19 июля 2012 года в подъезде собственного дома. Илдус Файзов сам был в тот день тяжело ранен в результате теракта – подрыва собственной машины. Примечательный факт: стоило Илдусу Файзову оказаться на больничной койке, как на местном государственном телеканале «ТНВ» стали показываться передачи, где муфтия чуть ли не самого обвиняли в причастности к терактам и убийству Валиуллы Якупова. Программы шли не в прямом эфире, а «под запись», и выходили в эфир после редактуры и утверждения вышестоящим начальством. Кампания по шельмованию и демонизации муфтия в националистических СМИ, подконтрольных Казанскому Кремлю показала: местная элита по отношению к традиционному Исламу ведет «двойную игру». На словах эта элита поддерживает традиционный Ислам, но на практике выбрала путь по сближению со странами Ближнего Востока. Это сближение идет, как минимум, в идеологическом плане. Поскольку Ильдус Файзов категорически против сближения Татарстана с Саудовской Аравией, Катаром или Турцией, и вообще личность неугодная, то его решили просто «сдать». Сейчас его имя будет очернено, из него сделают козла отпущения и сделают так, чтобы он вообще не мог влиять на дела ДУМ РТ. Еще до отставки Файзова было решено отправить его в Турцию, якобы «на лечение». Широкой публике турецкая ссылка Файзова была преподнесена как его бегство.

    — До выборов нового муфтия исполнять обязанности главы ДУМ РТ будет Камиль Самигуллин. Что о нем известно?

    1363021236_t-priymak-mansur-dzhalyaletdinov.jpg

    — Камиль Самигуллин сейчас фигурирует как наиболее вероятный преемник Илдуса Файзова. Но такое положение дел знающего человека может удивить. Во – первых, Камиль – хазрат очень молод, 22 марта ему исполнится только 28 лет. Во – вторых, властный «вес» Камиля – хазрата в умме Татарстана. Признаюсь, что истеблишмент стал обсуждать вариант смены главы муфтията сразу же после событий 19 июля. Назывались фамилии возможных претендентов: имам – хатыб мечети «Марджани» Мансур Джалялетдинов (на фото), имам – хатыб мечети «Сулейман» Ильдар Баязитов (на фото ниже) и другие. Эти имамы имеют куда больший авторитет и известность, чем Камиль Самигуллин, хотя бы в силу возраста и срока служения. Выбор на пост и.о муфтия Камиля Самигуллина несколько удивил многих наблюдателей.

    Из биографии Камиля – хазрата известно следующее. В 2000-2003 годах он учился в казанском медресе «Мухаммадия». В 2003 году поступил в Северо-Кавказский исламский университет в Дагестане, откуда перевелся на обучение в Турцию. В Турции он проучился с 2003 по 2007 годы. Его альма – матер — кадимистское медресе при стамбульской мечети «Исмаил – ага», его учитель – суфийский шейх Махмуд аль – Уфи, устаз накшбандийского тариката. Вернувшись в Татарстан, Камиль Самигуллин стал имамом мечети «Тынычлык» в поселке Мирный неподалеку от Казани. Последние два года он работал заведующим издательского отдела ДУМ РТ. 6 марта 2013 года пленум ДУМ РТ ставит его на пост и.о. муфтия Татарстана.

    1363016614_t-kamil.jpeg

    — Камиль Самигуллин (на фото) во главе ДУМ РТ – это «хорошо» для Татарстана или «плохо»?

    — С одной стороны, сам Илдус Файзов называл Камиля Самигуллина в качестве своего вероятного преемника. Камиль Самигуллин работал в ДУМ РТ под началом Файзова. Кроме того, молодость и неангажированность молодого хазрата является хоть и слабой, но гарантией того, что тот не начнет «прогибаться» под ваххабитов и этнократов. Но с другой стороны, молодой возраст и незначительный «вес» Самигуллина в умме могут дать Татарстану и обратный результат. Молодость – это малый опыт в серьезных политических делах. Фарид Салман уже говорил недавно, что Камилю Самигуллину, скорее всего, будет трудно найти баланс между разными группировками в РТ и религиозными течениями. Не надо забывать, что Татарстан до сих пор не вычищен от ваххабитов. Кроме того, на Татарстане может сказаться и учеба Самигуллина в Турции. Если Самигуллин станет муфтием, то можно будет с уверенностью говорить, что в Татарстане усилится турецкий фактор. Главным образом, фактор влияния турецких накшбандийских шейхов, у которых учился Камиль Самигуллин.

    События вокруг вакантного места муфтия могут развернуться также таким образом. Выдвижение Камиля Самигуллина по сути своей – это демонстративный шаг Казанского кремля навстречу традиционалистскому лагерю духовенства накануне Универсиады. Турки – ханафиты, татары – тоже ханафиты… Но определенные круги могут сделать так, что Самигуллин никогда не станет муфтием. Против него развернут кампанию те имамы, которые сами захотят возглавить Духовное управление республики.

    — Можете назвать имена этих имамов?

    1363016995_t-ildar-bayazitov.jpeg

    — Мне кажется, таким имамом может стать Мансур Джалялетдинов, имам казанской мечети «Марджани». Он знаком с главой Татарстана Рустамом Миннихановым, который ходит молиться только в эту мечеть. Но есть минус. Джалялетдинов – хороший организатор, но у него самого и его мечети нет отличительной особенности, инновации. В этой ситуации более вероятной фигурой становится Ильдар Баязитов (на фото) — имам казанской мечети «Сулейман». Он автор очень удачного социального проекта – обучения чтению слабовидящих и незрячих людей по технике Брайля. Но Баязитов не особо рвется на пост муфтия. Сейчас он будет занят строительством новой мечети, на пересечении улиц Кулахметова и Серова, на это уже выделили средства. Работа потребует времени, присутствия, а обязанности муфтия будут отвлекать. Поэтому Баязитов отказался от участия в выборах муфтия. Джалялетдинову это не понравилось. До 14 марта он попытается через своих людей очернить Самигуллина и выдвинуть Баязитова. А потом, в апреле, будет через своих людей добиваться избрания Баязитова, чтобы стать при нем первым заместителем. Учитывая крайнюю занятость Баязитова, фактически руководить муфтиятом при таком раскладе будет не Баязитов, а Джалялетдинов.

    В плане духовенства Татарстана стоит отметить очень важную деталь. События 19 июля и последующая информационная травля тяжелораненого Илдуса Файзова совершенно парализовали мусульманское духовенство Татарстана. Имамы мечетей в общении с прессой теперь стараются обходить стороной темы, связанные с засильем ваххабитов, потому что опасаются закончить жизнь как Валиулла Якупов. В тех мечетях, где собираются исламские радикалы, ситуация тоже неоднозначна. Имам такой мечети — ханафит, а общий тон в общине мечети задают крепкие братки ваххабитского вида. Бородачи в мечети творят, что хотят. Эти братки говорят имаму прямым текстом: сдашь нас ментам, или ФСБ, мы тебе отрежем голову. Разумеется, запуганные имамы молчат. А Казанскому кремлю это молчание пока что только на руку. Властный истеблишмент РТ, зависимый от финансовых вливаний монархий Персидского залива, и не желающий испортить благополучное реноме Татарстана в глазах Москвы, рассуждает так: «со всеми нужно договариваться, соглашаться. Бескомпромиссный муфтий вроде Файзова Татарстану только во вред».

    1363017493_t-shaymiev.jpeg

    — А как смотрят на это местные власти и федеральный центр?

    — Власти Татарстана фактически капитулировали перед ваххабитами. Они не поддерживают традиционное мусульманское духовенство. Дискредитация традиционных имамов ведется на местных государственных телеканалах. Если тот же Джалялетдинов станет муфтием, он не будет, как Файзов, бороться с ваххабизмом. Или сам не захочет, или просто не дадут. Федеральный центр, к сожалению, занял катастрофически пассивную позицию в этом стратегически важном вопросе. Если так дальше и пойдет, то соглашательство с ваххабизмом, которое заняло в Дагестане десять лет, у нас займет полгода-год. И тогда у нас будет то, чего так упорно добивались дагестанские ваххабиты на Северном Кавказе – полная легализация ваххабизма. Опыт показывает, что за этими диалогами обязательно следуют теракты. Любые диалоги в глазах ваххабитов – это уступки, а значит слабость.

    К сожалению, в других регионах России многие привыкли воспринимать Татарстан как суперблагополучную республику. На самом деле, это не так. В Татарстане есть много тем, о которых не принято говорить вслух. Первая и самая главная – ваххабитский холдинг. Этот термин был запущен в обиход Валиуллой Якуповым. Он подразумевал то, что ваххабитов, «Хизб – ут Тахрир» и националистов в Татарстане крышуют высокопоставленные чиновники и обладатели больших звезд из правоохранительных органов. В ряде районов республики «бородачей» покрывали главы районных администраций.

    Большинство властьимущих крышевателей – близкие и дальние родственники Минтимера Шаймиева (на фото), друзья его друзей или родственников или просто верные ему люди. За 20 лет своего правления Шаймиев создал во властных органах республики верный себе клан. Обо всем, что связано с Шаймиевым и его кланом, в Татарстане не говорят публично, потому что за эти слова можно и по зубам получить, и головы лишиться. Экс-президент РТ по сей день остался в республике влиятельным человеком и своего рода священной коровой.

    Беседовал

    Юнус Саляхутдинов

    http://sp-analytic.ru/popularity/1719-rais-suleymanov-vlasti-tatarstana-kapitulirovali-pered-vahhabitami.html

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.