Раскол. Церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. И немного слов о современной еретической организации Чёрная Сот

Главная Форумы Русская нация Русская идентичность — культура Русская вера Раскол. Церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. И немного слов о современной еретической организации Чёрная Сот

Просмотр 10 сообщений - с 11 по 20 (из 69 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #2117583
    Афоня
    Участник

    Раскол. Церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. 1658 г. разрыв между Царем, нарушившим клятву, и Патриархом становится неизбежным 26.

    Суть разрыва выразил сам Патриарх Никон: “Мы не знаем иного законоположника себе, кроме Христа, Который дал нам власть вязать и решать. Уж не эту ли привилегию Дал нам Царь? Нет, он похитил ее от нас как свидетельствуют его беззаконные дела. Какие? Он Церковью обладает, священными ведами богатится и питается, славится тем, что все церковники — митрополиты, архиепископы, священники и все причетники покоряются ему, оброки дают, работают, воюют; судом и пошлинами владеет”27.

    “За умножение беззакония иссякнут любы многих Каковы беззакония? Того, если кто восхитит не принадлежащее ему, как Государь Царь восхитил Церковь и все достояние Ее в свою власть беззаконно, и потому нас ненавидит, как прелюбодей никогда не может любить законного мужа, но всегда помышляет о нем злое…”28

    “Нигде, даже в Царских законах, не написано, чтобы Царю избирать епископов и прочих (церковных — Сост.) властей А то правда, что Царское Величество расширился над Церковью, вопреки Божественным законам, и даже возгорелся на Самого Бога широтою своего орла” 29.

    “Не пришло ли ныне отступление от Святого Евангелия и от Предания Святых Апостолов и Святых Отцов? Не явился ли человек греха, сын погибели?.. Какой же больше погибели, когда, оставив Закон и Заповеди Божий, предпочли предания человеческие, то есть Уложенную книгу,* полную горести и лести? Антихрист приготовит и иных многих Он сядет во храме Божием не в одном Иерусалиме, но повсюду в Церквах, то есть примет и власть над всеми Церквами и церковными пастырями 32/* Патриарх называл эти законы, по которым Царь обладал Церковью, “антихристовым узаконением”31, противопоставляя им “Кормчую”, в состав которой входило Византийское гражданское законодательство Номоканонов, благословленное Церковью. — Сост./

    “Добро архиерейство во всезаконии и чести, и надобно поскорбеть о последнем всенародном событии. Когда вера евангельская начала сеяться и архиерейство чтилось в христианских царствах, тогда и самые эти царства были в чести; а когда злоба гордости распространилась и архиерейская честь изменилась, тогда, увы, и царства начали падать и пришли в безчестие. как известно о греках” 33.

    “Видя Святую Церковь в гонении, послушав слова Божия: аще гонят вы во граде, бегите во ин град, удалился я и водворился в пустыне, но и здесь не обрел покоя. Воистину сбылось ныне пророчество Иоанна Богослова о жене, которой родящееся чадо хотел пожрать змий, и восхищено было отроча на небо к Богу, а жена бежала в пустыню, и низложен был на земле змий великий, змий древний. Богословы разумеют под женою Церковь Божию, за Которую страдаю теперь Заповеди ради Божия: болши сея любве никто же имать, да аще кто душу свою положит за други своя; и мы, видев братию нашу биенными, жаловались Твоему Благородию, но ничего не получили, кроме тщеты, укоризны и уничижения; тогда удалились мы в место пусто. Но злоначальный змей нигде нас не оставляет в покое; теперь наветует на нас сосудом своим избранным, Романом Бабарыкиным, без правды завладевшим церковною землею. Молим Вашу кротость престать от гнева и оставить ярость. Откуда ты такое дерзновение принял — сыскивать о нас и судить нас? Какие Законы Божии велят обладать нами, Божиими рабами? Не довольно ли тебе судить вправду людей царства мира сего? В наказе твоем написано новое повеление — взять крестьян Воскресенского монастыря: по каким это уставам? Послушай, Господа ради, что было древле за такую дерзость над Египтом, над Содомом, над Навуходоносором-царем? Изгнан был Богослов в Патмос: там благодати лучшей сподобился — благовестие написать и Апокалипсис; изгнан был Иоанн Златоуст и опять на свой престол возвратился; изгнан Филипп-митрополит, но паки стал против лица оскорбивших его; и что еще прибавим? Если этими напоминаниями не умилишься, то хотя бы и все Писание предложил тебе, не поверишь. Еще ли Твоему Благородию надобно, да бегу, отрясая прах ног своих ко свидетельству в день судный? Великим Государем больше не называюсь и какое тебе прекословие творю? Всем архиерейским рука твоя обладает: страшно молвить, но терпеть невозможно, какие слухи сюда доходят, что по твоему указу владык посвящают, архимандритов, игумнов, попов ставят и в ставленных грамотах пишут равночестна Св. Духу так: по благодати Св. Духа и по указу Великого Государя: недостаточно Св. Духа посвятить без твоего указа! Но если кто на Св. Духа хулит, не имеет оставления: если это тебя не устрашило, то что устрашить может, когда уже не достоин сделался прощения по своему дерзновению? К тому же повсюду, по Св. митрополиям, епископиям, монастырям, безо всякого совета и благословения, насилием берешь нещадно вещи движимые и недвижимые и все Законы Св. Отец и благочестивых царей и великих князей греческих и русских ни во что обратил, также отца своего, Михаила Федоровича, и собственные свои грамоты и уставы; уложенная книга хотя и по страсти написана многонародного ради смущения, но и там постановлено: в Монастырском приказе от всех чинов сидеть архимандритам, игумнам, протопопам, священникам и честным старцам; но ты все это упразднил: судят и насилуют мирские судьи, и сего ради собрал ты на себя в день судный велик собор вопиющих о неправдах твоих. Ты всем проповедуешь поститься, а теперь и неведомо кто не постится ради скудости хлебной; во многих местах и до смерти постятся, потому что есть нечего. Нет никого, кто был бы помилован: нищие, слепые, хромые, вдовы, чернецы и черницы — все данями обложены тяжкими, везде плач и сокрушение, везде стенание и воздыхание, нет никого веселящегося во дни сии. Хотим объявить нехитрою речью: 12 января 1661 года были мы у заутрени в церкви! Св. Воскресения (в Ново-Иерусалимском монастыре — Сост.); по прочтении первой кафизмы сел я на место и немного вздремнула вдруг вижу себя в Москве, в соборной церкви Успения,* /* Это видение приобретает особо символическое значение, если вспомнить, что поставление Никона на Патриарший престол связано с Успенским собором Московского Кремля. Будучи избранным из 12 кандидатов, Никон поначалу отказывался. Тогда в Успенском соборе перед мощами Святителя Филиппа, которого наряду со Св. Иоанном Златоус особо почитал Никон, Царь упал ему в ноги, “простершись на земле, проливая слезы”, умолял занять престол35. — Сост./ полна церковь огня, стоят прежде умершие архиереи; Петр-митрополит встал из гроба, подошел к престолу и положил руку свою на Евангелие то же сделали и все архиереи и я. И начал Петр говорить: брат Никон! говори Царю, зачем он Св. Церковь преобидел, недвижимы ми вещами, нами собранными, безстрашно хотел завладеть, и не на пользу ему это; скажи ему, да возвратит взятое, ибо мног гнев Божий навел на себя того ради: дважды мор был, сколько народа перемерло, и теперь не с кем ему стоять против врагов. Я отвечал: не послушается меня, хорошо, если б кто-нибудь из вас ему явился. Петр продолжал: судьбы Божии не повелели этому быть, скажи ты; если тебя не послушает, то если б кто из нас явился, и того и послушает, а вот знамение ему, смотри: по движению руки его обратился на запад к царскому дворцу и вижу: стены церковной нет, дворец весь виден, и огонь, который был в церкви, собрался, устремился на царский двор, и тот запылал.** /** “…И Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя…” (I 28. 18) — Сост./ “Если не уцеломудрится, приложатся больше первых казни Божии”, — говорил Петр; а другой седой муж сказал: “Вот теперь двор, который ты купил для церковников, Царь хочет взять и сделать в нем гостинный двор мамоны ради своея; но не порадуется о своем прибытке”. Все это было так, от Бога, или мечтанием — не знаю, но только так было; если же кто подумает человечески, что это я сам собою замыслил, то сожжет меня оный огнь, который я видел” 34.

    Видение Патриарха Никона в Воскресенском монастыре 1661 г., по свитку Московской Синодальной библиотеки: “1661 году в день недельный Святейший Никон Божьей милостью Патриарх, будучи в своем строении живоноснаго воскресенья Новаго Иерусалима, в день недельный во Святей Церкви с Архимандртом Герасимом и с прочией братией, егда по чину нача чести по первой кафизме той преждереченный Архимандрит Герасим (Святое Евангелие толковое), якожа обычай, и Святейшему Никону Патриарху седшу на своем месте от многаго труда, и абие приложися в тонок сон и обретеся в Московской Великой Церкви, ид еже риза Господня. И зрит в Церкви велий неизреченный свет, и от страха того неизреченнаго ужасеся; и во страхе зрит того храма на обе страны и видит из гробов возстающих всех Архиереев и ту сущих от десныя страны Киприана и Фотия и Филиппа священномученика, а от левыя страны Иону Митрополита и прочих всех. По сем зрит от алтаря от северных врат пресветла юношу идяща со многими последующими светлеющимися, яко бывает вход со Святым Евангелием, и той пресветлый юноша на руках нося царский венец; и с теми светлеющимися те все Архиереи соединяся пойдоша во святый алтарь отверзенным сущим святым и великим вратам. И той пресветлый юноша царский венец поставляет на престол перед Святым Евангелием. Той же Святейший Никон Патриарх во страхе последуя им обретохся от десныя страны престола, и зрит свет такожде неизреченный, и в том свете видит возставша первопрестольнаго Петра Митрополита великаго чудотворца, вкупе и Геннадия и грядуща ко преждереченным Архиереем, онем же установившим ему с честью дающе первенство. Той же Петр Митрополит став на обычном первом месте у святаго престола и через царский венец простре руку на Святое Евангелие и рече Святейшему Никону Патриарху: засвидетельствуем тебе брате. Никоне, сим Священным Евангелием, иди, глаголи царю, чего ради он Святыя Церкви и святыя обители поработил и многия святыя вещи недвижимый учинил царским своим повелением движимы, и царским державством неудоволился, восхитил на ся архиерейский суд, многия обители многочисленными пенятзми и многочисленными мерами оскудил и оскудити хощет. И Святейший Никон Патриарх во страхе, велице отвеща: вы великие первопрестольные Архиереи о сем засвидетельствуйте, аз же смиренный много о сем глаголах и писах царю, и непреклонен к послушанию явися наипаче возъявился, хвалится на мя мученми и изгнанми в заточение. И Петр великий чудотворец отвеща: Ты, брате, в жизни сей, тебе подобает засвидетельствовати и пострадати о сем даже и до крове; аще ли же сего нашего речения не восхощет веровати царь и твоего свидетельства не приимет, и, простер руки со всеми Архиереи на западную страну рек: зри, что по сем будут. И, видя белый свет в велицей Церкви, обратился в неизреченный пламень огня и с шумом громогласным пойде в царские чертоги, и бысть все пламенно видно. И в том велицем страхе он, Святейший Никон Патриарх, едва в себе пришед и узре вышереченнаго архимандрита Герасима стояща перед собою, отседающа по чтении по обычаю благословеннаго прощения, уже и второй кафизме совершающейся. И Святейший Никон Патриарх в том часе исповеда то страшное видение ту сущим с ним бдящим Архимандриту Герасиму и протчей братии всякаго чина и возраста. И по отпетии утрени своею десницею сие видение писал и ко благочестивейшему государю царю послал; и ничтоже вменено и забвению предано даже до днесь. А сие видение его Святейшаго Никона Патриарха вскоре збыстся тоя же нощи” 36.

    Перед смертью в завещании Царь просил у Патриарха прощения, а новый Государь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Никону сана, просил его вернуться в основанный им Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (по пути в который 17 августа 1661 г. святитель скончался). Но исправить что-либо было уже поздно…

    “Отказ Никона в прощении, — по словам М.В. Зызыкина, — остался навеки протестом против унижения Церкви светской властью” 37.

    После несправедливого захвата церковной собственности в Воскресенском монастыре 25.6.1663 Патриарх Никон пел в церкви молебен Животворящему Кресту, читал молитву и псалмы 68-й и 108-й, которые, по правилам Св. Афанасия Александрийского, полагается читать терпящим насилие.

    Английский исследователь Пальмер. пишет М.В. Зызыкин, в 70-х годах XIX в. сопоставил “слова псалмов 68 и 108 с тем, что произошло с семьей Царя и видит в этих событиях исполнение гнева Божия. Слова Псалма 68 говорят: “Излей на них (врагов моих) ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их. Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих… Да изгладятся они из книги живущих и с праведниками да не напишутся”. А в Псалме 108: “Отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью… Да будут дни его кратки (Царь Алексей умер в 1676 г. до исполнения 47 лет) и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, а жена его вдовой (дети Царя Алексея преждевременно остались сиротами и вместе со своей матерью, его второй женой подвергались опасностям и несчастьям после его смерти); да скитаются дети его и нищенствуют и просят хлеба из развалин своих (его сын Петр, оставшись без отцовских забот, странствовал у нечестивых иностранцев, моля у них яда, как хлеба, и был странником вдали от Бога и своей страны, ища пищи из опустошенных мест, где не произрастало хлеба); да захватит заимодавец все, что было у него, и чужие да расхитят труды его (его царство обеднело от войны и плоды его ранних побед были захвачены иностранцами, и труд его и его преемников был поглощен немецким басурманством); да не будет милующаго сирот его, да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя его в следующем роде (не было никого: Матвеев был в изгнании, когда его присутствие было особенно нужно, изгнанный родственниками самого Царя Алексея; Феодор умер, как скоро достаточно вырос, чтобы делать добро; Петр был духовно истощен и духовно убит своей собственной сестрой Софьей и превратился благодаря плохому воспитанию в чудовище, способное только развить следствие грехов своего отца. Право наследственного преемства отошло от потомков Алексея, и наследник был предан смерти своим собственным отцом, сыном Алексея, и во втором поколении его имя в мужском поколении исчезло). Да будет вспомянуто перед Господом беззаконие отцов его (Иоанн III и IV) и грех матери его да не изгладится (семейство матери его и родственники его Стрешневы). Да будут они всегда во очах Господа и да истребит Он память их на земле (оно исчезло с земли: ни семьи его матери, ни семьи от его первой жены больше не существует)”.

    Мы не можем не остановиться на размышлениях Пальмера о наказаниях, посылаемых Богом за общественные грехи, как относительно того, на кого может падать такое наказание, так и в отношении того, что это наказание навлекает на себя, по его мнению, и Россия за ее отношение к Церкви. “Наказания за общественные преступления и грехи бывают общественные и личные. Общественное наказание падает на нацию, общество или класс, или чин, или на само учреждение, иногда скоро, иногда после долгого промежутка, поражая и будущие поколения. Это общественное наказание часто падает, по-видимому, на правителя и потомков, которые лично невинны, возможно, даже не сознают вину своих предшественников, как бы показывая различие между чисто личными и общественными актами и между личным и общественным вознаграждением, и наказанием. Так в Англии вина тех Тюдоров, которые в XVI столетии восставали против Бога и Его Царства и вовлекли целую нацию своим тираническим насилием в схизму и ересь, была наказана столетием позже в королях другой фамилии, против которых тогда восстал народ, как раньше короли восстали против Бога; они были свергнуты и изгнаны, и один из них даже обезглавлен через последующее развитие той же ереси, которую они сначала навязали народу… Также во Франции честолюбие и гордость, с которой Людовик XIV вел войну и наносил обиды Церкви, и безнравственность регента и Людовика XV были наказаны в ближайшем поколении ужасами атеистической и смертоносной революции, в которой были обезглавлены или умерщвлены с еще большими мучениями невинный и добродетельный Людовик XVI, его королева, его сестра и его сын”.

    Относительно России Пальмер говорит, что, “если мы подумаем только об общественных актах, то, так как все делалось в деле Никона во имя Царя, и не боярам, как классу (хотя на них лежит главная вина в преследовании Никона), а Царю была порабощена Церковь, то для короны и надо было ждать главных наказаний. “Если бы ты только боялся Бога, — сказал Никон Царю на суде после взрыва гнева на него, во время чтения некоторых мест из его конфиденциального письма к Патриарху Дионисию, — ты бы не поступил со мной так”, а после чтения его сказал: “Бог да будет тебе судьей”. А в столовой палате дворца, когда Никон выходил с Собора, он встал посредине и, обернувшись к Царю, отряс прах от ног своих в третий раз (1-й в 1658 г., 2-й в 1664 г.) и сказал Царю:

    “Моя кровь и общий грех да будет на твоей голове”. Об исполнении этих пророчеств Пальмер уже отмечал, говоря о судьбе детей Царя Алексея; Он видит исполнение и предсказаний Никона, сделанных им на суде, о разрушении Москвы, ибо это все исполнилось с уничтожением боярства, как класса, стрельцов, на Царствующей Династии, и на духовенстве, и на пожаре 1812 г., уничтожившем старую столицу, совершившую апостасию. Любопытны приводимые Пальмером внешние параллели о сорока годах, о которых говорил Никон для исполнения пророчества о гибели Иерусалима. С Собора 1660 г., когда Собор утвердил восхищение на себя духовной власти Царем, совершенное в 1658 г., до смерти последнего Патриарха Адриана в 1700 г., когда Царь уничтожил и внешнюю форму канонического примата и взял в свои руки всю церковную собственность, прошло также 40 лет; от смерти Патриарха Никона в 1681 году до создания духовного коллегиума в 1721 году также 40 лет. Но этого мало. Пальмер ждал (в 1870-е годы! — Сост.) дальнейшего исполнения пророчества. “Правительства, — говорит он, — которые однажды пошли на апостасию, нелегко идут обратно; они идут к разрушению”… Пальмер спрашивает: “Пойдет ли Россия к немецкому материализму и в конце концов утрате самого имени христианства… или произойдет Православная реакция?* /* Попыткой “Православной реакции” были царствования Императоров Александра III и Николая II. —Сост./

    Хвост не может вести голову, а голова и хребет у России немецкие. Православная Церковь привязана к немецкому принципу светсткого верховенства, как хвост к хребту собаки. Хвост должен следовать за головой. Индивиды, хотя бы они сами, или их отцы, согрешили, могут покаяться, но история не знает примера нации, раз отступившей от более высокого религиозного положения к низшему, чтобы она восстановила сама себе своим собственным внутренним усилием покаяние… Но невероятное человеку возможно для Бога”.

    А в другом месте он говорит: “Когда либерализм сбросит существующий барьер достижением религиозной свободы, когда Русская Церковь будет предоставлена своим собственным ресурсам, тогда в поисках самозащиты и в особенности против католиков, она откроет, что ее действительный борец и представитель был Никон” 38.

    М.В. Зызыкин (1934): “В 1664 году Никон имел особое основание полагать, что царь настроен к нему хорошо. Если на первый раз его хотел свести с царем преданный Никону старец Аарон, то во второй раз попытка свести их, в полной уверенности, что личное свидание поможет новому соглашению царя с Никоном, исходила от боярина Никиты Алексеевича Зюзина, вполне преданного Никону

    Единственная причина, по которой он не считал возможным вернуться на престол, гнев царский, делающий невозможным для него канонически управлять Церковью,* отпадала. Ему сообщалось, что царь ему противиться не будет, что, уйдя с престола, Никон должен и докончить это дело, т.е. вернуться, раз больше царь не противится ему и показывает теперь любовь ему, прося его вернуться. /* Согласно “Апостольским правилам” (XI, XXXIV): “Царь занимается только военными делами, заботясь о войне и мире, чтобы охранять тело, а епископ проходит священство Божие, отклоняя от опасности тело и душу. Итак, восколько душа превосходит тело, востолько священство превосходит царство, ибо оно связывает и разрешает достойных наказания и прощения”. Из постановления IV Вселенского Халкидонского Собора (451 г.): “Никакой прагматический указ, противный канонам, не должен иметь силы; должны преимуществовать каноны отцов”. Св. Иоанн Дамаскин († 4 декабря ок. 777): “Мы повинуемся тебе, император, в том, что относится к делам нашей жизни: в отбывании повинностей, сбора податей и пошлин, в чем управление делами нашими вверено тебе;

    но для устроения церковных дел мы имеем пастырей, глаголаших нам слово и передавших нам церковное законоположение”. Преп. Феодор Студит († 11 ноября 826 г.); “Надо настаивать на точном соблюдении государственной властью не только учения, но и канонов. В случае ее уклонения от первого и нарушения последнего, надо применять существующие на подобные случаи дисциплинарные взыскания или эпитимии, как они применяются Церковью ко всем остальным членам”39./ Письмо очень правдоподобно рисовало положение царя, не могущего лично обращаться к Никону из-за возможности посрамления в случае неудачи с приглашением Никона. Никон был в большом недоумении. Он не верил, что так переменилась обстановка при царе в его пользу, и дважды возвращал письма Зюзину, но после третьего наконец согласился, письма не вернул и обещал прибыть. Решение это и факт состоявшегося приезда Никона очень важны, ибо подтверждают самым делом многократные заявления Никона о том, что он не отрекался от престола, а только от непокорной паствы, под которой разумелись первый сын Церкви — царь и окружавшие его бояре. Сообщение от Зюзина совпало с усиленными размышлениями Никона о состоянии Патриаршего престола, которые начались еще с начала Рождественского поста 1664 года. Никон начал молиться в уединении, чтобы найти выход из тупика, в который зашло церковное дело. Вот как передает сам Никон о том, что его окончательно побудило поехать в Москву:

    “Слыша смятение и молву большую о Патриаршем престоле, удалился я 14 ноября в пустыню, вне монастыря, на молитву и пост, дабы известил Господь чему подобает быть; молился долго со слезами и не было мне откровения. Декабря от 13 дня уязвихом перед Господом Богом молитву к молитве и слезы к слезам и бдение к бдению, и пост к посту, и постихомся даже до 17 дня; начал поститься со вторника и постился до субботы, ничего не ел, даже и воды не пил, но хлеб заменил молитвою и питье слезами, не ложился спать, а только, утомясь, садился на час в сутки; но трудился и молился со слезами, доколе известит мне Господь Бог, что подобает сделать и что угодно Его святой воле. От многого труда сел я в церкви на своем месте и, так как все четыре ночи и три дня я не отходил ко сну, то несколько воздремал и вижу, что нахожусь в Соборной церкви; из живых никого в ней не было, а были прежде почившие святители и священники в священных одеждах, ставшие по сторонам, где гробницы митрополитов и патриархов; один из них муж святолепен и сединою украшенный обходил Святителей, подносил им хартии и киноварницу с киноварем, и все они подписывали. Я же со страхом приступив к носившему хартию, спросил его: “Что это вы подписываете? Если по правде, покажи мне”. Он показал, и я увидел, что истинно то, и спросил его: подпишешься ли ты? — Я подписался уже и показал мне написанное о себе. Я посмотрел со вниманием и нашел: истинно написано на двух с пол. строках: “Смиренный Иона Божию милостью митрополит тако страхом Божием подписую”. Я же, прияв дерзновение, пошел к месту и хотел взойти, но нашел Святителя, стоящего на месте в архиерейском облачении и ужаснулся. Он же мне сказал: “Ужасайся, брате, яко така воля Божия есть, взыди на стол свой и паси словесныя Христовы овцы, которыя тебе Господь поручил. И тотчас был невидимый, я уже утвердився изыдох. Стоящий Святитель, мне кажется, был Петр Чудотворец”.

    Это видение описывалось в письме Никона к Царю, которое и было передано им ему тотчас по приезде в Успенский собор. Никон действительно поступил так, как ему советовал Зюзин, и ночью приехал в Москву, прямо в Успенский собор, прошел на Патриаршее место, приложившись к иконам, и растерявшееся духовенство во главе с местоблюстителем Патриаршего престола Ионой, преемником митрополита Питирима с лета 1664 г., подошло к нему под благословение.

    Во дворце, по описанию Лигарида, произошел страшный переполох; собраны были наскоро духовные власти, где Лигарид подал голос потребовать у Никона отчета, почему он так дерзновенно посягнул на Патриарший престол, и сказать ему, чтобы он ждал решения от Вселенских Патриархов. Царь велел идти в собор митрополиту Сарскому Павлу, боярам — князю Одоевскому, Ю.А. Долгорукому, окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу и думному дьяку Алмазу Иванову и говорить Никону: “Оставил ты Патриарший престол самовольно, обещая впредь не быть в Патриархах, и съехал в монастырь, чтобы там жить, о чем ко Вселенским Патриархам написано, а теперь для чего в Москву приехал и в соборную церковь вошел без ведома великого Государя и Освященного Собора?” Никон ответил им: “Сошел я, никем не гоним, и пришел на свой престол, никем не зовом, для того чтобы великий Государь кровь утолил и мир учинил; от суда Вселенских Патриархов я не бегаю, а пришел по явлению”, и передал письмо царю, где описано бывшее ему явление. Без разрешения царя письма у него не взяли, но, получив разрешение, взяли письмо и от имени царя велели ехать обратно. Никон отдал письмо и сказал: “Буде великому Государю приезд мой в Москву не надобен, то я поеду обратно в монастырь, но до тех пор пока не получу ответа от великого Государя из соборной церкви не пойду”. Письмо понесли царю и читали объяснение Никона.

    Никон писал, что причину отхождения своего он исполнил, что помыслил, то сделал, а теперь пришел видеть пресветлое лицо царя и поклониться престолу царства его; пришел он в кротости и смирении и принес с собою мир, который подал Господь ученикам и Апостолам и по них действующим в Св. Церкви архиереям, сказав: мир Мой оставлю вам, мир Мой даю вам. Им же Господь заповедал: в он же град или дом входите первие глаголите: мир дому сему, и аще убо будет ту сын мира, почиет мир на нем. Но, если и больше сего, пишет Никон, восхощет твое царское величество слышать и научиться, то не отречемся сказать: хощеши ли Самого Христа принять? Мы твоему благородию покажем, как Господь свидетельствует: принимающий вам Меня принимает и слушающий вас Меня слушает. Что твое благородие изволит, то и сделает, или во имя Господне прими нас и дому отверзи двери да мзда твоя по всему не отменить по писаному. Это я написал твоему царскому величеству не от себя, как от Бога перед Богом о Христе говорю. Царь выслушал и приказал митрополиту Павлу вновь идти к Никону и сказать, что его письмо доложено, и чтобы он шел в монастырь. Когда кончилась утреня, Никон приложился к иконам, взял посох Петра митрополита и направился к выходу. Бояре требовали оставить посох, но Никон сказал: “отнимите силой”, и вышел. Садясь в сани, Никон отряс прах от ног своих и сказал евангельские слова: “Идеже аще не приемлют вас, исходяще из града того, и прах прилипший к ногам вашим отрясите”. Провожать Никона по приказу царя отправились Д.А. Долгорукий и Артамон Матвеев. Матвеев сказал: “Мы этот прах подметем”. — “Разметет вас, — сказал Никон, указывая на комету, — сия метла: явившаяся на небеси, хвостатая звезда”

    #2117608
    Винареви
    Участник

    И немного слов о современной еретической организации «Чёрная Сотня»

    Как и организация, одноименный форум «Черная сотня» является конкретным жидо нацистским ресурсом, а их «гуру», рабби Штильмарк, впитал с молоком мамеле все, присущие жидам, признаки (не желаю это называть качествами)! :evrei:

    «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.» [Ин 8:31-47].[/quote]

    #2117624
    Комаръ
    Участник

    Виктор Комаръ писал(а):
    Александр Владимірович , давай перейдём к фактам:
    1. скажи сколько иноков убили только в Соловецком монастыре ?
    И второй вопрос : Ты действительно думаешь, есть ли у нас основания считать множество православных Русских людей — наших предков, живших на Руси в 17-ом веке такими идиотами или законченными мазохистами , что они ради сущей ерунды, за один «Аз» готовы были идти на лишения , на пытки, готовы были и сами броситься в огонь.

    Александр Робертович писао(а):
    Сектанты из «Белого братства» готовы были даже ВСЕ погибнуть — более десяти тысяч… Глупость человеческая и гордыня — не аргумент.

    Вот такие железобетонные аргументы высказывает Штильмарк. Оказывается 7 веков на Руси православие было сектантским. :smeh:

    Новые «Реформы» определили свою еретическую суть. Вы только вдумайтесь,
    например вместо славянского произношения «Исус» была введена грецизированная калька «Иисус» При этом утверждалось, что старая славянская форма «Исус» является именем «иного Бога» , а не Христа. То есть фактически утверждалось , что вся наша Церковь и все наши святые до Никоновой реформы , молились не Христу, а «иному Богу» Только одним этим безумным актом реформаторы перечеркнули весь дониконовский период нашей истории — объявили войну Русским святым.

    #2117641
    Афоня
    Участник

    Александр Робертович писао(а):
    Сектанты из «Белого братства» готовы были даже ВСЕ погибнуть — более десяти тысяч…

    Бред сивой кобылы. Были единичные случаи самоликвидации и только.

    #2117684
    Винареви
    Участник

    Вот такие железобетонные аргументы высказывает Штильмарк. Оказывается 7 веков на Руси православие было сектантским.

    Штильмарк жид и враг всего русского, т.е. змея подколодная, напялившая на себя личину нац.поЦриота! А от себя скажу, что соловецкие иноки вели себя совсем недостойно ангельского чину и были подобны, справедливости ради сказать, своим, впоследствии, мучителям! Об этом много писано — («Соловецкое сидение» 1667-1676 годов….). Я никоим образом не оправдываю светскую и никонскую власти, однако соловки были могущественнейшим, рабовладельческим государством в государстве и там «веселились» демоны не токмо церковных, но и полит/экономических страстей, т.е. и корыстолюбие, и немилость, низведение единоверцев-соплеменников в скотское состояние, чего не деллаи даже ветхозаветные июдеи! Да и много чего еще мерзкого творилось! :rtfm:

    #2117686
    Сергей_Ка.
    Участник

    При этом можно было бы заметить, что Россия того периода, не смотря на вышеприведенные трагедии, была все же наиболее социально-справедливым, не разобщенным, благополучным государством в сравнении, хоть бы с Европой хоть с Азией. Не было ни такой чудовищной разницы материального благополучия верхов и низов, ни социального угнетения, ни такого уровня безнравственности как у соседей хоть с востока хоть с запада.

    ЗЫ: конечно — раскол был таким масштабным потрясением для общества, которое оно ранее не испытывало. Фактически реформы Петра — это лишь, в какой то мере, отголосок и следствие тех событий.

    #2117688
    Винареви
    Участник

    ни такого уровня безнравственности как у соседей хоть с востока хоть с запада.

    На счет нравственности соглашусь с вами на все 100% в сравнении с востоком/западом. Но развращение клерикалов было вопиющим!

    #2117692
    Комаръ
    Участник

    А от себя скажу, что соловецкие иноки вели себя совсем [B]недостойно[/B] ангельского чину и были подобны, справедливости ради сказать, своим, впоследствии, мучителям! Об этом много писано — («Соловецкое сидение» 1667-1676 годов….).:

    О недостойности соловецких иноков, где можно почитать ?

    #2117694

    Больше скажу, не было бы раскола……и не было бы Штильмаркоф:smile1:

    #2117697
    Винареви
    Участник

    О недостойности соловецких иноков где можно почитать ?

    В интернете, в свое время я был на ваших позициях и многое читал, к сожалению не сохранил … есть исследования историков, приведение счетов (гроссбухов) эконом.выкладки земель(вотчин), рабов, должников и пр. пр. пр. … Ищите и обрящете. Кстати сейчас такая же тенденция что в РПЦ, что в РПсЦ и т.д. Головы что тогда, что ныне все гнилые! Клерикалы владели бОльшими богатствами нежели цари!
    PS. Ну а то, что из пушечки картечью иноки палили по стрельцам, ужли тоже не ведали?

Просмотр 10 сообщений - с 11 по 20 (из 69 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.