Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 79 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1226326
    Комаръ
    Участник

    Впервые в Москве БЫЛИ представлены старообрядческие иконы, так называемые «романовские письма». Увидеть их можно БЫЛО на выставке в Российской академии художеств. Экспонаты, их около ста, из музейных собраний и частных коллекций. Эти исключительной красоты иконы были впервые открыты в дореволюцинное время академиком Николаем Лихачевым. Затем на долгое время забыты, поэтому традиции старообрядческих мастеров до сих пор мало изучены искусствоведами. Рассказывают «Новости культуры».

    Об этих иконах старообрядцев, живших в Романове-Борисоглебске два столетия назад, еще недавно знали только узкие специалисты и опытные коллекционеры. В советское время город переименовали в Тутаев, иконы оказались в музеях, а некоторые на Западе. Про само направление «романовских писем» вспомнили только в 1990-е. Тогда-то и выяснилось, что историки русской иконописи прошли мимо целого явления.

    «Иконы все аналойного размера, небольшие. Это отвечает специфике староверов, которые где-то в скиту, в глуши, в аскезе трудились. И они предназначались чаще всего для молелен, на частные заказы своим собратьям по вере – беспоповцам, поповцам. Но были заказы и для храмов», – поясняет старший научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника Ирина Хохлова.

    Все представленные на выставке иконы датируются рубежом XVIII – XIX веков. Расцвет романовских писем. К этому времени в русскую иконопись уже повсеместно проникло западное влияние. Романовские же иконописцы не отходили от своих канонов: образы создавали по старым прорисям, переходившим из поколения в поколение, имя Иисус на иконах писали с одной буквой И, святых изображали с двоеперстием. Однако, несмотря на это, иконописцы-старообрядцы все же не избежали влияний времени: романовские письма – это сплав ярославской и костромской иконописных школ с элементами барокко и классицизма.

    «Староверы не писали темным по светлому. Они сначала брали самый темный тон, а потом постепенно-постепенно слоями высветляли и последними наносили уже самые светлые места. А современные иконописцы, в том числе и греческие, средний тон берут, часть вытемняют, а часть высветляют. А это принципиальный духовный подход – темным никогда писать по светлому нельзя», – говорит атаман Рогожской казачьей станицы Дмитрий Власов.

    Большую трудность для ученых до сих пор представляет определение авторства. Поэтому среди романовских икон очень много безымянных. Спас – одно из редких исключений. На оборотной стороне сохранилась подпись иконописца Дмитрия Козлинского.

    «Я ее нашел в одной немецкой галерее, она находилась в частном собрании владельца и не была выставлена на продажу. Стоило очень большого труда уговорить его расстаться с ней. Но, увидев такой образ, невозможно было не предпринять усилий, и очень приятно вдвойне, что икона вернулась на родину», – отмечает коллекционер Александр Шаров.

    Романовские иконописцы-старообрядцы часто изображали древних святых, мучеников первых веков христианства. Намекая на гонения, которые сами претерпели за веру. Но многие символы, зашифрованные на иконах, и сегодня понятны лишь посвященным.

    http://tvkultura.ru/article/show/article_id/93645

    #2108757
    diversant186
    Участник

    Вот образцы романовской иконописи.

    [/URL]

    [/URL]

    [/URL]

    [/URL]

    #2108758
    diversant186
    Участник

    И еще.

    [/URL]

    #2108779
    Комаръ
    Участник

    diversant186, неплохо.

    Я смотрю у тебя последняя книга Ирины Хохловой- иконы «Романовских писем » имеется. :smile1:

    Издание шикарное.

    У меня тоже есть такая, подаренная и подписанная самим автором. :smile1:

    #2108783
    diversant186
    Участник

    diversant186, неплохо.

    Я занимался и увлекался историей иконописи, прочитав в детстве книгу Солоухина «Черные доски».

    #2108787
    diversant186
    Участник

    Черные доски — читайть онлайн — http://bookz.ru/authors/solouhin-vladimir/4ernie-d_029/1-4ernie-d_029.html

    #2108789
    diversant186
    Участник

    ….. Мы остановились около иконы, необыкновенной по форме. Это была узкая горизонтальная доска. На ней были нарисованы семеро святых. Огрудные образы, как я сказал бы теперь, шесть лет спустя. В середине, строго в фас, – изображение Иисуса Христа. Справа и слева обращены к нему святые, по трое с каждой стороны. Святые обращены к Христу не только лицами, но даже и ручками, которым несколько тесно на доске.
    – Это называется деисусный чин, – объясняла хозяйка. – Чаще он состоит из многих икон. Каждый святой изображается на отдельной доске. Обратите внимание на полную, сочную зелень фона. Икона писалась на русском севере. Зелень просторного северного леса самая приятная краска для глаз северянина. Этот цвет он сделал основным на иконе. Даже нимбы здесь не золотые, как было бы, если бы икона писалась в царствующей Москве, но тоже нежно-зеленые, мягкие, нежные.
    Обратите внимание на расположение рук. Если проследить их графику слева направо, получается волнистая, очень ритмичная линия, словно уточки покачиваются на волнах. Во всем разлита мягкость, просьба, мольба. Но в этом и состоит смысл иконы….

    #2108801
    Комаръ
    Участник

    Я занимался и увлекался историей иконописи, прочитав в детстве книгу Солоухина «Черные доски».

    «Чёрные доски» это уже классика!
    Настольная книжка любителей и собирателей иконописи. :smile1:

    Диверсант, а можно поподробней, что значит- занимался ?

    И почему в прошедшем времени ?

    ЗЫ. я тоже люблю Русскую икону. Особенно нравится Русский север. :smile1:

    Друг мой Георгий, стихи написал по этому поводу :

    ПРО ИКОНОПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА

    Когда живая сущность хочет кушать,
    Негоже рассуждать от всей души,
    Какая ж в хлебе истинная сущность —
    Ты страждущих насытить поспеши.

    Духовной пищи тоже можно жаждать,
    Но не всегда возможно получить.
    А вот бы утолить её однажды –
    И можно жить, и веру предков чтить.
    ——-
    Теперь о деле. Триста лет, иль боле,
    Прошло с тех пор для русских северян.
    Вольны, как свежий ветер в чистом поле,
    Просты, как в том же поле рос бурьян.

    Добры не ради достиженья цели,
    Но ради славы Господа они
    Работали, рожали, пили, ели,
    Молились, проводя за днями дни.

    А дальше – просто. Чтобы помолиться,
    Икона православному нужна.
    Нужны Святые лики, то есть лица.
    Чтоб сам молился, дети и жена.

    Пока решал Синод судьбу в столице —
    Где как, какой извод важней избрать
    Простому люду надобно молиться —
    Так и возникла богомазов рать.

    Иконы, что на севере писали,
    Живые, как и те, кто создавал —
    Изысканности линий не искали,
    От сердца шло, Господь их к делу звал.

    Вот богомаз – он ловит Веры нити
    Канон, конечно, где-то видел он.
    А вы теперь возьмите, да скажите –
    Неправильно, не соблюдён канон.

    Вопрос серьёзный – тут уж не до басен
    И дела нет, что верой он пылал —
    Не та палитра, стиль совсем не ясен,
    А кто писал? А кто благославлял?…

    Века прошли… сейчас понять едва ли,
    Как люди, сняв традиции мундир,
    В гармонии с природой создавали
    Божественный, наивный, чистый Мир.

    Смотрите, и не думайте измерить
    Деньгами этот дивный дикий сад.
    Тут, если человек захочет верить,
    То нет ему препонов и преград.

    #2108844
    diversant186
    Участник

    Диверсант, а можно поподробней, что значит- занимался ?

    Реставрировал, собирал.
    Просто в то время у меня не было достаточно денег на приобретение старинных икон.
    А мне приносили Праздники, НЕОПАЛИМУЮ КУПИНУ, доски в серебряных окладах, с речным жемчугом и т.д.
    Все это зачастую стоило в р-не 3 тысяч или полмашины.
    А у меня тогда не было денег выкупить хоть часть.
    Было много знакомых богатых коллекционеров и художников, которые мне много рассказывали, показывали и учили.
    Иконы Палехские, но они считались новоделом, ведь Палех писал только начиная с 17 века.
    Видел и держал в руках византийские доски, на первый взгляд с очень примитивными рисунками , но редко это было.
    По деревням не ездил и бабушек не обманывал.

    #2108859
    Комаръ
    Участник

    Реставрировал,
    Иконы Палехские, но они считались новоделом, ведь Палех писал только начиная с 17 века.

    Найти хорошего реставратора трудное дело. Я троих сменил, пока один известный питерский коллекционер иконописи не познакомил с Мастером.

    Про «новодельный» Палех в первые слышу. Школьное письмо всегда ценилось.

    Сегодня большая удача найти икону 17 -ого века без реставрации, натуру. ( раскрытую от записи)

    Да и 18-ый век уже не часто увидишь.

Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 79 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.