"Романовская" икона.

Просмотр 10 сообщений - с 41 по 50 (из 79 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #2134569
    Анатолий
    Участник

    Кто может «расшифровать» орнамент ?

    давай колись уже,тут нет иконописцев.

    #2134576
    Комаръ
    Участник

    Анатолий, дело в том, что иконопись тут даже и не причём.

    Ладно, не буду томить, все знают, что знания чаще всего сокрыты в символах, вот наглядный пример, короче вот, что у меня получилось написать по этой иконе:

    Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Рубеж 18-19х веков. Русский Север.
    Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. Размер иконы 33,5х26,5 см. Иконная доска имела две врезные шпонки ( утеряны)

    Икона привезена из Вологды, вероятно там и «родилась» с таким скромным, самобытным характером и славянской мудростью.
    Цветовое решение иконы скудное, не гонимое ветром перемен и страстным желанием, что либо улучшить и приукрасить.
    Здесь просматриваются и чувствуются вековые знания народной глубинной памяти, которая ориентированна больше даже не на богословие в красках, а на внутреннее зрение и родовую славянскую память — жить в ладу с природой .
    Подтекст богомаза заметен через его духовный настрой в деталях — древней символики, которая присутствует на четырёх углах иконы. Я думаю, что художник не просто украсил икону случайным примитивным узором, геометрическим рисунком , а именно написал идеограмму поля и квадраты с точками-семенами, а также идеограмму солнца в виде диска- восход и закат. И даже цветочки в виде колосков- знак возрождения… в виде криниц (ростков) прямые аналогии с берегинями (рожаницами) говорят о далёких славянских наших корнях. :smile1:

    Художник распределил элементы ромбо-точечного орнамента по «всем четырем сторонам» : ведь для земледельца эти четыре направления были не только сторонами света — полуднем, полночью, заходом и восходом, но и сторонами его прямоугольного поля.

    Простейшая композиция «решётка» состоящая из ромбов и квадратов с точкой в середине — это символ засеянного хлебного поля у славян.
    Такой «шашечный ромб» является одним из изученных в научной литературе Б.А. Рыбаковым, А.К. Амброзом, В.И. Бибиковой.

    Вот например, что пишет про славянский древнейший религиозный символ плодородия — «засеянное поле» в своей научной публикации академик Борис Александрович Рыбаков «Язычество древних славян»:

    «На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем эту композицию «ромбо-точечной». Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами.

    Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «рожаницы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности.

    Большой интерес представляет запись этнографа В. В. Богданова о том, как применялась ромбо-точечная схема в Белоруссии в XIX в. При постройке новой избы (что являлось естественным продолжением образования новой семьи) глава семьи должен был освятить участок земли, отведенный под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре малых квадрата. Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся «на все четыре стороны» и приносил с четырех полей по большому камню. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После этого земля будущей усадьбы считалась освященной. Белорусский крестьянин освящал свою землю той самой ромбо-точечной композицией, которую девушки вышивали на своей свадебной одежде.

    На эмалевых и черневых изображениях Бориса и Глеба XII – XIII вв. мы видим то «крины» – символы первых всходов, первых ростков, то сетку из небольших квадратов с точкой внутри каждого. Не было ли это символическим изображением поля с семенами?

    На земледельческом энеолите завершается ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее IV тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой»

    ЗЫ. Вытекает неразрывная связь языческой Руси и христианским восприятием мира. Эта икона прекрасный тому пример, как русская семья не утратила связь своих предков и из поколения в поколение занималась землепашеством.

    ЗЫЫ. Икона думаю была подарена родственниками на свадьбу молодым. :smile1:

    ЗЫЫ. Марго, не стал писать в личку. Вот такая русская атрибуция. :smile1:

    #2134580
    Афоня
    Участник

    ЗЫ. Вытекает неразрывная связь языческой Руси и христианским восприятием мира.

    Несколько всё наборот.

    #2134582
    Комаръ
    Участник

    Несколько всё наборот.

    Давай исправляй атрибуцию, как должно быть ?

    #2134583
    Афоня
    Участник

    Давай исправляй атрибуцию, как должно быть ?

    Христианство много чего из язычества взяло. Пример первый-чин изгнания злых духов ввёл в христианство волхв из Карфагена Киприан, впоследствии ставший в силу ряда причин епископом. Вас всех надо учить всему с ноля.

    #2134585
    Анатолий
    Участник

    Пример первый-чин изгнания злых духов ввёл в христианство волхв из Карфагена Киприан, впоследствии ставший в силу ряда причин епископом. Вас всех надо учить всему с ноля

    Если ты знаешь житие Киприана,то должен помнить,что он по просьбе знатного юноши,хотел охмурить для него с помощью бесов юную Иустину,но видя пламенную веру девушки(которую не смогли совратить и прельстить даже черти),сам стал христианином. Оба они кстати были умучены.

    #2134586
    Комаръ
    Участник

    Христианство много чего из язычества взяло. Пример первый-чин изгнания злых духов ввёл в христианство волхв из Карфагена Киприан, впоследствии ставший в силу ряда причин епископом. Вас всех надо учить всему с ноля.

    Давай не будем так широко шагать. :eek1: Я просил в моей атрибуции по данной иконе исправить неточности.

    ЗЫ. Да и знать всё, впрочем как и начинать всё с нуля- планка непосильная.

    Афоня, ты как знаток языческой Руси, ведь тоже не знал распространённого символа «засеянное поле» :smile1:

    #2134588
    Афоня
    Участник
    #2134589
    Афоня
    Участник

    «засеянное поле»

    :smile1:

    #2134590
    Афоня
    Участник

    Если ты знаешь житие Киприана,то должен помнить,что он по просьбе знатного юноши,хотел охмурить для него с помощью бесов юную Иустину,но видя пламенную веру девушки(которую не смогли совратить и прельстить даже черти),сам стал христианином. Оба они кстати были умучены.

    Если выкинуть поповские прибавки и сочинения на тему лав стори и обязательной казни, то остальное достаточно верно.

Просмотр 10 сообщений - с 41 по 50 (из 79 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.